Двигательная активность как фактор социальной адаптации детей с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике на тему

Образования всех без исключения детей дошкольного возраста является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации и эффективной самореализации в различных видах деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Двигательная активность

 как фактор социальной адаптации детей с ОВЗ

Образованию сегодня отводится роль гуманистической среды. Одной из основных проблем, которая сегодня волнует всё педагогическое сообщество, является инклюзивное образование. Необходимо помнить, что инклюзия влечет за собой изменения и модификации в содержании, подходах, структурах, стратегиях и предполагает много вариантов, а не только одну модель. Вопрос не в том, как интегрировать в основную систему образования отдельных воспитанников, а в том, как трансформировать систему, чтобы она отвечала разнообразным потребностям всех воспитанников. Еще Л.С. Выготский в рамках культурно-исторической концепции развития утверждал, что источник развития лежит не внутри, а вне субъекта, в продуктах материальной и духовной культуры, которая раскрывается ребенку взрослым в процессе общения [2]. Люди формируются и проявляются в жизни и в деятельности. При это ребенок формируется как носитель сознания на уровнях бытия и рефлексии, которые складываются из предметно-практической деятельности, мира представлений, воображения, культурных символов и знаков [5].

Таким образом, получение образования всех без исключения детей дошкольного возраста является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации и эффективной самореализации в различных видах деятельности.

С появлением в нашем ДОУ детей с ОВЗ перед педагогами ставится новая цель:

  • Стремиться к формированию познавательной мотивации, создавая комфортную образовательную среду для всех воспитанников

   В соответствии с ФГОС дошкольного образования, содержание коррекционной работы разрабатывается образовательной организацией с учетом особенностей развития и специфических образовательных потребностей детей с целью обеспечения квалифицированной коррекции имеющихся у них нарушений   и разностороннего развития с учетом возрастных, типологических и индивидуальных особенностей.

Следовательно, организация коррекционной работы является важнейшим условием преодоления или ослабления недостатков в психическом и физическом развитии детей[4].

Известно, что успешным обучение бывает тогда, когда в ДОУ рядом с ребенком внимательные, неравнодушные творческие педагоги. А если педагоги тесно взаимодействуют между собой, это позитивно сказывается на развитии ребенка. Например, тесное взаимодействие между учителем-логопедом и инструктором по физической культуре.

Тем самым, в процессе сотрудничество специалистов можно реализовать следующие задачи развития ребенка с ОВЗ:

  • Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей
  •  Значительное расширение коррекционно-образовательных возможностей воспитания детей за счет средств физической культуры;
  • Развитие коммуникативных навыков;
  • Тесное сотрудничество с семьями воспитанников.

В нашем дошкольном учреждении сложилась эффективная система психолого-педагогических средств коррекционно-воспитательной работы с дошкольниками:

  1. Охранительный педагогический режим;
  2. Игра и другие виды детский деятельности (предметная, конструктивная, лепка, рисование, аппликация, музыкальная, физическая, элементарная трудовая);
  3. Коррекционная направленность обучения (индивидуализация и дифференциация обучения, наглядность, повторность в обучении, структурная простота содержания обучения);
  4. Логопедическое сопровождение ребенка;
  5. Психологическое сопровождение развития ребенка;
  6. Коррекционная работа на специальных занятиях по ЛФК;
  7. Совместная двигательно-игровая и творческая деятельность родителей и детей.

ФГОС дошкольного образования предусматривает проведение в течении учебного года три среза обследования: первый- в его начале, второй- в середине, третий- в конце.

Содержание психолого-педагогического обследования самым тесным образом связано с содержанием и условиями образовательной деятельности воспитанников группы и позволяет обеспечить выявление:

  • особенностей физического развития ребенка (антропометрические показатели, двигательное развитие);
  • особенностей психического развития ребенка (познавательной и эмоционально-волевой сферы);
  •  особенностей владения ребенком доступными ему видами деятельности (игра, конструирование, рисование, лепка, аппликация, элементарный труд, музыкальная деятельность, физическая деятельность);
  • осведомленности ребенка, в том числе, сформированность знаний о себе и окружающем мире, элементарных математических представлений;
  •  условия воспитания ребенка в семье;
  • особенностей социального взаимодействия со взрослыми и сверстниками [4].                                                                                                                  

Первичное изучение ребенка с проблемами в развитии в начале учебного года является очень трудоемким и сопровождается значительными трудностями. Его трудоемкость объясняется необходимостью получения полной и целостной информации об уровне и возможностях развития ребенка. Трудности в проведении обследования обусловлены, прежде всего, тем, что оно совпадает с периодом адаптации детей. Особенно наглядно проявляется у детей младшего и среднего дошкольного возраста, а также у детей с выраженными и множественными нарушениями в развитии. Состояния тревожности, страхи, эмоциональная неуравновешенность и т.п., часто сопровождающие процесс адаптации, не позволяют ребенку показать свои истинные возможности. В связи с этим начало психолого-педагогического обследования требует особенно внимательного отношения всех специалистов к каждому ребенку [3].

За период пребывания ребенка в дошкольном учреждении накапливается большое количество информации, которая позволяет объективно оценить динамику его развития и на этой основе сформулировать обоснованные рекомендации по дальнейшему выбору оптимальной образовательной программы.

