Коррекционно-развивающая программа на год
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему

Андросова Ольга Викторовна

Программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kor.raz_._pr.dunav_.docx156.37 КБ

Предварительный просмотр:

Принято

на заседании педагогического совета  

МБДОУ «Детский сад присмотра и

оздоровления №13 «Солнышко»

Протокол №_____  от

_________________ г.

Утверждаю:

заведующий МБДОУ «Детский сад

присмотра и оздоровления №13 «Солнышко»

_____________ Т. Н.  Беликова

Приказ  №  _____ от _________________ г.

План коррекционно-развивающей работы на 2018-2019 учебный год

 Фамилия, имя ребенка                        Дунав Глебом Ивановичем

Возраст                                             6 лет _05.09.2012 г.р.

Группа                                   средняя разновозрастная оздоровительной направленности№2 «Колокольчик» (дети с 4 до 7 лет)

Воспитатели                         Андросова О.В. и Беганова В.А.

Сроки реализа-

ции

Тема месяца

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Развитие мелкой моторики

Сентябрь

«Вместе весело играть, танцевать и рисовать»

«Найди свой домик» - закреплять умение  различать и называть круг и квадрат.

«Поезд» - учить составлять группы отдельных предметов, пользоваться словами – много, мало, один, закреплять порядковый счет, умение соотносить количество предметов с цифрой.

«Куда спряталась мышка» - научить находить предмет в пространстве, определяя его местонахождение словами: вверху, внизу, на, слева, справа.

«Кто какого роста?»

Цель: установление отношений между величинами.

«Мозаика–считалочка»

Познакомит ребятишек с написанием цифр. При помощи счетных палочек вместе с детьми составляются цифры, а рядом с ними выкладывается соответствующее количество палочек.

«Широкое - узкое»

Цель: формировать представление «широкое - узкое».

Составить 2 равных треугольника из 5 палочек.

Общение «Мы не будем ссориться». Формировать представление о дружбе, друге; развивать коммуникативные навыки общения со сверстниками: не обижать, прощать друзей, сочувствовать им.

Рассказывание по набору игрушек. Связная речь: Учить составлять рассказ по набору игрушек; Словарь и грамматика:активизировать в речи детей слова, обозначающие качество и действие предметов; учить согласовывать прилагательные с существительными в форме множественного числа;

Звуковая культура речи: Закрепить правильное произношение изолированного звука «з», учить различать на звук разные интонации, пользоваться ими в соответствии с содержанием высказывания.

Артикуляционная гимнастика «Заборчик».

«Кто как разговаривает?»

 Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

«Подскажи словечко»

 Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

«Ягоды, овощи и фрукты»

Цель: развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать (подбери по цвету), выкладывать ряды, состоящие из одинаковых изображений.

«Собери пейзаж» цель: закрепить знания детей о составных элементах пейзажа, о признаках времен года. По собственному замыслу составить композицию по заданному сюжету (осенний, летний, весенний, зимний).

«Времена года»

Цель: Закрепить знания детей о сезонных изменениях природы, о цветовой гамме, присущей тому или иному времени года. Выбрать цветные картинки, присущие осени, лету, весне, зиме.

«Симметричные предметы»

Цель: Дать детям понятия «симметричность предметов». Учить находить одинаковые части предметов, составлять их.

Пальчиковая гимнастика: "Дружба" "В гости к пальчику большому" "Шарик".

"Фигурки из палочек" (качели).

Игра с горохом или бобами (выложить игрушку, кольцо, кубик).

Ласковая игра для пальчиков "Чудесный мешочек» (выбрать на ощупь из 3 игрушек одну

нужную).

 "Дорисуй узор"

Собрать пирамиду из 5 колец.

Составить 2 равных квадрата из 7 палочек.

«Наши старшие друзья и наставники (ребёнок и взрослые)"

«Догадайся, что я вижу» - учить различать круг, квадрат и треугольник, прямоугольник, овал.

«Три шага» - ориентировка в пространстве,  умение  слушать и выполнять инструкции.

«Ручеек» - закреплять умение сравнивать  предметы по ширине.

«Угадай, какой по счету цветок»

Цель: закрепить навык порядкового счета.

«Наш день»

Цель: закрепить представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь».

«Длинное - короткое»

Цель: развитие у детей четкого дифференцированного восприятия новых качеств величины.

Общение «Кто лечит нам зубы». Формировать представления детей о профессии врача-стоматолога, его обязанностях; воспитывать желание заботиться о здоровье своих зубов; учить правильно обращаться с лекарствами.

Артикуляционная гимнастика «Слоник».

«Кто как передвигается?»

Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости.

«Горячий – холодный»

Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

«Дай действия словам»

Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания.

«Сложи такой же предмет»

Цель: учить различать в предметах детали овальной и круглой формы; находить различия в частях двух одинаковых предметов (парные картинки); выкладывать предметы точно по образцу с учетом формы и величины их частей.

«Телевизор»

Цель: выкладывать фигуры в соответствии с предложенным сюжетом; по позе персонажа определять его действия.

«Картинки – вкладки»

Цель: учить детей находить для каждой вкладки (круглая или овальная часть предмета) место соответствующей величины; развивать глазомер, внимание.

 Пальчиковая гимнастика: "Здравствуй " "Травка" "Этот пальчик"

 "Фигурка из палочек " (корзинка для ягод).

 Игра с камушками (выложить ягоды по контуру).

Ниткография (полянка).

Дорисуй узор.

Собрать 4-5 кубиков в один большой кубик;

" Какой я? Что я знаю о себе?"

«Веселая гусеница» - упражнять в нахождении места цифр в числовом ряду, последующего и предыдущего числа.

«Куда пойдешь» - упражнять в умении двигаться в заданном направлении и определении местонахождения предмета при помощи слов: впереди, слева, справа, сзади.

«Что длиннее» - сравнение предметов по длине.

«Найди на 1 меньше»

Цель: дать представление о том, что при удалении единицы из любого числа получается предыдущее число.

Общение «О послушании в семье» - дать детям представление о доброте и заботе между детьми в семье.

