Л.М. Костина Программа коррекции тревожности методом директивной игровой терапии: «Само – чувствие»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Тематический план программы: « Само – чувствие»
Возраст: 5 – 7 лет.
Кол-во детей в группе: 4 – 6 человек
Время проведения занятий: 20-25 минут
Кол-во занятий: 13.
Частота проведения: 1 -2 раза в неделю
Место проведения: МБДОУ «Сулпылар» старшая группа
Занятие Цель | Ход занятия | Методическое, техническое обеспечение |
| |
Занятие № 1 Цель: снижение уровня тревожности, выработка у ребёнка уверенности в своих силах и повышение навыков самоконтроля. | 1.Упражнение: «Игра в рисунки». | Альбомные листы, карандаши. |
| |
Занятие № 2 Цель: снижение уровня тревожности, выработка у ребёнка уверенности в своих силах и повышение навыков самоконтроля. |
« Разрывание бумаги». | Старые газеты, ненужные бумаги. |
| |
Занятие № 3 Цель: снижение уровня тревожности, выработка у ребёнка уверенности в своих силах и повышение навыков самоконтроля. |
«Игра с секундомером». | Секундомер, Фишки, принадлежности для рисования, кубики. |
| |
Занятие № 4 Цель: снижение уровня тревожности, выработка у ребёнка уверенности в своих силах и повышение навыков самоконтроля. |
« Представь, Что ты это можешь».
|
|
| |
Занятие №5 Цель: снижение уровня тревожности, выработка у ребёнка уверенности в своих силах и повышение навыков самоконтроля. |
« Игра с глиной (тестом, песком)».
| Пластичный материал: (глина, тесто, пластилин), набор формочек, скалка, различные изобразительные и поделочные материалы: (камушки, перья, зубочистки, карандаши, молоток, пластмассовый нож). |
| |
Занятие № 6 Цель: снижение уровня тревожности, выработка у ребёнка уверенности в своих силах и повышение навыков самоконтроля.
|
« Волшебный ковёр».
| Легкий, маленький коврик. |
| |
Занятие № 7 Цель: снижение уровня тревожности, выработка у ребёнка уверенности в своих силах и повышение навыков самоконтроля.
|
« Спрятанные проблемы».
| Пустая ёмкость с крышкой (ящичек, коробка), фломастеры, бумага. |
| |
Занятие № 8 Цель: помочь ребёнку осознать собственные чувства. Переживания и освоить новые эффективные социально – приемлемые стратегии поведения. | Упражнение: «Чувства». | Кубики с нарисованными на них лицами, изображающими разные чувства (радость, злость, печаль, веселье, обида). |
| |
Занятие № 9 Цель: помочь ребёнку осознать собственные чувства. Переживания и освоить новые эффективные социально – приемлемые стратегии поведения. | Упражнение: « Мир чувств». | 8 листов бумаги 10:15см.,маркер, стаканчик с фишками |
| |
Занятие № 10 Цель помочь ребёнку осознать собственные чувства. Переживания и освоить новые эффективные социально – приемлемые стратегии поведения. | 1 Упражнение: «Направленная визуализация». |
|
| |
Занятие № 11 Цель: помочь ребёнку осознать собственные чувства. Переживания и освоить новые эффективные социально – приемлемые стратегии поведения. |
« Сочинение историй с помощью предметов». | 5 – 6 предметов: (можно игрушки). | ||
Занятие № 12 Цель: помочь ребёнку осознать собственные чувства. Переживания и освоить новые эффективные социально – приемлемые стратегии поведения.
| Упражнение: « Стройка». | Кубики, используемые в качестве строительного материала. | ||
Занятие № 13 Цель: помочь ребёнку осознать собственные чувства. Переживания и освоить новые эффективные социально – приемлемые стратегии поведения. | Упражнение: «Фотоальбом». | Семейные фотографии детей, ножницы, клей, фломастеры, бумага, скотч. | ||
|
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
l.m._kostina_-_programma_po_korrektsii_trevozhnosti_ya_sam.doc | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Л.М. Костина
Программа коррекции тревожности методом директивной игровой
терапии: «Это Я»
Тематический план программы: «Это я».