 В своей совместной деятельности мы взяли за основу физическое воспитание. Физическое воспитание детей с ОВЗ – одно из важных направлений коррекционно-педагогической работы, которое обеспечивает всестороннее развитие ребенка.

 Нами были приняты во внимание научные исследования следующих авторов: В.П. Дудьева о том, что двигательная активность способствует повышению умственной работоспособности, речевому развитию, полноценному формированию произвольных движений и действий, лежащих в основе двигательного поведения человека,  Л.А. Таллера, в которых установлена взаимозависимость двигательной активности и развития речи.  Л.А. Таллер в своих практических наблюдениях сделал вывод, что дети, которые получали возможность дополнительно интенсивно двигаться, говорили и запоминали лучше, чем их сверстники.

  В работах видных психологов (А.В. Запорожец, Л.С. Выготский, Т.Н. Марченко, М.М. Кузнецова  др.) показано наличие прямой корреляционной связи между характером двигательной активности и проявлениями восприятия, памяти, мышления и эмоции у детей. Поэтому  прогресс в развитии движений (двигательного анализатора) в большей мере определяет прогресс развития функций мозга человека.

Чем раньше начата с ребенком работа по формированию у него двигательной сферы, тем меньше вероятность возникновения отклонений в его моторике и тем более благотворно скажется влияние двигательных функций на его психофизическое развитие.

Снижение двигательной активности- гипокинезия рассматривается, в настоящее время как важнейший фактор риска многих заболеваний. Экспериментальными и клиническими исследованиями установлено, что ограничение подвижности вызывает неблагоприятные изменения во всех органах и системах организма. Все это обусловливает необходимость разработки практических мер по профилактике и преодолению гипокинезии. Важнейшей из них является стимулирование двигательной активности[1].                                         Считают, что в дошкольном возрасте объем двигательной активности детерминируется в основном биологически- соответственно особенностям генетического кода, а в школьном возрасте и у взрослых преимущество получают социальные факторы.

У человека непроизвольная потребность в движении сохраняется до 12 лет. Это значит, что взрослый человек, как правило, не замечает своей далеко недостаточной двигательной активности. Поэтому, пока не начались неблагоприятные отклонения в состоянии здоровья, человек не чувствует отрицательного влияния гиподинамии.

Возрастной интервал 4- 12 лет наиболее благоприятен для закладки практически всех физических и координационных   способностей, реализуемых в двигательной активности человека..

Надежной и простой характеристикой благополучия плода является его двигательная активность.  Установлено, что снижение частоты шевелений во внутриутробный период можно рассматривать как угрозу жизни для плода. (О.Г. Фролова, Е.И. Николаева 1987 год).                                                

 Дети с ОВЗ независимо от степени и глубины патологических нарушений при грамотной организации занятий могут получать удовольствие от общения и добиваться успехов в физическом и психомоторном развитии.

Исходя из вышесказанного, предлагаем сделать акцент на организованной ДА, изменить ее качественный уровень.

Формы организации ДА в образовательной деятельности:

  1. Физкультминутки с выраженной амплитудой движений «ракета», «самолет», «мельница», «насос»;
  2. Пальчиковые игры, массаж рук;
  3. Дыхательные физкультминутки;
  4. «Озвученные движения».

Подводя итоги, стоит отметить, что для социализации ребенка с ОВЗ важно:

  1. Взаимосвязь педагогов, родителей и детей
  2. Тесное взаимодействие между педагогами
  3. Создание комфортной образовательной среды
  4. Формирование у детей внутренней потребности в двигательной активности.
  5. Проведение занятий в режиме периодической смены позы «сидя» на – «стоя».

                       Литература:

  1. Голубева Г. Н. Формирование активного двигательного режима ребенка (до 6 лет) средствами физического воспитания в основные периоды адаптации к условиям среды: дис… док. Пед. Наук. – Малаховка, 2008. - 294
  2. Выготский Л.С. Проблема празвития в структурной психолгии. Основы психологического развития. – М., 1934
  3. Зарин А. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка с проблемами в развитии: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2015. – 320 с.
  4. Зарин А., Алексеева А.В., Петрова Л.С. Некоторые аспекты коррекционно- воспитательной работы с детьми с интеллектуальной недостаточности в контексте введения ФГОС дошкольного образования // Территория детства ребенка с особыми образовательными потребностями: Материалы XXII Международной конференции «Ребенок в современном мире. Территория детства». – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. – С.138 – 143.
  5. Психология сознания / Сост. И общая редакция Л.В. Куликова. – СПб.: Питер, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс для педагогов ДОУ Речевая коррекция, как фактор успешной социальной адаптации детей

На сегодняшний день в арсенале педагогов ДОУ имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка.  С некоторыми из них я и хочу вас поз...

Двигательная активность как фактор укрепления здоровья дошкольников и неотъемлемая часть в подготовки детей к обучению в школе

В данной презентации раскрыты основные аспекты моей многолетней работы по теме: "Двигательная активность детей, как фактор укрепления здоровья"...

Методическая система «Двигательная активность как фактор познавательного развития детей дошкольного возраста»

Цель моей системы: Развивать познавательные способности дошкольников путем оптимизации двигательной активности...

Двигательная активность как фактор, направленный на охрану и укрепление здоровья детей в ДОО.

В статье раскрываются разнообразные формы двигательной активности в дошкольном учреждении....