Проблема речевой агрессии в педагогическом общении. Основные методы коммуникативного воздействия при неконтролируемой речевой агрессии дошкольника.
статья по коррекционной педагогике на тему

Полякова Евгения Викторовна
Достаточно часто в педагогическом общении с дошкольниками возникают ситуации, когда воспитателю необходимо конкретно и однозначно продемонстрировать негативное отношение к высказыванию, проступку ребенка или целой группы: грубое оскорбление сверстника, угроза физического воздействия, срыв занятия и т.д. Как быть?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_agressiya.odt23.03 КБ

Предварительный просмотр:

Основные методы коммуникативного воздействия при

 неконтролируемой речевой агрессии дошкольника  

1. «Я — сообщение» вместо «Ты — сообщение»

«Мне не нравится, когда мне мешают!» вместо «Ты мне мешаешь!», «Мне обидно, когда мення не замечают»  вместо «Ты опять не поздоровался!»

        Подобные формулировки являются приемом перевода негативных эмоций с ребенка на взрослого. Кроме того «Я-сообщение» предполагает открытую позицию говорящего в диалоге и тем самым способствует эмоциональному сближению участников общения.

2. «Смещение негативной оценки» - т.е. перевод агрессивной словесной реакции на :

1. самого себя — акцентирование собственных переживаний («Я не могу разговаривать с  тобой в таком тоне!»  вместо «Немедленно перестань на меня кричать!»);

2. третье лицо — акцентирование сторонней негативной оценки («Ребята перестанут с тобой играть» вместо «Перестань отбирать  у всех игрушки!»)

3. объективные последствия нежелательных слов, действий, поступков — акцентирование обстоятельств («О твои сапоги можно споткнуться и упасть» вместо «Быстро убери свои  сапоги в шкаф!», «Если не вымыть кисточки сразу, то краска засохнет, и ты не сможешь рисовать!» вместо «Сколько можно напоминать про грязные кисточки!») .

3. Косвенное порицание

«Ребята, чем вы сейчас заняты?», «Маша, чем ты недовольна?», «Смотри  с тобой никто не играет, потому что ты обзываешься».

        Неодобрение без осуждения, замечание в форме вопроса, акцентирующего внимание на нежелательном действии.

4. Проговаривание негативной эмоции методом «активного слушания»

«Сейчас ты обижен, подавлен… . Вижу (чувствую, понимаю, думаю…), что ты испытываешь... »; «Наверное тебе очень обидно (неприятно, больно и т. п.)...».

        Вербализация отрицательного переживания, т.е. целенаправленный подбор речевых высказываний, описывающих это состояние, уточнение и перефразирование слов ребенка, «озвучивание» его чувств.

5. Метод отсроченного диалога

«Ты сейчас разозлен. Давай поговорим позже!», «Я вижу, ты злишься и поэтому грубишь мне. Лучше отложить наш разговор до... »

        Негативное переживание как бы на время «сбрасываются», с тем чтобы по истечении некоторого времени, достаточного для восстановления эмоционального равновесия ребенка, вместе, спокойно и не торопясь вспомнить, проанализировать, преодолеть эти переживания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям "Проблемы речевой агрессии "

Советы родителям по формированию навыков эффективной речевой коммуникации, не допускающей грубости, бестактности, целенаправленное обучение умению предотвращать проявления агрессии слова, что является...

Проблема речевой агрессии в педагогической практике

Проблема речевой агрессии в педагогической практике...

ПРОБЛЕМА РЕЧЕВОЙ АГРЕССИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ (консультация для педагогов)

Каковы причины речевой агрессии у детей? Как влияют на ее проявления негативные модели речевого поведения родителей, педагогов?...

Проблема речевой агрессии дошкольников

Это достаточно актуальная тема и мы, как взрослые, должны подобрать правильные приемы работы с речевой агрессией ребенка. Ведь умение контролироватьсвое речевое поведение происходит в результате социа...

Проблема речевой агрессии дошкольников

Консультация для педагогов....