Проект "Школа моей мечты"
презентация к уроку по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Проект для группы компенсирующей направленности для детей 6-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_2.docx | 42.27 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«Школа моей мечты!»
Подготовка ребенка к обучению в школе –тема всегда актуальная. К сожалению ,практика сегодня преимущественно нацелена на интеллектуальную подготовку детей к обучению в школе, мало внимания уделяется формированию внутренней позиции школьника, формированию мотивационной сферы дошкольника. Эмоционально зрелый дошкольник имеет намного больше шансов успешно адаптироваться к новой среде. Это обеспечивается правильно организованной социальной ситуацией в предшкольный период. Учитывая то, что в последнее время в практике дошкольного образования отдается предпочтение методу у проектов, подготовка детей к школе на основе данного метода представляется интересной и эффективной.
Сроки проведения : сентябрь-май
Участники проекта: дети группы компенсирующей направленности 6-7 лет, родители, воспитатели, педагог-психолог.
Цель проекта – воспитание положительного отношения к школе у детей подготовительной группы ОКДОУ. Формирование психологической , мотивационной готовности старших дошкольников к поступлению в школу; облегчение прохождения адаптационного периода будущих первоклассников; повышение психолого -педагогической компетентности родителей и педагогов.
Задачи проекта:
- Организовать сотрудничество между детьми, родителями и педагогами в подготовке ребёнка к школе;
- Формирование мотивационного компонента готовности к школе у детей подготовительной к школе группы;
- Расширение диапазона знаний о психологической готовности к школе у родителей и педагогов подготовительной к школе группы.
- Создать предметно-развивающую среду для ознакомления воспитанников со школой (дидактические и сюжетно-ролевые игры, наглядный материал, картотека пальчиковых игр и упражнений, загадок, пословиц, стихотворений по теме).
Предполагаемый результат:
- Сформированная «внутренняя позиция школьника» у детей подготовительной к школе группы ДОУ .
- Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
- Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах подготовки детей к школе.
- Оформление выставки фотографий, грамот, тетрадей родителей детей и педагогов ОКДОУ «И все повториться сначала».
- Оформление папки родительских рассказов «Школьные истории».
- Выпуск газеты «Шпаргалки для родителей».
- Создание модели работы педагога-психолога по сопровождению процесса подготовки детей к обучению в школе.
Критериями эффективности проекта мы определяем высокий процент детей со сформированной мотивационной готовностью к обучению в школе, повышение психологической грамотности родителей воспитанников ДОУ и повышение профессионального мастерства педагогов ДОУ.
План психолого-педагогической работы с воспитанниками в группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет в рамках проекта «Школа моей мечты»
Мероприятие | Задачи | Дата проведения |
Экскурсия в школу на торжественную линейку | Воспитывать интерес к школьному обучению. Знакомство с традициями школьной жизни | Сентябрь |
Беседа «Профессия — учитель» | Расширять знания детей о профессии учителя, воспитывать уважительное отношение к труду взрослых | Сентябрь |
Интеллектуальная игра «Я знаю все» | Воспитывать умение работать в коллективе, побуждать детей к интеллектуальной творческой деятельности | Октябрь |
Сюжетно-ролевая игра «Школа» | Закрепить в игре правила поведения в школе. Воспитывать дружеские отношения между детьми | В течение года |
Встреча с первоклассниками (Совместный концерт) | Создать положительный эмоциональный настрой. | Ноябрь |
Выставка детских рисунков «Школьные принадлежности» | Развивать фантазию и творчество дошкольников, совершенствовать мелкую мускулатуру руки. | Ноябрь |
Физкультурное развлечение с детьми подготовительных групп и первоклассников | Воспитывать дружеские отношения между детьми | Январь |
Интеллектуальная игра «Умники и умницы» | Упражнять дошкольников в умении рассуждать на различные темы. Учить самостоятельно находить решение поставленной задачи | Январь |
Совместное оформление выставки «И все повториться сначала» | Снижение уровня ситуативной тревожности по поводу перехода в первый класс. Проживание личных страхов по этому поводу. | Февраль |
НОД «Эти смешные страхи» | Проживание страхов в связи с переходом в школу, формирование конструктивных способов выхода из сложных ситуаций. | Март |
