Пособие на тему: Самосознание ("Образ Я") детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
В данном пособии имеется весь неоходимы материал для диагностики самосознания детей старшего дошкольного возраста. Также имеются необходимые для работы игры и упражнения, и дальнейшие рекомендации для родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
posobie.docx | 122.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Самосознание («Образ Я»)
Содержание
Введение
Особенности развития самосознания в старшем дошкольном возрасте
Диагностика по развитию самосознания детей старшего дошкольного возраста
Игры и упражнения для развития самосознания в старшем дошкольном возрасте
Рекомендации родителям по использованию пособия в работе с детьми
Литература
Приложение
Введение
Самосознание - чрезвычайно важная, сущностная способность человека, позволяющая выделить самого себя из окружающего мира, осознать себя и найти свое место в действительности.
Самосознание, являясь сложным психологическим образованием, проходит определенные этапы становления в онтогенезе. Начало развития самосознания все исследователи относят к раннему (иногда даже к младенческому) возрасту. Развитие самосознания тесно связано с активностью ребенка, которое в свою очередь детерминировано в значительной мере его внутренним состоянием. Ребенок уже не только знает свое имя, он «открывает себя» как отдельную персону. Огромное значение здесь имеет произвольное овладение своим телом, в результате которого появляются целенаправленные движения и действия, развивается общая телесная координация.
По мнению отечественных психологов, самосознание является важным компонентом психологической готовности к обучению в школе: Е. Е Кравцова одной из составляющих психологической готовности к обучению в школе считает отношение ребенка к самому себе; Я. Л. Коломинский и Е. А. Панько связывают мотивационную готовность к школьному обучению с новым уровнем развития самосознания; В. С. Чудновский, А. Ю. Кржечковский, А. А. Можейко говорят о влиянии самосознания на качество учебной деятельности; В. Г. Маралов усматривает прямую зависимость между психологической готовностью и уровнем развития самосознания у детей дошкольного возраста.
Из этого можно сделать вывод о том, что проблема развития самосознания как компонента формирования психологической готовности детей к обучению в школе в настоящее время является одной из наиболее актуальных.
Особенности развития самосознания в старшем дошкольном возрасте
Наиболее важным периодом в развитии самосознания является дошкольный возраст. Необходимо отметить, что такие выдающиеся психологи как А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и Л.С. Выготский «отодвигали» появление отчетливо выраженных признаков наличия самосознания к периоду «предшкольного кризиса» - кризиса 7 лет.
Согласно исследованиям А.Л. Венгера, в дошкольном возрасте появляется первичный «образ - Я», неразрывно связанный с осознанием своих действий и той ситуации, в которой они совершаются.
К 7 годам у ребенка появляется различие между «Я реальным» и «Я идеальным»
К старшему дошкольному возрасту усиливается субъектная составляющая самосознания, оно выходит за пределы своих объектных характеристик и становится открытым для переживаний других. Ребенок становится способным давать моральную оценку поступкам окружающих, понимать их переживания.
Для детей 7-летнего возраста характерно разделение «Я-реального» и «Я-идеального». Возникновение моральных суждений расценивается исследователями как косвенный показатель дифференциации самосознания, поскольку они свидетельствуют о противопоставлении образа себя «хорошего» – «плохому» и желании выглядеть лучше в глазах взрослого.
Исследования Е.Е. Кравцовой, посвященных формированию личностной готовности к обучению, показали, что самооценка дошкольников, находящихся в «докризисном» периоде стабильно высока и недифференцирована, что и является, по мнению автора, возрастной нормой. Появление дифференцированной самооценки возможно только при наличии способности к децентрации, т.е. учету позиции сверстника в совместной с ним деятельности.
Данные исследований Е.В. Кучеровой показали, что если дошкольник ставит себя не на самую высокую ступеньку, то чаще этот результат свидетельствует не об отношении к себе, а об особенностях психического и личностного развития ребенка. Это связано с несвойственной для этого возраста критичностью, сомнениями в себе, своих качествах и возможностях и расценивается как тревожный симптом. Способность встать на позицию другого свидетельствует о появлении такого важнейшего новообразования - рефлексии, которую В.В. Давыдов и другие исследователи расценивают как основополагающее качество человеческого сознания. Становлению рефлексии мешает неадекватная, завышенная самооценка дошкольников. Дети, у которых способность к рефлексивной оценке еще не находится в зоне ближайшего развития, воспринимают происходящее только с одной точки зрения. Причины собственных неудач они видят во внешнем мире, приписывают их чему угодно, но не себе. Воспринимая происходящее только с субъективной позиции, дети не могут взглянуть на себя со стороны. Поэтому и обнаруживается связь сформированности волевой регуляции поведения и с уровнем самооценки, и с уровнем когнитивного развития. Необходимо также отметить, что сформированность дифференцированной самооценки является предпосылкой и условием учебной успешности ребенка.