«Составление рассказа по картине: «Мне хорошо в кругу друзей»

Артикуляционная гимнастика«Чистим зубы»

«Что происходит в природе?»

 Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

«Из чего сделано?»

 Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

«Волшебный круг»

Цель: закреплять знания детей основных и составных цветов, теплых и холодных цветов.

«Цветное лото»

Цель: Развивать у детей умения различать 4 оттенка одного цвета, называть предметы одного цвета, но разных оттенков.

«Радужный хоровод»

Цель: Закрепить у детей знания цветов радуги и их последовательности.

«Говорящие цвета»

Цель: Развитие цветовосприятия, обогащения цветовых ассоциаций, воспитание внимательного отношения к цвету.

Пальчиковая гимнастика: "Корзинка", "За грибами'

 Фигурки из палочек (выложить гриб и пенёк).

 Игра с перловкой (грибы).

Ласковая игра для пальчиков "Чудесный мешочек, найти грибок среди других

предметов".

 Рисунок по образу из лёгких геом. фигур.

 Дорисуй узор.

собрать одну матрешку из 4-5.

«Волшебница осень»

«Что нам осень принесла» - систематизировать и углублять представления детей о времени года осень.

«Угадай, что загадали» - упражнять в умении двигаться в заданном направлении и определении местонахождения предмета при помощи слов: впереди, слева, справа, сзади.

«Пройди по мостику» -закреплять умение сравнивать  предметы по ширине.

Подбери по величине

Цель: Развитие умения классифицировать геометрические фигуры по одному признаку (размер).

Скажи последующее число

Взрослый бросает мяч и называет какое-нибудь число. Поймав мяч, ребенок говорит следующее по порядку число.

Общение «В саду» - активизировать знания о труде работников с/х, о продуктах их труда.

Составление рассказа по алгоритму «Осень»

«Осенние слова» - учить детей подбирать красивые слова. Совершенствование умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку.

Артикуляционная гимнастика чередовать упражнения «Заборчик» и «Слоник».

«Кто может совершать эти действия?»

Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения.

«Разложи по полочкам»

Цель: ориентировка в пространстве.

«Радостная осень» – учить рисовать деревья.

«Слепи лукошко с грибами».

«Укроем землю листочками» Учить наклеивать разноцветные листья, правильно сочетая их по цвету.

«Что одинаковое, что разное»

Цель: Учить различать квадрат и прямоугольник; через сравнение двух одинаковых предметов (домики, клоуны и др.) видеть различия в форме отдельных частей; упражнять в составлении предметов, тождественных образцу.

«Подбери узор»

Цель: Закрепить знания элементов входящих в узоры дымковской, филимоновской игрушки.

Пальчиковая гимнастика: "Здравствуй" "Травка" "Этот пальчик "

 "Фигурка из палочек " (корзинка для ягод).

Игра с камушками (выложить ягоды по контуру).

Ниткография (полянка).

Дорисуй узор.

Протянуть шерстяную нитку последовательно через все отверстия;

Октябрь

 «Наши друзья – животные»

«Тимошка-озорник» Воссоздавать числовой ряд и группировать предметы (8-9 штук); упражнять детей в определении места предмета в ряду; актуализировать употребление в речи слова «кроме»; определять формы предмета на основе отрицания признака.

«Кто чем питается – закрепление знаний о том, что звери хищники, и они сами заботятся о своём  пропитании.

«Мы шагаем» - закрепить  понятие – длинный, короткий.

Найди лишнюю фигуру

Цель: Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять фигуру, отличную от других.

Составление рассказа по картине: «Собака со щенятами».

«Брать – не брать» - увеличение словарного запаса по теме «животные»

«В гостях у золотой рыбки» Закрепить знания об аквариумных рыбках (виды аквариумных рыбок, строение их тела), условиях жизни рыбок в аквариуме, правилах ухода за аквариумом; развивать логическое мышление, интерес к наблюдениям за окружающими.

Артикуляционная гимнастика«Индюк»

«Кто где живёт?»

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых.

 «Кто живёт в осеннем лесу?» Развивать игровой замысел, учить самостоятельно располагать изображение на листе.

«Распиши посуду для 3 медведей» - закреплять навыки рисования кистью, составлять орнамент на кругу.

«Слепи ёжика» Совершенствовать умение скатывать пластилин круговыми движениями; учить оттягивать пальцами отдельные детали и использовать стеку для изображения колючек.

«Поможем белочке заготовить грибы» (аппликация).

 Пальчиковая гимнастика: "Повстречались", "Лошадки' "Овечки" "Собака" "Кошка" "Коза".

Фигурки из палочек(киска).

Работа с перловкой (телёнка по контуру).

Работа со штампами

Дорисуй узор.

выполнить обычную шнуровку, как в ботиночке.

Плавно вращать карандаш большим и указательным пальцами левой и правой руки.

 «Мой дом, мой город»

«Третий лишний» - учить дифференцировать предметы.

«Где что растёт» – учить понимать происходящее в природе процессы.

«Ежиные истории». Освоить с детьми способы перемещения цветных квадратов по правилу; упражнять в счёте, воспроизведении количества до заданного числа; выделять определённое количество из множества.

«Назови пропущенное слово» - учить называть временные отрезки: утро, вечер, день, ночь.

Общение «Наша Родина». Формировать представление о городе, в котором дети живут; о ближайшем окружении детского сада; развивать познавательные интересы; воспитывать любовь к родному городу и своему детскому саду.

 «Что происходит в природе» - закреплять употребление в речи глаголов, согласования слов в предложении.

«Потерялся звук» - развивать слуховое восприятие.

Артикуляционная гимнастика«Горка».

«Кто кем был?»

 Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

«Кошкин дом». Учить узнавать в окружающей обстановке предметы квадратной формы, передавая их в рисунке отдельными линиями.

«Цветик – семицветик» – закрепление знаний о цвете.

«Пирожки для бабушки» (лепка).

«Поспели яблоки в саду» (аппликация).

Достопримечательности г. Губкина» (строительный материал). Учить анализировать постройки, развивать умение комбинировать детали.

 Пальчиковая гимнастика: "Утята" "Гусь"

"Петушок" "Курочка".

