Двигательная активность как фактор социальной адаптации детей с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике на тему
Образования всех без исключения детей дошкольного возраста является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации и эффективной самореализации в различных видах деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Двигательная активность
как фактор социальной адаптации детей с ОВЗ
Образованию сегодня отводится роль гуманистической среды. Одной из основных проблем, которая сегодня волнует всё педагогическое сообщество, является инклюзивное образование. Необходимо помнить, что инклюзия влечет за собой изменения и модификации в содержании, подходах, структурах, стратегиях и предполагает много вариантов, а не только одну модель. Вопрос не в том, как интегрировать в основную систему образования отдельных воспитанников, а в том, как трансформировать систему, чтобы она отвечала разнообразным потребностям всех воспитанников. Еще Л.С. Выготский в рамках культурно-исторической концепции развития утверждал, что источник развития лежит не внутри, а вне субъекта, в продуктах материальной и духовной культуры, которая раскрывается ребенку взрослым в процессе общения [2]. Люди формируются и проявляются в жизни и в деятельности. При это ребенок формируется как носитель сознания на уровнях бытия и рефлексии, которые складываются из предметно-практической деятельности, мира представлений, воображения, культурных символов и знаков [5].
Таким образом, получение образования всех без исключения детей дошкольного возраста является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации и эффективной самореализации в различных видах деятельности.
С появлением в нашем ДОУ детей с ОВЗ перед педагогами ставится новая цель:
- Стремиться к формированию познавательной мотивации, создавая комфортную образовательную среду для всех воспитанников
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, содержание коррекционной работы разрабатывается образовательной организацией с учетом особенностей развития и специфических образовательных потребностей детей с целью обеспечения квалифицированной коррекции имеющихся у них нарушений и разностороннего развития с учетом возрастных, типологических и индивидуальных особенностей.
Следовательно, организация коррекционной работы является важнейшим условием преодоления или ослабления недостатков в психическом и физическом развитии детей[4].
Известно, что успешным обучение бывает тогда, когда в ДОУ рядом с ребенком внимательные, неравнодушные творческие педагоги. А если педагоги тесно взаимодействуют между собой, это позитивно сказывается на развитии ребенка. Например, тесное взаимодействие между учителем-логопедом и инструктором по физической культуре.
Тем самым, в процессе сотрудничество специалистов можно реализовать следующие задачи развития ребенка с ОВЗ:
- Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей
- Значительное расширение коррекционно-образовательных возможностей воспитания детей за счет средств физической культуры;
- Развитие коммуникативных навыков;
- Тесное сотрудничество с семьями воспитанников.
В нашем дошкольном учреждении сложилась эффективная система психолого-педагогических средств коррекционно-воспитательной работы с дошкольниками:
- Охранительный педагогический режим;
- Игра и другие виды детский деятельности (предметная, конструктивная, лепка, рисование, аппликация, музыкальная, физическая, элементарная трудовая);
- Коррекционная направленность обучения (индивидуализация и дифференциация обучения, наглядность, повторность в обучении, структурная простота содержания обучения);
- Логопедическое сопровождение ребенка;
- Психологическое сопровождение развития ребенка;
- Коррекционная работа на специальных занятиях по ЛФК;
- Совместная двигательно-игровая и творческая деятельность родителей и детей.
ФГОС дошкольного образования предусматривает проведение в течении учебного года три среза обследования: первый- в его начале, второй- в середине, третий- в конце.
Содержание психолого-педагогического обследования самым тесным образом связано с содержанием и условиями образовательной деятельности воспитанников группы и позволяет обеспечить выявление:
- особенностей физического развития ребенка (антропометрические показатели, двигательное развитие);
- особенностей психического развития ребенка (познавательной и эмоционально-волевой сферы);
- особенностей владения ребенком доступными ему видами деятельности (игра, конструирование, рисование, лепка, аппликация, элементарный труд, музыкальная деятельность, физическая деятельность);
- осведомленности ребенка, в том числе, сформированность знаний о себе и окружающем мире, элементарных математических представлений;
- условия воспитания ребенка в семье;
- особенностей социального взаимодействия со взрослыми и сверстниками [4].
Первичное изучение ребенка с проблемами в развитии в начале учебного года является очень трудоемким и сопровождается значительными трудностями. Его трудоемкость объясняется необходимостью получения полной и целостной информации об уровне и возможностях развития ребенка. Трудности в проведении обследования обусловлены, прежде всего, тем, что оно совпадает с периодом адаптации детей. Особенно наглядно проявляется у детей младшего и среднего дошкольного возраста, а также у детей с выраженными и множественными нарушениями в развитии. Состояния тревожности, страхи, эмоциональная неуравновешенность и т.п., часто сопровождающие процесс адаптации, не позволяют ребенку показать свои истинные возможности. В связи с этим начало психолого-педагогического обследования требует особенно внимательного отношения всех специалистов к каждому ребенку [3].
За период пребывания ребенка в дошкольном учреждении накапливается большое количество информации, которая позволяет объективно оценить динамику его развития и на этой основе сформулировать обоснованные рекомендации по дальнейшему выбору оптимальной образовательной программы.
В своей совместной деятельности мы взяли за основу физическое воспитание. Физическое воспитание детей с ОВЗ – одно из важных направлений коррекционно-педагогической работы, которое обеспечивает всестороннее развитие ребенка.
