Использование нетрадиционных методов активизации органов артикуляции в логопедической практике
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Нетрадиционные методы активизации органов артикуляции можно использовать не только в работе с патологией, но и в качестве профилактики.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование нетрадиционных методов активизации органов артикуляции в логопедической практике
Работая в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР приходится сталкиваться со стойкими нарушениями звукопроизношения у детей. Общее недоразвитие речи, стёртая дизартрия, нередко даже полиморфная дислалия сочетаются с неврологической симптоматикой. Дети с такой речевой патологией, как правило, соматически ослаблены, страдают двигательными расстройствами, у них низкая работоспособность, повышенная утомляемость. Одни дети-логопаты – гиперактивны, другие, наоборот, астеничны. В таких случаях требуется длительное коррекционное воздействие на ребёнка. В то же время, для успешной логопедической работы занятия должны быть динамичны, эмоционально приятны, интересны ребёнку. Именно в таких ситуациях я могу использовать нетрадиционные методы.
Нетрадиционные методы активизации органов артикуляции можно использовать не только в работе с патологией, но и в качестве профилактики.
Устойчивые положительные результаты даёт использование нетрадиционных методов в целях профилактики сложных речевых расстройств в отношении детей младшего возраста группы риска в речевом развитии. У большинства детей, при применении нетрадиционных методов нормализуется работа центральной нервной системы. Признаками этого являются: нормализация тонуса артикуляторных и мимических мышц, активизация тонких дифференцированных и формирование произвольно координированных движений органов артикуляции, частичное устранение патологической симптоматики (гиперсаливация, синкинезия, девиация). В результате активно появляются звуки раннего онтогенеза, нормализуется межзубное произношение свистящих звуков. Большая часть таких детей, в последующем, не нуждается в логопедической работе, так как звуки формируются и вводятся в речь спонтанно. Улучшается и общее соматическое здоровье детей, более благополучно проходит адаптационный период в ДОУ.
Используемые в нашем детском саду нетрадиционные методы просты в использовании, доступны, эффективны, не требуют дорогостоящего оборудования, практически не имеют противопоказаний и возрастных границ, а личностно ориентированный подход в работе с ребёнком даёт отличный эффект.
С уверенностью можно сказать о том, что применяемый нами комплекс нетрадиционных методов относится к здоровьесберегающим технологиям.
В своей работе мы используем следующие нетрадиционные методы активизации органов артикуляции: артикуляционные игры с ложками, упражнения для язычной и губной, щёчной мускулатуры с водой,логопедический массаж и самомассаж, локальная контрастотермия, ДЭНС - терапия, биоэнергопластика.
Известно, что произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикулярного аппарата. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляции помогает не только проведение артикуляционной гимнастики в традиционном её виде, но и разнообразные артикуляционные упражнения с ложками, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей. Дети с удовольствием помогают ложками своему язычку «подняться на лифте на верхний этаж», отрабатывая верхний подъём языка; делают массаж языка, губ, поколачивая, похлопывая и поглаживая их ложками.
Упражнения с водой, с успехом применяемые нами в практике, способствуют усилению кинестезий. Поскольку вода является более плотным веществом, чем воздух, она активнее раздражает чувствительные зоны в полости рта, стимулируя иннервацию. Упражнения с водой дети проводят как на логопедическом занятии, так и в режимные моменты, когда полощут водой полость рта после приёма пищи. Набрав небольшое количество воды в «чашку» (язык в форме чашки), высовывают её далеко вперёд из широко открытого рта и заводят её обратно, перемещают из одного угла рта в другой, стараясь не пролить ни капельки. Набрав воду в рот, помещают её то за левую щёку, то за правую, то под верхнюю губу, то под нижнюю. Запрокинув голову, проводят полоскание горла.
Активно используемый нами в коррекционной работе логопедический массаж и обучение самомассажу способствуют быстрой нормализации тонуса артикуляционных мышц и формированию координированных артикуляционных движений. Используя различные виды логомассажей, комбинируем их и дополняем отдельными элементами: классический, точечный, с применением массажёров, чупа-чупсов разного размера, плоских леденцов, зубных щёток, прорезывателей для зубов, силиконовых напалечников и др. Обрабатывая речевые биологически активные зоны, мы автоматически стимулируем и биологически точки, ответственные за иммунитет, тем самым способствуем оздоровлению ребёнка.
Для более активного воздействия на артикуляционные мышцы применяем локальную контрастотермию (криотерапию) – поочерёдное прикладывание на короткое время к мышцам губ, щёк, языка льда и горячего яйца, обёрнутых в носовые платки.
Для достижения лучших результатов при подготовке артикуляционного аппарата к постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяем такой метод как биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка. Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем движение кисти руки. Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными:
Применение вышеперечисленных методов способствует достижению положительных результатов в короткие сроки. У детей-логопатов:
-нормализуется мышечный тонус органов артикуляции;
-стимулируются двигательные функции артикуляционного аппарата;
-активизируется речевая функция
-повышается работоспособность,
- улучшается соматическое состояние.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного логопедического занятия по звукопроизношению с использованием нетрадиционных методов.Тема: Путешествие звука и буквы «ч» в «Речевую страну».
Занятие с использованием нетрадиционных методик и приемов: музыкотерапии, ароматерапии, хромотерапии, релаксацииинсценирования, чтения, разгадывания звукового кроссворда, разучивание чистоговорки, ско...
« Логопедический массаж. Использование нетрадиционных методов и приемов»
Обобщенный опыт работы...
Проект: Использование нетрадиционных методов терапии с традиционными в логопедической кружковой работе
Цель данного проекта: пополнение словарного запаса ребенка, развитие грамматического строя, связой речи, автоматизация поставленных звуков...
Использование нетрадиционных методов коррекции речевых нарушений в логопедической работе
Развитие речи — её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя — одна из важнейших задач обучения детей дошкольного возраста. Вместе с тем, работа по развитию речи — ...
Использование нетрадиционных методов и приёмов в логопедической практике
В своей логопедической практике помимо общепринятых артикуляционных и пальчиковых упражнений применяю нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей ...
Сборник "Нетрадиционные методы активизации органов артикуляции и применение их в логопедической практик"
Данное пособие представляет собой методические рекомендации из опыта работы учителя – логопеда по вопросу знакомства с нетрадиционными методами активизации органов артикуляции и применения их в ...
«Использование нетрадиционных методов для сенсорного развития детей в логопедической практике ДОО »
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:- является основой для интеллектуального развития-развивает наблюдательность и мелкую моторику;- позитивно влияет на эстетическое чувство;- являет...