Работа с гуашью [желтой гуашью,  кончиками пальцев раскрасить цыплят, скомкать бумагу в маленькие комочки - корм].

Игра с рисом: (обвести утенка по контуру и

выложить его рисом).

Самомассаж гранеными карандашами.

Дорисуй узор.

 «Удивительный предметный мир»

«Три котёнка» Развивать комбинаторные умения: определять направления выше – ниже, над – под, между; упражнять в порядком счёте, уточнить представления о направлениях счёта; определять соотношения предметов по цвету с ориентацией на сюжет игры.

 «Собери урожай» - закреплять способы хранения овощей.

«Геометрическая мозаика» - закрепления знаний детьми о геометрических фигурах, развивает воображение, учит анализировать способ расположения частей, составлять фигуру, ориентироваться на образец.

«Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть». Связная речь: Учить детей пересказывать короткую сказку, выразительно передавать диалоги персонажей. Грамматика: Учить детей пользоваться точными наименованиями для называния детёнышей животных, употреблять форму повелительного наклонения глаголов.

«Какой овощ?»

 Цель: развитие тактильного, зрительного и обонятельного анализаторов.

«Что звучит?»

Цель: развитие слухового внимания и наблюдательности.

Артикуляционная гимнастика "Чашечка"

 «Укрась полотенце». Закрепить знания о цветах, умение рисовать кистью и краской. Учить составлять орнамент из листьев в полосе. Развивать чувство цвета.

«Хамелеон» - на восстановление и изменение цвета.

«Консервируем овощи» - закреплять приём вдавливания оттягивания.

«Заборчики» Учить преобразовывать постройки в высоту и длину, различать и называть строительные детали.

«Помоги Незнайке»

Цель: Назови знакомые росписи.

Пальчиковая гимнастика: "Пальчики5 "Грабли".

Фигурки из палочек.

 Обрывание (форма листьев различных деревьев).

 Самомассаж с шариками.

Ниткография (осенние деревья).

 Дорисуй узор.

Вращение карандаша ладонями обеих рук.

 «Труд взрослых. Профессии»

«Будем считать шишки» - учить считать до 10.

«Восстанови лесенку»- выявить умение обнаруживать нарушения в порядке следования предметов по высоте, восстанавливать ряды.

«Переполох» Упражнять детей в воспроизведении количества по представлению; счёте от исходного числа до заданного; составлять целое из частей, учить ориентироваться в пространстве от себя.

«Угадай кто где живёт?– закрепление знаний о местах проживания животных.

«Найди листок, как на дереве» – учить детей классифицировать растения по определённому признаку.

«Наша армия родная» – сформировать представления об особенностях военной службы. Воспитывать чувство гордости за свою армию, вызвать желание быть похожими на российских воинов.

 «Продолжи предложение».

«Все работы хороши» - рассказ о том, кем работают их родители.

«Что бывает осенью?»

 Цель: учить временам года, их последовательности и основным признакам.

«Чего не стало?»

Цель: развитие внимания и наблюдательности.

Артикуляционная гимнастика «Маляр»

«Рыбки аквариуме» Учить рисовать рыбок разных форм.

«Зашей комбинезон» - учить правильно подбирать заплатки для «починки» комбинезона.

«Слепим овощи для овощного магазина» - закреплять приём вдавливания оттягивания.

«Гаражи для своей машины» Учить строить гаражи из строительного материала, учить анализировать постройки, развивать умение комбинировать детали.

 Пальчиковая гимнастика: "Гости" "Почтовый ящик

Фигурки из палочек (конверт).

Работа с гуашью (кончиком пальцев нарисовать открытку).

Художественный труд (конверт)

Дорисуй узор.

Зажимание карандаша между двумя пальцами обеих рук (указательным и средним, средним и безымянным и т.д.).

Ноябрь

«Поздняя осень»

«Временные понятия». Осваивать с детьми временные понятия; развивать внимание, творческое воображение.

Игры с блоками Дьенеша.

«Кто улетает на юг?» -закреплений названий перелетных птиц, показ какими фигурами улетают. Какие звуки издают при перелете.

«Кто раньше? Кто позже?» -

закреплять знания детей о временных представлениях: сначала, потом, до, после, раньше, позже.

Подбери подходящее

Цель: Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять общий признак и подбирать фигуру по общему признаку.

«Что нам осень принесла» - закреплять знания о растительном мире, уточнить, какие изменения происходят осенью в окружающем мире.

«Какое время года?» - учить соотносить описание природы в стихах с определённым временем года.

Кому нужны деревья в лесу» - дать детям представление о том, что в лесу живут много обитателей.

Рассказать кукле Кате «Куда делись листочки?»-уточнить названия деревьев, которые есть на участке.

Артикуляционная гимнастика «Непослушный язычок»

«Наоборот»

Цель: формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова

«Осенние деревья». Совершенствовать умения передавать в рисунке образы предметов. Учить различать пропорции разных частей предметов. Передавать оттенки цвета, регулирую нажим на карандаш.

Составь букет.

Цель: Научить детей различать тёплые и холодные цвета, закрепить в активном словаре их названия. Закрепить в речи детей обобщающие слова: теплые, холодные (цвета) — и поупражнять в употреблении этих слов.

«Осенние ветки»

Цель: Закрепить представления об оранжевом, желтом и красном цветах; упражнять в подборе листьев по названному цвету.

Пальчиковая гимнастика: "Моя семья " "Кто приехал'

Фигурки из палочек (рожица, очки).

Работа с манкой (кончиком пальцев на манке нарисовать весёлого человека.)

Бусы в подарок маме из комков бумаги.

Игра " Пианино".

Дорисуй узор.

 «Семья и семейные традиции»

«Отважные кладоискатели». Развивать умение соотносить форму и размер фигур, уравнивать группы предметов по количеству.

«Узнай грибок» - учить сравнивать предметы по величине, высоте, толщине, путём наложения и приложения.

«Пересчитай предметы».

«Положи столько же» -закреплять умение соотносить число и количество, различать геометрические фигуры, узнавать и называть цифры.