Возраст: 5 – 7 лет.
Кол-во детей в группе: 4 – 6 человек
Время проведения занятий: 20-25 минут
Кол-во занятий: 10.
Частота проведения: 1 -2 раза в неделю
Место проведения: МДОУ №295, группа старшая, подготовительная (логопедическая)
Занятие Цель | Ход занятия | Методическое, техническое обеспечение |
Первый цикл. Занятие № 1 Цель: снижение уровня тревожности, повышение активности, самоценности ребёнка. |
| |
Занятие № 2 Цель: снижение уровня тревожности, повышении активности, самоценности ребёнка. |
| Несколько картинок (вырезки из журналов), лист бумаги, фломастеры, карандаши. |
Занятие № 3 Цель: снижение уровня тревожности, повышении активности, самоценности ребёнка. |
| |
Занятие № 4 Цель: снижение уровня тревожности, повышении активности, самоценности ребёнка. |
| |
Второй цикл.: «Это Я и мои друзья». Занятие №5 Цель: снижение уровня тревожности в процессе межличностных взаимодействий через овладение способами установления отношений с другими детьми |
| Несколько карточек, разрезанных на две половинки. |
Занятие № 6 Цель: снижение уровня тревожности в процессе межличностных взаимодействий через овладение способами установления отношений с другими детьми. |
| Макет телевизора с отверстием вместо экрана. |
Занятие № 7 Цель: снижение уровня тревожности в процессе межличностных взаимодействий через овладение способами установления отношений с другими детьми. |
| Бумага, фломастеры. |
Занятие № 8 Цель: помочь ребёнку различать и определять собственные чувства, переживания и развить эмоциональное самовыражение |
| Набор картинок с изображением известных животных. |
Занятие № 9 Цель: помочь ребёнку различать и определять собственные чувства, переживания и развить эмоциональное самовыражение. |
| Зеркало. |
Занятие № 10 Цель: помочь ребёнку различать и определять собственные чувства, переживания и развить эмоциональное самовыражение. |
| Мешочек. |
Тематический план программы «Это я …»
Продолжительность всех занятий не должна превышать 30 мин.
Первый цикл – «Это я …»
Занятие 1
Игра «Я есть, Я буду».
Игра «Это моё имя».
Занятие 2
Игра «Это я – такой …»
Игра «Красивое имя (контур)».
Занятие 3
Игра «Зеркало»*
Игра «Жил – был один мальчик…».
Занятие 4
Игра «Игра в ситуации»
Игра «Зеркало».
Второй цикл – «Это Я и мои друзья»
Занятие 5
Игра «Две половинки»
Игра «Клеевой дождик».
Занятие 6
Игра «Ищем клад»
Игра «Выключенный звук».
Занятие 7
Игра «Подарок»
Игра «Лошадки».
Третий цикл - «Это Я и мои чувства»
Занятие 8
Игра «Звериные чувства»
Игра «Стрелки».
Занятие 9
Игра «Подарок»
Игра «Вылеплялки».
Занятие 10
Игра «Волшебный мешок»
Игра «Вылеплялки».
Пояснительная записка к программе «ЭТО Я»
В программу включены три цикла игр, которые направлены на снижение уровня тревожности у детей. Для повышения эффективности психокоррекционного процесса желательно соблюдать предложенную последовательность циклов.
Первый цикл – «Это Я» - включает в себя игры, основная цель которых состоит в снижении уровня тревожности, повышении активности, самоценности ребёнка. Данный цикл состоит из 4 занятий.
Второй цикл - «Это Я и мои друзья» - включает в себя игры на снижение тревожности в процессе межличностных взаимодействий через овладение способами установления отношений с другими детьми. Данный цикл состоит из 3 занятий.
Третий цикл – «Это Я и мои чувства» - включает в себя игры, основная цель которых – помочь ребёнку различать и определять собственные чувства, переживания и развить эмоциональное самовыражение. Данный цикл состоит из 3 занятий.
Каждое занятие включает с себя две игры. Однако количество игр и количество их повторений может изменяться в зависимости от желаний ребёнка, его индивидуальных возможностей и продолжительности занятия. Общая продолжительность занятия не должна превышать 40 минут.