Так же в старшем дошкольном возрасте появляются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, «взрослые» дела, быть «взрослым»; потребность в признании сверстников). Ребенок стремиться выполнять те или иные действия самостоятельно, без помощи взрослых.
У старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности; появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т. д.
К концу дошкольного возраста социальная компетентность ребенка позволяет ему понимать разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, свое отношение к ним и выбирать соответствующую линию поведения. Он умеет заметить изменения настроения взрослого и сверстника, учесть желания других людей, способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками. Коммуникативная компетентность проявляется в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речевых и неречевых (жестовых, мимических, пантомимических) средств.
У ребенка в 7 лет ярко проявляется уверенность в себе и чувство собственного достоинства, умение отстаивать свою позицию в совместной деятельности. Достоинство – ценнейшее качество личности, требующее поддержки со стороны всех работников детского учреждения и родителей.
Ребенок старшего дошкольного возраста отличается богатством и глубиной переживаний, разнообразием их проявлений и в то же время большей сдержанностью эмоций. Ему свойственно «эмоциональное предвосхищение» – предчувствие собственных переживаний и переживаний других людей, связанных с результатами тех или иных действий и поступков. Эмпатия в этом возрасте проявляется не только в сочувствии и сопереживании другому человеку, но и в содействии ему.
В этом возрасте ребенок может оценивать себя, хотя самооценка еще недостаточно стабильна. Развивается произвольность и саморегуляция, как основа дальнейшего школьного обучения.
В дошкольном возрасте рефлексивные возможности детей еще небольшие, но, в то же время образ физического «Я», половозрастная идентификация, а также представления о себе в прошлом и в будущем (психологическое время личности) уже в среднем дошкольном возрасте сформированы у большинства нормально развивающихся детей.
Высокий уровень притязаний на социальное признание и недостаточная способность к рефлексии проявляются в феномене завышенной самооценки, которая расценивается исследователями как норма возраста. Усвоение социальных норм делает возможным появление моральных суждений, свидетельствующих о росте самосознания ребенка, поскольку в них можно видеть проявление «Я для других» или «идеального Я».
Таким образом можно выделить следующие показатели развития самосознания в старшем дошкольном возрасте:
- осознание себя во времени, личное сознание;
- возникает желание понимать характер отношения к себе окружающих взрослых и сверстников;
- складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность
Диагностика развития самосознания детей старшего дошкольного возраста
1.Методика "Изучение уровня самосознания" (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина) Приложение А
Подготовка исследования. Подобрать вопросы для двух вариантов внеситуативно-личностной беседы с детьми:
1) о желаниях и предпочтениях;
2) о прошлых и будущих действиях.
Число и характер вопросов жестко не фиксируются, они зависят от активности ребенка, от его отношения к беседе. За основу можно взять следующие вопросы.
Вариант I
1. Что ты любишь больше всего на свете?
2. Чем бы ты стал заниматься, если бы тебе разрешили делать все?
3. Расскажи о своем любимом занятии: как ты играешь, гуляешь и пр.
4. Расскажи, что ты больше всего не любишь (просто терпеть не можешь).
5. Тебе все нравится в детском саду? Что бы хотелось изменить?
6. Я волшебница и могу выполнить любое твое желание. Что ты хочешь попросить?
Вариант II
1. Что ты делал перед тем, как я позвала тебя?
2. Расскажи, что вы делали сегодня на занятии.
3. Случалось ли с тобой вчера, позавчера или еще раньше что-нибудь интересное (важное, смешное)? Расскажи, пожалуйста.
4. Что собираешься делать, когда вернешься в группу?
5. Что будешь делать сегодня вечером или завтра?
Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 5-7 лет. Взрослый задает вопросы, конкретизирует или изменяет их, чтобы ребенку было легче ответить.
