Проект "Необычное в обычном"
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Осипенко Светлана Александровна

Сопроводительный материал к презентации проекта "Необычное в обычном".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neobychnoe_v_obychnom.docx154.85 КБ

Предварительный просмотр:

Проект в группе компенсирующей направленности

«Необычное в обычном»

Учитель-логопед, дефектолог

МБДОУ «Детский сад№ 21»

Осипенко С.А.

Описание: http://www.nav.prodod.ru/_ld/0/95269404.jpg

Троицк 2017-2019

               

 «Дайте разумное содержание жизни детей

                дошкольного возраста и они у вас не будут

               ни тупыми, ни вялыми, ни безнравственными.

              Этот материал должен быть доступен для их

              ума и сердца и должен укреплять здоровье».

                                 

             Е.Н.Водовозова

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный
Вид проекта: долгосрочный (2 года)

Предметно-содержательная область:

повышение познавательной активности дошкольников, формирование творческого воображения

Участники: дети коррекционной группы старшего дошкольного возраста, их родители, учитель-логопед, дефектолог

Форма представления: презентация и защита проекта

Актуальность:
Психоречевое развитие,  эмоционально-волевая сфера детей с ОВЗ происходит неравномерно  и в замедленном темпе, отставая от нормы на 1-2 года.

  • Низкая познавательная активность детей с ЗПР создаёт значительные препятствия в ходе коррекционной работы. Низкий уровень развития восприятия, своеобразие мыслительной деятельности осложняют организацию помощи дошкольникам с ОВЗ.
  • Отсутствие целенаправленной спланированной работы по данному вопросу между дошкольным учреждением и семьёй

В данном проекте представлены фрагменты занятий, на котором развитие познавательной активности происходит через детское экспериментирование, исследование и развитие творческого воображения во всех его формах и видах. Особенность детского проектирования заключается в том, что ребёнок познаёт объект в ходе практической и игровой деятельности с ним, что создаёт условия, в которых раскрывается содержание данного объекта, и за казалось бы обычными предметами и явлениями дети учатся видеть необычные характеристики, свойства и признаки.

Противоречия: - между привычным отношением ребёнка к обычным предметам и явлениям и возможностью увидеть в них «необычное»;
- между потребностью старших дошкольников накапливать знания и умения и недостаточным  уровнем сформированности познавательной активности

Проблема: недостаточная сформированность у детей с ЗПР образного мышления, воображения и познавательного интереса.

Гипотеза: Прочные навыки по образному восприятию окружающего мира сформируются только при регулярной, непрерывной, разъяснительной и практической работе с дошкольниками с ЗПР, взаимодействии с родителями.

Цель проекта: Формирование у детей коррекционной группы познавательной активности, моделирования объектов и явлений,   умения решать изобретательские ситуации. Снижение психологической инерции. Развитие творческого созидательного мышления.

                                    Задачи проекта
Развивающие: развить познавательную активность; творческое воображение;
навыки самостоятельной работы; навыки коммуникативного общения

Обучающие: научить использовать накопленные знания и опыт для дальнейшего изучения окружающего мира; используя игровой материал и учебное оборудование, сформировать представления о цвете, форме, величине; создать ребёнку с ОВЗ возможность осуществлять речевую деятельность для всестороннего психического развития.

Воспитывающие: воспитывать уважение к товарищам по группе;, любовь к родным; бережное отношение к окружающей действительности

Интегративные области развития воспитанников (ФГОС): познавательно-речевая, коммуникация, социально-личностная, художественно-эстетическая.

Планируемые результаты проекта:

 - Изменится отношение детей к окружающей действительности;

 - Повысится познавательная активность у детей с ЗПР;

 - Повысится компетентность участников педагогического процесса  по вопросам развития творческого воображения;

- Родители заинтересуются данной проблемой в процессе реализации        проекта и станут нашими единомышленниками.

Определить результативность проведённой работы поможет сравнительный анализ результатов первой и итоговой диагностики.

