Двигательная активность как фактор социальной адаптации детей с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике на тему
Образования всех без исключения детей дошкольного возраста является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации и эффективной самореализации в различных видах деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dvigatelnaya_aktivnost_kak_faktor_sotsialnoy_adaptatsii_detey_s_ovz.docx | 22.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Двигательная активность
как фактор социальной адаптации детей с ОВЗ
Образованию сегодня отводится роль гуманистической среды. Одной из основных проблем, которая сегодня волнует всё педагогическое сообщество, является инклюзивное образование. Необходимо помнить, что инклюзия влечет за собой изменения и модификации в содержании, подходах, структурах, стратегиях и предполагает много вариантов, а не только одну модель. Вопрос не в том, как интегрировать в основную систему образования отдельных воспитанников, а в том, как трансформировать систему, чтобы она отвечала разнообразным потребностям всех воспитанников. Еще Л.С. Выготский в рамках культурно-исторической концепции развития утверждал, что источник развития лежит не внутри, а вне субъекта, в продуктах материальной и духовной культуры, которая раскрывается ребенку взрослым в процессе общения [2]. Люди формируются и проявляются в жизни и в деятельности. При это ребенок формируется как носитель сознания на уровнях бытия и рефлексии, которые складываются из предметно-практической деятельности, мира представлений, воображения, культурных символов и знаков [5].
Таким образом, получение образования всех без исключения детей дошкольного возраста является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации и эффективной самореализации в различных видах деятельности.
С появлением в нашем ДОУ детей с ОВЗ перед педагогами ставится новая цель:
- Стремиться к формированию познавательной мотивации, создавая комфортную образовательную среду для всех воспитанников
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, содержание коррекционной работы разрабатывается образовательной организацией с учетом особенностей развития и специфических образовательных потребностей детей с целью обеспечения квалифицированной коррекции имеющихся у них нарушений и разностороннего развития с учетом возрастных, типологических и индивидуальных особенностей.
Следовательно, организация коррекционной работы является важнейшим условием преодоления или ослабления недостатков в психическом и физическом развитии детей[4].
Известно, что успешным обучение бывает тогда, когда в ДОУ рядом с ребенком внимательные, неравнодушные творческие педагоги. А если педагоги тесно взаимодействуют между собой, это позитивно сказывается на развитии ребенка. Например, тесное взаимодействие между учителем-логопедом и инструктором по физической культуре.
Тем самым, в процессе сотрудничество специалистов можно реализовать следующие задачи развития ребенка с ОВЗ:
- Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей
- Значительное расширение коррекционно-образовательных возможностей воспитания детей за счет средств физической культуры;
- Развитие коммуникативных навыков;
- Тесное сотрудничество с семьями воспитанников.
В нашем дошкольном учреждении сложилась эффективная система психолого-педагогических средств коррекционно-воспитательной работы с дошкольниками:
- Охранительный педагогический режим;
- Игра и другие виды детский деятельности (предметная, конструктивная, лепка, рисование, аппликация, музыкальная, физическая, элементарная трудовая);
- Коррекционная направленность обучения (индивидуализация и дифференциация обучения, наглядность, повторность в обучении, структурная простота содержания обучения);
- Логопедическое сопровождение ребенка;
- Психологическое сопровождение развития ребенка;
- Коррекционная работа на специальных занятиях по ЛФК;
- Совместная двигательно-игровая и творческая деятельность родителей и детей.
ФГОС дошкольного образования предусматривает проведение в течении учебного года три среза обследования: первый- в его начале, второй- в середине, третий- в конце.
Содержание психолого-педагогического обследования самым тесным образом связано с содержанием и условиями образовательной деятельности воспитанников группы и позволяет обеспечить выявление:
- особенностей физического развития ребенка (антропометрические показатели, двигательное развитие);
- особенностей психического развития ребенка (познавательной и эмоционально-волевой сферы);
- особенностей владения ребенком доступными ему видами деятельности (игра, конструирование, рисование, лепка, аппликация, элементарный труд, музыкальная деятельность, физическая деятельность);
- осведомленности ребенка, в том числе, сформированность знаний о себе и окружающем мире, элементарных математических представлений;
- условия воспитания ребенка в семье;
- особенностей социального взаимодействия со взрослыми и сверстниками [4].
Первичное изучение ребенка с проблемами в развитии в начале учебного года является очень трудоемким и сопровождается значительными трудностями. Его трудоемкость объясняется необходимостью получения полной и целостной информации об уровне и возможностях развития ребенка. Трудности в проведении обследования обусловлены, прежде всего, тем, что оно совпадает с периодом адаптации детей. Особенно наглядно проявляется у детей младшего и среднего дошкольного возраста, а также у детей с выраженными и множественными нарушениями в развитии. Состояния тревожности, страхи, эмоциональная неуравновешенность и т.п., часто сопровождающие процесс адаптации, не позволяют ребенку показать свои истинные возможности. В связи с этим начало психолого-педагогического обследования требует особенно внимательного отношения всех специалистов к каждому ребенку [3].
За период пребывания ребенка в дошкольном учреждении накапливается большое количество информации, которая позволяет объективно оценить динамику его развития и на этой основе сформулировать обоснованные рекомендации по дальнейшему выбору оптимальной образовательной программы.
В своей совместной деятельности мы взяли за основу физическое воспитание. Физическое воспитание детей с ОВЗ – одно из важных направлений коррекционно-педагогической работы, которое обеспечивает всестороннее развитие ребенка.
