обучение и развитие детей с ОВЗ в доу
статья по коррекционной педагогике на тему
дети с ограниченными возможностями здоровья в общеразвивающих группах дошкольного учреждения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_1.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения общеразвивающей направленности
Гомбоева Цыремжит Дамбаевна
педагог- психолог
МДОУ детский сад «Далай»
Городской округ «Поселок Агинское»
Забайкальский край
Аннотация: освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Проблема обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях обычного неспециализированного детского сада - одна из актуальных проблем современного российского общества. На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом «Об образовании», Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В муниципальном образовательном учреждении детский сад «Далай» сформировано 4 группы общеразвивающей направленности. В данном учреждении обучаются и воспитываются дети с ОВЗ группа инвалидности категория «ребенок - инвалид»: детский церебральный паралич, атонически – астатическая форма -1, умственная отсталость легкой степени с осложненными формами – 1. Образовательная деятельность ведется на основании утвержденной основной образовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Происходящие в последнее время существенные изменения в сфере образования Российской Федерации связаны с новым отношением к инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья ОВЗ. Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в образовании является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период детства независимо от социального статуса, психофизиологических и личностных особенностей. Одним из направлений психолого-педагогической деятельности дошкольного образовательного учреждения является инклюзивное образование. Организация обучения детей с ОВЗ в образовательных учреждениях, помогает обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми, способствует эффективному решению проблем их социально-психологической адаптации и интеграции в общество. Именно поэтому так важно организовать процесс социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения. Детский сад реализует проект по внедрению современных технологий эффективной социализации ребенка в ДОУ. С прошлого учебного года педагогический коллектив реализует технологии «Образовательного события», «Клубный час». Преимущества данных технологии в том, что она не требует какой-то специальной подготовки педагогов, покупки дополнительного оборудования или вложения денежных средств. Главным является решение вопросов, связанных с обеспечением тех необходимых условий, которые позволят данной категории детей включиться в полноценный процесс образования и воспитания наряду со здоровыми детьми. В течение года состоялись «Клубные часы» по теме «Моя страна. Мой поселок», «Животные жарких стран», «Большое космическое путешествие». При инклюзивном подходе выигрывают все дети, так как он предполагает как индивидуальный, так и дифференцированный метод в организации и реализации образовательного процесса. При этом процессе реализуется ряд социальных и педагогических факторов:
– взаимная адаптация детей с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников;
– использование реального примера для детей с ОВЗ — того, к чему они могут стремиться;
– участие сверстников в совместном взаимодействии в процессе образования и досуга;
– формирование толерантного отношения у нормально развивающихся сверстников.
Введение инклюзивной практики в условиях дошкольного образования детей возможно при соблюдении ряда условий: создание вариативной программы инклюзивного образования, подготовка кадров к осуществлению реализации программы инклюзивного образования; создание специальных условий в образовательной организации, в том числе и создание предметно-развивающей среды для реализации программы инклюзивного образования.
Для правильного построения специальной среды следует учитывать, что нахождение в ДОО любого воспитанника должно быть максимально удобным с точки зрения его физических возможностей и максимально обеспечивать чувство психологического комфорта в условиях данного образовательного учреждения:
- создание специальных условий в ДОО с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- создание адаптированных образовательных программ коррекционного обучения и воспитания;
- активное вовлечение родителей в воспитание детей.
