Система работы по развитию игровой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью
рабочая программа по коррекционной педагогике на тему
В данной работе можно ознакомиться с формой работы по развитию и коррекции игровой деятельности детей с ограничеными возможностями здоровья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа | 35.91 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА «Учимся играть»
Комовой А.Н., педагога-психолога
Возраст обучающихся: 3 -7 лет
Блок занятий 1.
Срок реализации: 12 занятий
Содержание | № стр. |
Пояснительная записка | 3 |
Планируемые результаты | 4 |
Диагностика | 4 |
Учебно-тематический план | 5 |
Содержание программы | 6 |
Материально-техническое обеспечение Программы | 6 |
Литература | 7 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа ориентирована на детей 3-7 лет с интеллектуальной недостаточностью, а также для обучающихся более старшего возраста в случае запроса на освоение программы.
Программа реализуется в очной форме обучения на государственном языке Российской Федерации.
Программа рассчитана на 12 занятий, проводящихся в течение календарного года.
Форма и режим занятий: комплексное занятие, игра, самостоятельная работа. Занятия проходят 1-2 раза в неделю, каждое длится не больше 30-40 минут.
Цель данной рабочей программы: развитие интереса к совместной игровой деятельности, повышение мотивации к познавательной деятельности и освоению нового игрового материала, развитие конструктивного праксиса.
Задачи:
Образовательные (знания):
- дать детям-инвалидам элементарные представления о свойствах окружающих предметов (цвет, форма, размер, текстура и т.д.);
- сформировать представления о работе за столом по инструкции педагога-психолога;
- обогатить представления детей-инвалидов о предметной деятельности;
- дать детям-инвалидам знания о некоторых дидактических играх и правилах игры в них;
- формировать навыки общения с другим человеком.
Обучающие (умения: познавательные, практические, речевые, игровые):
- научить играть в различные игры, соблюдая правила;
- уметь по инструкции строить, складывать и собирать требуемые конструкторы;
- научить выражать просьбу, благодарность, приветствие, прощание;
- научить работать за столом по инструкции.
Развивающие:
- развивать психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, речь);
- развивать мелкую и общую моторику через различные упражнения (пальчиковые игры, выполнение двигательных заданий);
- развивать эмоционально-волевую сферу;
- развивать навыки работы за столом;
- развивать игровые навыки и умения.
Воспитательные:
- воспитать доброе позитивное отношение к людям;
- способствовать освоению принятых в обществе норм поведения.
- вовлечь родителей в воспитательный процесс, повысить их психологическую грамотность.
Планируемые результаты
Обучающийся после освоения программы будет владеть следующими знаниями, умениями, навыками:
- реагировать на собственное имя, отзываться;
- понимать и выполнять простые инструкции;
- уметь сидеть за столом по инструкции;
- выполнять задание педагога-психолога;
- стучать по столу двумя руками одновременно и по очереди;
- поднимать и опускать руки по инструкции педагога;
- соблюдать правила поведения в помещениях;
- уметь играть в различные игры, соблюдая правила;
- использовать игрушки по назначению;
- складывать 4-6 кубиков друг на друга;
- катать мячик и машинку;
- разбирать почтовый ящик, вкладыши, мозаику, понимать принцип сложения;
- играть с куклой;
- проявлять интерес к другим детям.
Диагностика
Зачисление ребенка на освоение данной программы осуществляется в течение всего года, исходя из результатов диагностики, отраженных в карте Социально-психологической диагностики развития, либо в случае не усвоения программы за отведенный период.
Цель диагностики («входной контроль»): определить уровень сформированности игровых навыков, степень интеллектуального недоразвития для подбора оптимального маршрута обучения.
Цель «выходного» контроля: определение степени освоения программы и дальнейшего маршрута обучения.
№ | Контрольные задания | Критерии оценки | ||
Программа освоена | Программа освоена не в полном объеме | Программа не освоена | ||
1 | Уборка игрушек | Убирает игрушки на место самостоятельно или по просьбе педагога | Убирает игрушки только с помощью педагога | Не убирает игрушки на место |
2 | Действия с игрушками | Старается или использует по назначению кубики, машинки и пр. | Манипулирует с игрушками, но по просьбе педагога повторяет действия по показу | Бросает игрушки, не поднимает, грызет, стучит ими по столу или полу и пр. |
3 | Складывание башни из кубиков | Складывает башню из 4-6 кубиков | Ставит кубик на кубик | Использует не по назначению, стучит |
4 | Мяч | Перекатывает из руки в руку, катает педагогу по просьбе, подбрасывает | Умеет катить в сторону, понимает инструкцию. Не перекатывает из руки в руку, действует, не дожидаясь инструкции | Рассматривает, бросает на пол, не выполняет инструкцию |
5 | Машинка | Катает по столу, не отрывая руки, умеет катить педагогу | Водит по столу, инструкции не выполняет | Неспецифические действия с игрушкой |
6 | Почтовый ящик | Разбирает, достает фигурки, понимает, что надо делать, пробует. Простые фигуры (круг, квадрат, треугольник) соотносит верно, сложные фигуры - допустимо без учета формы | Разбирает, старается сложить без учета формы, понимает правила игры | Неспецифические действия с игрушкой, не понимает правила |
7 | Вкладыши | Умеет разбирать, правильно складывает простые (из 2-3 частей) | Разбирает, понимает правила, но складывает без соотнесения | Разбирает, но не складывает. Бросает детали на пол, грызет |
8 | Кукла | Укладывает спать, кормит | Укладывает спать и кормит только с помощью педагога | Неспецифические действия с игрушкой, бросает, держит за ноги |
9 | Мозаика | Умеет вкладывать детали мозаики на поле, с помощью - соотносит детали по цвету | Складывает мозаику на поле безсистемно, по цвету не соотносит | Не понимает назначение, грызет, бросает |
Учебно-тематический план.
