Тренировка по мнемотехники на развитие внимания и памяти
консультация по коррекционной педагогике на тему

Нилова Наталья Михайловна

Тренировка по мнемотехники на развитие внимания и памяти

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

2 слайд

Внимание — это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (своеобразного фильтра), то наш мозг не смог бы избежать перегрузки.

Внимание обычно не считают особым психическим процессом, как восприятие, память, мышление. Зато оно обеспечивает успешную и четкую работу нашего сознания. Каждый познавательный процесс есть единство образа и деятельности. Внимание своего особого содержания не имеет, оно проявляется внутри восприятия, мышления. Оно- сторона всех познавательных процессов сознания, и при том та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект.

Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.

  • Маленький объем внимания — это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме.
  • Недостаточная концентрация и устойчивость внимания — ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.
  • Недостаточная избирательность внимания — ребенок не может сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.
  • Плохо развитая переключаемостью внимания — ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой.  
  • Плохо развитая способность распределения внимания — неумение эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел.
  • Недостаточная произвольность внимания — ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию.

Подобные недостатки не могут быть устранены фрагментарно включаемыми «упражнениями на внимание» в процессе занятий с ребенком и требуют, как показывают исследования, для их преодоления специально организованной работы.

Такая работа должна вестись по двум направлениям:

1. Использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение.

2. Использование упражнений, на основе которых формируется внимательность как свойство личности. Обычно причина глобальной невнимательности заключается в ориентации детей на общий смысл текста, фразы, слова, арифметической задачи или выражения — дети схватывают этот смысл и, довольствуясь им, «пренебрегают частностями». В связи с этим главная задача таких занятий: преодоление этого глобального восприятия, попытка научить воспринимать содержание с учетом элементов на фоне смысла целого. 

Чтобы справиться с этими проблемами, очень важно привить ребенку навык запоминания и логического мышления. Первостепенной задачей является преобразование запоминания из непроизвольного в осознанный и целенаправленный процесс.

В своей работе я очень много внимания уделяю работе над развитием памяти ребенка с помощью технологий мнемотехники. Мнемотехника облегчает процесс  запоминания и расширяет объем памяти ребенка за счет построения логических цепочек.

3 слайд

Мнемотехника + интеллектуальное и творческое развитие детей  является программой, которая позволяет общаться с мозгом на его языке, т.е. языке образов. И “секрет” мнемотехники прост и всем известен – это ассоциация, т.е. связь нескольких образов. Вспомнив один образ (или увидев конкретный предмет), вы непременно вспомните и все остальные образы! Нужно только научиться представлять образы и соединять их искусственной ассоциацией. Легче всего это получается у детей! Вот и весь “секрет”-чем раньше, тем полезнее!

Мнемотехника известна с давних времен и насчитывает как минимум две тысячи лет. Одни говорят, что оно было известно на востоке, другие “изобретателем” этого искусства считают греческого поэта – Симонида (460г.до н.э.) В чем же “секрет” мнемотехники?

 4 слайд

Мнемотехника работает следующим образом:

  • берутся абстрактные данные;
  • между ними создаются связи – происходит кодирование;
  • запоминание, повторение в удобной форме;
  • декодирование, расшифровка;
  • воспроизведение нужных данных, которые надо было запомнить.

5 слайд

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ МНЕМОТЕХНИКИ Мнемотехнику активно используют при обучении детей.  Например, одна из самых известных фраз для изучения последовательности в спектре цветов — «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Именно она помогает безошибочно сказать, как «устроена» радуга. Роль методики в развитии детей: помогает быстро и надолго запоминать информацию; улучшает память и внимательность; развивает речь, расширяет словарный запас и кругозор, учит правильно произносить звуки и слова; формирует логическое и образное мышление; совершенствует воображение, интеллектуальные и творческие способности; воспитывает характер, учит общительности, помогает преодолеть замкнутость и стеснительность. Недостатков у мнемотехники при правильном использовании крайне мало. На начальном этапе применения у детей маленький словарный запас, поэтому им бывает сложно работать по такой методике. Не нужно злоупотреблять методом и использовать его в том случае, когда понять свойства и запомнить признаки слишком легко, — это тормозит развитие ребенка. Иногда воспользоваться методикой не получается. Для разностороннего развития необходимо учить ребенка и механическому заучиванию информации, такой навык также пригодится в будущем. Мозг человека состоит из двух полушарий. Левое отвечает за логику и речь, а правое помогает воспринимать различные цвета, формировать образы с помощью воображения. При использовании приемов мнемотехники активируются одновременно обе половины. В результате этого мыслительные процессы приносят максимальную пользу в виде усвоенных знаний.

6 слайд

С КАКОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗУЮТ? Обучение детей с помощью мнемотехники можно начинать с самого раннего возраста. Знакомство с упражнениями для детей начинается с простых приемов. Сначала используют мнемоквадраты, познакомить с которыми можно малышей в трехлетнем возрасте. На первых занятиях дети изучают несложные изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание или простую фразу. Можно помещать в квадрат картинки и разучивать стихотворения с движениями. Позже, в 4-5 лет, малыши знакомятся с мнемодорожками — систематизированными картинками из четырех рисунков. С помощью таких изображений формируется понятие о последовательностях. Благодаря групповым иллюстрациям можно легко рассказать небольшой рассказ, запомнить этапы мытья рук, процесс одевания или умывания. С детьми 6-7 лет начинают изучать мнемотаблицы, которые позволяют выполнять более сложные действия: пересказывать различные произведения; заучивать стихотворения и сложные слова; отгадывать и загадывать загадки; находить к словам рифмы; придумывать сказки или рассказы; распределять предметы в группы по определенным признакам; изучать числа; знакомиться с основными правилами безопасности жизнедеятельности и поведения в различных местах, способами самообслуживания. Дети учатся правильно и красиво излагать свои мысли, использовать в речи новые слова. Происходит развитие внимания и сообразительности, улучшается способность выделять главное и сравнивать.

