Проект "Необычное в обычном"
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Сопроводительный материал к презентации проекта "Необычное в обычном".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neobychnoe_v_obychnom.docx | 154.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект в группе компенсирующей направленности
«Необычное в обычном»
Учитель-логопед, дефектолог
МБДОУ «Детский сад№ 21»
Осипенко С.А.
Троицк 2017-2019
«Дайте разумное содержание жизни детей
дошкольного возраста и они у вас не будут
ни тупыми, ни вялыми, ни безнравственными.
Этот материал должен быть доступен для их
ума и сердца и должен укреплять здоровье».
Е.Н.Водовозова
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный
Вид проекта: долгосрочный (2 года)
Предметно-содержательная область:
повышение познавательной активности дошкольников, формирование творческого воображения
Участники: дети коррекционной группы старшего дошкольного возраста, их родители, учитель-логопед, дефектолог
Форма представления: презентация и защита проекта
Актуальность:
Психоречевое развитие, эмоционально-волевая сфера детей с ОВЗ происходит неравномерно и в замедленном темпе, отставая от нормы на 1-2 года.
- Низкая познавательная активность детей с ЗПР создаёт значительные препятствия в ходе коррекционной работы. Низкий уровень развития восприятия, своеобразие мыслительной деятельности осложняют организацию помощи дошкольникам с ОВЗ.
- Отсутствие целенаправленной спланированной работы по данному вопросу между дошкольным учреждением и семьёй
В данном проекте представлены фрагменты занятий, на котором развитие познавательной активности происходит через детское экспериментирование, исследование и развитие творческого воображения во всех его формах и видах. Особенность детского проектирования заключается в том, что ребёнок познаёт объект в ходе практической и игровой деятельности с ним, что создаёт условия, в которых раскрывается содержание данного объекта, и за казалось бы обычными предметами и явлениями дети учатся видеть необычные характеристики, свойства и признаки.
Противоречия: - между привычным отношением ребёнка к обычным предметам и явлениям и возможностью увидеть в них «необычное»;
- между потребностью старших дошкольников накапливать знания и умения и недостаточным уровнем сформированности познавательной активности
Проблема: недостаточная сформированность у детей с ЗПР образного мышления, воображения и познавательного интереса.
Гипотеза: Прочные навыки по образному восприятию окружающего мира сформируются только при регулярной, непрерывной, разъяснительной и практической работе с дошкольниками с ЗПР, взаимодействии с родителями.
Цель проекта: Формирование у детей коррекционной группы познавательной активности, моделирования объектов и явлений, умения решать изобретательские ситуации. Снижение психологической инерции. Развитие творческого созидательного мышления.
Задачи проекта
Развивающие: развить познавательную активность; творческое воображение;
навыки самостоятельной работы; навыки коммуникативного общения
Обучающие: научить использовать накопленные знания и опыт для дальнейшего изучения окружающего мира; используя игровой материал и учебное оборудование, сформировать представления о цвете, форме, величине; создать ребёнку с ОВЗ возможность осуществлять речевую деятельность для всестороннего психического развития.
Воспитывающие: воспитывать уважение к товарищам по группе;, любовь к родным; бережное отношение к окружающей действительности
Интегративные области развития воспитанников (ФГОС): познавательно-речевая, коммуникация, социально-личностная, художественно-эстетическая.
Планируемые результаты проекта:
- Изменится отношение детей к окружающей действительности;
- Повысится познавательная активность у детей с ЗПР;
- Повысится компетентность участников педагогического процесса по вопросам развития творческого воображения;
- Родители заинтересуются данной проблемой в процессе реализации проекта и станут нашими единомышленниками.
Определить результативность проведённой работы поможет сравнительный анализ результатов первой и итоговой диагностики.
План реализации проекта
Непосредственно образовательная деятельность.
-Познавательно-исследовательская деятельность на коррекционных занятиях; -Беседы; -Дидактические игры;
- Чтение художественной литературы
Самостоятельная деятельность дошкольников и родителей:
- Составление творческих рассказов и рисунков к ним : «Приключения Снежинки», «Если бы я был (а) феей», «Прищепкины сказки» и др.;
- Коллаж «Осенняя фантазия» с использованием медиаторов; - Кляксография;
- Чтение пословиц, поговорок, загадок, стихов с объяснением смысла;
- Экскурсии на природу, беседы по теме проекта.
Основная особенность детского проектирования заключается в том, что ребёнок познаёт объект в ходе практической и игровой деятельности с ним, что создаёт условия, в которых раскрывается содержание данного объекта, и за казалось бы обычными предметами и явлениями дети учатся видеть необычные характеристики, свойства и признаки. Проектирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ познания окружающего мира.
В сентябре 2017 г., т.е на начало первого года обучения проведена диагностика воображения детей группы. Использовались следующие методические приёмы: а) тестирование, связанное с задачами опредмечивания несуществующих (нереальных) или непонятных объектов; б) тестирование, связанное с оценкой продуктивности процессов воображения. В качестве материала для исследования могут служить любые объекты и явления окружающей действительности: геометрические фигуры, фотографии, музыкальные произведения, различные шумы, запахи, цвета, временные промежутки, изменения, происходящие в природе и организме человека и т.д.
Исходя из этого, я выбрала 3 метода:
- Метод трёх слов (тест Масселона), который характеризует вербальное воображение. Суть его состоит в том, что из предложенных ребёнку трёх слов он должен составить как можно больше предложений.
- Тест «Круги», который оценивает продуктивность невербального воображения. Предложенные ребёнку 6 кругов он должен дорисовать до какого-то предмета.
