Атрофия зрительного нерва
консультация по коррекционной педагогике на тему
Атрофия зрительное нерва-это сложное нарушение зрительного анализатора. Характеризуется в непрохождении зрительных волокон к головному мозгу. Частичная атрофия поддается коррекции, а полная приводит к слепоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
atrofiya_zritelnogo_nerva.docx | 22.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Атрофия зрительного нерва
Краткая характеристика заболевания
Атрофия зрительного нерва - патологический процесс, характеризуется отмиранием всех или части волокон зрительного нерва. Зрительный нерв выполняет проводящую функцию, передает информацию, полученную с сетчатки, в виде импульсов на зрительный анализатор в головном мозге.
При атрофии волокон зрительного нерва происходит нарушение в проводимости импульсов. Меняется цвето- и световосприятие, нарушается динамика восприятия картинки, полученная информация передается в искаженном виде и т.д. Частичная атрофия предусматривает возможность лечения, полная атрофия приводит к слепоте.
Причины
Причины, из-за которых возникает атрофия нерва у детей, могут быть следующими:
- наследственность и наличие врожденной патологии;
- наличие патологических процессов в сетчатке глаза и зрительном нерве — перекручивание нерва, дистрофия
- причины также могут скрываться в патологиях нервной системы при поражении ЦНС. Сюда можно отнести энцефалит, менингит. Сильные интоксикации, различные виды опухолей, травмы черепа или абсцессы;
- атрофия нерва у детей может появиться при наличии такой причины, как патология периферических и центральных артерий сетчатки.
Атрофия нерва глаза у детей может появиться в случае негативной наследственности и врожденных патологиях или в случае нарушений в питании зрительного нерва.
При этом заболевании характерным признаком являются нарушения функции зрения. Начальные симптомы можно заметить уже в первые дни жизни малыша при врачебном осмотре. Исследуются зрачки ребенка, определяется реакция на свет, изучается, как ребенок следит за движением ярких предметов в руке доктора или мамы.
Трудности у ребенка при данном заболевании можно наблюдать следующие:
Снижение остроты зрения. С этого начинается атрофия у всех детей. Со временем умеренное нарушение видимости перерастает в более конкретизированные симптомы: нарушения восприятия цветов, недостаточная резкость изображений и др. Ребенку очень сложно рассмотреть предмет.
Частичное или полное отсутствие бокового зрения. На поздних стадиях заболевания проявляется резким ограничением бокового зрения. Для осмотра целой картинки ребёнку приходится поворачивать голову.
Боль в глазах. Первые признаки могут не сопровождаться болезненностью. Часто болевые ощущения возникают по мере того, как поле зрения ребёнка сужается. Постоянная боль в глазах приносит ребенку дискомфорт.
«Пятна» перед глазами. Жалобы ребёнка на черные круги, которые не позволяют рассмотреть изображения, помогают распознать атрофию. Это симптом поздней стадии заболевания.
Ребенок раздражителен, отстает в общей моторики.
Рекомендации по зрительным нагрузкам:
Вторая или третья зрительная нагрузка.
Рекомендации по ограничению при физических нагрузках:
Противопоказания по физическим нагрузкам. Разрешены физические упражнения, выполняемые ребенком на слух. Также полезна физкультура в бассейне.
Мероприятия осуществляемые тифлопедагогом:
При данном нарушении зрения тифлопедагог выполняет следующие мероприятия:
- При подготовке раздаточного дидактического материала Обращать внимание на информационную нагрузку перцептивного поля (снижение нагрузки на 40% ) по сравнению с нормой.
- Контраст изображений изучаемых объектов и процессов 80-100 % высокая цветонасыщенность, особое внимание к белому и красному цветам. Натуральные объекты организмов и веществ с этой окраской рассматривать с помощью фоновых экранов.
- Учебная загруженность снижается в 3-4 раза по сравнению с нормой. Часть заданий дается в виде смысловых и расчетных заданий, а также восприятие на слух.
- Рассаживать ребенка за первым столом от доски
- Допустимая зрительная нагрузка до 15 мин, отдых-3 -5 мин. Проводить не менее 2 -х зрительных гимнастик за занятие.