Первый цикл рассчитан на индивидуальную работу с ребёнком для повышения психокоррекционного эффекта и достижения целей, поставленных в этом цикле.
Второй цикл требует включения ребёнка в группу сверстников. Желательно, для групповой работы психолог подобрал детей, с которыми тревожный ребёнок не находится конфликтных отношениях. Позже можно повторить игры данного цикла с включением всех детей группы дошкольного учреждения, которую посещает ребёнок.
На занятиях третьего цикла может быть использована как индивидуальная, так и групповая форма организации занятий. Выбор формы может быть обусловлен как желанием и особенностями ребёнка, так и возможностями самого психолога.
Для проведения занятий необходимо отдельное помещение, желательно расположенное вдали от музыкального и спортивного зала или других источников повышения шума. При групповой работе возможно проведение занятий на улице при условии присутствия необходимого материала для организации коррекционных игр. Здесь, так же как и при проведении предыдущей программы, психолог должен исключить вмешательство других детей или взрослых в процесс игровой терапии.
Первый цикл программы «Это – Я»
Занятие 1
«Я есть, Я буду».
Ребёнку предлагается рассказать, какой он сейчас: внешность, чувства, качества, поведение. По желанию ребёнка он может использовать для рассказа свои рисунки, предметы в комнате, иллюстрации в книжках, игрушки и другой воспитательный материал. Психолог может ипользовать аудио или видеозапись рассказа.
Затем ребёнку предлагается рассказать, каким он хочет стать: также внешность, поведение, чувства, качества. Здесь также могут использоваться вспомогательные средства для составления рассказа. Желательно, чтобы психолог использовал и на этом этапе аудио или видеозапись. После этого ребёнку предлагается прослушать (посмотреть) два рассказа и сравнить их. Если присутствуют отличия, то ребёнку самому представляется возможность придумать, что нужно делать, чтобы стать таким, каким он хочет.
«Это моё имя».
Ребёнку предлагается поискать в комнате какой нибудь предмет, которому он мог бы дать своё имя. После того как ребёнок сделает выбор, ему предлагается описать этот предмет, отмечая все его положительные стороны и недостатки. Психолог помогает ребёнку в описании, а затем спрашивает, подходит ли это описание самому ребёнку.
Данная игра позволяет ребёнку с помощью переноса раскрыть свои слабые и сильные стороны.
Занятие 2
Игра «Это Я такой …»
Ребёнку предлагаются несколько картинок (можно использовать вырезки из журналов). Он должен посмотреть на каждую, решить, какое хорошее качество здесь изображено, и сказать: «Это Я - такой …» Например, если на картинке изображён сильный мужчина, то ребёнок должен догадаться, что здесь изображена сила, и эму нужно сказать «Это Я – такой сильный» и т. д. Желательно иметь два набора – один для девочек, другой для мальчиков.
Если ребёнок затрудняется выделить качества, изображённые на картинке, то психолог может спросить, что здесь нарисовано, и подвести его к названию нужного качества. Если ребёнок просто начинает быстро перебирать картинки, показывая пальцем, говорить: «Это я, это я, это я», - то психолог должен остановить его и спросить: «Ты какой (какая)?»
«Красивое имя (контур)»
Игра помогает повысить у ребёнка уровень самопринятия.
Психолог предлагает ребёнку написать своё имя на листе бумаги ярким фломастером. Если он пока не умеет писать, то имя напишет взрослый. При этом ребёнок обязательно чётко читает написанное и обводит написанное имя пальцем.
Затем ребёнку предлагается разрисовать, украсить, раскрасить своё имя так, чтобы получилось очень ярко и красиво.
Как вариант этой игры для разрисования может использоваться контур фигуры мальчика или девочки, соответствующий полу ребёнка. Тогда под контуром психолог спрашивает имя ребёнка и предлагает ему разрисовать уже не имя, а контур.
Задание 3
«Зеркало»
Психолог и ребёнок встают друг напротив друга, и ребёнок начинает медленно выполнять различные движения, а психолог их повторяет. Затем они меняются ролями. При этом вначале психологу нужно выполнять заметные, крупные движения (кивать головой, поднимать руки и т д.), а затем – более мелкие (шевелить пальцами, изменять мимику). Если во втором случае ребёнку никак не удаётся заметить изменения, тогда психолог может показать, на какую часть тела нужно обратить внимание.