Беседа об уроках, переменах и школьном звонке . Чтение родительских рассказов «Школьные истории». | Продолжать знакомить со школьным распорядком, с правилами поведения в школе. Воспитывать интерес к школьному обучению Ресурс знаний о том как родители преодолели школьные трудности . Возможность опосредованно пережить возможные школьные переживания, положительные и отрицательные. | В течение года Март |
Квест-игра «Как мы готовы к школе» | Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать умение детей осознанно подчиняться установленным правилам, работать в команде. | Апрель |
Оформление выставки детских рисунков «Школа моей мечты» | Вызывать положительные эмоции . Формировать положительное отношение к школе. | Май |
Видеозапись детских рассказов «Школа моей мечты» | Вызвать у детей положительные эмоции, поддерживать желание идти в школу | Сентябрь Май |
Тематическое планирование работы с педагогами на учебный год
в рамках проекта «Школа моей мечты»
Месяц | Мероприятие | Тема |
Сентябрь |
| Занятие 1. «Проблема подготовки детей к систематическому школьному обучению» |
Октябрь | 1. Консультирование по итогам первоначальной диагностики готовности детей к школе | |
2. Тематическое консультирование | «Воспитателю об особенностях развитие ребенка 6-7 лет | |
Ноябрь |
| Занятие № 2. «Интеллектуальная готовность ребенка к школьному обучению» |
Декабрь
|
| «Учите детей управлять своим поведением» |
Январь |
| «Тренируем память и внимание дошкольника» |
Февраль |
| Занятие № 3. «Эмоционально-волевая и психологическая готовность» |
Март | 1. Тематическая консультация | «Словесные способы поощрения и поддержки» |
Апрель |
| Обсуждение индивидуальных особенностей детей, перспективы их дальнейшего развития, оптимизация адаптационного периода |
Май | 1. Консультирование по итогам динамической диагностики готовности к школе. |
План работы с родителями будущих первоклассников
в рамках проекта «Школа моей мечты»
Очная форма | Тема | Месяц |
1. Родительские собрания | «Основные факторы риска в предшкольный период». «От дошкольника к школьнику». | Сентябрь Апрель |
2. Консультации | «Психологический портрет ребенка 6-7 лет» «Мотивационная готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе». «Учеба без проблем - интеллектуальная готовность к школе». «Ваш ребенок идет в школу». | Проводится 1 раз в два месяца Индивидуальное консультирование по запросу родителей. |
3. Семинары | Готовимся к школе всей семьей «Психологическая готовность к обучению в школе» | Ноябрь |
4. Тренинги, деловые игры |
(Приложение 1) | Февраль Апрель |
Очно-заочная форма | ||
Анкетирование Выставки Оформление фотовыставки | «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу» Психолого-педагогическая литература на тему «Первый раз в первый класс» «И все повториться сначала» (фотографии, грамоты, тетради, дневники родителей преподавателей , братьев и сестер) | октябрь февраль |
Оформление папки рассказов родителей | «Школьные истории» | Март |
Папки-передвижки | Подготовка старшего дошкольника к школьному обучению (тесты для определения мотивационной готовности ребенка к обучению в школе) | Апрель Располагается в доступном для родителей месте в приемной. |
Памятки, буклеты, просветительские листки Информационный стенд. | «Влияние установок взрослых на развитие детей» «Основные психологические особенности будущего первоклассника» «Рекомендации по здоровьесбережению будущих дошкольников» «Факторы риска в предшкольный период» «Психологическая готовность к школьному обучению» «Ребенок идет в школу» | Располагается в доступном для родителей месте в приемной. Предлагается родителям при необходимости или по запросу |
Сайт детского сада Консультация | Выпуск газеты для родителей «Шпаргалки для заботливых родителей». «Как устроить праздник ребенку 1-го сентября». | Апрель Май |
Приложение 1
Тренинговое занятие для родителей будущих первоклассников
«Идём в школу с радостью»
Цель: повышение компетентности родителей в вопросах психологической готовности к обучению в школе.
Задачи:
- Развитие коммуникативных умений родителей.
- Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком — будущим школьником.
- Расширение возможностей понимания своего ребенка.
- Развитие умения осмысливать свои поступки, взглянуть на себя со стороны.
- Развитие умения думать о себе и ребенке в позитивном ключе.
План занятия
Вводная часть
1. Упражнение «Имя-качество».
2. Упражнение «Серьезный момент».
Теоритическая часть
3. Мини-лекция «Понятие готовности к школе».
4. Упражнение «Беспокойство».
5. Тест «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?».
Практическая часть
6. Игра-ассоциация «Школа».
7. Игровое упражнение «Инструкция».
8. Упражнение «100 способов похвалы».
9. Упражнение «Школьное будущее моего ребенка».
10. Творческая работа «Как мама и папа в школу ходили».