Обработка данных. Результаты беседы о желаниях и предпочтениях детей оформляют в таблицу. Приложение А
2. «Изучение наличия представлений о себе» ( Панасенко К. Е., Коптева О.Д ).
Подготовка исследования: объектами внимания при изучении данного критерия являлись детские рисунки: автопортрет, моя семья, мой мир; беседа с детьми: «Расскажи, какой ты».
Проведение исследования. При изучении наличия представлений о себе детям дается серия заданий по описанию самих себя. Ребенку предлагают рассказать по фотографиям и собственным рисункам о себе. Затем, задают вопросы, используя рисунки: «Чем ты похож и чем отличаешься от остальных?».
Данная методика позволяет определить наличие сформированности представлений о себе.
Обработка данных. Полученные результаты фиксируются в таблице. Приложение Б
3.Методика исследования самооценки «Лесенка» (В.Г. Щур.)
Подготовка исследования. Рисуем на листе бумаги лестницу из 7 ступенек
Проведение исследования: Показываем ребенку лесенку и говорим, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки. На второй - чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки. На какую ступеньку поставил бы ты себя? Нарисуй себя на этой ступеньке. Можно нарисовать 0, если ребенку трудно нарисовать человечка. А на какую тебя поставят мама, учитель?».
Обработка и анализ результатов:
Обращается внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если дети ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие» дети. Положение на любой из нижних ступенек (а тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, а об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Это серьезное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессии, асоциальности. Данные заносятся в таблицу. Приложение В
4. Методика исследования детского самосознания (Половозрастная идентификация)
Руководство по использованию методики половозрастной идентификации.
Методика предназначена для исследования уровня сформированности тех аспектов самосознания, которые связаны с идентификацией пола и возраста. Предназначена для детей от 4 до 12 лет с нормальным и аномальным интеллектуальным развитием. Может применяться для исследовательских целей, при диагностическом обследовании детей, при консультировании ребенка и для коррекционной работы.
Стимульный материал. Используются два набора карточек, на которых персонаж мужского или женского пола изображен в разные периоды жизни от младенчества до старости.
Исследование проводится в два этапа.
Задачей первого этапа является оценка возможности ребенка идентифицировать свой настоящий, прошлый и будущий половозрастной статус на представленном ему изобразительном материале. Другими словами, проверяется способность ребенка к адекватной идентификации своего жизненного пути.
Процедура. Исследование проводится следующим образом. Перед ребенком на столе в случайном порядке раскладываются все 12 картинок (оба набора). В инструкции ребенку предлагается показать, какому образу соответствует его представление о себе в настоящий момент. То есть ребенка просят: "Посмотри на все эти картинки. Как ты думаешь, какой (какая) ты сейчас?" Можно последовательно указать на 2-3 картинки и спросить: "Такой? (Такая?)". Однако, в случае такой "подсказки" не следует показывать на те картинки, образ которых соответствует настоящему образу ребенка в момент исследования.
Если ребенок сделал адекватный выбор картинки, можно считать, что он правильно идентифицирует себя с соответствующим полом и возрастом. Отмечаем это в протоколе. Если же выбор сделан неадекватно, это также фиксируется в протоколе. В обоих случаях можно продолжать исследование.
В тех случаях, когда ребенок вообще не может идентифицировать себя с каким-либо персонажем на картинках, например, заявляя: "Меня здесь нет", эксперимент продолжать нецелесообразно, так как даже идентификация с образом настоящего у ребенка не сформирована. Ниже будут приведены конкретные примеры поведения детей в экспериментальной ситуации.
После того, как ребенок выбрал первую картинку, ему дается дополнительная инструкция показать, каким он был раньше. Можно сказать: "Хорошо, сейчас ты такой, а каким ты был раньше?" Выбор фиксируется в протоколе. Выбранную карточку располагают перед той, что была выбрана первой, так чтобы получилось начало возрастной последовательности. Затем ребенка просят показать, каким он будет потом. Причем, если ребенок справляется с выбором первой картинки образа будущего (например, дошкольник выбирает картинку с изображением школьника), ему предлагают определить и последующие возрастные образы. Все картинки выкладываются самим ребенком в виде последовательности. Взрослый может помочь ему в этом, но находить нужный возрастной образ ребенок должен строго самостоятельно. Вся полученная таким образом последовательность отражается в протоколе.
