Педагогическое наблюдение как форма мониторинга по ФГОС ДО
статья по коррекционной педагогике на тему
Педагогическое наблюдение в мониторинге - оценка индивидуального развития детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskoe_nablyudenie.docx | 22.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Юргилевич И.В., учитель-дефектолог
ГБДОУ детский сад №145 Центрального района
Санкт-Петербурга
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ КАК ФОРМА МОНИТОРИНГА ПО ФГОС ДО.
Педагогический мониторинг, как в обычном, так и в коррекционном детском саду, даёт оценку индивидуального развития детей в новом контексте образовательной деятельности.
Согласно ФГОС возможно проведение мониторинга для «объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта», также ФГОС дошкольного образования говорит о том, что необходим учет индивидуального уровня развития на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, с учётом образовательных потребностей и способностей детей и возрастных возможностей и индивидуальных различий.
Следовательно, без изучения динамики развития ребенка (а это обеспечивает мониторинг) реализовать ФГОС дошкольного образования просто невозможно!
Педагогический мониторинг
• направлен на изучение и оценку освоения детьми образовательной программы,
• на оценку достижения на основе целевых ориентиров планируемых результатов реализации образовательной программы,
• на оценку образовательных условий (в соответствии с ФГОС ДО).
Общая цель мониторинга – оценка качества образовательного процесса детского сада,
Предмет мониторинга – образовательные условия, достижения и проблемы дошкольной организации в реализации образовательных целей.
Смысл проведения мониторинга – совершенствование качества дошкольного образования, принятие верных управленческих решений и планирование по результатам мониторинга актуальных задач для развития образовательной организации в частности и системы дошкольного образования в целом.
Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственно образовательной деятельности с ними, на протяжении всего учебного года.
Выявленные показатели развития каждого ребенка фиксируются педагогом.
Что же такое педагогическое наблюдение?
Мы занимаемся наблюдением постоянно, но всегда ли оно результативно в плане педагогической оценки и использования результатов наблюдений в работе? Чаще всего педагог не ставит определенной цели, поэтому и вычленить необходимые сведения из подобного наблюдения, сделать выводы затрудняется.
Педагогическое наблюдение призвано обеспечить оценку роста и развития каждого ребенка с целью оказания ему своевременной помощи и поддержки, а также для целенаправленного планирования изменений в условиях, в формах и видах деятельности, которые соответствовали бы индивидуальным потребностям детей.
Мы наблюдаем за детьми для того, чтобы
-определить интересы, умения и потребности каждого ребенка,
-выяснить, что он предпочитает, какие занятия выбирает, когда есть выбор,
- получить подтверждение своим гипотезам или опровергнуть их,
- получить обратную связь об эффективности (или неэффективности) собственных педагогических действий
В связи с этим, вносим необходимые изменения в план, преобразуем развивающее пространство группы, осуществляем работу с семьей, выстраиваем план индивидуальной работы, или как сейчас принято говорить, индивидуального сопровождения ребенка.
Чтобы грамотно провести педагогическое наблюдение необходимо выстроить алгоритм, который включает в себя 4 компонента.
- Определение цели - например, выявить особенности освоения ребенком способов познания, изучить поведение ребенка в ситуации совместной деятельности и т.д.
- Определение объекта наблюдения. Например, определить группу от 3до 5 детей, за которыми будет вестись наблюдение в течение дня, каждый день мы меняем детей и, таким образом все дети смогут попасть в поле зрения педагога.
- Выбор ситуации наблюдения позволяет определить, когда наиболее целесообразно наблюдать проявления ребенка в соответствии с поставленной целью, чтобы не нарушать естественного течения образовательного процесса.
И последний, важный этап, это фиксация наблюдений, о котором мы будем говорить ниже.
Педагогическое наблюдение целесообразно проводить в разных видах деятельности. Зачастую ребенок проявляет свои истинные чувства в сюжетно-ролевой игре, другой в процессе физкультурных соревнований, третий в продуктивной деятельности. Важно видеть всех детей, замечать их индивидуальные особенности, ориентироваться на зону ближайшего развития. Но, чтобы правильно сделать выводы, нужно владеть методикой проведения наблюдения.
Очень важным аспектом наблюдения является способ его фиксации и осознание того, для чего это необходимо. Всем нам приходится нелегко, потому что приходится вести большое количество документации.