«Жил – был один мальчик …» («Жила – была одна девочка …»)
Игра помогает ребёнку научиться рассказывать о себе без всякого стеснения, отмечая свои положительные качества и не скрывая отрицательных. Психолог начинает рассказывать сказку о мальчике (девочке), которого зовут так же, как и ребёнка, и который одет так же, как и ребёнок. Затем взрослый предлагает ребёнку помочь ему и продолжить сказку. Иногда он может направлять рассказ ребёнка, вставляя различные проблемные ситуации. Например, если ребёнок рассказывает: «…и мальчик пошёл гулять. Он гулял, гулял …», - психолог может тут же добавить: «Как вдруг наступила ночь …» Дальше должен продолжить ребёнок.
Эту игру можно использовать в течение нескольких минут на каждом последующем занятии. Тогда ребёнку предлагается вспомнить и пересказать, что происходило с мальчиком раньше, а затем продолжить придумывание сказки.
Занятие 4
«Игра в ситуации»
Игра направлена на моделирование поведения ребёнка в конкретных жизненных ситуациях. Эта игра является вариантом предыдущей игры. Здесь ребёнку так же предлагается находить выход из проблемных ситуаций, которые ставит перед ним психолог. Разница состоит в предложении ребёнку конкретных случаев из его жизни не только вербальное, но и невербальное отыгрывание решения. Причём психолог может предложить ребёнку изобразить, как он обычно поступает и как можно поступить. Возьмём, например, ситуацию, когда ребёнок рассказывает стихи на утреннике. Психолог просит изобразить, как обычно ведёт себя ребёнок. Если ребёнок затрудняется это сделать, можно предложить просмотр видео записи или взрослый может сам изобразить ребёнка. Затем психолог предлагает смоделировать поведение, где ребёнок не будет волноваться: теребить край шорт (платья), накручивать на палец волосы, смотреть только в угол или в сторону и т. д. Если ребёнок затрудняется это сделать, ему можно предложить прочитать стихотворение так, как читает артист, смелый мальчик и т. д. При возможности желательно показать видеозапись чтения стихов артистами для того, чтобы ребёнок мог скопировать их поведение.
Подобная тактика моделированная может использоваться с любыми ситуациями, где у ребёнка проявляется повышенный уровень тревожности. Однако необходимо помнить, что нельзя приводить в пример (показывать видеозапись) других детей группы, в которую ходит ребёнок.
«Зеркало»
Выполняется так же, как и на занятии 3.
Второй цикл – «Это Я и мои друзья»
Занятие 5
«Найди свою половинку»
Для проведения этой игры психолог должен подготовить несколько карточек, разрезанных на две половинки. В качестве усложнения игры могут использоваться неровные линии разреза.
Психолог перемешивает половинки и раздаёт их детям. Затем по сигналу каждый ребёнок должен найти соответствующую половинку. Здесь необходимо помнить, что в работе с тревожными детьми нельзя включать соревновательный момент, поэтому в конце игры можно похвалить детей за выполнение задания вообще, но не за быстроту. Если в ходе выполнения дети начинают торопиться или нервничать, то им необходимо помочь, предложив несколько способов нахождения пары.
После окончания игры можно поговорить с детьми о том, кто как нашёл свою половинку и какие ещё есть способы.
«Клеевой дождик»
Детям предлагается встать друг за другом и положить реку на плечо впереди сидящего. Затем психолог говорит, что прошёл клеевой дождик, дети приклеились и им нельзя расклеиваться. После чего он даёт команду, и все дети начинают двигаться. При условии усвоения детьми способа движения можно усложнить игру. Например, подняться и сойти со стула, пройти под столом, обойти вокруг обруча, пройти «гусиным шагом» и т. д.
Психолог может использовать игровую ситуацию, предлагая детям для выполнения не просто задания, а связанный рассказ.