Если ребенок правильно (или почти правильно) составил последовательность для своего пола, его просят разложить в возрастном порядке карточки с персонажем противоположного пола.
На втором этапе исследования сравниваются представления ребенка о Я-настоящем, Я-привлекательном и Я-непривлекательном.
Процедура. На столе перед ребенком лежат обе последовательности картинок. Та, которую ребенок составил (или последовательность соответствующая полу ребенка) лежит непосредственно перед ним, а вторая немного дальше. В том случае, когда составленная ребенком последовательность существенно неполна (например, состоит всего из двух карточек) или содержит ошибки (например, перестановки), именно она находится перед ним, а остальные карточки в неупорядоченном виде располагаются чуть в отдалении. Все они должны быть в поле его зрения.
Ребенка просят показать, какой образ последовательности кажется ему самым привлекательным. Пример инструкции: "Еще раз внимательно посмотри на эти картинки и покажи, каким бы ты хотел быть". После того, как ребенок указал на какую-либо картинку, можно задать ему 2-3 вопроса о том, чем этот образ показался ему привлекательным.
Затем ребенка просят показать картинку с самым непривлекательным для него возрастным образом. Пример инструкции: "А теперь покажи на картинках, каким ты ни за что не хотел бы быть". Ребенок выбирает картинку, и, если выбор ребенка не очень понятен экспериментатору; то можно задать ему вопросы, уточняющие мотивы его выбора.
Результаты обоих выборов фиксируются в протоколе. Приложение Г
5. Методика «Фотозагадки»
Цель: установить наличие у ребенка возможности осознания себя, временного смещения, понимания возрастной последовательности, отношения к взрослению.
Оборудование: фотоальбом.
Проведение: вопросы.
1. Сравни две фотографии (со сверстником). Г де ты? Чем вы отличаетесь, а чем похожи (рост, волосы, цвет глаз).
2. Ты на этой фотографии такой же, как сейчас, или более маленький? Сколько тебе на ней лет?
3. Расскажи, какой ты был, когда был маленьким?
4. А каким ты станешь, когда вырастешь? Что будешь делать?
5. Кем лучше быть: взрослым или маленьким? Почему?
6. Ты когда-нибудь будешь старым? Что с тобой будет, когда ты станешь старым?
Критерии оценивания указаны в приложение Д
Игры и упражнения для развития самосознания в старшем дошкольном возрасте
Упражнение «Горячий стул».
В одной стороне комнаты стоит стул, в другой – дети, а желающие по очереди занимают на нем место. Когда кто-то сидит на стуле, остальные члены группы, подходя к нему сзади по одному, говорят ему шепотом: «Больше всего мне в тебе нравится, что ты…», или «Ты лучше всех, потому что…».
Игра «Мое имя и Я».
Каждому ребенку придумывается качество, начинающееся с первой буквы его имени. Например, Лена – ласковая, любознательная.
Упражнение «Я хорошая девочка (хороший мальчик)…»
Цель: помочь мальчикам и девочкам осмыслить свои положительные и отрицательные качества, поступки.
Дети называют качества, которые им нравятся в себе, они ими довольны; поступки, за которые их поощряют и от которых они испытывают удовлетворение. В последующем, возможно, дети смогут анализировать и те качества, черты характера, которые доставляют им беспокойство.
Игра «Колечко»
Цель: Научить детей способам общения между собой.
Игровой материал. Колечко или любой маленький предмет.
Ход игры. С помощью считалочки дети выбирают водящего. Он зажимает между соединенными ладонями колечко (его можно заменить любым мелким предметом -пуговицей, монеткой). Остальные дети тоже соединяют ладони и держат их «лодочкой» перед собой. Проходя мимо всех играющих, водящий проводит руками между ладонями каждого игрока, передавая одному из них колечко, причем старается это сделать как можно незаметнее. Пройдя весь ряд и отдав одному из игроков колечко,водящий произносит:
«Колечко-колечко, выйди на крылечко!» При этом игрок, который получил колечко, должен выбежать к водящему, а остальные пытаются его удержать. Если игроку удается выбежать, то водящим становится он, если нет — все повторяется снова с тем же водящим.
«Игра Садовник»
Цель: Овладение способами установления взаимоотношений со сверстниками.
Ход игры. Воспитатель просит детей выбрать для себя название полюбившегося цветка, затем объявляет: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме, скажем, розы». Розочка должна вскрикнуть: «Ой!». Воспитатель спрашивает: «Что с тобой?». Роза: «Влюблена!». Садовник: «В кого?». Роза: «В... (называет другой цветок)».