7 слайд

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ Достичь результатов во время занятий по мнемотехнике можно, если соблюдать основные правила использования методики. Последовательность. Нельзя начинать занятия со сложных заданий. Сначала работают с мнемоквадратами, единичными изображениями, затем с мнемодорожками и мнемотаблицами. Нормирование. Детям не показывают больше двух таблиц в день, а количество изображений в каждом блоке должно быть не более 9 штук. Слишком большое количество информации ребенку сложно усвоить, поэтому занятия будут неэффективными. Красочность. Картинки должны заинтересовать ребенка своим внешним видом. Используют яркие цвета, сочные и выразительные изображения. Таблицы в черно-белой гамме не смогут привлечь внимание детей и оказать нужное воздействие, их можно применять только для ребят старшего дошкольного возраста. Эмоциональность. Дети должны чувствовать позитивную энергетику таких занятий. Разнообразие. Картинки или серии изображений для одного занятия должны быть на разные темы. К однотипным тренировкам ребята быстро потеряют интерес. Также желательно подбирать таблицы, которые требуют разных действий. Например, первые рисунки помогают запомнить последовательность приема пищи, а следующая группа — рассказать о том, как передвигаются насекомые. Никаких принудительных мер: просто игра. Проводить занятия можно только тогда, когда дети с удовольствием и интересом вовлекаются в процесс. Все должно происходить в игровой форме. Если внимание малышей угасает, лучше прекратить урок и продолжить в другое время. Достаточно придерживаться этих простых принципов, чтобы достичь максимальных результатов в обучении. 

практика

Что легче запомнить – 20 случайных слов или смешной анекдот? Ответ очевиден.

Суть метода заключается в том, что вы должны составить из данных вам слов историю. Она может быть странной, нереальной, фантастической или откровенно абсурдной. Тем лучше.

Даны слова: почтальон, тигр, кукуруза, оса, река, сковорода, крестоносец, диван, мармелад, араб, борщ, зубная щетка, дождь, тюльпан, пепел, удача.  Сколько времени уйдет у вас на запоминание обычной зубрежкой?

А теперь придумаем историю (не забывайте визуализировать!) для этих слов:

Почтальон Печкин верхом на тигре скачет через кукурузное поле. Печкин в страхе (обязательно добавляйте эмоции в свою историю! сопереживайте своим героям, можно даже придумывать короткие реплики) обернулся назад – за ним гнались разъяренные осы. Вдруг он натыкается на реку. «Что делать!? – крикнул в пустоту бедный почтальон.  – Моста нет!». Но, к счастью, поблизости вместо моста была огромная сковорода. Печкин, подгоняя тигра, пробежал по ней. На другом берегу реки крестоносцы уже строили баррикады из диванов и как только осы стали приближаться, крестоносцы стали сбивать их меткими бросками мармелада. Печкин подбежал к старому арабу – получателю посылки и передал ему коробку. В ней оказалась тарелка ярко-красного борща, в которой вместо ложки лежалазубная щетка. Неожиданно пошел дождь. Все подняли головы вверх, мармелад больше не летел в противника. Сначала падали самые обычные капли воды, но потом из грозового облака начали сыпаться тюльпаны. Тысячи тюльпанов медленно опускались и как только касались земли, тут же превращались в пепел. Удивительно, но из образовавшейся золы получался отчетливый рисунок лошадиной подковы (образ для слова «удача»).

Это не самый эффективный метод в арсенале мнемониста (200 слов я бы этим способом не стал запоминать)  

Прием привязки к хорошо знакомой информации, находящейся в памяти. Новые запоминаемые сведения могут состоять из элементов хорошо знакомой информации. Примерами хорошо знакомой информации могут быть: 1917 год, 1941 год, 1812 и 1861 гг., ваше собственное имя и название улицы, на которой вы живете, ваш телефонный номер, и надпись SONY на телевизоре. Новая информация, состоящая из элементов хорошо знакомых сведений, легко запоминается. Так, легко запомнить телефонный номер 917-41-45. Он сразу вызывает у вас в памяти известные исторические события. Например, в числе 859314 выделить 85- год рождения брата, 314- первые цифры числа "пи" и т.д.

 

 

Управление образования Администрации городского округа Клин

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

ДЕТСКИЙ САД № 38 «ИВУШКА»

Тренировка по мнемотехники на развитие внимания и памяти

        Из опыпа работы

Н,М, Нилова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода мнемотехники для развития внимания, памяти и мышления у детей с ОНР

В последнее время все чаще встречаются дети со сложной структурой речевого дефекта - общим недоразвитием речи на фоне дизартрии. Дизартрия связана с органическим поражением центральной и периферическо...

Опыт применения мнемотехники для развития внимания и памяти детей дошкольного возраста

Статья, в которой описан опыт применения методических разработок мнемотехники и то, как стоит работать с детьми на протяжении нескольких лет для полнейшего развития интеллектуальных способностей ребен...

Игры и игровые упражнения, направленные на развитие внимания и памяти детей с задержкой психического развития.

Консультация для родителей "Игры и упражнения на развитие внимания и памяти"...

Тренировка по мнемотехники на развитие внимания и памяти

Тренировка по мнемотехники на развитие внимания и памяти...

Мастер класс для родителей "Использование мнемотехники для развития у детей памяти, внимания и мышления"

Даный материал представлен в виде конспекта проведения мастер класса для родителей детей старшего дошкольного возраста. В мастер классе используется презентация "Мнемотехника для детей", кот...