Занятие 6
«Ищем клад»
Детям предлагается выстроиться в ряд по какому либо признаку. Например:
- по длине шорт и платьев, начиная с самых длинных;
- по длине шорт и платьев начиная с самого короткого;
- по цвету глаз начиная с самых светлых;
- по цвету глаз начиная с самых тёмных;
- по цвету волос начиная с самых светлых;
- по цвету волос начиная с самых тёмных и т. д.
Затем детям нужно разделиться на команды, например с самыми светлыми волосами и с самыми тёмными. Затем детям даётся задание найти с помощью карты – плана «клад», который спрятан в комнате.
Особенности использования этой игры с тревожными детьми состоит в том, что лучше давать задание найти «клад» отдельно каждой команде. Причём соревновательный момент включать нельзя, и если дети начинают торопиться и волноваться, психолог должен сразу же остановить их и объяснить, что главное в игре – это найти «клад», а не найти его быстро.
«Выключенный звук»
Для этой игры можно использовать большой макет телевизора с отверстием вместо экрана. Психолог по очереди предлагает детям садиться на стульчик «в телевизор». Затем он просит ребёнка рассказать детям какую нибудь историю, например о том, как он шёл сегодня в детский сад. Через несколько минут психолог даёт команду, по которой ребёнок замолкает Взрослый говорит детям «У нашего телевизора выключился звук. Давайте попробуем понять, о чём нам рассказывает (имя ребёнка) без слов». Дети «озвучивают» рассказ ребёнка. Если рассказчика поняли неправильно необходимо повторить ещё раз.
Затем можно сменить рассказчика. Если детям не удаётся усидеть на стульчике «в телевизоре», то им можно разрешить после «выключения звука» встать рядом с макетом.
Игру можно использовать на нескольких занятиях желанию детей.
Занятие 7
«Игра подарок»
Все дети сидят в круге. Психолог предлагается каждому подарить соседу подарок, но не настоящий. Для этого ребёнку нужно руками изобразить, что он дарит, сказать что – то приятное и преподнести подарок. По окончании игры можно спросить у детей, что им подарили, и сопоставить, насколько верно они это поняли.
Как вариант игры можно использовать не конкретное название предмета, а название его свойств, например: «Мне подарили что – то большое и мягкое».
«Ладошки»
Детям предлагается бумага и фломастер. Нужно положить свою ладошку на лист бумаги, раздвинуть пальцы и аккуратно обвести её по контуру. Затем психолог просит на каждом получившемся пальце написать что – нибудь хорошее о себе. Если дети ещё не умеют писать, то они могут нарисовать.
После этого ведущий собирает «ладошки», читает их группе, а дети угадывают, чья это «ладошка».
Третий цикл – «Это Я и мои чувства».
Занятие 8
«Звериные чувства»
Для проведения игры необходим набор картинок с изображением известных животных. Психолог раскладывает по очереди перед ребёнком картинки и просит назвать основные качества животного: например, зайчик – страх, боязливость; лев – смелость; лиса – хитрость; филин – ум и т. д.
Затем психолог предлагает рассмотреть ту или иную ситуацию и просит ребёнка описать свои чувства и состояния с помощью картинок. Если ребёнок затрудняется это сделать, психолог может ему помочь. Например, психолог говорит: «Представь себе, что ты разбил вазу. Ты себя почувствовал как кто? Выбери картинку с таким «звериным чувством», которое похоже на твоё».
Ребёнок может сказать, что он почувствовал себя как зайчик – он испугался. Психолог продолжает: «И тут пришла мама. Что бы ты сделал?.. Ты был бы кто?». Ребёнок может сказать, что он был бы умный, как мудрый филин: он быстро убрал бы все осколки и мама ничего бы не узнала. В таком случае с ребёнком нужно поговорить о том, на какой больше похож его поступок на умный или хитрый? Далее можно обговорить варианты поведения, предлагая ребёнку рассказать, как бы повели в этой ситуации другие животные.
При проведении этой игры желательно избегать оценок поведения ребёнка, так как основная цель здесь – не нравственное воспитание, а научение ребёнка более точно понимать свои чувства для моделирования социально приемлемого поведения.
«Стрелялки».