«Расскажи мне о фигуре»

«Соберем бусы»

Цель: формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.

Общение «Моя семья» - закреплять представления о родственных отношениях в семье, воспитывать чуткое отношение к самым близким.

«Никого роднее мамы и папы в целом свете нет» - воспитывать чувство любви и привязанности к самым близким и родным людям.

«Мама, папа, брат и я – Губкинская семья!» -

Закреплять умение детей рассказывать о родном городе. Развивать память, внимание, логическое мышление, творческое воображение. Воспитывать у детей эмоциональное положительное отношение к родному городу, семье.

Артикуляционная гимнастика«Блинчик на тарелочке»

«Отгадай предмет по названиям его частей»

Цель: активизация словаря, закрепление названий знакомых предметов.

«Отдыхаем всей семьёй» - учить рисовать человека, использовать все способы рисования, желание рисовать близких людей.

Лепка. «Мы любим спортом заниматься» - отображать в лепке, каким и видами спорта любит заниматься семья, прививать привычку к здоровому образу жизни

«овощи и фрукты» (по образцу) - развитие мелкой моторики.

«Флажки» Развивать навык складывания листа бумаги пополам, совмещая стороны и углы. Развивать глазомер, художественный вкус.

«Город мастеров» (мебель для кукол). Учить детей делать постройки. Различать длинные и короткие пластины, правильно называть их, самостоятельно отбирать детали.

Пальчиковая гимнастика: "Газон засох" "Колодец"

Фигурки из палочек (башня, дом).

Фигурки из веток (здание детского сада, план группы)

Работа с камушками (дорога и машины).

Самомассаж с гранёными карандашами.

 Дорисуй узор.

«Наши добрые дела» (дружба, помощь, забота, внимание)

«Пройди по лабиринтам» - развивать логическое мышление.

Что бывает широкое, длинное и т.д. ?– уточнить представление о величине предметов, развивать быстроту мышления, речевую активность.

«Какой фигуры не стало».

«Домики» - закрепление знания состава чисел от 6 до 8.

«Состав фигуру» - упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом.

«Детский сад»

Цель: закрепить знания о частях суток.

«Нарисуй квадрат»

Цель: Продолжать развивать представления о геометрических фигурах и умение зарисовывать их на листе бумаги в клетку.

«Устроим кукле комнату». Связная речь: учить детей высказываться на тему из личного опыта, предложенную воспитателем. Словарь: Учить правильно, называть предметы мебели, познакомить с их назначением; уточнить понятие «мебель»; Грамматика: учить понимать и правильно использовать в речи предлоги и наречия с пространственным значением: посередине, около, у, сбоку, перед; активизировать в речи детей сложноподчинённые предложения.

Общение «Совершаем добрые поступки». Закреплять понятия «доброта», «добрый», «милосердный»; развивать эмпатию, чуткость, отзывчивость, внимание; формировать культуру общения.

«Расскажи, как живут  в семье домашние животные, и какие приключения с ними происходят».

Артикуляционная гимнастика«Больной пальчик»

 «Подбери краски, которые использовал художник в своей картине» - развивать цветовидение детей, упражнять их в подборе красок, которые использовал художник в своей картине.

«Украшение платочка для куклы Маши» (аппликация).

«В какой росписи птица?»Цель: закрепить названия росписи.

Оденем кукол на прогулку Цель: Учить детей находить оттенки темнее или светлее данного цвета. Учить детей рассказывать об одежде для кукол, используя в речи сложноподчинённые предложения типа.

 «Шапочка на кукле темнее, а сапожки светлее, чем пальто».

Пальчиковая гимнастика: "Здравствуй" "Обогрей'

Фигурки из палочек (солнце).

Работа с пшеном (выложить по контуру рисунок).

Игра (при помощи палочки с закрытыми глазами определить предмет).

 Панно из мозаики по мотивам русской народной росписи.

Дорисуй узор.

Работа с резинкой

Содержание: Между указательным и средним пальцами натянуть тонкую канцелярскую резинку. Перебирать эту резинку (как струны гитары) указательным и средним пальцами другой руки. Снимать резинку попеременно пальцами правой и левой руки (указательным, средним и т.д.).

«Зелёные друзья» (мир комнатных растений)

«Научим Ленивицу  ухаживать за комнатными растениями» - закрепить и дополнить знания детей о приёмах ухода за растениями: учить различать политое (земля тёмная, сырая) и не политое (земля светлая, сухая) растение, протирать не только его листья, но и горшок с поддоном.

«Кому в горшочке тесно?» Формировать внимательное отношение к комнатным растениям, закреплять знания о потребностях растений в связи с сезонными изменениями. Закрепить представление о способе размножения растений – делением куста. Выбрать растения для пересадки.

Работа по схеме «Рождение цветка – это настоящее чудо!»

«Только одно свойство»-закрепить знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбрать нужную фигуру, охарактеризовать её.

«Числовая лесенка»

Цель: продолжать развивать у детей представление о последовательности чисел.

«Какой день недели»

Цель: развивать память при запоминании названий и последовательности дней недели.

«Расскажи о комнатном растении». Связная речь: Учить детей составлять описаниекомнатного растения, называть характерные признаки, подводить к составлению короткого рассказа на тему из личного опыта;Словарь и грамматика: обогащать словарь детей правильными названиями комнатных растений; учить согласовывать прилагательные и существительные в роде и числе;Звуковая культура речи: Продолжать знакомить детей с термином «слово», закрепить произношение звука «с» в словах и фразах, учить подбирать слова со звуком «с» и вслушиваться в их звучание.

«Сравнение комнатного и садового растения (хризантема и фиалка)».
Цель: Закреплять понятия «комнатные и садовые растения». Учить сравнивать растения, устанавливать сходства и различия. Уточнить условия произрастания и жизни комнатных и садовых растений.

«Спор растений» Закрепить знания детей о комнатных растениях (название, внешний вид) Учить сравнивать растения по величине, высоте, размеру и т.п.

«Мой любимый цветок дома» цель: Учить детей составлять описательные рассказы о комнатный растениях, опираясь на объект, на модель, по картинке.