№ | Наименование темы | Теория | Практика | Всего (кол-во занятий) |
1 | Знакомство с правилами | 1 | 1 | 2 |
2 | Кубики, мяч | 0,5 | 1,5 | 2 |
3 | Почтовый ящик | 1 | 1 | 2 |
4 | Куклы, машинки | 0,5 | 1,5 | 2 |
5 | Вкладыши, мозаика | 0,5 | 1,5 | 2 |
6 | Закрепление | 1,2 | 0,8 | 2 |
Всего | 12 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Знакомство с правилами
Теория.
Знакомство с правилами поведения на занятии. Показ и объяснение назначения каждой выбранной ребенком игрушки. Уборка игрушек на место.
Практика.
Свободное изучение содержимого кабинета, знакомство с правилами игр, которые выбирает сам ребенок, совместная уборка игрушек на место. Обучение упражнениям, направленным на развитие мелкой моторики
2. Общеразвивающие часть занятий
Теория
Инструкция, демонстрация игровых действий с комментариями. Показ и объяснение назначения игрушек (кубики, мяч, почтовый ящик, кукла, машинка, мозаика, вкладыши).
Практическая работа
Отработка просьб на примерах, уборка игрушек на место, принцип складывания башни из кубиков, складывание почтового ящика, вкладышей, самостоятельные действия. Свободный выбор игрушек только после уборки предыдущих. Совместное кормление куклы из посуды, катание машинки по полу, не отрывая руки и перекатывание машинки друг другу.
3. Закрепление
Теория
Повторение инструкций и показ действий с игрушками.
Практика
Самостоятельные действия, использование по назначению игрушек по инструкции педагога.
Материально-техническое оснащение
№ | Дидактический материал | Кол-во |
1 | Кубики | 6 |
2 | Почтовый ящик с 6 отверстиями | 1 |
3 | Мяч | 2 |
4 | Кукла | 1 |
5 | Машинки разного цвета | 2 |
6 | Вкладыши из 2-3-х частей | 3 |
7 | Набор крупной мозаики разного цвета | 1 |
ЛИТЕРАТУРА
- Барбера М.Л. Детский аутизм и вербально-поведенческий подход: Обучение детей с аутизмом и связанными расстройствами; пер.с анг. Д.Г.Сергеева. – Екатеринург: Рама паблишинг, 2014
- Бойков Д.И. Общение детей с проблемами в развитии; коммуникативная дифференциация личности: Учебно-методическое пособие, - СПб.: КАРО, 2005
- Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – СПб.: Речь, 2004
- Картушина М.Ю. Коммуникативные игры для дошкольников: Методическое пособие. – М.: Издательство «СКРИПТОРИЙ 2003, 2013
- Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми/ М.В.Киселева. – СПб.: Речь, 2014
- Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Сборник материалов 1-й международной научно-практической конференции 27-29 ноября 2013 г. / под научн.ред.Н.Н.Яковлевой – СПб., 2014
- Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: «Изд-во ГНОМ и Д», 2002
- Петрова Елена. Дети и стресс. – СПб.: Интегративный институт гештальт тренинга, 2015
- Шац И.К. Психологическая поддержка тяжелобольного ребенка. Монография.-СПб.: Речь, 2010
- Экслайн Вирджиния. Игровая терапия: Пер.с англ. – М.: Психотерапия; Апрель-пресс, 2007
- Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб.: Валери СПД; ТЦ Сфера, 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследование игровой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью
Игра детей, воспитывающихся в условиях детского дома, сложности возникающие при игре, комплексный подход в обучении...
Исследование игровой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью
Статья по теме "Исследование игровой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью"...
Конспект совместной музыкально-игровой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью подготовительной группы, родителей и педагогов
Авторская музыкальная сказка "Семья-цветущий сад" для детей с интеллектуальной недостаточностью подготовительной группы при участии родителей и педагогов. автор: Музыкальный руководите...
Конспект совместной музыкально-игровой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью подготовительной группы, родителей и педагогов, в рамках долгосрочного проекта «Семья, что может быть дороже» Авторская музыкальная сказка «Семья-цветущий сад
Авторская музыкальная сказка "Семья-цветущий сад"...
Особенности игровой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью
Принципиально важным для специальной педагогики и психологии является выдвинутое Л.С.Выготским положение об общности закономерностей развития нормального и аномального ребенка. В связи с этим, в психи...
«Особенности игровой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью».
Игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предме...
Буклет для родителей и педагогов: Нейропсихологические упражнения для развития познавательной деятельности детей, имеющих интеллектуальную недостаточность, старшего дошкольного возраста.
Интеллектуальную недостаточность, в качестве элемента нейрокоррекции применяются следующие виды упражнений:1. развитие внимания;2. дыхательные упражнения;3. общий двигательный репертуар;4. игры с мячо...