11. Игра «Школьные объяснялки».
12. Памятка «Практические рекомендации родителям будущих первоклассников».
Итог занятия.
13. Итог занятия. Обратная связь.
Оборудование
- Мяч, клей, фломастеры.
- Карточка к игре «Инструкция».
- Поделки, изготовленные детьми.
- Лист ватмана для творческой работы «Как мама и папа в школу ходили».
- «Что необходимо знать ребенку, поступающему в школу.
- Тест «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?».
- «Школьные объяснялки».
- Памятка «Практические рекомендации родителям будущих первоклассников»
Ход занятия
1. Упражнение «Имя-качество»
Здравствуйте, уважаемые родители! Давайте познакомимся поближе. (Все родители сидят в кругу.) Каждый из вас сейчас по очереди называет свое имя и какое-то прилагательное (качество), которое начинается на первую букву имени (при затруднении — на вторую). Например, Ирина — инициативная (игривая, изобретательная, интеллектуальная, интересная). Второй участник повторяет за первым его имя и качество и называет свое имя и качество, третий называет имя и качество первого и второго, а потом двое и т. д.
2. Упражнение «Серьезный момент»
О том, что начало обучения ребенка в школе — один из самых серьезных моментов в его жизни, знают все. Но что значит «серьезный момент»? На этот вопрос я попрошу ответить вас.
Родители выполняют задание, передавая друг другу мяч.
Например: новый коллектив, новые знания, новая учительница, много новых впечатлений, новые обязанности, большие нагрузки.
3. Мини-лекция «Понятие готовности к школе»
Как видите, большая часть родителей оценивает начало обучения в школе как переломный этап в социально-психологическом плане. Это действительно так. Новые контакты, новые отношения, новые обязанности, новая социальная роль, иные условия. Но почему-то забывается, что школа — это большие физические и эмоциональные нагрузки. Изменяется вся жизнь — все подчиняется школе, школьным делам и заботам. Начало обучения очень напряженный период еще и потому что школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, практически не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации физических и интеллектуальных сил. Трудно все: сам режим учебных занятий (с перерывами не «когда хочется», а через долгих 35—40 минут), и обилие новых впечатлений, которыми нельзя тут же поделиться, и эмоции, которые приходится сдерживать. Трудно не отвлекаться и следить за мыслью учительницы, трудно сидеть в определенной позе.
Итак, на ребенка в школе ложатся большие нагрузки (психологические, интеллектуальные, физические), за которые организм платит порой самой высокой ценой — здоровьем. У многих детей, особенно в первые недели или даже месяцы, возникают такие изменения в организме, которые позволяют говорить о «школьном шоке». Первоклассники пребывают в школе в состоянии информационного и эмоционального стресса. А мы, взрослые, к сожалению, не всегда видим и понимаем это. Вполне естественно встает вопрос: «Как подготовить ребенка к школьной жизни?»
Под готовностью к школьному обучению понимают тот уровень физического и психологического развития, при котором требования системного обучения в школе не приводят к нарушению здоровья и психического развития ребенка.
Что же стоит за определением готовности ребенка к школе? Достаточно очевидный факт: современная школа может эффективно обучать не всех детей, а только тех, которые обладают вполне определенными характеристиками, несмотря на то что обучаться способны все дети. Школа предъявляет вполне определенные требования: ребенок должен быть готов начать учиться.
Что же необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу? (См. Приложение ).
4.Упражнение «Беспокойство». Перед родителями лежат карточкми синего- сильное беспокойство, желтого- проявляется иногда, зеленого цвета - отсутствует вообще.
Уважаемые родители у вас на столе лежат цветные карточки. Поднимите пожалуйста карточку того цвета, которая как вам кажется отражает степень вашего беспокойства в связи с приближающейся школьной жизнью ребенка.
Вопросы для анализа:
Скажите , пожалуйста, в чем причина вашего беспокойства?
В чем вы видите проблему вашего беспокойства.
От кого или от чего зависит улучшение вашего самочувствия.
Вывод: не всегда есть время проанализировать свое состояние. Сейчас вы подумали и провели определенную работу над собой. Первый шаг к пониманию существует проблема или нет. И пониманию того, что все изменения зависят только от нас. А иметь хорошего ученика-это мечта
5. Тест «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?»
Мы выяснили, каким должен обладать будущий первоклассник. Но к школьной жизни должны быть готовы и его родители. У родителей на руках уже заполненные анкеты. Психолог дает общий анализ по результатам анкетирования родителей.
Заполнение анкеты- это предварительная работа.