Артикуляционная гимнастика "Дудочка"

«Замечательные цветы» Цель: продолжать учить рисовать методом тычка, закреплять умение правильно держать кисть, развивать чувство цвета, познакомить с комнатным растением «фиалка», учить ценить и беречь красоту природы.

«Найди картину только в холодной гамме (в тёплой гамме» - закреплять представления детей о тёплых и холодной цветовой гамме.)

Аппликация «Наше комнатное растение» Учить сопоставлять предметы по величине (внизу большие листья, вверху поменьше).

Какие цвета использованы?

Цель: Учить детей различать 2 оттенка одного цвета; упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки: тёмно-красный, светло-оранжевый, ярко-желтый и др.

"Цветные корзинки".
Цель: направлена на изучение цветов, запоминание названий основных цветов, развитие речевых навыков дошкольников, развитие наблюдательности, памяти.

Пальчиковая гимнастика: "Засолка капусты"

Фигурки из палочек (машина везёт урожай с полей).

Игра с красной фасолью (выложить свеклу).

Игра с теннисным мячиком, удерживание между пальцами.

Дорисуй узор.

Работа с мозаикой

Выложить несколько столбиков из пластинок одного цвета. Дается образец, который не убирается.

 Игры с прищепками.

Декабрь

 «Мальчики и девочки»

«Танграмм» - учить выкладывать силуэты животных; развивать пространственное представление.

«Кто старше (младше)?»

«Хватит ли?» – учит детей видеть равенство и неравенство групп предметов разного размера, подвести к понятию, что число не зависит от размера.

«Ни одного – один, много» - закреплять математические понятия.

Что подходит?

Цель: Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, классифицировать по признаку формы, присоединять новые фигуры к имеющимся группам, обозначать основание группы словом.

Общение «Мой хороший поступок» - дать представление о возможных негативных последствиях неправильных действий. Воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

«Кто я?»-формировать дружеские взаимоотношения между мальчиками и девочками, положительный образ себя.

Артикуляционная гимнастика «Невоспитанный мальчик».

«Чья голова?»

Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных.

«Назови одним словом»

Цель: учить обогащать предметы одним словом, обогащать словарный запас.

«Оденем куклу на прогулку» (Аппликация)

Цель:учить составлять узор в определенной последовательности, правильно чередуя фигуры по величине: большие и маленькие; развивать чувство ритма; познакомить с правилами наклеивания; учить выкладывать на бумаге готовые фигуры и наклеивать их.

За покупками в магазин

Цель: Упражнять детей в выборе предмета путём исключения названных педагогом признаков; развивать наблюдательность; учить в речи сложноподчиненные предложения.

Пальчиковая гимнастика: "варежки, сапожки, крючки"

Работа с пуговицами, крючками, молнией, замками.

Работа со шнуровками.

Растягивание резинки (держа пальчиками за концы)

Работа с бросовым материалом (украсить одежду, обувь)

Плетение узора из разноцветных шнурков.

Дорисуй узор.

Работа с мозаикой

Выложить простой рисунок из пластинок мозаики, имея перед глазами образец (одноцветный).

 «Зимушка – зима»

«Найди похожее» - развивать внимание, умение видеть в окружающей  обстановке предметы, похожие на геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник.

Кто скорее свернет ленту"

Цель: продолжать формировать отношение к величине как к значимому признаку, обратить внимание на длину, знакомить со словами "длинный", "короткий".

«Дети и птицы зимой» -закреплять знания детей о правилах доброй и совестливой жизни с окружающими людьми и с природой.

«Какие бывают фигуры»

Цель: познакомить детей с новыми формами: овалом, прямоугольником, треугольником, давая их в паре  с уже знакомыми: квадрат-треугольник, квадрат-прямоугольник, круг-овал.

«Считаем по порядку»

Цель: Закреплять умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»

«Как зимуют дикие звери». Формировать представление о жизни диких зверей в зимних условиях (медведь, барсу, ёж и др.: интенсивно питаются, наращивают жировой слой, впадают в спячку; волк, лиса – охотятся; лиса, заяц, белка – меняют окрас шерсти; белка запасает на зиму орехи, грибы); развивать умение вести диалог, отстаивать в споре своё мнение, строить доказательную речь.

Рассказывание по картине: «Таня не боится морозов»Цель: Связная речь:учить детей составлять небольшой (из двух, трёх предложений) рассказ, отражающий содержание картины, по плану, предложенному воспитателем. Словарь:учить подбирать определение к словам «снег», «зима», «снежинки»; Звуковая культура речи:продолжать учить выделять звуки в слове, подбирать слова на заданный вопрос.

Артикуляционная гимнастика«Ледяная горка»

«Четвёртый лишний»

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

"Маленькой совушке холодно зимой" (аппликация из ватных дисков).

У кого какой предмет?

Цель: Упражнять детей в сравнении двух предметов, одинаковых по названию. Учить, сравнивая предметы, начинать с существенных признаков (ведущих); развивать наблюдательность.

«Волшебный пейзаж»

Цель: учить детей видеть и передавать в рисунках свойства пространственной перспективы, развивать глазомер, память, композиционные навыки.

«Матрёшкин сарафан»

Цель: развивать композиционные навыки, закреплять знания детей об основных элементах росписи русской матрешки, закреплять знания и русской национальной одежде.

Пальчиковая гимнастика: "Погреемся" "Лёд" "Мороз'

Игра: "Разложи льдинки по формочкам"

Работа с ватой (снежные сугробы)

Работа с тонкими бумажными полосками (снежинка по образу меньшего размера).

Дорисуй узор.

Оригами

"Преврати квадратик в другую форму".

Выложи домик из счётных палочек.

Игры с прищепками.

 «Народное творчество, культура и традиции»

«Что бывает широкое?»

(длинное, высокое, низкое, узкое) - уточнить представления детей о величине предметов, учить находить сходство предметов по признаку величины.

«Дни недели» - закрепить знание последовательности дней недели; формировать умение перечислять их в определённом порядке.

«Геометрическая мозаика»

Цель: учить анализировать способ расположения частей, составлять фигуру, ориентируясь на образец.