Ребёнку предлагается рассказать о том, что он сейчас чувствует, какое у него настроение. Затем психолог предлагает ребёнку сесть по удобнее, закрыть глаза и представить, что у него в голове есть узенький коридорчик, который заканчивается дверкой. Эта дверка закрыта, но если ребёнок захочет, то он всегда может её открыть и с силой «выстрелить» в небо (в потолок) все свои ненужные чувства, например гнев, обиду, злость, страх и т. д., а потом опять закрыть дверку.
Если во время занятия у ребёнка хорошее настроение, то можно предложить ему поучиться стрелять хорошими чувствами.
Занятие 9
«Подарок»
Выполняется так же, как на занятии 7 второго цикла.
Если третий цикл проводится в индивидуальной форме, то игру можно проводить в паре ребёнок – психолог.
«Вылеплялки»
Игра проводится перед большим зеркалом, установленным на подставке или прикреплённым к стене. С помощью этой игры ребёнок учится распознавать чувства по лицам людей и передавать свои чувства с помощью мимики.
В первой части игры психолог предлагает ребёнку изобразить, какое у него лицо, когда он сердится, боится, радуется и т. д. Если ребёнок затрудняется это сделать, то психолог показывает образец, который ребёнок должен скопировать. После закрепления за каждой мимической маской названия чувства можно переходить ко второй части игры.
Ребёнок садится перед зеркалом, психолог руками «лепит» на лице ребёнка мимическую маску. Ребёнок должен угадать, какое чувство изображает психолог на его лице. Затем можно поменяться ролями, когда лепить будет ребёнок, а угадывать – психолог.
В конце занятия психолог говорит ребёнку о том, что, когда ему плохо, он может сам руками растянуть улыбку и посмотреть на себя в зеркало. Тогда настроение обязательно улучшится.
Занятие 10
«Волшебный мешок»
Перед проведением игры ребёнка просят рассказать, какое у него настроение, что он чувствует. Затем психолог показывает ребёнку мешочек и говорит, что он волшебный и что в него можно сложить все свои ненужные чувства, например, гнев, обиду, злость, страх и т. д. Ребёнку предлагается сделать это, имитируя движениями складывания. Затем психолог завязывает мешочек и предлагает выбросить его в мусорный ящик. То же может проделать и ребёнок со своими чувствами.
«Вылеплялки»
Выполняется так же, как и на занятии 9.
При составлении программ коррекции тревожного поведения у детей мы старались использовать наиболее известные и эффективные игры отечественных и зарубежных авторов. В то же время в содержательном плане, на наш взгляд, процесс директивной игровой терапии может включать в себя любые игры, направленные на коррекцию тревожности у детей. В целом содержание работы психолога в директивной игровой терапии может строиться в зависимости от целей психотерапии, индивидуальных особенностей ребёнка и возможностей психолога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа "Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста"
Программа "Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста"- победитель Областного конкурса авторских программ по психологии 2007-2008 учебного года в номинации "Детский мир". Основная ...
Коррекция тревожности методом интегративной игровой арт-терапии.
Тревожность диагностируется уже в трехлетнем возрасте, что и предполагает необходимость создания эффективного метода ее коррекции. В дошкольном возрасте одним из наиболее эффективных методов я...
Психологическая программа коррекции тревожности детей дошкольного возраста
На сегодняшний день, к сожалению, растёт число эмоционально -неустойчивых , тревожных детей,.Начиная с дошкольного возраста, с этими детьми необходимо ...
Программа коррекции тревожности
Тревожность в настоящее время признается одной из самых актуальных проблем психологии. Наше время называют веком страха и тревожности. Таким образом, проблема коррекции тревожности актуальна для совре...
Программа "Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста"
"Программа по снижению уровня тревожности и страхов у дошкольников путем снятия эмоционального и телесного напряжения"...
Мастер-класс "Коррекция агрессивности методом директивной игровой терапии"
Директивная игровая терапия – это форма, в которой психолог выступает в роли организатора, руководителя психотерапевтического процесса с принятием на себя ответственно...
Планирование по коррекции тревожности методом директивной игровой терапии
Составлена на основе программы «Коррекция тревожности методом интегративной игровой терапии» Л.Костиной СПб.: Речь 2001г. , А.С.Галанов «Игры, которые лечат» Творческий центр М...