Адаптированная образовательная программа разрабатывается с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка с ОВЗ по рекомендациям МППК. Задачи развития ребенка решаются на индивидуальной и подгрупповой непосредственно организованной деятельности, в совместной деятельности, во время режимных моментов. Подгрупповые формы проведения занятий оказывают психокоррекционную помощь: воспитанники приобретают коммуникативные навыки, развивают волевые усилия, у детей приобретаются навыки по подражанию сверстникам. Основным видом детской деятельности является игра, поэтому вся деятельность подчинена именно игре; индивидуальные, групповые, музыкальные занятия и т.д. проводятся в игровой форме. Работа с родителями направлена на формирование детско-родительских отношений, с учетом психологических особенностей ее членов и динамики семейных отношений, побуждение родителей стать активными участниками развития своего ребенка, включение в процесс обучения. Образовательные услуги реализуются путем специально организованной воспитательно-образовательной деятельности, психологической помощи воспитанникам и их семьям. Дэвид Митчелл, признанный международный эксперт в области инклюзивного образования вывел «формулу» для описания составляющих инклюзивного образования:
ИО=В+О+5К+П+Рс+Рк,
где, В – видение (т.е. знание об актуальном состоянии и наличие прогноза на развитие и обучение),
О – определение в школу,
5К – 5 компонентов (адаптированный учебный план, адаптированная оценка, адаптированное обучение, адаптированная среда, право на образование),
П – поддержка,
Рс– ресурсы,
Рк– руководство.
Думается, что успех инклюзивного образования зависит от всех указанных компонентов. Инклюзивное образование дает им возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. При этом детям инклюзивной группы предоставляются равные условия для того, чтобы включиться в воспитательно-образовательный процесс. Каждый ребенок имеет право получать качественное образование со здоровыми сверстниками. Именно в обычной образовательной сфере дети с особыми образовательными потребностями смогут получить, помимо учебной информации, возможность полной жизни в обществе, т.е. социализироваться. Эти проблемы в современных образовательных учреждениях решает инклюзивное образование. Инклюзивное образование предполагает:
1. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном, а в обычном учебном заведении. При этом они должны получать специализированную помощь.
2. Вовлечение в образовательный процесс каждого ребенка с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям.
3. Удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение специальных условий. Инклюзивное образование базируется на восьми принципах:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Список литературы:
1. Андреева А., Тахаува А. К проблеме инклюзивного воспитания и обучения в детском саду// Дошкольное воспитание. 2012. № 6.
2. Потапова О. Е. Инклюзивные практики в детском саду: Метод.рекомендации. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 128 с. (Управление детским садом). (8)
3. Проект Закона РФ «О специальном образовании» [Электронный ресурс] // Дефектология. – 1995. – № 1. – С. 3–15. – Режим доступа: http://shishkova.ru/library/journals/ items/htm.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обучению детей 5-6 лет в группе предшкольной подготовки на 2012 -2013 учебный год Составлена на основе программы обучения и развития детей 5 – 6 лет «Предшкольная пора» Н.Ф. Виноградовой
Рабочая программа по подготовке детей 5 – 6 лет к обучению в школе разработана на основе Программы обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора», созданной под руководством Н.Ф. Вино...
Технологии обучения и развития детей с нарушением слуха дошкольного возраста
Классификация технологий обучения и методы применения....
Индивидуальная коррекционная программа воспитания, обучения и развития детей на I полугодие с ЗПР 5 -6 лет.
Одной из приоритетных задач нашего ДОУ является оказание комплексной, коррекционно-педагогической помощи детям с проблемами развития познавательных процессов разной степени выраженности.Эффективность ...
Рабочая программа студии изобразительного творчества "Вдохновение" (на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А. по теме «Экопластика в детском творчестве»)
Рабочая программа студии изобразительного творчества "Вдохновение" (на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А. по теме «Экоп...
Индивидуальная программа обучения и развития детей от 0 до 3мес.
Индивидуальная программа воспитания, обучения и развития детей. От 0до3мес....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по тестопластике «Мукосолька» (разработана на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей Лыковой И. А.) для детей 4 - 6 лет Срок реализации - 2 года
Описаны цели, задачи кружковой работы с детьми средней и старшей групп, а также перспективный план работы на два учебных года....
Выступление на педагогическом совете на тему :"Развитие познавательной активности дошкольников. Ребёнок на пороге школы." " Готовность ребёнка к школьному обучению. Особенности развития детей 6-7 лет".
quot; Готовность ребёнка к школьному обучению.Особенности развития детей 6-7 лет." Нередко родители понимают под готовностью ребёнка к школе только умения ребёнка читать, писать и с...