«Времена года»

Цель: Закреплять представления о временах года и месяцах зимы.

«Найдем шарфики для Незнайки и Карандаша»

Цель: Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой ширины, равной образцу.

«Название действий и качеств предметов» Связная речь: Развивать диалогическую речь, учить детей самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них. Словарь: активизировать в речи детей слова, обозначающие качества и действие предметов, учить подбирать точные сравнения;Звуковая культура речи: учить понимать и активно использовать в речи интонацию удивления, радости, вопроса, вслушиваться в звучание слов, выделять в словах заданный звук.

«Вежливый ручеёк», «Волшебный стул» - учить подбирать ласковые слова для своих родных людей.

«О чём ещё так говорят» - закреплять и уточнять значение  многозначных слов.

«Поймай зимнее слово»- учить подбирать прилагательные и существительные к «зиме».

Артикуляционная гимнастика«Подуй на чёлку!»

«Зимний дворец» - закрепить название строительных деталей и его цвет.

«Найди пейзаж среди картин»

Спросить: какое время года изображено на картине? Почему дети думают, что на картине изображена осень? Какое время года сейчас?

«Одежда для девочки и мальчика» - формировать умение детей создавать аппликативные образы одежды способом обрезания прямоугольника по краям. Вызвать интерес к составлению элементов одежды для мальчиков и для девочек; развивать чувство формы и композиции; воспитательные: воспитывать коммуникативные навыки, интерес к сотворчеству.

 «Ателье» -Учить работать с бумагой, вырезать по контуру

Пальчиковая гимнастика: "Наш лужок", "Ёжик'

Фигурки из палочек (ёжик)

Ниткография.

Самомассаж с гранёным карандашом.

Дорисуй узор

Сделай бусы. 

Дети разрезают прямоугольные листы бумаги на треугольники, каждый из них скручивается в виде бусины, конец ее закрепляется при помощи клея. Готовые бусины нанизываются на нитку. Вся работа по изготовлению бус требует сенсорно-двигательной координации, аккуратности, настойчивости, т. е. качеств, необходимых при обучении письму.

 «Новогодние чудеса»

«Река загадок». Развивать смекалку, комбинаторные способности, умение обобщать, преобразовывать, делать логические выводы.

«Теремок» - закрепление понятий «внутри – снаружи».

«Солнышко высоко…»-закрепление понятий

«высоко-низко», «далеко-близко».

«Снеговик - снеговичок» - вырабатывать умение определять у себя правую и левую руку и ногу.

«Наряжаем елку» -  закреплять умение понимать инструкцию по выполнению

действий,  соблюдая логическую последовательность.

«Разноцветный сундучок» -развивать слуховое внимание, учить ориентироваться на окончание при согласовании слов в роде.

Творческое рассказывание «Путешествие в зимний лес» - развивать наблюдательность, внимание, воображение.

«Разукрасилась зима» - учить детей подбирать образные слова и выражения, передавая результаты наблюдения, учить видеть красоту природы, развивать эстетические чувства.

Артикуляционная гимнастика«Вкусное варенье».

«Один – много»

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

«Гномики» (Аппликация) Цель: Учить вырезать по нарисованному контуру.

Укрась шапку, шарф, рукавички. Цель: Закрепить знания детей об основных цветах спектра. Познакомить с геометрическими фигурами: круг, квадрат треугольник.

«Кони расписные»

При закреплении знаний народных росписей или при проведение мониторинга в старшей и подготовительной группах можно использовать вот такую не сложную игру

Пальчиковая гимнастика: "Черепаха" "Слон"

Работа с камушками (слон по контуру)

Обведи рисунок по линии не отрывая карандаш от бумаги.

Работа с бросовым материалом (любимое животное)

Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.

Январь

«Играй – отдыхай»

«Временные отношения», «сначала», «потом», «раньше», «позже» -формировать временные представления; закреплять умения пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой; развивать мыслительные операции, речь, внимание, память.

«Вправо, влево» - продолжать обучать умению находить правую и левую сторону.

«Четвёртый лишний» - закреплять умение классифицировать предметы по 2-3признакам.

«Я иду искать» - учить отыскивать предмет по заданному направлению движения.

Рассказывание из личного опыта на тему: «Новогодние праздники»-учить детей выражать свои впечатления от Новогоднего праздника в связных высказываниях. При рассказывании наизусть стихотворения передавать интонацией радость, торжество.

 «Подари петуху пёрышко» - упражнять детей в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; закреплять знание детьми основных и оттеночных цветов; упражнять детей в построении простого распространённого предложения.

«Река загадок» - развивать смекалку, комбинаторские способности, делать логический вывод.

Артикуляционная гимнастика "Месим тесто"

«Наша нарядная ёлка» - учить рисовать ёлочку проводя прямые и наклонные линии.

«Составь узор»

Цель: Учить составлять декоративные композиции – располагать элементы, подбирая их по цвету, - на разнообразных силуэтах в стиле определенного промысла, развивать чувство симметрии, наблюдательность.

«Футболисты»

Цель: Воспитывать у детей умение различать светлые и темные цвета, группировать их, употреблять названия светлые (цвета), темные (цвета).

«Наряди куклу»

Цель: Различать русский, белорусский, украинский узоры.

Пальчиковая гимнастика: "Шалун" "мы посуду мыли".

Фигурки из палочек: (конфетки, кастрюлька, коробка)

Ласковые пальчики "Чудесный мешочек".

Игра с рисом (из большой посуды в несколько маленьких)

Игра с горохом (выложить любую чайную посуду)

Дорисуй узор.

«Юные волшебники» (неделя творчества)

«Кто быстрее намотает веревку до красной отметки». Цель: развивать мелкую моторику, ловкость рук, быстроту движений при наматывании веревки до середины.

«Подбери по форме» - учит классифицировать по форме.

«Что лишнее?» -классифицировать предметы по цвету и форме.

«Почему идет снег?»- формирование познавательных потребностей, развитие исследовательского интереса и творчества в процессе практического познания.

Куда отнести?

Цель: Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять общие признаки фигур, соотносить новые фигуры с уже имеющимися, объяснять свой выбор.