План реализации проекта
Непосредственно образовательная деятельность.

-
Познавательно-исследовательская деятельность на коррекционных занятиях; -Беседы; -Дидактические игры;
- Чтение художественной литературы

Самостоятельная деятельность дошкольников и родителей:

- Составление творческих  рассказов и рисунков к ним :  «Приключения Снежинки», «Если бы я был (а) феей», «Прищепкины сказки» и др.;

- Коллаж «Осенняя фантазия» с использованием медиаторов;  - Кляксография;

  • Чтение пословиц, поговорок, загадок, стихов с объяснением смысла;

 - Экскурсии на природу, беседы по теме проекта.

 Основная особенность детского проектирования заключается в том, что ребёнок познаёт объект в ходе практической и игровой деятельности с ним, что создаёт условия, в которых раскрывается содержание данного объекта, и за казалось бы обычными предметами и явлениями дети учатся видеть необычные характеристики, свойства и признаки. Проектирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ познания окружающего мира. 

В сентябре 2017 г., т.е на начало первого года обучения проведена диагностика воображения детей группы. Использовались следующие методические приёмы: а) тестирование, связанное с задачами опредмечивания несуществующих (нереальных) или непонятных объектов; б) тестирование, связанное с оценкой продуктивности процессов воображения. В качестве материала для исследования могут служить любые объекты и явления окружающей действительности: геометрические фигуры, фотографии, музыкальные произведения, различные шумы, запахи, цвета, временные промежутки, изменения, происходящие в природе и организме человека и т.д.

Исходя из этого, я выбрала 3 метода:

  1. Метод трёх слов (тест Масселона), который характеризует вербальное воображение. Суть его состоит в том, что из предложенных ребёнку трёх слов он должен составить как можно больше предложений.
  2. Тест «Круги», который оценивает продуктивность невербального воображения. Предложенные ребёнку 6 кругов он должен дорисовать до какого-то предмета.
  3. Метод чернильных пятен Роршаха: оценивает оригинальность процессов воображения и заключается в том, что ребёнок в предложенных ему абстрактных пятнах и «кляксах» должен увидеть какой-то предмет или явление.

Практическими работами по сезонам являются: «Осенний коллаж» с использованием медиаторов ( Е. Е. Шулешко). На начало первого года обучения это один из приемлемых видов деятельности. Дети учатся за простыми «листочками» видеть образы животных, растений, учатся совместно работать.

Немного о методике Е.Е.Шулешко. С ней познакомилась в 1988г. Она пропагандирует социоигровой подход к образованию, сам автор называет свою методику «ровесническим образованием», которое учит обсуждать проблему, выявлять новое самим ребёнком и самостоятельно принимать решение. До сих пор ведутся споры, что это – методика, технология или программа. В литературе  встречаются все эти понятия.

Лично мне, как дефектологу,  понятна и привлекательна эта методика тем, что использовать её можно для занятий со всеми категориями дошкольников: и детьми массовых групп , и с детьми с ОВЗ, занимающихся в группах компенсирующей направленности.  Сам автор тесно сотрудничает институтом по обучению слабослышащих детей.

Работая над данным проектом, я нашла «пересечение» и в том, что развитие творческого воображения тесно связано с развитием эмоциональной сферы ребёнка. Это очень важно в век компьютерных технологий и гаджетов, когда люди затрудняются выражать свои эмоции. Постоянно создавая ребёнку условия успешности, мы повышаем тем самым ему самооценку. В коллективных видах деятельности дети учатся сопереживать. Методика считается и здоровьесберегающей, то есть в её основе заложен психологический комфорт, оказывающий положительное влияние на состояние дошкольника в целом. Можно делать всё, если это не мешает окружающим и не опасно для здоровья. Это важно для детей с замедленным темпом развития. Методика «выравнивает» детей, позволяет построить такую детскую общность, где каждый чувствует себя умелым, знающим, способным (вместе с другими!) справиться с любой задачей. Самое главное, она гарантирует дальнейшую успешность в обучении каждому ребёнку, независимо от его «стартовых» возможностей на начало обучения. Всё новое – хорошо забытое старое. По методике Е.Е.Шулешко работают и по сей день многие дошкольные учреждения, считая её и актуальной и современной.

