Сказкотерапия
материал по коррекционной педагогике на тему

Кузнецова Елена Николаевна

Сказка - любима всеми детьми. Установка, возникшая всвязи с полученным советом сказки, никем не навязывается-  она формируется у самого читателя ( слушателя)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazka_dlya_detey.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психотерапевтические сказки

Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее с другой стороны, — со стороны жизни духа. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста. Многие психотерапевтические сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям.

Расставание

В семействе медведей случилась беда. Совсем неожиданно для маленького мишутки папа ушел жить в другую берлогу. На прощание он сказал только:

- Не переживай, сынок, мы с тобой будем видеться, только реже.

 Мишутку эти слова больше огорчили, чем успокоили. Он никак не мог понять, почему папа решил уйти и почему они должны редко видеться, почему он не сможет играть с ним перед ужином в мячик, купаться в пруду, как прежде, и не слышать по утрам привычное:

- Вставай, соня, день уже начался.

- Какие странные эти взрослые, - размышлял мишутка, - вечно им нужно что-то менять. Ведь все было так хорошо.

Услышав однажды ночью, как мама тихонько плачет, мишутка вышел из берлоги и постучался к филину.

 - Послушай, филин, ты у нас в лесу самый мудрый. Объясни, почему папа от нас ушел? Может быть, мы его чем-то обидели или он нас просто разлюбил?

Филин задумался.

 - Знаешь, мишутка, в жизни много сложных вопросов. На них нелегко ответить.

- Даже тебе?

 - Даже мне.

- Я слышал сегодня, как мама плачет и совсем растерялся. Вдруг папа ушел из-за меня? Он, наверное, перестал меня любить и если я уйду из дома, он вернется к маме. Тогда она больше не будет плакать.

- Я думаю, что твоя мама огорчится еще сильнее, а папа тебя любит. Он сам говорил мне об этом. Ему плохо так же, как и тебе, только он никому этого не показывает.

 - Но если ему плохо, почему он не вернется?

- Потому что в жизни взрослых часто происходит то, что детям тяжело понять. Пройдет много лет прежде, чем ты узнаешь о многих сложностях жизни.

- Но я хочу знать сейчас. Почему люди расстаются? Я слышал от зверей, что у папы новая семья. Получается, он нас бросил и скоро совсем забудет?

- Нет, не забудет. Вы же часть его жизни.

- Я не хочу быть частью. Пусть все станет как раньше.

- Понимаешь, мишутка, у каждой семьи своя жизнь. Она может быть очень долго. Дети вырастают и мамы с папами превращаются в бабушек и дедушек, нянчат внуков. В других семьях мамы с папами расстаются раньше появления внуков.

- Это как у лисенка? От них ушла мама.

- И как у лисенка, и как у зайчика. Он приходил ко мне прошлым летом и пожаловался, что папа обижает маму, а стоит ему заступиться, как тоже достается.

- Я знаю. Зайчик говорил, что боится папу, и с мамой вдвоем ему спокойнее.

- Вот видишь, какие разные бывают отношения. Наверное, твои родители почувствовали, что их жизнь вместе закончилась раньше, чем они хотели. И чтобы не обижать друг друга, как это бывало в семье зайчика, расстались. Есть такие цветы, которые не могут вместе уживаться на одной клумбе, хотя и нравятся друг другу. Если они растут рядом, то быстро начинают увядать, постоянно споря и ссорясь. Когда же их пересадят на разные клумбы, они снова расцветают. Так же бывает и у взрослых. Сначала они любят друг друга, а потом что-то происходит, и жить вместе становится трудно.

- Я понимаю, но от этого не легче.

- Так и должно быть. Расставаться с тем, кого любишь всегда тяжело, но такое иногда случается. Главное, суметь это пережить.

- Трудно быть ребенком, - вздохнул мишутка.

- Взрослым быть тоже нелегко. Ты поймешь это, когда вырастешь. Так что не обижайся на папу и успокой маму. Она за тебя очень переживает. Ей сейчас тоже трудно. Помоги ей.

 Там, где нам нужно перейти в область философии событий и взаимоотношений. В сказкотерапии в зависимости от решаемых проблем можно использовать  как русские народные сказки, так и сказки русских  и зарубежных авторов, где главным персонажем является девушка или женщина, т.е. героиня, а не герой.

Таким образом, комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.

12

Полосатая история

Психокоррекционная сказка (коррекция стресса: ссора, развод родителей)

Маленькая Зебра Ами беззаботно скакала в высокой сочной траве. Ей нравился бег, свист ветра в ушах, золотое сияние солнца и белоснежные облака. Ами заскочила домой. На кухне Мама-зебра готовила свой фирменный салат.

—  Как дела, моя Ами? — спросила Мама-зебра.
— Все хорошо, только я проголодалась! — ответила Ами, садясь за стол.
—  И это тоже очень хорошо! Мой салатик уже готов! Кушай, доченька! — Мама-зебра поставила полную тарелку перед малышкой Ами, и та с удовольствием стала есть.

Когда с салатом было покончено, Ами спросила:

—  Мама, а где папа?
— Его может сегодня не быть. Понимаешь, важные дела... — замялась Мама-зебра.

Зебра Ами немного расстроилась, но потом успокоилась и отправилась погулять.

Во время прогулки Зебра Ами нашла у самого краешка леса укромный утолок-полянку между полем и лесом. С одной стороны росло могучее дерево, которое отделяло полянку от поля, а от леса ее закрывали кусты, на которых росли сладкие ягоды. «Это волшебное тайное место будет моим», — подумала маленькая Зебра Ами.

Следующим утром Ами проснулась в своей кроватке. Ей было так приятно нежиться на теплой мягкой перине из зеленой травушки-муравушки, что она решила еще немного полежать. Вдруг из соседней комнаты она услышала голоса родителей. Родители говорили тихо — они не хотели будить Ами. Но Зебре Ами вдруг стало нехорошо — она почувствовала, что родители ругаются. Она подумала: «Может, они делят какую-то вещь, которая нужна им обоим?»

Неожиданно ее раздумья нарушил Папа-зебра, который, постучавшись, вошел в комнату.

—  Доброе утро, моя доченька! — весело сказал он, но Ами уловила грустные нотки в его голосе.

—  Привет, пап! — воскликнула она и радостно запрыгала вокруг Папы-зебры. — А я вчера ждала тебя весь день.

— Ну, извини. Вчера никак не мог вырваться, очень много работы — скачки, сама понимаешь. Но сегодня я целыйдень буду только с тобой! Поднимайся! Мы ждем тебя к завтраку.

После семейной трапезы Зебра Ами и Папа-зебра отправились на прогулку. Они взбегали на холм и, смеясь, неслись с него наперегонки сквозь высокую траву, которая приятно щекотала мордочку и полосатые бока. День прошел весело и быстро. А вечером Папа-зебра снова куда-то ушел.

За ужином Мама-зебра пыталась выглядеть беззаботной и радостной, но ее глаза все равно оставались грустными.

—  Мам, ты грустишь о папе, о том, что он не с нами? — спросила Ами.

— Доченька моя, — начала Мама-зебра, — мы с твоим папой решили жить отдельно. Однако я знаю, как сильно ты его любишь. И он тоже любит тебя. Поэтому Папа-зебра сможет приходить к тебе по выходным.

Зебра Ами, конечно, догадывалась, чувствовала, что от нее что-то скрывают. Но услышанное все равно сильно огорчило ее. Ами было жалко своих родителей. Ей казалось, что ее прежде такая счастливая жизнь разбивается на много мелких кусочков... Слезы застилали ей глаза, а в горле стоял горький ком. Душа ее разрывалась от горя, Ами выбежала из дома и, не разбирая дороги, пустилась вскачь. Мама-зебра попыталась ее догнать, но не смогла, и бегущий силуэт маленькой лошадки растаял в ночи.

Встревоженные родители Зебры Ами вместе отправились на розыски дочки.

—  Я думаю, что знаю, где она, — сказал Папа-зебра жене, — не отставай, нужно спешить.

Скоро родители Зебры Ами оказались у могучего дуба. Они услышали плач своей маленькой дочки, раздвинули широкие кусты и подошли к ней. Они снова оказались все вместе.

— Как вы меня нашли? — спросила Ами, вытирая глаза.

— Когда я был маленьким, я тоже любил этот укромный уголок. Я сразу подумал, что тебе уже знакомо это место, доченька моя! — сказал Папа-зебра.

—  Неужели вы с мамой больше никогда не будете вместе?! — воскликнула Зебра Ами.

— Понимаешь, наша жизнь как наша окраска. Есть светлые, веселые, счастливые минуты, часы, дни, годы. Но есть и время, когда приходится грустить, плакать, расстраиваться. Это время похоже на черные полосы у нас на боках. Но ты должна знать, что после черной полосы всегда идет белая. И беда уйдет! Мы с Мамой-зеброй не можем быть вместе и будем жить в разных местах, но мы можем быть с тобой. Мы любим тебя. И в горе, и в радости, независимо от того, какого цвета полоса нашей жизни, мы вместе. А сейчас нужно идти домой. — И три черно-белые лошадки мирно пошли рядом, покачивая полосатыми боками.

Вопросы для обсуждения и задания

  • Заметила ли Зебра Ами ссору родителей? Как она это поняла? Какие чувства испытала?
  • Почему Ами не стала спрашивать о ссоре у своего Папы-зебры?
  • Как ты думаешь, почему Ами убежала из дома?
  • Какое открытие сделала Зебра Ами о жизни?
  • Расскажи, чем выражается любовь родителей Ами?

Коррекционное воздействие сказки

Сообщать малышу о том, что папа с мамой больше не могут жить вместе, особенно тяжело. Эта сказка может стать своего рода объяснением такой ситуации. Родители Зебры Ами стараются выйти из сложной ситуации расставания с максимальной заботой о своей дочке. Они понимают ее чувства и стараются как можно понятнее объяснить ей, что происходит. Метафорой разных жизненных ситуаций, не всегда радостных и приятных, выступают черные и белые полосы в окраске зебр. Сказка учит принимать не только радостные, но и печальные события, которые возникают у любого человека в течение жизни и взросления. За черной полосой непременно будет белая, и это дает надежду.

Лучше читать ребенку эту сказку в присутствии и мамы, и папы — так он лучше воспримет информацию, поймет, что, несмотря ни на что, родители любят его и в их отношении к нему ничего не изменится.

Принцесса двух королевств

В королевстве Цветов жили король, королева и маленькая принцесса. Королевство у них было большое и богатое: красивый дворец, плодородные земли, ягодные леса и полноводные реки. А еще у короля было много подданных, о которых он по-отцовски заботился, и они отвечали ему любовью, послушанием и благодарностью.

По соседству с королевством Цветов находилось королевство Бусинок. В Бусинках уже давно не было короля. С тех пор как он погиб на войне, королева загрустила и забросила королевское хозяйство. Никто больше не заботился о состоянии королевских дел и о его жителях. Бусинки становились все беднее и несчастнее.

 Как-то жители Бусинок собрались на Совет и решили обратиться к королю Цветов за помощью. Они написали ему послание, в котором просили стать их королем и спасти королевство от нищеты и разорения.

Король Цветов прочитал письмо, посоветовался с королевой и решил переехать в Бусинки. Он знал, что в его королевстве все будет хорошо, потому что у королевы есть помощница — маленькая принцесса и преданные слуги.

С той поры прошло много времени. Королевство Бусинок стало таким же большим и богатым, как королевство Цветов. Маленькая принцесса выросла и стала умницей-красавицей. Она была добра к людям и превосходно управляла вместе с мамой королевством Цветов и вместе с папой королевством Бусинок. Подданные королевств очень ею гордились и с любовью называли Принцессой двух королевств.

Сказка для детей, переживших утрату

У детей до 5 лет нет устойчивого представления о смерти как о чём-то необратимом. Для ребёнка в этом возрасте умереть означает продолжить существование в какой-то другой форме. В 5 лет ребёнок реагирует на смерть не только страхом  и протестом, но и любопытством. Дети сравнивают смерть со сном, при этом начиная понимать, что «жизнь после смерти» отличается от обыденной жизни. Большинство ребят осознает, что смерть необратимое явление для всех живых существ. Об отношении детей к смерти, о страхе смерти мы поговорим позже.
Когда человек теряет близкого, для него теряют смысл и сказки со счастливым концом. Терапевтические сказки направлены на описание опыта потери, горевания, возвращения к жизни. Рассказывая подобные сказки можно опираться на образ ангела, старой бабушки, мудреца, учителя и т.п.
В таких сказках нет советов, в них присутствует идея бесконечности жизни.
Такие сказки просто рассказывают, редко обсуждая…

Мудрец

Высоко в горах, где снежная зима принимает в гостях жаркое лето, жил старик. Каждый день к нему приходили люди. Они поднимались в горы по извилистым тропам, скользили по отполированным камням, цеплялись за корни растений, чтобы увидеть старца, рассказать ему свою историю и услышать мудрый совет или наставления.
После возвращения домой визитёры делились впечатлениями. Одни говорили, что Мудрец настолько стар, что давно не считает своих лет. Другие говорили, что он молод, просто волосы его покрылись снегами из-за испытаний, которые ему пришлось пережить. Третьи были уверены, что они общались с женщиной, а не с мужчиной. Но все были едины в одном – советы Мудреца помогали жить дальше, его слова вселяли надежду, его добрый взгляд и улыбка придавали уверенность и силу.

Облака

Однажды к Мудрецу привели печального мальчика. Уже две недели, после смерти любимой бабушки, он не спал и не ел, перестал улыбаться и играть с другими детьми.
Взял старец мальчика на свои колени и тихо-тихо заговорил: «Посмотри на небо… Видишь там облака, маленькие и большие. Жизнь людей похожа на облака… Сначала в небе рождается маленькое облачко. Оно гуляет по небу и набирается сил. Становится всё больше и старше. Когда облако становится очень большим и старым, оно проливается на землю дождём… Некоторые люди думают, что облако пропало, растаяло, умерло… На самом деле это не так. Дождь, рожденный облаком, наполняет речки, моря и океаны. Позже вода из этих речек, морей и океанов, согретая солнцем, снова поднимется вверх, и в небе родится новое маленькое облачко». 
Мудрец замолчал, молчал и маленький мальчик, он спокойно спал.

По материалам из книги Р.М. Ткач «Сказкотерапия детских проблем» - СПб.: Речь; М.: 2008. – 118 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по сказкотерапии "По дорогам сказок" (роль сказкотерапии в социально - личностном развитии детей)

Проект по сказкотерапии «По дорогам сказок».(роль сказкотерапии в социально – личностном развитии детей)...

Руководство по сказкотерапии. "Сказкотерапия, как воспитательная система органичная внутренней среде человека"

Руководство по сказкотерапии адресовано педагогам, родителям и всем тем, кто чувствует близость к сказочному жанру. Здесь в популярной форме рассказывается о том, какие виды сказок существуют, ка...

Сказкотерапия-как форма работы с детьми .Практикум по сказкотерапии

laquo;Сказкотерапия» - понятие, которое появилось сравнительно недавно, и у разных специалистов оно порождает множество ассоциаций. Для одних «сказкотерапия» - это лечение сказками....

Сказкотерапия. Общая характеристика сказкотерапии.

Сказкотерапия - это не только народные, текучие, глубокие сказки, но и совсем маленькие, локальные истории. В настоящее время популярность сказкотерапии растет и важной причиной этого роста является т...

Использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста .Сказкотерапия как метод психологической коррекции

Сказка – это не только полезное, но и интересное захватывающее «лекарство», поэтому современные психологи эффективно используют сказкотерапию в своих консультациях. Такой метод помог...

Сказкотерапия в работе с дошкольниками. Особенности использования метода сказкотерапии в работе с дошкольниками

laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы  войти   в действительность новыми путями, можетпомочь ребёнку узнать мир  и одарить его воображение».Д. Ро...