«Как зимуют дикие звери» - формировать представление о том, что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий. Развивать доказательную речь, логическое мышление.

«Зима или осень» - закреплять знания признаков зимы, отличие их от признаков осени.

«Как спасаются звери от стужи зимой».Цель: научить отвечать на вопросы развернутыми предложениями; развивать умения образовывать уменьшительно-ласкательные названия детёнышей животных, соотносить названия детёнышей животных в ед. и мн. числе; активизировать употребление в речи прилагательных; отработать правильное произношение звуков.

Артикуляционная гимнастика "Окошко".

«Подбери признаки»

 Цель: активизация глагольного словаря.

«А у нашего двора снеговик стоял с утра».

Цель: упражнять в рисовании предметов округлой формы, учить передавать в рисунке строение предмета, состоящего из нескольких частей; закрепить навыки закрашивания круглой формы сметными линиями сверху вниз и слева направо всем ворсом кисти.

«Смешай краски, для получения оттенков «Зимние цвета» - развивать самостоятельность и желание экспериментировать.

«Определи узор»

Цель: Определять характер хохломской, дымковской, гжелевской росписи, закреплять знания элементов, входящих в состав узора.

Пальчиковая гимнастика: "Хлебушек, пекарь"

 Фигурки из палочек (мельница)

Ниткография (колоски)

«Поможем Золушке отчистить горох от металлических примесей»

Самомассаж с гранёным карандашом.

Тестопластика (крендельки)

Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.

Выложи ёлочку из счётных палочек.

Составить 3 равных треугольника из 7 палочек

«Почемучки» (неделя познания)

Тема  «Зимние забавы, зимние виды спорта»

беседа «Что такое лёд?» -  развитие познавательной активности и любознательности дошкольников в процессе экспериментирования.

 «Найди недостающую геометрическую фигуру.

«Посчитай и подбери нужную цифру».

«Хватит ли?» – учить видеть равенства и неравенства групп предметов разного размера.  

«Найдии покорми зимующих птиц» - учить различать зимующих птиц, подбирать корм птицам.

«Скажи наоборот» - учить подбирать слова антонимы.

Артикуляционная гимнастика«Гармошка».

«Животные и их детёныши»Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

«Снегопад» Цель: Учить изображать снег всей кистью и её концом, видеть выразительность в рисунке, выполненном одним цветом.

«Разноцветные краски» - учить самостоятельно получить краски: зелёную, оранжевую, розовую, голубую.

«Лови да бросай – цвета называй»

Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет.

Пальчиковая гимнастика: "Погреемся" "Лёд" "Мороз'

Игра: "Разложи льдинки по формочкам"

Работа с ватой (снежные сугробы)

Работа с тонкими бумажными полосками (снежинка по образу меньшего размера).

Дорисуй узор.

Февраль

«Волшебные слова и поступки «(культура общения, этикет, эмоции)

«Цифроград» - закрепить знания об образе цифр, понимать их соответствие числу предметов, развивать мелкую моторику рук.

«Длинное - короткое» - развитие у детей четкого дифференцированного восприятия новых качеств величины.

Геометрическое лото - учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой подбирать предметы по геометрическому образцу.

Урок вежливости «волшебные слова» - продолжать воспитывать нравственность, формированиегендерного воспитания.

«Что бывает круглым?»

 Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.

«Подбери словечко»

Цель: развитие навыков словообразования, подбор родственных слов.

Артикуляционная гимнастика "Киска".

«Изобразите дерево». Найти способ изобразить из клякс деревья. Техника (кляксография).

Составь хохломской узор» Цель: Закрепить умение детей составлять хохломские узоры способом аппликации. Закреплять название элементов росписи («осочки», «травинки», «трилистики», «капельки», «криуль»). Поддерживать интерес к хохломскому промыслу.

Пальчиковая гимнастика:"Телевизор, часы, пылесос'

Фигурки из палочек (газовая плита, телевизор)

Игра с волчками (конкурс)

попади в цель (скомкать газету, забрасывать в кольцо)

Наматывание клубочков от центра или края по часовой стрелке и против неё.

Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.

 «Наши мужчины – защитники Отечества!»

«Пляшущие человечки»

Цель: развивать зрительное внимание, навыки счета.

 «Который по счету» - закрепить навыки порядкового счета в пределах 10.

«Что звучит и сколько»

Цель: упражнять в порядковом счете звуков.

«Разложи по порядку»

Цель: упражнять в сравнении предметов по длине и ширине.

Цепочка

Цель: Развитие умения анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру по заданному признаку.

«Обобщающие понятия»

Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

«Хорошо – плохо»

Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения.

«Близко-далеко»

 Цель: развитие слухового внимания, остроты слуха.

Артикуляционная гимнастика"Пароход гудит"

Портрет папы - изображать не только лица, позу, одежду, но их настроение.

« Составь  натюрморт».

 Цель:  совершенствовать композиционные навыки,  умение создавать композицию на определенную тему (натюрморт), выделять главное, устанавливать связь, располагая изображение в пространстве.

Пальчиковая гимнастика: "Солдаты" "Бойцы-молодцы'

Фигурки из палочек (танк, самолёт).

Работа с рисом (салют на синем картоне)

Конкурс "Кто больше узелков завяжет на верёвке"

Штампуем пальчиком (дорисовать образ)

Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.

 «Будь осторожен» (ОБЖ)

«Какой огонёк зажегся?» - закреплять сигналы светофора. На какой свет можно переходить улицу.

«12 месяцев» - закрепить понятие о месяцах.

«Подумай и закрась»-развивать умение выделять признаки предметов.

«Сосчитай и назови» - уточнить представление о том, что число не зависит от формы их расположения.

«Составь предмет»

Цель: упражнять в составлении силуэта предмета из отдельных частей (геометрических фигур).

«Назови ласково»

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

«Весёлый счет»

Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.

«Угадай, кто позвал?»

Цель: различение по тембру максимально сокращённых звукокомплексов.

Артикуляционная гимнастика«Лошадка»

«Доскажи слово»

Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко,  развивать слуховое внимание.