- Метод чернильных пятен Роршаха: оценивает оригинальность процессов воображения и заключается в том, что ребёнок в предложенных ему абстрактных пятнах и «кляксах» должен увидеть какой-то предмет или явление.
Практическими работами по сезонам являются: «Осенний коллаж» с использованием медиаторов ( Е. Е. Шулешко). На начало первого года обучения это один из приемлемых видов деятельности. Дети учатся за простыми «листочками» видеть образы животных, растений, учатся совместно работать.
Немного о методике Е.Е.Шулешко. С ней познакомилась в 1988г. Она пропагандирует социоигровой подход к образованию, сам автор называет свою методику «ровесническим образованием», которое учит обсуждать проблему, выявлять новое самим ребёнком и самостоятельно принимать решение. До сих пор ведутся споры, что это – методика, технология или программа. В литературе встречаются все эти понятия.
Лично мне, как дефектологу, понятна и привлекательна эта методика тем, что использовать её можно для занятий со всеми категориями дошкольников: и детьми массовых групп , и с детьми с ОВЗ, занимающихся в группах компенсирующей направленности. Сам автор тесно сотрудничает институтом по обучению слабослышащих детей.
Работая над данным проектом, я нашла «пересечение» и в том, что развитие творческого воображения тесно связано с развитием эмоциональной сферы ребёнка. Это очень важно в век компьютерных технологий и гаджетов, когда люди затрудняются выражать свои эмоции. Постоянно создавая ребёнку условия успешности, мы повышаем тем самым ему самооценку. В коллективных видах деятельности дети учатся сопереживать. Методика считается и здоровьесберегающей, то есть в её основе заложен психологический комфорт, оказывающий положительное влияние на состояние дошкольника в целом. Можно делать всё, если это не мешает окружающим и не опасно для здоровья. Это важно для детей с замедленным темпом развития. Методика «выравнивает» детей, позволяет построить такую детскую общность, где каждый чувствует себя умелым, знающим, способным (вместе с другими!) справиться с любой задачей. Самое главное, она гарантирует дальнейшую успешность в обучении каждому ребёнку, независимо от его «стартовых» возможностей на начало обучения. Всё новое – хорошо забытое старое. По методике Е.Е.Шулешко работают и по сей день многие дошкольные учреждения, считая её и актуальной и современной.
Зимой коллективным результатом явился сборник творческих детских рассказов и рисунков к ним «Приключения снежинки». Предварительно была проведена работа с родителями, которые активно поддержали идею проекта, и получился вот такой сборник. Его передавали друг другу, читали детям, обсуждали в семье, чей рассказ понравился больше. По этому принципу составили сборник «Если бы я был(а) феей». Продолжаем составлять «Прищепкины сказки».
Весной делали композиции из цветных камней «Цветущий сад» и т.д.
Результатами работы над проектом ожидается повышение уровня развития психических процессов, познавательной активности и творческого воображения у детей с ЗПР. Дети научатся познавать мир в красках, образах, ощущениях. Определить результативность проведённой работы поможет сравнительный анализ результатов первой и итоговой диагностики.
Хочется отметить положительную динамику уже на конец первого года обучения: дети стали больше думать, не выкрикивать любой ответ, размышлять вслух, не боясь вынести своё мнение на суд товарищей и решать проблему сообща. Не боятся обратиться за советом к взрослому. В течение года увеличился словарный запас: дети не только пополнили свои знания синонимов, антонимов, загадок, поговорок, но и могут объяснить их значения, пока ещё не все, конечно, но прогресс налицо.
В начале года дети не слушали мнение товарища, если оно отличалось от их собственного, к концу года это изменилось. Застенчивые дети ( а таких было 7), стали общаться со сверстниками, поднимать руку на занятиях , высказывать своё мнение. Громче стал их смех, что тоже говорит об их раскрепощённости. Появилось чувство сопереживания. Ребёнок должен быть уверен, что ему придут на помощь. Можно с уверенностью говорить о повышении познавательной активности детей группы.
На втором году обучения стали использовать интерактивную панель, и эта работа также очень эффективна в рамках заявленного проекта, особенно раздел «Связная речь». В ходе проектной деятельности повышается профессиональная грамотность педагога, его творческий потенциал, одухотворяется отношение к своему делу. Большое значение уделяется и развивающей среде. В группе создана новая учебная зона, которая тоже способствует реализации задач проекта. Много ещё предстоит сделать, но считаю, что путь выбран правильный, и к концу второго года обучения дети будут готовы к успешному обучению в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Удивительные свойства обычных растений » Консультация для родителей.
Материал поможет родителям формировать познавательный интерес ребенка к окружающему миру , развивать наблюдательность, умение сравнивать, обнаруживать связь живой и неживой природы ...
«Удивительные свойства обычных растений » Консультация для родителей.
Материал консультации поможет родителям организовать вместе с детьми наблюдения за простыми цветущими травянистыми растениями: мать-и-мачехой, одуванчиком, кислицей,полевым вьюнком, папоротником; науч...
Типы мам, общение с которыми обычно отражается на состоянии здоровья их детей.
Типы мам, общение с которыми обычно отражается на состоянии здоровья их детей.«Царевна Несмеяна».Пожалуй, главной установкой такой мамы является задача – не избаловать ребенка. И это больше всего ее б...
Конспект НОД по экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы "Необычное в обычном"
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружаю...
Необычное в обычном (Раз картошка, два картошка)
Занятие по формированию целостной картины мира с использованием опытов....
Что такое психологические занятия в детском сад и чем они отличаются от обычных занятий.
Важность психологических занятий для ребенка дошкольного возраста и отличие их от обычных занятий....
Развитие мелкой моторики при помощи обычных предметов
Уважаемые родители! Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприя...