Арт-терапия. Введение в технологию
презентация по коррекционной педагогике на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание: Введение Функции арт-терапии Виды арт-терапии Задачи арт-терапии
Арт-терапия (буквально «терапия искусством» от лат. ars – искусство и греч. therapeia – лечение) – технология (методика) лечения и развития при помощи искусства, творчества. В настоящее время существует два подхода к пониманию и трактовке арт-терапии . В узком смысле (классический подход) арт-терапия понимается как лечение с использованием средств изобразительного искусства (изо-терапия). Классическая арт-терапия включает в себя только визуальные виды творчества , такие, как: рисование, лепка, живопись, графика и фотография. В широком смысле (современный подход) арт-терапия – это терапия с использованием всех средств искусства: музыки, танца, физических упражнений и других его видов.
Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной, творческой деятельности. Арт-терапия на протяжении долгого времени успешно используется в педагогике, медицине, психологии и др., т.к. считается одним из наиболее мягких, но эффективных методик (совокупности методов) и технологий (совокупности методов, форм, средств и приѐмов ), используемых в работе психологами, психотерапевтами, педагогами, поскольку является междисциплинарной, соединяющей в себе различные области знаний (психологию, медицину, педагогику и др.).
Специальные исследования выявили положительное влияние музыки на различные системы организма человека: сердечно-сосудистую, двигательную, дыхательную, центральную нервную. В результате этих исследований были сделаны выводы о том, что отрицательные эмоции блокируют функции головного мозга, что приводит к потере ориентировки человека в окружающей среде, а положительные эмоции от общения с искусством, наоборот, оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы, содействуют психоэмоциональному напряжению человека, мобилизуют его резервные силы. В России во второй половине ХХ в. арт-терапия разрабатывается и используется в лечебных и коррекционных целях, как в различных направлениях медицины, так и в психологии , в частности, специальной.
Благодаря целенаправленному изучению возможностей арт-терапии, было выяснено, что она помогает устанавливать отношения между людьми, поскольку посредством искусства человек не только выражает себя, но и больше узнает о других, позволяет познавать себя и окружающий мир. В художественном творчестве человек воплощает свои эмоции, чувства, надежды, страхи, сомнения и конфликты. Происходит это на бессознательном уровне, и человек узнает о себе много нового. Через художественные образы наше бессознательное взаимодействует с сознанием . Арт-терапия является хорошим способом социальной адаптации, т. к. она в основном использует средства невербального общения, что особенно важно для людей, которым сложно выразить свои мысли в словах. Развивает творческие возможности, поскольку во время занятий арт-терапией человек может открыть в себе неизвестные ранее таланты, причём , участие может принимать практически каждый человек, независимо от своего возраста. Это не требует наличия у него способностей к творчеству.
среди функций арт-терапии можно выделить основные функции: Координирующая Творчество требует от ребѐнка координации всех нравственных сил, и этот всплеск активности благотворно действует на его психику и весь организм , а значит, на его психическое и физическое здоровье, т.е . творческий процесс исцеляет . 2. Познавательная Кроме сохранения здоровья, арт-терапевтические техники и технологии создают условия для познания, самопознания и творческого самовыражения каждого дошкольника. Арт-терапия позволяет познавать себя и окружающий мир. В творчестве человек воплощает свои эмоции, ожидания, сомнения, страхи, переживания и т.п., происходящие на бессознательном уровне, и через различные арт-терапевтические образы наше бессознательное взаимодействует и проявляется в нашем сознании, что, безусловно, помогает человеку лучше познать себя.
3. Развивающая Различные арт-терапевтические виды, техники развивают творческие способности ребёнка , поскольку во время занятий арт-терапией человек зачастую открывает в себе неведомые ему ранее таланты и способности, открывает и использует свои внутренние ресурсы для своего самообразования и саморазвития, что способствует развитию креативности (творческих способностей), оригинальности, нестандартности мышления . 4. Адаптационная Арт-терапия является эффективным способом социальной адаптации, поскольку в основном использует средства невербального общения. Это очень важно для людей, которым в силу разных причин бывает сложно выразить свои мысли вербально, словами.
