Выступление на педагогическом совете на тему: «Речевая готовность к обучению в школе»
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
Одним из актуальных вопросов в общей готовности к школе, по мнению ученых, является формирование речевой готовности к обучению в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 54.77 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ ИРМО «Уриковский детский сад общеразвивающего вида»
Выступление на педагогическом совете
на тему:
«Речевая готовность к обучению в школе»
Учитель-логопед: Ташлыкова Е.В.
С.Урик, ноябрь 2014 год
Речевая готовность ребенка к школе.
Одним из актуальных вопросов в общей готовности к школе, по мнению ученых, является формирование речевой готовности к обучению в школе. Важность этого вопроса отмечали - Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, М. Монтессори, К Д. Ушинский, Л.С. Выготский. В психолого-педагогических исследованиях различают общую и специальную речевую готовность.
Основными направлениями работы при речевой подготовке дошкольников должны быть:
1.Общая речевая подготовка:
-формирование содержательной и связной диалогической и монологической речи;
-развитие речевого творчества, накопление и обогащение словаря;
-совершенствование грамматической правильности речи;
-развитие способностей к речевой деятельности.
2.Специальная речевая подготовка:
-развитие элементарного осознания языковой действительности;
-развитие умения ориентироваться в звуковой культуре слова;
-подготовка к обучению чтению и письму.
Таким образом, речевая готовность дошкольников предполагает развитие разных, сторон речи: звукопроизношение, грамматической правильности речи, обогащение словаря, выразительности речи.
Звукопроизношение и грамматический строй речи.
1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
- «Телеграф» для игры нужны полоски бумаги и ручка. Дается телеграмма, например, «Слонёнок заболел». Юный телеграфист выкладывает столько полосок, сколько слов в предложении, а затем рисует столько кружков сколько слогов в слове.
- «Эхо» педагог говорит громко сочетание гласных звуков, например АУ, УА, ЭА. Ребёнок должен тихо повторять.
- «Ветерок» - дети встают в круг. Педагог произносит разные звуки. Если услышите звук У – поднимаете руки и кружитесь.
3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из трех звуков типа «ауи»; анализ обратного слога гласный — согласный типа-aп; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Оцениваются умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.
- «Волшебный кубик» - кубики с картинками на каждой грани. Ребёнок бросает кубик и называет картинку, затем определяет место звука в слове. Можно изобразить то, что нарисовано.
- «Назови как можно больше предметов» на заданный звук из окружающих предметов.
4. Умение пользоваться разными способами словообразования и словоизменения, правильно употреблять слова с уменьшительно - ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных.
- «Шкатулка» - упражнять в согласовании слов с существительным женского рода. (В шкатулку кладутся картинки, дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено).
- «Волшебный мяч» - образование единственного и множественного числа (одно слово, словосочетание),
- «Назови ласково» - образование слов с уменьшительно – ласкательным суффиксом,
- «Назови какая» - образование прилагательных,
- «Скажи со словом» - согласование существительного с прилагательным (осенний),
- «Скажи, какая?» - образование притяжательных прилагательных (стая уток – утиная),
- «Скажи со словом «НЕТ» - образование существительных в родительном падеже.
- «Мой, моя, моё» - согласование существительных с личным местоимением.
5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание.
- Составление предложений по демонстрации действий.
- Поиск соответствующего понятия. «Я начну, а ты закончи» (Люди зимой одеты…..)
- «История» 5 картинок или 5 карточек со словами. Составить осмысленное предложение.
- «Противоположности» - трус – храбрец. В лесу родилась ёлочку – В поле сломали березку.
- «Письмо от Незнайки» поменять местами слова в предложении.
- Расскажи по плану.
Словарь
К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас. В своей речи он должен активно использовать антонимы (грустный - весёлый, молодой - старый, высоко - низко, бежать - стоять, разговаривать-молчать и т. д.), синонимы (например, пес, собака, псина; лошадь, конь, жеребец, скакун и т. д.), слова – действия, слова – признаки.
- Желтая папка.
- «Соревнование по описанию предмета» ( одеяло – тёплое, легкое)
- «Разговорчики» - любая картинка, где живёт, чем питается, детёныши и т.д.
- «Картинки – загадки»
- «Олины помощники» - показывается кукла, говорится что у неё много помощников –руки, ноги - говорится, что они делают.
Связная речь
К 7 годам ребёнок должен уметь пересказывать не большие по объёму незнакомые рассказы и сказки. При пересказе обращается внимание на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль), на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ), на лексику (полнота использования лексики), на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения), на плавность речи (отсутствие подсказок по ходу пересказа).
- Озвучивание мультфильмов
- Закончи сказку по её началу. (Коза с козлятами и зайчик)
Речевая коммуникация
К 7 годам ребёнок должен быть достаточно активен в общении, уметь слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета.
Необходим, деятельностный подход в процесс формирования речевой готовности к обучению в школе. Деятельностный подход предполагает направленность всех педагогических действий на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности, ибо только через собственную деятельность человек усваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира, формирует и совершенствует личностные качества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете по теме: «Гендерное воспитание дошкольников» на тему «Организация коллективного труда в подготовительной к школе группе»
Трудовое воспитание дошкольников с учетом гендерного подхода...
Выступление на педагогическом совете на тему :"Развитие познавательной активности дошкольников. Ребёнок на пороге школы." " Готовность ребёнка к школьному обучению. Особенности развития детей 6-7 лет".
quot; Готовность ребёнка к школьному обучению.Особенности развития детей 6-7 лет." Нередко родители понимают под готовностью ребёнка к школе только умения ребёнка читать, писать и с...
Выступление на педагогическом совете на тему «Преемственность между детским садом и школой»
laquo;… Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,а всегда опирается на определенную стадию развития,проделанную ребенком ранее".Сухомлинский...
Выступление на педагогическом совете на тему «Преемственность между детским садом и школой»
laquo;… Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,а всегда опирается на определенную стадию развития,проделанную ребенком ранее".Сухомлинский...
Доклад для выступления на педагогическом совете по теме « Формирование доброжелательности детей подготовительной к школе группы средствами подвижных игр»
Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка- дошкольника, и потому рассматривается зарубежными и отечественными психологами как одно из главных средств воспитания. Известные русские педагоги- ...
Выступление учителя-логопеда на собрании родителей по теме: «Речевая готовность к обучению в школе»
Акцентировать внимание родителей на речевой готовности ребёнка к школе; показать роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе....
Выступление на педагогическом совете по теме : «Речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
МКДОУ Доволенский детский сад №2Новосибирская область, Доволенский район, с. Довольное Выступление на педагогическом совете по теме : «Речевое развитие д...