- Темповые нагрузки на занятиях снижаются на 60% по сравнению с нормой.
- Постоянный контроль за утомлением дошкольников и школьников
Предполагаемые игры и упражнения:
Игровые упражнения, способствующие снятию зрительного напряжения:
Игровое упражнение «Посмотри сквозь пальчики».
Ладонь с разведенными пальцами поднести к лицу. Поворачивать голову, направив взгляд сквозь пальцы вдаль. Повторить 15 раз.
Поставить указательный палец перед своим носом, поворачивать голову из стороны в сторону, направив взгляд мимо пальца.
Если головой вертеть
И на палец не глядеть,
Палец быстро убегает
Почему – никто не знает.
Игровое упражнение «Световые ванны».
На свежем воздухе, закрыв глаза, встать лицом к солнцу, поворачивать голову то в одну, то в другую сторону.
Глазки солнцу покажи,
«Здравствуй!» - солнышку скажи.
- Игровое упражнение «Моргание».
Закрыть глаза, подумать о чем-нибудь приятном. Открыть глаза, поморгать ими так, как бабочка машет крыльями.
- Глазодвигательные тренинги.
Перемещать взгляд на предметы, подвешенные в разных местах комнаты: игрушки, буквы, цифры.
- Точечный массаж.
Большими пальцами обеих рук надавливаем на точку на расстоянии 1 см от внутреннего угла глаза. Большими пальцами обеих рук надавливаем на точку на расстоянии в 1 см от внешнего угла глаз.
- «Прищепочки».
Большими и указательными пальцами обеих рук сдавливаем кожу бровей от переносицы к вискам.
- «Метка на стекле».
Смотреть на метку на стекле окна, то на предмет вдали на линии взора. Вместо метки можно смотреть на близко стоящий предмет.
- «Жмурки».
Закрыть крепко глаза на 1-2 минутки. Широко раскрыть глаза на выдохе. Повторить 5 раз.
Общеукрепляющие упражнения для глаз.
- «Круговые движения головы».
Очень медленно производить круговые движения головы в одну сторону, затем в другую. Взглядом охватить как можно большее пространство.
- «Горизонтали».
Перемещать взор то влево, то вправо (не поворачивая голова).
- «Вертикали».
Перемещать взор то вверх, то вниз (не поднимая и не опуская головы).
Требования к оборудованию, пособиям, коррекционным играм:
Соблюдение в изображениях пропорций в соответствии с соотношениями реальных предметов;
Соотношение с реальным цветом объектов и высокой цветовой контраст (80 -95%);
Чѐткое выделение ближнего, среднего и заднего планов.
Сложный фон сюжетных картинок должен быть свободен от лишних деталей.
Располагать детали на доске нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, а хорошо выделялись по отдельности.
зрения)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Невралгия тройничного нерва"
Невралгия тройничного нерва описывается как одна из самых мучительных болей, известных человечеству....
Презентация "Невропатия лицевого нерва"
В презентации дается краткое описание заботевания, основные причины возникновения, симптомы и лечение....
Памятка для родителей (в рамках родительского собрания) «Зарядка для нервов»
Так сложилось что за день мы устаем, раздражаемся, чувствуем апатию и гнев, чтоб не приносить это в семью вот несколько упражнений на снятие всего этого....
План-конспект НОД по теме "Нервы"
Направлен на знакомство детей со строением нервной системы человека...
Шнурки! Как без нервов научить завязывать шнурки.
Родители часто сталкиваются с проблемой, когда малышу трудно освоить навык завязывания шнурков. Важно запастись терпением и знать несколько хитростей, которые облегчат жизнь и вам, и ребенку....
Тест "КРЕПКИЕ ЛИ У ВАС НЕРВЫ?"
материал полезен для зам.зав по ВИМР, старших воспитателей и педагогов-психологов ДОУ и школы...
Тест для педагогов "Крепкие ли у вас нервы"
Этот тест помогает в работе психолога выявить спокойный ли вы человек или находитесь в состоянии раздражения или депрессии (в данный момент)....