5. Коммуникативная Как показывает практика, арт-терапия помогает быстрее устанавливать отношения между людьми, поскольку посредством различных видов искусства человек не только выражает себя, но и больше узнает об окружающих его людях . 6 . Стимулирующая В большинстве случаев арт-терапевтическая работа вызывает у детей положительные эмоции, что помогает им преодолеть пассивность, безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию .
7. Диагностическая Продукты творчества ребёнка являются объективными показателями его настроения, мыслей, желаний, что позволяет использовать их для диагностики с целью ретроспективной оценки и отслеживания динамики развития каждого дошкольника. 8 . Психотерапевтическая Побочным продуктом терапии искусством является возникающее в результате выявления у человека скрытых способностей, умений и их развития чувства глубокого удовлетворения, развития уверенности в себе, своих возможностях, гармонизация эмоционального состояния.
Виды арт-терапии С позиций классического подхода арт-терапия включает в себя только визуальные виды творчества, такие как: живопись, лепка, рисование , графика , фотография . С позиции современного подхода арт-терапия насчитывает значительно большее количество её видов. К ней относят: музыкотерапию, изотерапию , игротерапию , цветотерапию и мн. др .
Основными видами арт-терапии могут быть : музыкотерапия , состоящая из пассивной, интегративной и активной , включающей , в свою очередь, вокалотерапию и фольклоротерапию ; кинезитерапия (танцевально-двигательная терапия), включающая хореотерапию , коррекционную ритмику, ритмотерапию и танцетерапию ; изотерапия - рисуночная терапия; имаготерапия ( куклотерапия , образно-ролевая драмтерпия и психодрама ); сказкотерапия как один из видов библиотерапии ; акватерапия – лечение водой; песочная терапия – лечение с помощью песка; игротерапия как важнейшая игровая методика коррекции; улыбкотерапия ; цветотерапия ( хромотерапия ) – лечение цветом; маскотерапия , оригами, фотография, лепка и др.
Формы арт-терапии Существует две формы арт-терапии: пассивная и активная . 1. При пассивной форме человек "потребляет" художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения . 2. При активной форме арт-терапии человек сам создаёт продукты творчества: рисунки, скульптуры и т.д.
Основные задачи арт-терапии Основными задачами, которые арт-терапия позволяет решить в работе с детьми, являются : 1 - развитие познавательно-речевой активности через использование средств арт-терапии; 2 - стимулирование креативности, оригинальности мышления; 3 - расширение кругозора детей; 4 - развитие уверенности детей-дошкольников в себе; 5 - привитие любви к культурному наследию через музыку, живопись, поэзию; 6 - гармонизация эмоционального состояния воспитанников. 7 - развитие детского коллектива в целом .
Арт-терапия относительно новое направление в российской педагогике, которое объединяет арт-терапию и обучение. Арт–терапия имеет мощный потенциал, и позволяет кардинально менять дидактические подходы к процессу обучения, воспитания, развития личности, организации и реализации совместной деятельности педагога и воспитанника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Песочная терапия. Раздел здоровьесберегающие технологии
что такое песочная терапия и как ее использовать?...
Введение ИКТ технологий в образовательное пространство ДОУ
В данном материале я рассказываю о том, как использую интерактивную доску в своей работе...
Статья "Методика песочной терапии как здоровьесберегающая технология в дошкольном образовании"
Методика песочной терапии является одной из приоритетных здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение и укрепление психологического здоровья. Игры с песком развивают восприятие, мышление...
Арт-терапия как инновационная технология.
Дети должны жить в мире красоты, игры,сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. В.А. СухомлинскийАрт терапия - психологическое направление, основанное на диагностике и психокоррек...
«Песочная терапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ».
Выступление на семенаре " Здоровьесберегающие технологии"...
Использование элементов Су-Джок терапии как современной технологии в работе с детьми по речевому развитию
Использование элементов Су-Джок терапии как современной технологии в работе с детьми по речевому развитию...
Введение игровых технологий в музыкальную деятельность детей дошкольного возраста».
Игровые технологии являются неотъемлемой частью современных образовательных тенденций. Применение современных технологий создаёт необходимые условия для усвоения новых знаний, умений и навыков в ведущ...