Нами были приняты во внимание научные исследования следующих авторов: В.П. Дудьева о том, что двигательная активность способствует повышению умственной работоспособности, речевому развитию, полноценному формированию произвольных движений и действий, лежащих в основе двигательного поведения человека, Л.А. Таллера, в которых установлена взаимозависимость двигательной активности и развития речи. Л.А. Таллер в своих практических наблюдениях сделал вывод, что дети, которые получали возможность дополнительно интенсивно двигаться, говорили и запоминали лучше, чем их сверстники.
В работах видных психологов (А.В. Запорожец, Л.С. Выготский, Т.Н. Марченко, М.М. Кузнецова др.) показано наличие прямой корреляционной связи между характером двигательной активности и проявлениями восприятия, памяти, мышления и эмоции у детей. Поэтому прогресс в развитии движений (двигательного анализатора) в большей мере определяет прогресс развития функций мозга человека.
Чем раньше начата с ребенком работа по формированию у него двигательной сферы, тем меньше вероятность возникновения отклонений в его моторике и тем более благотворно скажется влияние двигательных функций на его психофизическое развитие.
Снижение двигательной активности- гипокинезия рассматривается, в настоящее время как важнейший фактор риска многих заболеваний. Экспериментальными и клиническими исследованиями установлено, что ограничение подвижности вызывает неблагоприятные изменения во всех органах и системах организма. Все это обусловливает необходимость разработки практических мер по профилактике и преодолению гипокинезии. Важнейшей из них является стимулирование двигательной активности[1]. Считают, что в дошкольном возрасте объем двигательной активности детерминируется в основном биологически- соответственно особенностям генетического кода, а в школьном возрасте и у взрослых преимущество получают социальные факторы.
У человека непроизвольная потребность в движении сохраняется до 12 лет. Это значит, что взрослый человек, как правило, не замечает своей далеко недостаточной двигательной активности. Поэтому, пока не начались неблагоприятные отклонения в состоянии здоровья, человек не чувствует отрицательного влияния гиподинамии.
Возрастной интервал 4- 12 лет наиболее благоприятен для закладки практически всех физических и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности человека..
Надежной и простой характеристикой благополучия плода является его двигательная активность. Установлено, что снижение частоты шевелений во внутриутробный период можно рассматривать как угрозу жизни для плода. (О.Г. Фролова, Е.И. Николаева 1987 год).
Дети с ОВЗ независимо от степени и глубины патологических нарушений при грамотной организации занятий могут получать удовольствие от общения и добиваться успехов в физическом и психомоторном развитии.
Исходя из вышесказанного, предлагаем сделать акцент на организованной ДА, изменить ее качественный уровень.
Формы организации ДА в образовательной деятельности:
- Физкультминутки с выраженной амплитудой движений «ракета», «самолет», «мельница», «насос»;
- Пальчиковые игры, массаж рук;
- Дыхательные физкультминутки;
- «Озвученные движения».
Подводя итоги, стоит отметить, что для социализации ребенка с ОВЗ важно:
- Взаимосвязь педагогов, родителей и детей
- Тесное взаимодействие между педагогами
- Создание комфортной образовательной среды
- Формирование у детей внутренней потребности в двигательной активности.
- Проведение занятий в режиме периодической смены позы «сидя» на – «стоя».
Литература:
- Голубева Г. Н. Формирование активного двигательного режима ребенка (до 6 лет) средствами физического воспитания в основные периоды адаптации к условиям среды: дис… док. Пед. Наук. – Малаховка, 2008. - 294
- Выготский Л.С. Проблема празвития в структурной психолгии. Основы психологического развития. – М., 1934
- Зарин А. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка с проблемами в развитии: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2015. – 320 с.
- Зарин А., Алексеева А.В., Петрова Л.С. Некоторые аспекты коррекционно- воспитательной работы с детьми с интеллектуальной недостаточности в контексте введения ФГОС дошкольного образования // Территория детства ребенка с особыми образовательными потребностями: Материалы XXII Международной конференции «Ребенок в современном мире. Территория детства». – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. – С.138 – 143.
- Психология сознания / Сост. И общая редакция Л.В. Куликова. – СПб.: Питер, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер-класс для педагогов ДОУ Речевая коррекция, как фактор успешной социальной адаптации детей
На сегодняшний день в арсенале педагогов ДОУ имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. С некоторыми из них я и хочу вас поз...
"Двигательная активность как фактор укрепления здоровья дошкольников"
Консультационный материал для родителей....
Двигательная активность как фактор укрепления здоровья дошкольников и неотъемлемая часть в подготовки детей к обучению в школе
В данной презентации раскрыты основные аспекты моей многолетней работы по теме: "Двигательная активность детей, как фактор укрепления здоровья"...
Информация для родителей старших дошкольников "Двигательная активность как фактор укрепления здоровья детей"
Информация для родителей старших дошкольников...
Методическая система «Двигательная активность как фактор познавательного развития детей дошкольного возраста»
Цель моей системы: Развивать познавательные способности дошкольников путем оптимизации двигательной активности...
Презентация методической системы «Двигательная активность как фактор познавательного развития детей дошкольного возраста»
Для педагогов...
Двигательная активность как фактор, направленный на охрану и укрепление здоровья детей в ДОО.
В статье раскрываются разнообразные формы двигательной активности в дошкольном учреждении....