Нами были приняты во внимание научные исследования следующих авторов: В.П. Дудьева о том, что двигательная активность способствует повышению умственной работоспособности, речевому развитию, полноценному формированию произвольных движений и действий, лежащих в основе двигательного поведения человека, Л.А. Таллера, в которых установлена взаимозависимость двигательной активности и развития речи. Л.А. Таллер в своих практических наблюдениях сделал вывод, что дети, которые получали возможность дополнительно интенсивно двигаться, говорили и запоминали лучше, чем их сверстники.
В работах видных психологов (А.В. Запорожец, Л.С. Выготский, Т.Н. Марченко, М.М. Кузнецова др.) показано наличие прямой корреляционной связи между характером двигательной активности и проявлениями восприятия, памяти, мышления и эмоции у детей. Поэтому прогресс в развитии движений (двигательного анализатора) в большей мере определяет прогресс развития функций мозга человека.
Чем раньше начата с ребенком работа по формированию у него двигательной сферы, тем меньше вероятность возникновения отклонений в его моторике и тем более благотворно скажется влияние двигательных функций на его психофизическое развитие.
Снижение двигательной активности- гипокинезия рассматривается, в настоящее время как важнейший фактор риска многих заболеваний. Экспериментальными и клиническими исследованиями установлено, что ограничение подвижности вызывает неблагоприятные изменения во всех органах и системах организма. Все это обусловливает необходимость разработки практических мер по профилактике и преодолению гипокинезии. Важнейшей из них является стимулирование двигательной активности[1]. Считают, что в дошкольном возрасте объем двигательной активности детерминируется в основном биологически- соответственно особенностям генетического кода, а в школьном возрасте и у взрослых преимущество получают социальные факторы.
У человека непроизвольная потребность в движении сохраняется до 12 лет. Это значит, что взрослый человек, как правило, не замечает своей далеко недостаточной двигательной активности. Поэтому, пока не начались неблагоприятные отклонения в состоянии здоровья, человек не чувствует отрицательного влияния гиподинамии.
Возрастной интервал 4- 12 лет наиболее благоприятен для закладки практически всех физических и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности человека..
Надежной и простой характеристикой благополучия плода является его двигательная активность. Установлено, что снижение частоты шевелений во внутриутробный период можно рассматривать как угрозу жизни для плода. (О.Г. Фролова, Е.И. Николаева 1987 год).
Дети с ОВЗ независимо от степени и глубины патологических нарушений при грамотной организации занятий могут получать удовольствие от общения и добиваться успехов в физическом и психомоторном развитии.
Исходя из вышесказанного, предлагаем сделать акцент на организованной ДА, изменить ее качественный уровень.
Формы организации ДА в образовательной деятельности:
- Физкультминутки с выраженной амплитудой движений «ракета», «самолет», «мельница», «насос»;
- Пальчиковые игры, массаж рук;
- Дыхательные физкультминутки;
- «Озвученные движения».
Подводя итоги, стоит отметить, что для социализации ребенка с ОВЗ важно:
- Взаимосвязь педагогов, родителей и детей
- Тесное взаимодействие между педагогами
- Создание комфортной образовательной среды
- Формирование у детей внутренней потребности в двигательной активности.
- Проведение занятий в режиме периодической смены позы «сидя» на – «стоя».
Литература:
- Голубева Г. Н. Формирование активного двигательного режима ребенка (до 6 лет) средствами физического воспитания в основные периоды адаптации к условиям среды: дис… док. Пед. Наук. – Малаховка, 2008. - 294
- Выготский Л.С. Проблема празвития в структурной психолгии. Основы психологического развития. – М., 1934
- Зарин А. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка с проблемами в развитии: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2015. – 320 с.
- Зарин А., Алексеева А.В., Петрова Л.С. Некоторые аспекты коррекционно- воспитательной работы с детьми с интеллектуальной недостаточности в контексте введения ФГОС дошкольного образования // Территория детства ребенка с особыми образовательными потребностями: Материалы XXII Международной конференции «Ребенок в современном мире. Территория детства». – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. – С.138 – 143.
- Психология сознания / Сост. И общая редакция Л.В. Куликова. – СПб.: Питер, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/27/picture-230031-1364395743.jpg)
мастер-класс для педагогов ДОУ Речевая коррекция, как фактор успешной социальной адаптации детей
На сегодняшний день в арсенале педагогов ДОУ имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. С некоторыми из них я и хочу вас поз...
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/28/picture-71922.jpg)
"Двигательная активность как фактор укрепления здоровья дошкольников"
Консультационный материал для родителей....
Двигательная активность как фактор укрепления здоровья дошкольников и неотъемлемая часть в подготовки детей к обучению в школе
В данной презентации раскрыты основные аспекты моей многолетней работы по теме: "Двигательная активность детей, как фактор укрепления здоровья"...
Информация для родителей старших дошкольников "Двигательная активность как фактор укрепления здоровья детей"
Информация для родителей старших дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/07/picture-1361313-1636303470.jpg)
Методическая система «Двигательная активность как фактор познавательного развития детей дошкольного возраста»
Цель моей системы: Развивать познавательные способности дошкольников путем оптимизации двигательной активности...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/07/picture-1361313-1636303470.jpg)
Презентация методической системы «Двигательная активность как фактор познавательного развития детей дошкольного возраста»
Для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/09/picture-178163-1544326241.png)
Двигательная активность как фактор, направленный на охрану и укрепление здоровья детей в ДОО.
В статье раскрываются разнообразные формы двигательной активности в дошкольном учреждении....