Речевая готовность к обучению в школе
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Формирование правильной, богатой и четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, — одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольных учреждениях и семье. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности, тем полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем успешнее обучение в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_gotovnost_k_obucheniyu_v_shk.docx | 15.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевая готовность к обучению в школе
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Венгер Л.А.
В 7 лет дошкольник становится школьником. Это новый социальный статус. И переход от игровой деятельности к учебной очень важен для ребёнка. В основе обучения лежат познавательные процессы, вершиной которых являются мышление и речь. Ни для кого не секрет, что владение речью, обслуживающей практически все виды человеческой деятельности, является залогом успеха во многих областях и сферах жизни.
Сформированная речь – важный показатель готовности ребёнка к обучению в начальной школе в условия Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.
Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в речевом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.
Приведем данные научных исследований 2006-2007 года по России. В 1 класс приходят дети:
- с нарушением звукопроизношения - 35%;
- со сниженным фонематическим (речевым) слухом - 26%;
- с бедным словарем – 66%.
Каждый третий ученик в начальной школе страдает нарушением письменной речи. С каждым годом статистика неизменно фиксирует рост речевых патологий.
Если обобщить все, что мы знаем о подготовке малышей к школьному обучению, то, в основном, можно объединить их в следующие группы:
1. Дети, чьи родители считают, что специально готовить ребенка не надо, придет время – всему научит школа, или же занимаются ребенком постольку – поскольку.
2. Вторая – полная противоположность первой. Родители этих детей уже с 2-3 лет начинают водить ребенка по различным дошкольным кружкам.
3. В третью категорию входят дети, которых отдают в различные группы подготовки с 5 -6 лет, когда до школы осталось не так уж много времени.
4. И, наконец, дети, получившие подготовку в дошкольном учреждении, - она может дать любой результат: от прекрасного до нулевого.
Таким образом, 1 сентября место за партами в классе занимают такие разные по уровню подготовки первоклассники. И к середине учебного года, а зачастую и раньше, у некоторых детей начинают проявляться трудности, с которыми учителю и родителям справиться тяжело: большое количество нелепых ошибок при чтении, элементы угадывающего чтения, иногда – полная неспособность овладеть процессом чтения, сложности в понимании прочитанного текста (а это значит проблемы с решением задач), трудности с пересказом и составлением рассказа. В тетрадях эти дети чаще пропускают, заменяют или переставляют буквы, иногда выбрасывают целые слова.
Что же происходит дальше?
Учитель просит родителей обратить особое внимание на ребенка и с ним начинают усиленно заниматься дома: вместе делают уроки, часами заставляют писать и переписывать тексты. Домашние задания делают сначала на черновике, а потом уж переписывают в тетрадь. Учитель тоже по мере возможности занимается с ребенком дополнительно. Какое-то улучшение происходит, но оно, как правило, временное и нестойкое.
Во втором классе ошибок становится еще больше. Взрослые хватаются за голову и усиливают меры воздействия.
К третьему-четвертому классу ребенок полностью погряз в двойках и только тогда родители начинают обращаться к различным специалистам, подозревая, что дело здесь не в лени и не в «глупости» их ребенка, что только педагогическими приемами проблемы решить невозможно.
А начало всем этим проблемам было положено не в первом классе, а гораздо раньше, еще в дошкольном возрасте.
Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу. Своевременное развитие речи обеспечивает речевую готовность ребенка к школе.
Речевая готовность подразумевает правильное произношение всех звуков родного языка, навыки словообразования и грамматически верного оформления высказываний, умение связно рассказывать и пересказывать. Ребенок должен владеть элементарными учебными навыками: производить звуковой анализ слова, находить первый и последний звук в слове, называть по порядку все звуки в слове, делить слова на слоги, определять количество звуков и слогов в слове.
Задача педагогов дошкольных организаций выявить «пробелы» в речевом развитии ребенка и устранить возможную причину неуспеваемости ребенка в школе. Вовремя не выявленные нарушения речевой функции могут привести к следующим вариантам развития событий:
1. У ребенка нарушено только звукопроизношение. Дефектное произношение носит только эстетический недостаток.
2. У ребенка нарушено звукопроизношение, различение звуков речи. Дети заменяют и смешивают звуки. Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи служит причиной появления нарушений чтения и письма.
3. У ребенка наряду с нарушением звукопроизношения и различением звуков отмечается бедность словарного запаса, неумение образовывать новые слова. Такие дети испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам. Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных ошибок.
Формирование правильной, богатой и четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, — одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольных учреждениях и семье. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности, тем полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем успешнее обучение в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете на тему: «Речевая готовность к обучению в школе»
Одним из актуальных вопросов в общей готовности к школе, по мнению ученых, является формирование речевой готовности к обучению в школе....
"Речевая готовность к обучению в школе"
В консультации представлена информация о речевого готовности детей к обучению в школе...
"Что нужно знать родителям о речевой готовности к обучению в школе"
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ О РЕЧЕВОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.Наша речь - это процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого ...
Что нужно знать родителям о речевой готовности к обучению в школе
Консультация для родмтелей о речевой готовности к школе...
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ О РЕЧЕВОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ О РЕЧЕВОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ. Именно речевой готовности к школьному обучению посвящена наша памятка.Наша речь - это процесс общения, поэтому готовность или неготов...
Что нужно знать родителям о речевой готовности к обучению в школе?
Каждый ребёнок задаёт себе этот, как ему кажется простой вопрос, но не каждый ребёнок может правильно на него ответить. Детей, идущих в первый класс, привлекают внешние школьные атрибуты: красивый нов...
Речевая готовность к обучению в школе
Когда говорят о "готовности к школе", то имеют ввиду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты. Наша речь - процесс общения, поэто...