Зимой коллективным результатом явился сборник творческих детских рассказов и рисунков к ним «Приключения снежинки». Предварительно была проведена работа с родителями, которые активно поддержали идею проекта,  и получился вот такой   сборник. Его передавали друг другу, читали детям, обсуждали в семье, чей рассказ понравился больше. По этому принципу составили сборник «Если бы я был(а) феей». Продолжаем составлять «Прищепкины сказки».

 Весной делали композиции из цветных камней «Цветущий сад» и т.д.

Результатами работы над проектом ожидается повышение уровня развития психических процессов, познавательной активности и творческого воображения у детей с ЗПР. Дети научатся познавать мир в красках, образах, ощущениях. Определить результативность проведённой работы поможет сравнительный анализ результатов первой и итоговой диагностики.

Хочется отметить положительную динамику уже на конец первого года обучения: дети стали больше думать, не выкрикивать любой ответ, размышлять вслух, не боясь вынести своё мнение на суд товарищей и решать проблему сообща. Не боятся обратиться за советом к взрослому. В течение года увеличился словарный запас: дети не только пополнили свои знания синонимов, антонимов, загадок, поговорок, но и могут объяснить их значения, пока ещё не все, конечно, но прогресс налицо.

В начале года дети не слушали мнение товарища, если оно отличалось от их собственного, к концу года это изменилось. Застенчивые дети ( а таких было 7), стали общаться со сверстниками, поднимать руку на занятиях , высказывать своё мнение. Громче стал их смех, что тоже говорит об их раскрепощённости. Появилось чувство сопереживания. Ребёнок должен быть уверен, что ему придут на помощь. Можно с уверенностью говорить  о повышении познавательной активности детей группы.  

На втором году обучения стали использовать интерактивную панель, и эта работа также очень эффективна в рамках заявленного проекта, особенно раздел «Связная речь».  В ходе проектной деятельности повышается профессиональная грамотность педагога, его творческий потенциал, одухотворяется отношение к своему делу. Большое значение уделяется и развивающей среде. В группе создана новая учебная зона, которая тоже способствует реализации задач проекта.   Много ещё предстоит сделать, но считаю, что путь выбран правильный, и к концу второго года обучения дети будут готовы к успешному обучению в школе.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дети с ОВЗ в условиях обычного ДОУ

Дети с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ В Российской Федерации, как и во всем цивилизованном мире, детство признается важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетн...

«Удивительные свойства обычных растений » Консультация для родителей.

Материал поможет родителям  формировать познавательный интерес ребенка к окружающему миру , развивать  наблюдательность, умение сравнивать, обнаруживать связь живой и неживой природы   ...

«Удивительные свойства обычных растений » Консультация для родителей.

Материал консультации поможет родителям организовать вместе с детьми наблюдения за простыми цветущими травянистыми растениями: мать-и-мачехой, одуванчиком, кислицей,полевым вьюнком, папоротником; науч...

Типы мам, общение с которыми обычно отражается на состоянии здоровья их детей.

Типы мам, общение с которыми обычно отражается на состоянии здоровья их детей.«Царевна Несмеяна».Пожалуй, главной установкой такой мамы является задача – не избаловать ребенка. И это больше всего ее б...

Конспект НОД по экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы "Необычное в обычном"

  Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружаю...

Необычное в обычном (Раз картошка, два картошка)

Занятие по формированию целостной картины мира с использованием опытов....

Что такое психологические занятия в детском сад и чем они отличаются от обычных занятий.

Важность психологических занятий  для ребенка дошкольного возраста и отличие их от обычных занятий....