6. Игра-ассоциация «Школа»
Итак, к школьной жизни должны быть психологически готовы не только дети, но и родители. Ведь от отношения родителей к школе напрямую зависят особенности школьной адаптации ребенка. Давайте поиграем. Подумайте, с каким словом у вас ассоциируется слово «школа»? Например, учеба. Следующий участник должен дать свою ассоциацию на слово «учеба» и т, д. (Упражнение выполняется по кругу, участники передают мяч друг другу.)
После выполнения упражнения анализируются предъявленные ассоциации, делается вывод: получена многообразная палитра ощущений, связанных с представлениями о школе. Они определяются опытом школьного обучения родителей.
7. Игровое упражнение «Инструкция».
Хорошо, если ребенок в трудный первый год учебы будет ощущать вашу поддержку. «Давай еще раз попробуй; еще чуть-чуть постараешься, и будет намного лучше». Ваша вера в успех, спокойное ровное отношение помогут ребенку справиться со всеми трудностями. Одной из этих трудностей может стать выполнение домашних заданий. И как важно найти правильные точные слова, чтобы объяснить первокласснику непонятную задачу или правило по русскому языку? Данное упражнение поможет осознать это.
Из группы выбирается ведущий. Ему дается лист с заранее нарисованными фигурами. Задача ведущего — в течение одной минуты дать четкие словесные характеристики фигуры, в результате каждый участник должен воспроизвести описанную фигуру с листа ведущего. Затем ведущий просит всех участников поднять листы с выполненным заданием и, пройдя по кругу, сверяет их с эталоном. После выполнения упражнения участники обсуждают, точно ли ими была выполнена инструкция ведущего. Далее группа выявляет причины неточного выполнения задания и совместно формулирует точную инструкцию.
8. Упражнение «100 способов похвалы»
Психологически родители должны быть готовы не только к трудностям, но и к успехам ребенка. Часто, хваля ребенка, взрослые словно боятся, что он зазнается или разленится, и добавляют ложку дегтя в бочку меда: «Хорошо, ты порадовал меня! Если бы еще так же радовал меня по математике...» Но даже хваля ребенка за выполнение какого-либо задания, взрослые часто используют небольшой запас слов. Для начала давайте каждый скажет слова похвалы.
Родители высказывают свои варианты, далее психолог предлагает вниманию участников тренинга разнообразные способы похвалы.
9. Упражнение «Школьное будущее моего ребенка»
Главный совет, который могут дать психологи родителям будущих первоклассников, — любите своего ребенка таким, какой он есть, уважайте его индивидуальность, будьте внимательными к его жизни, к его настроению, желаниям. Я предлагаю вашему вниманию следующее упражнение, которое поможет приоткрыть завесу школьного будущего вашего ребенка. Я зачитаю несколько незаконченных предложений, которые вам необходимо завершить. Основное условие - заканчивать предложение необходимо сразу, долго не задумываясь. Здесь нет правильных или неправильных ответов, потому что любой из них позволит вам еще раз глубже взглянуть на отношения с ребенком и осознать свою роль в его жизни.
• Я всегда мечтал(а), чтобы в школе мой ребенок...
• Когда ребенок оказывается не на высоте, я...
• Когда моего ребенка хвалят, я...
• Когда ребенок пойдет в первый класс...
• Когда он получит двойку или замечание, я...
• Я думаю, что в школе мой сын (дочь)...
Теперь перечитайте каждое предложение еще раз и задумайтесь, совпадают ли ваши предположения с возможностями вашего ребенка, какое значение именно для вас имеют различные аспекты школьной жизни, ребенка и какие ожидания вы связываете с его поступлением в школу
10. Творческая работа «Как мама и папа в школу ходили»
Поступление в первый класс — важное событие в жизни ребенка. И в этот период он особо нуждается в вашей помощи и поддержке. Давайте приготовим сюрприз для будущих первоклашек: оформим стенгазету, а ребята среди множества фотографий смогут отыскать знакомое лицо мамы или папы, познакомиться со школьной жизнью родителей.
Родители приклеивают фотографии из своего школьного прошлого, предварительно отсканированные или отксерокопированные; подписывают их.
11. Игра «Школьные объяснялки»
Уважаемые родители, наверняка, вернувшись из школы, малыш захочет вам многое рассказать. Но поймете ли вы его — вот вопрос! Ваши дети отвечали на вопросы о школе. Эти ответы я вам сейчас зачитаю. Ваша задача — назвать объясняемое детьми понятие (см. Приложение ).
