Атрофия зрительного нерва
консультация по коррекционной педагогике на тему

Кушнарева Елена Юрьевна

Атрофия зрительное нерва-это сложное нарушение зрительного анализатора. Характеризуется в непрохождении зрительных волокон к головному мозгу. Частичная атрофия поддается коррекции, а полная приводит к слепоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл atrofiya_zritelnogo_nerva.docx22.39 КБ

Предварительный просмотр:

Атрофия зрительного нерва

Краткая характеристика заболевания

Атрофия зрительного нерва - патологический процесс, характеризуется отмиранием всех или части волокон зрительного нерва. Зрительный нерв выполняет проводящую функцию, передает информацию, полученную с сетчатки, в виде импульсов на зрительный анализатор в головном мозге.

При атрофии волокон зрительного нерва происходит нарушение в проводимости импульсов. Меняется цвето- и световосприятие, нарушается динамика восприятия картинки, полученная информация передается в искаженном виде и т.д. Частичная атрофия предусматривает возможность лечения, полная атрофия приводит к слепоте.

Причины

Причины, из-за которых возникает атрофия нерва у детей, могут быть следующими:

- наследственность и наличие врожденной патологии;

 - наличие патологических процессов в сетчатке глаза и зрительном нерве — перекручивание нерва, дистрофия

- причины также могут скрываться в патологиях нервной системы при поражении ЦНС. Сюда можно отнести энцефалит, менингит. Сильные интоксикации, различные виды опухолей, травмы черепа или абсцессы;

- атрофия нерва у детей может появиться при наличии такой причины, как патология периферических и центральных артерий сетчатки.

Атрофия нерва глаза у детей может появиться в случае негативной наследственности и врожденных патологиях или в случае нарушений в питании зрительного нерва.

При этом заболевании характерным признаком являются нарушения функции зрения. Начальные  симптомы можно заметить уже в первые дни жизни малыша при врачебном осмотре. Исследуются зрачки ребенка, определяется реакция на свет, изучается, как ребенок следит за движением ярких предметов в руке доктора или мамы.

Трудности у ребенка при данном заболевании можно наблюдать следующие:

 Снижение остроты зрения. С этого начинается атрофия у всех детей. Со временем умеренное нарушение видимости перерастает в более конкретизированные симптомы: нарушения восприятия цветов, недостаточная резкость изображений и др.  Ребенку очень сложно рассмотреть предмет.

 Частичное или полное отсутствие бокового зрения. На поздних стадиях заболевания проявляется резким ограничением бокового зрения. Для осмотра целой картинки ребёнку приходится поворачивать голову.        

 Боль в глазах. Первые признаки могут не сопровождаться болезненностью. Часто болевые ощущения возникают по мере того, как поле зрения ребёнка сужается.  Постоянная боль в глазах приносит ребенку дискомфорт.      

 «Пятна» перед глазами. Жалобы ребёнка на черные круги, которые не позволяют рассмотреть изображения, помогают распознать атрофию. Это симптом поздней стадии заболевания.

Ребенок раздражителен, отстает в общей моторики.

Рекомендации по зрительным нагрузкам:

Вторая или третья зрительная нагрузка.

          Рекомендации по ограничению при физических нагрузках:

           Противопоказания по физическим нагрузкам. Разрешены физические упражнения, выполняемые ребенком на слух. Также полезна физкультура в бассейне.

         Мероприятия осуществляемые тифлопедагогом:

При данном нарушении зрения тифлопедагог выполняет следующие мероприятия:

  • При подготовке раздаточного дидактического материала Обращать внимание на информационную нагрузку перцептивного поля (снижение нагрузки на 40% ) по сравнению с нормой.
  • Контраст изображений изучаемых объектов и процессов 80-100 % высокая цветонасыщенность, особое внимание к белому и красному цветам. Натуральные объекты организмов и веществ с этой окраской рассматривать с помощью фоновых экранов.
  •  Учебная загруженность снижается в 3-4 раза по сравнению с нормой. Часть заданий дается в виде смысловых и расчетных заданий, а также восприятие на слух.
  • Рассаживать ребенка за первым столом от доски
  • Допустимая зрительная нагрузка до 15 мин, отдых-3 -5 мин. Проводить не менее 2 -х зрительных гимнастик за занятие.
  • Темповые нагрузки на занятиях снижаются на 60% по сравнению с нормой.
  • Постоянный контроль за утомлением дошкольников и школьников

Предполагаемые игры и упражнения:

Игровые упражнения, способствующие снятию зрительного напряжения:

Игровое упражнение «Посмотри сквозь пальчики».