Игра «Молчок»
С помощью этой игры происходит коррекция поведения. Прочтите детям стихотворение А. Бродского «Новичок».
В детский сад пришел Молчок –
Осень робкий новичок.
Он сначала был несмел,
С нами песенок не пел.
А потом, глядим, привык:
Словно зайка – скок да прыг.
До чего же осмелел:
Даже песенку запел.
Обсудите с детьми данное стихотворение. Далее выберите «Молчка», который сначала робко сидит не стуле, затем, согласно тексту, преображается в смелого: прыгает со стула, а потом поет какую-нибудь знакомую песенку.
Рекомендации родителям по использованию пособия в работе с детьми
Ребенок старшего дошкольного возраста отличается богатством и глубиной переживаний, разнообразием их проявлений и в то же время большей сдержанностью эмоций. Ему свойственно «эмоциональное предвосхищение» – предчувствие собственных переживаний и переживаний других людей, связанных с результатами тех или иных действий и поступков.
Очень большую роль на данном возрастном этапе играет развитие самосознания. Ведь у детей в содержание представлений о себе входит отражение им своих свойств, качеств, возможностей. Данные о своих возможностях накапливаются постепенно благодаря опыту разнообразной деятельности, общения со взрослыми и сверстниками. Формирование образа самого себя происходит на основе установления связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией, которую он получает в процессе общения.
Дорогие родители! Познакомившись с нашим пособием, вы сможете открыть для себя новые границы развития вашего ребенка, вы сможете узнать и понять не только психологическую сторону самосознания, но также узнаете ряд игр и упражнений с вашим ребенком для развития его «Образа-Я». Материал очень доступен для понимания и он поможет вам самостоятельно узнать насколько у вашего ребенка развито самосознание.
Литература
1.Анкудинова, Н. Е. О развитии самосознания у детей. / H. H. Авдеева // Дошкольное воспитание. - 1957. - №2. - С. 12-16.
2.Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М. : АСТ, Астрель, Люкс, 2005. - 671 с.
3. Краснощекова Н.В.Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения / Н.В. Краснощекова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 299 с.
4.Кон И. С. Категория «Я» в психологии / И. С. Кон // Психологический журнал. - 1981. -т.2 - № 3. - С.25-38.
5.Кучерова Е. В. Проблема развития самосознания в дошкольном возрасте. // Особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста. / Под ред. Л. A. Парамонова, Г. Г. Кравцова. М., 1987. - 242с.
6.Г.А.Урунтаева, Ю. А.Афонькина "Практикум по детской психологии".
М.: ВЛАДОС, 1995 г. - 54 - 55
Приложение
Приложение А
Таблица. ОСОЗНАНИЕ ЖЕЛАНИЙ И ПРЕДПОЧТЕНИЙ СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ
ТИПЫ ОТВЕТОВ | Возраст детей | |
5 - 6 лет | 6 - 7 лет | |
1. Отсутствие ответа (молчание или ответ "не знаю", "ничего") |
|
|
2. Ситуативный ответ (ребенок называет вещи, находящиеся в его зрительном поле) |
|
|
3. Предметы (отсутствующие в ситуации, но достаточно конкретные) |
|
|
4. Виды деятельности или любимые игры |
|
|
5. Общение и совместная деятельность (дети называют, что они хотели бы делать с близкими людьми вместе) |
|
|
Выявляют соотношение вариантов ответов в разных группах дошкольников и выделяют наиболее значимый, распространенный в каждой группе.
Выясняют причины преобладания определенного типа ответов у детей разного возраста.
Результаты беседы о прошлых и будущих действиях оформляют в таблицу.
Таблица. ОСОЗНАНИЕ ПРОШЛЫХ И БУДУЩИХ ДЕЙСТВИЙ СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ
ТИПЫ ОТВЕТОВ | Возраст детей | |
5 - 6 лет | 6 - 7 лет | |
1. Отсутствие ответа (молчание или ответ "не знаю", "ничего") |
|
|
2. Стереотипное повторение одного ответа |
|
|
3. Перечисление режимных моментов |
|
|
4. Сообщение о своих действиях |
|
|
5. Развёрнутый рассказ о прошлых и будущих событиях |
|
|
Делают выводы о том, как дошкольники выделяют и фиксируют свои действия в сознании.