12. Мини-лекция «Практические рекомендации родителям будущих первоклассников».
Итак, уважаемые родители! Совсем скоро настанет этот торжественный и волнующий день — 1 сентября! Что ждет ребенка? Как все сложится? Вы волнуетесь, и это нормально и естественно. Но ваша родительская тревога не должна перерастать в школьную тревожность самого ребенка. Пусть он идет, в школу с уверенностью в том, что ему нравится учиться, что он много умеет, а всему остальному он обязательно научится, а вы ему в этом поможете! И будьте готовы к тому, что не все у ребенка будет получаться сразу. Да, это грустно, обидно, когда у самого близкого и любимого человечка не все складывается. Но это не повод для очередной ссоры. Скорее, это повод еще больше сблизиться с ребенком и оказать ему поддержку!
Психолог раздает памятки для родителей с «Практическими рекомендациями родителям будущих первоклассников»
Я надеюсь, эти рекомендации помогут вам сделать учебу в школе для детей и для вас интересной и приятной! Желаю вам и вашим детям доброго пути по Стране знаний! Успехов вам и детям!
13. Итог занятия. Обратная связь
Родителям раздаются бланки для обратной связи, где участники тренинга отвечают на вопросы:
• Чем полезно именно для вас было данное занятие?
• Что нового о себе и своем ребенке вы узнали?
• Ваши пожелания на следующую встречу.
Затем педагог-психолог вручает всем участникам занятия маленькие сувенирами, которые изготовили их дети. При этом непременно отметив важность присутствия и участия в тренинге каждого родителя.
Приложение к занятию
Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу
1. Свое имя, отчество и фамилию.
2. Свой возраст (желательно дату рождения).
3. Свой домашний адрес.
4. Свой город (село) и его главные достопримечательности.
5. Страну, в которой живет.
6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).
8. Домашних и диких животных и их детенышей.
9. Транспорт наземный, водный, воздушный.
10.Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелетных птиц; овощи, фрукты и ягоды.
11.Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.
12.Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
13.Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая, левая сторона, верх—низ и т.д.).
14.Уметь полно и последовательно пересказывать прослушанный или прочитанный рассказ, составить (придумать) рассказ по картинке.
15.Запомнить и назвать 6—9 предметов, картинок, слов.
16.Определять количество и последовательность звуков в словах типа: мак, дом, суп, дубы, сани, зубы, осы.
17.Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет).
18.Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не ходя за контуры предметов.
19.Свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10.
20.Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30—35 минут).
21. Уметь устанавливать социальные контакты.
22. Иметь адекватную самооценку.
23. Контролировать свои эмоции.
24. Подчинять личные интересы общественным.
ОКДОУ «Детский сад компенсирующего вида «Теремок»
Приложение к
проекту
«Школа моей мечты»
Конспект
тренингового занятия для родителей подготовительной к школе группы
«Идем в школу с радостью»
Составитель: педагог-психолог
М.В.Хотяинцева.
ОКДОУ «Детский сад компенсирующего вида «Теремок»
Проект
«Школа моей мечты»
Составитель: педагог-психолог
М.В.Хотяинцева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Магазин моей мечты"
Поект, созданный семьей, посещающей наш детский сад...
"Комната моей мечты"
план-конспект мероприятия с родителями и детьми среднего возраста...
Коллективный творческий проект «Детский сад моей мечты»
Коллективный творческий проект «Детский сад моей мечты»Задачи:· развитие т...
Проект "Детский сад моей мечты"
Проблема: Как преобразить прогулочный участок группы с наименьшим ущербом для окружающей среды и с наибольшей пользой для детей? Материал: по выбору участников проекта. Место презентации: музыкальный ...
НОД. Аппликация «Домик моей мечты».
Цели и задачи:1) умение создавать мозаичные картинки;2) воображение и мышление;3) аккуратность и усидчивость;4) умение работать с клеем и ножницами;5) умение работать с ножницами и клеем....
Конспект занятия по ознакомлению с трудом взрослых НОД "Профессия моей мечты" (старшая группа)
МБДОУ Детский сад №10»Сказка»Конспект НОДпо ознакомлению с трудом взрослых«Профессия моей мечты»(старшая группа)Составила и провела:воспитатель Силова Е.А.Цель изучения темы.Продолжать расширять предс...
Педагогический проект "Участок моей мечты"
Дети – наше будущее. Именно они будут продолжать нашу историю, приумножать сделанное нами и воспитывать новое поколение. Наша задача – создать для этого условия. Обогатить прогулочную площадку предмет...