Но без обработки результатов, наблюдение будет незаконченным, и педагог не сможет использовать собственные записи для заполнения индивидуальных карт освоения ребенком образовательной программы, индивидуальных образовательных маршрутов, которые являются обязательным условием реализации программы.
Давайте рассмотрим варианты фиксации наблюдений.
Существует множество способов ведения записей во время наблюдений. Одни педагоги постоянно держат в кармане блокнот и карандаш, другие используют наборы карточек, каждая из которых помечена именем ребенка. Некоторые педагоги используют вечернее время для фиксации наблюдений. Можно использовать стикеры, специальные формы, дневниковые записи. Педагог может выбрать любой удобный способ.
Давайте рассмотрим некоторые из них. Прежде всего, учитель-дефектолог должен иметь представлении о целевых ориентирах результатов достижения программы для конкретного возраста, проанализировать карту индивидуальных достижений воспитанников и продумать, что необходимо знать о ребенке, чтобы грамотно заполнить эти карты, потому что это документ, который хранится в архиве, передается другим педагогам в случае перевода в другую группу, проверяется контролирующими органами.
Листы наблюдений позволяют выявить все компоненты наблюдения и сформулировать выводы, который помогут выстроить общую картину достижений воспитанника.
Чаще всего мы наблюдаем межличностные отношения ребенка. Знания, умения, навыки в образовательных областях познавательное, художественно-творческое развитие, физическое развитие нам оценить проще, чем коммуникативные навыки, особенности эмоционально-волевой сферы.
Именно здесь педагогическое наблюдение поможет педагогу проанализировать собственное педагогическое воздействие на ребенка.
Необходимо озвучить также принципы педагогического наблюдения. Результаты наблюдения не должны получать эмоциональную или этическую оценку педагога. Это конфиденциальная информация, используемая педагогом только для помощи ребенку при организации образовательного процесса
Результаты наблюдения не должны получать эмоциональную или этическую оценку педагога. Это конфиденциальная информация, используемая только для помощи ребенку при организации образовательного процесса
Важно проводить наблюдения постоянно, обращая внимание на интересующие нас аспекты, чтобы подтвердить полученные результаты. Очень важно в такой форме мониторинга, как педагогическое наблюдение чтобы стереотипы, собственные представления о морали не мешали адекватно проанализировать данные наблюдения.
Хотелось бы отметить, что на результаты наблюдений могут повлиять:
- Настроение наблюдателя
- Его предубеждение
- Усталость
Но, тем не менее, наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать конкретную картину проявлений развития, представляет много живых, интересных фактов, отражающих особенности и качества конкретного ребенка.
Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение нескольких детей по отношению друг к другу или к определенным задачам, предметам
Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов
Подводя итоги, можно сделать вывод: Без изучения динамики развития ребенка, а это обеспечивает педагогическое наблюдение (мониторинг), реализовать ФГОС ДО невозможно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическое наблюдение как метод мониторинга в дошкольном образовании
Данный материал поможет старшим воспитателям донести до педагогов сущность педагогического наблюдения, поможет разобраться в оформлении документов, фиксации наблюдений....
1.2 Результативность использования здоровьесберегающих технологий (справка от старшего воспитателя по итогам мониторинга. Формы мониторинга: обследование, диагностика, наблюдение)
1.2 Результативность использования здоровьесберегающих технологий (справка от старшего воспитателя по итогам мониторинга. Формы мониторинга: обследование, диагностика, наблюдение)...
Педагогическое наблюдение как форма мониторинга по ФГОС ДО
Главинская Е.А., воспитательГБДОУ детский сад №34 Приморского районаСанкт-Петербурга «Педагогическое наблюдение как форма мониторинга по ФГОС ДО»...
Педагогический час в форме «Педагогического ринга» "ПРОЕКТИРОВАНИЕ ООП ДО В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
Уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами поговорим об основной образовательной программе в соответствие с ФГОС ДО. Предлагаю разделиться на две группы. Каждой команде нужно выполнить несколько...
Педагогическое наблюдение как форма мониторинга по ФГОС ДО.
Результаты наблюдения не должны получать эмоциональную или этическую оценку педагога. Это конфиденциальная информация, используемая воспитателем только для помощи ребенку при организации образовательн...
Педагогическое наблюдение как форма мониторинга по ФГОС ДО
В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования у педагогов и родителей возникает много вопросов по поводу мониторинга детского развития. Педагог...
«Педагогическое наблюдение как форма мониторинга по ФГОС ДО»
laquo;Педагогическое наблюдение как форма мониторинга по ФГОС ДО»...