Ладонь с разведенными пальцами поднести к лицу. Поворачивать голову, направив взгляд сквозь пальцы вдаль. Повторить 15 раз.

Поставить указательный палец перед своим носом, поворачивать голову из стороны в сторону, направив взгляд мимо пальца.

Если головой вертеть

И на палец не глядеть,

Палец быстро убегает

Почему – никто не знает.

Игровое упражнение «Световые ванны».

На свежем воздухе, закрыв глаза, встать лицом к солнцу, поворачивать голову то в одну, то в другую сторону.

Глазки солнцу покажи,

«Здравствуй!» - солнышку скажи.

  1. Игровое упражнение «Моргание».

Закрыть глаза, подумать о чем-нибудь приятном. Открыть глаза, поморгать ими так, как бабочка машет крыльями.

  1. Глазодвигательные тренинги.

Перемещать взгляд на предметы, подвешенные в разных местах комнаты: игрушки, буквы, цифры.

  1. Точечный массаж.

Большими пальцами обеих рук надавливаем на точку на расстоянии 1 см от внутреннего угла глаза. Большими пальцами обеих рук надавливаем на точку на расстоянии в 1 см от внешнего угла глаз.

  1. «Прищепочки».

 Большими и указательными пальцами обеих рук сдавливаем кожу бровей от переносицы к вискам.

  1. «Метка на стекле».

Смотреть на метку на стекле окна, то на предмет вдали на линии взора. Вместо метки можно смотреть на близко стоящий предмет.

  1. «Жмурки».

Закрыть крепко глаза на 1-2 минутки. Широко раскрыть глаза на выдохе. Повторить 5 раз.

Общеукрепляющие упражнения для глаз.

  1. «Круговые движения головы».

Очень медленно производить круговые движения головы в одну сторону, затем в другую. Взглядом охватить как можно большее пространство.

  1. «Горизонтали».

Перемещать взор то влево, то вправо (не поворачивая голова).

  1. «Вертикали».

Перемещать взор то вверх, то вниз (не поднимая и не опуская головы).

Требования к оборудованию, пособиям, коррекционным играм:

Соблюдение в изображениях пропорций в соответствии с соотношениями реальных предметов;

Соотношение с реальным цветом объектов и высокой цветовой контраст (80 -95%);

 Чѐткое выделение ближнего, среднего и заднего планов.

Сложный фон сюжетных картинок должен быть свободен от лишних деталей.

 Располагать детали на доске нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, а хорошо выделялись по отдельности.

зрения)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Невралгия тройничного нерва"

Невралгия тройничного нерва описывается как одна из самых мучительных болей, известных человечеству....

Презентация "Невропатия лицевого нерва"

В презентации дается краткое описание заботевания, основные причины возникновения, симптомы и лечение....

Памятка для родителей (в рамках родительского собрания) «Зарядка для нервов»

Так сложилось что за день мы устаем, раздражаемся, чувствуем апатию и гнев, чтоб не приносить это в семью вот несколько упражнений на снятие всего этого....

План-конспект НОД по теме "Нервы"

Направлен на знакомство детей со строением нервной системы человека...

Шнурки! Как без нервов научить завязывать шнурки.

Родители часто сталкиваются с проблемой, когда малышу трудно освоить навык завязывания шнурков. Важно запастись терпением и знать несколько хитростей, которые облегчат жизнь и вам, и ребенку....

Тест "КРЕПКИЕ ЛИ У ВАС НЕРВЫ?"

материал полезен для зам.зав по ВИМР, старших воспитателей и педагогов-психологов ДОУ и школы...

Тест для педагогов "Крепкие ли у вас нервы"

Этот тест помогает в работе психолога выявить спокойный ли вы человек или находитесь в состоянии раздражения или депрессии (в данный  момент)....