Приложение Б
Участник | Возраст | Описание себя по фото |
Приложение В
Участник | Возраст | Ступенька, на которую сам себя поставил | Ступенька, на которую, по мнению ребёнка, его поставила бы воспитательница. |
Приложение Г
Приложение 2
Бланк протокола
Половозрастная идентификация
Дата обследования _________ 200_ г.
Ф.И.О. ребенка ________________
Возраст лет пол м/ж
Социальный статус: (подчеркнуть) дошкольник (дома) дошкольник (д/с)
I - ПОСТРОЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ
1-й выбор (идентификация)
2-й выбор (кем был раньше)
3-й и последующие выборы (кем будешь потом)
Итоговая последовательность:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
младенец | дошкольник | школьник | юноша | мужчина | старик |
младенец | дошкольница | школьница | девушка | женщина | старуха |
Объяснения ребенка:
Комментарий:
II - ПРЕДПОЧТЕНИЯ
Привлекательный образ Непривлекательный образ
Выборы:
Объяснения ребенка:
Комментарий:
Проложение Д
Критерии оценки:
1. Осознание себя:
0 - не может определить, где он;
1 - показывает себя правильно, сравнить с фотоизображением сверстника не может;
3 - с помощью находит различия между фотоизображениями себя и сверстника;
5 - сравнивает самостоятельно.
2. Временное смещение:
0 - не понимает смысла вопроса;
1 - отвечает, но по несущественным признакам, содержание вопроса упускает;
3 - односложный правильный ответ, сколько лет - определить не может;
5 - приблизительно точно определяет свой возраст на фотографии.
3. Психологическое прошлое:
0 - не может ответить;
1 - односложный ответ («маленький»);
3 - перечисляющий, малоразвернутый ответ;
5 - полный развернутый ответ.
4. Психологическое будущее:
0 - не может ответить, каким он будет, когда подрастет (вырастет);
1 - односложный ответ («большим»);
3 - высказывания с элементами представлений о будущем по наводящим вопросам;
4 - высказывания самостоятельные, с ограничением представлений о будущем поступлением в школу;
5 - развернутая временная перспектива.
5. Отношение к взрослению:
0 - не может ответить, каким лучше быть - маленьким или большим;
1 - односложный ответ без аргументации;
2 - в ответах по наводящим вопросам обнаруживает желание быть маленьким;
3 - аргументированные высказывания о желании вырасти после наводящих вопросов;
4 - самостоятельные развернутые высказывания о желании быть маленьким;
5 - самостоятельные развернутые высказывания о желании быть большим.
6. Понимание полной возрастной последовательности:
0 - не понимает;
1 - отрицает старение;
2 - соглашается, что будет стареньким (односложный правильный ответ);
3 - по наводящим вопросам описывает старого человека, но себя таким не представляет;
5 - самостоятельные развернутые высказывания, отражающие понимание полной возрастной последовательности.
7. Эмоциональное отношение к себе:
0 - критические высказывания в свой адрес;
1 - в высказываниях не определяется эмоциональное отношение;
3 - в высказываниях имеются комплиментарные определения, относящиеся к внешнему виду (платье красивое, бантики, шляпа и т.д.);
5 - в высказываниях звучит общее эмоциональное отношение к себе как к личности (умный, красивый и т.п.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....
Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста
Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста через спортивные семейные праздники, досуги, развлечения (из опыта работы)...
Консультация: "Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии взрослого с детьми. "
Проблема здоровья детей дошкольного возраста вегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру,...
Мультимедийное дидактическое пособие для развития речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста.
- Тема пособия: « Новые приключения Вовки»- Возраст целевой группы: старший дошкольный возраст- Цель пособия: развивать речевое творчество у детей- Задачи пособия:Развитие творческого вооб...
Дидактическая игра/ пособие мультимедийного контекта природоведческой направленности для детей старшего дошкольного возраста по теме "Зимующие птицы Красноярского края"
Игра создана для повышения уровня и качества работы с детьми по познавательному развитию с применением мультимедии, в процессе ознакомления с миром природы на непосредственно-образовательной деятельно...
Педагогический познавательно-исследовательский проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста Тема: «Формирование инициативности у детей старшего дошкольного возраста с помощью экспериментально-исследовательской деятельности»
Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее...