Развитие ориентировки в пространстве
материал по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Развитие у детей ориентировки в пространстве.
Развитие у детей ориентировки в пространстве - определение положения предметов по отношению к другому.
Особенно важна ориентировка в пространстве для детей с функциональными нарушениями зрения
Ребенок познает пространство по мере того, как сам им овладевает. Еще лежа в постели и действуя с соской, погремушкой, ребенок познает «близкое» пространство. «Далеким» пространством он овладевает несколько позже, когда учится самостоятельно передвигаться. Вначале восприятие далекого пространства мало дифференцировано и оценка расстояния очень неточна.
Актуальность проблемы обусловлена тем, что несформированность пространственной ориентировки является одной из причин, определяющих низкий уровень социальной адаптации ребенка с нарушением зрения, снижение его мобильности и контакта с окружающим миром. Нарушения зрения, возникающие в раннем детстве, отрицательно влияют на процесс формирования пространственной ориентировки и социальной адаптации в целом.
Адаптация ребенка с патологией зрения к условиям существования в окружающей действительности зависит от того, насколько успешно он усваивает определенные знания, приобретает навыки, умения, позволяющие адекватно действовать и приспосабливаться. В детском саду с нарушением зрения обеспечить детям возможность системной практической ориентировки в окружающей действительности в процессе активного предметно-практического обучения призваны совместные коррекционно-развивающие занятия воспитателя и тифлопедагога.
Понятие ориентировка в пространстве включает в себя:
1. Определение субъекта своего места нахождения, по отношению к окружающим его объектам.
2. Определение места нахождения объекта по отношению к себе.
3. Определение места нахождения относительно себя.
4. Определения пространственного расположения предмета относительно друг друга.
5. Определения расстояния.
6. Определения значения.
Значение развития ориентировки в пространстве:
1. Развивает интеллектуальные и умственные способности ребенка (расширение кругозора, развитие логических операций, усваиваются временные, пространственные отношения, развивается речь ребенка).
2. Развиваются нравственные качества (доброжелательность, чувство бережного отношения к материалу, усидчивость, терпение).
3. Работая с наглядным материалом, развивается эстетическое чувство.
4. Дети готовятся к успешному усвоению математики в школе.
Игры:
"Кто где стоит":
Ставите перед ребенком игрушки в ряд. И задаете ему следующие вопросы: Кто спереди? Кто сзади? Кто слева от зайчика? Кто справа?
"Что изменилось?":
Ставите перед ребенком игрушки. Просите его закрыть глаза, и убираете одну игрушку. Затем ребенок открывает глаза. Вы спрашиваете: что изменилось? Где она находилась? Что стояло слева? Что справа?
"Найди похожую игрушку":
Ставите на столе перед ребенком несколько игрушек, среди них две одинаковые. Просите его описать словами место расположения одинаковых игрушек.
Так же это можно закреплять в повседневной жизни:
- во время сервировки стола (например, поставь тарелку в центре стола, ложку справа от тарелки, чашку в правом верхнем углу)
- во время рисования (например, поставь слева от листа банку с водой, положи справа от листа кисточки) и т. д.
Если с ребенком не заниматься этим, то освоение ориентировки в пространстве затянется надолго, что скажется на дальнейшем его обучении в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия для средней группы по программе Л.А.Венгера "Развитие"ориентировка в пространстве , занятие № 17
разработанный конспект занятия...
конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию ориентировки в пространстве на тему: "Рыбка, рыбка, где ты спишь?" в старшей группе (с нарушением зрения) учителя-дефектолога МБДОУ (детский сад комбинированного вида) №69
Занятие проводится с подгруппой детей на участке детского сада.Цель занятия: обучение детей ориентировки в пространтве и на микроплоскости с помощью сохранных анализаторов....
конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию ориентировки в пространстве на тему "Рыбка, рыбка, где ты спишь?" в старшей группе (для детей с нарушением зрения)
Коррекционно-развивающее занятие проводится с детьми, имеющими нарушения зрения, в целях развития у них ориентировки в пространстве и на микроплоскости. Занятие проводится на участке в зимний период в...
Развитие ориентировки в пространстве
Проект разработан для младшей группы детского сада, направлен на развитие ориентировки в пространстве....
Рекомендации родителям по развитию ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения (младший дошкольный возраст) В возрасте 3—4 лет ребенка с патологией зрения надо продолжать учить различать...
Конспект занятия по развитию ориентировки в пространстве детей старшего дошкольного возраста
Конспект занятия по развитию ориентировки в пространстве....
Мини-программа по развитию ориентировки в пространстве через способ наглядно-образного мышления «План – схема»
Представлена система педагогических мероприятий по развитию ориентировки в пространстве через способ наглядно-образного мышления «План – схема». Система деятельности направлена на детей 5 – 7ми ...