«Морозные узоры на стекле» (с использованием клейстера)

«Городецкие узоры»

Цель: Закреплять умение детей составлять Городецкие узоры, узнавать элементы росписи, запомнить порядок выполнения узора, подбирать самостоятельно цвет и оттенок для него, развивать воображение, умение использовать полученные знания для составления композиции.

Пальчиковая гимнастика: "Стул, стол"

Фигурки из палочек

Работа с рисом и горохом

Упражнения с грецкими орехами (катание между ладонями)

 Игра (с закрытыми глазами среди нескольких мягких игрушек выбрать 2 одинаковые)

Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.

Март

«О любимых мамах и бабушках»

«Счет до 10. Число и цифра 10».Познакомить с цифрой 10 на основе сравнения двух совокупностей, изображения числа 10, со способами нахождения признаков сходства и различия предметов; формировать временные представления; закрепить навыки счета в пределах 10 и знание цифр 1-10; развивать мыслительные операции, речь, внимание, память.

«Подбери по форме» - уточнить знания круг, треугольник, квадрат.

«Матрешкино хозяйство» - вырабатывать умение располагать предметы, согласно

инструкции, вырабатывать понимание понятий «внутри», «снаружи», «около», «слева от», «справа от», «спереди», «сзади».

Сравнение предметов по длине и ширине - закреплять понятия: длинный, короткий,

широкий, узкий; учить сравнивать полоски

по данным параметрам величины.

"Кто скорее свернет ленту"

Цель: продолжать формировать отношение к величине как к значимому признаку, обратить внимание на длину, знакомить со словами "длинный", "короткий".

Только одно свойство

Цель: закрепить знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбрать нужную фигуру, охарактеризовать её.

«Мой лучший друг – мама» - развивать связную речь детей, формировать умение грамматически правильно строить предложения. Способствовать освоению детьми первоначальных представлений социального характера на основе формирования семейной принадлежности.

Общение «Чем можно порадовать маму»- воспитывать желания помогать маме в её работе по дому, радовать её хорошими поступками.

«Моя любимая бабушка».Помочь детям раскрыть внутренний мир пожилого человека, его поведение в семье.

 «Мама устала»-формирование умения объединяться в небольшие подгруппы для общей игры, создание игровых замыслов, использование в играх предметов заместителей, расширение круга ролевых действий.

«Моя любимая мама».Цель: научить отвечать на вопросы воспитателя; составлять короткий рассказ (при педагогической поддержке) пользуясь алгоритмом; развивать речевые умения правильно подбирать прилагательные и глаголы; активизировать использование в речи слов и словосочетаний по теме «Семья»; отработать правильное произношение звуков [ч], [м]; четкую артикуляцию звуков в словах.

Артикуляционная гимнастика «Кролик».

«Сердечко для любимой мамочки»

«Для мамы расческу я нарисую - порадую милую, дорогую» Цель:учить наносить штрихи и проводить длинные и короткие прямые линии, рисовать карандашами с одинаковой силой нажима.

«Портрет моей мамы» Цель: Учить рисовать портрет человека, правильно передавать пропорции. Закреплять способы и приемы рисования цветными карандашами, умение правильно располагать изображение на листе. Воспитывать любовь к матери.

«Приглашение» -Упражнять детей в работе с бумагой; закреплять представления о геометрических фигурах.

Какого цветка не стало.

Цель: учить детей называть цветы «уголка природы» (традесканция, фиалка, амазонская лилия, бегония) развивать зрительную память, воспитывать желание заботиться о растениях.

Подбери овощи и фрукты по цвету

Цель: развитие сенсорики

Пальчиковая гимнастика: "Мамочка, тюльпан'

Фигурка из палочек (цветок для мамы)

Плетение (бант на коробку)

 Обрывание (план)

Дорисуй узор и раскрась не выходя за контур.

Плетение из тесьмы. Плетение оказывает влияние на воспитание аккуратности, терпения, настойчивости, стремлению преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, постепенно контролируя свои действия, т.е. всех тех качеств необходимых ребенку для обучения в школе.

Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника.

«Помогаем взрослым»

Прямоугольник. Свойства прямоугольника» Цель: познакомить с геометрической фигурой – прямоугольником и его свойствами; закреплять умение распознавать геометрические фигуры, навыки счёта в пределах пяти, умение соотносить цифру с количеством; развивать логическое мышление, творческие способности.

«Когда это бывает» - закрепить знания о частях суток.

«Разноцветные  полоски» - закреплять умение

ориентироваться

 в величине полосок,

закреплять понятия: длинный, короткий, широкий, узкий; учить сравнивать полоски

по данным параметрам величины.

"Помоги цыплятам"

Цель: учить детей умению устанавливать соответствие между множествами.

«Наши добрые дела». Цель научить отвечать на вопросы развернутыми предложениями, использовать слова, обозначающие предметы и действия; активизировать использование в речи глаголов и прилагательных; развивать речевые умения подбирать антонимы к словам; отработать правильное произношение звуков [ч’], [к], [в], [д].

Скороговорка «От топота копыт, пыль по полю летит».

Артикуляционная гимнастика"Поймаем мышку".

«Так бывает или нет»Цели: учить замечать непоследовательность в суждениях,  развивать логическое мышление.

«Какое время года?»

 Цели: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

«Укрась кукле платье» - учить рисовать платье для кукол и украшать его.

«Радуга» - уточнить последовательностьрасположению цветов спектра.

Игра «Морское дно»

Цель игры: развитие навыков художественной композиции, развитие речи, логического мышления, памяти.

«Распиши платок для мамы»Цель: Закрепить знания детей об искусстве русской шали. Развивать у детей эстетический вкус, учить составлять простейшие узоры из различных декоративных элементов (цветов, листьев, бутонов, веточек и т.д.), умение подбирать цветовую гамму узора.

Пальчиковая гимнастика: "Маляры, дом на горке"

Фигурки из палочек (дом и ворота)

 Игра (загадать загадки, выложить отгадки по образцу)

Самомассаж с шариками.

Работа с трафаретами.

Выложи треугольник из счётных палочек.

 «Искусство и культура»

«Знакомство с понятием «пара» - формировать представление о парных предметах. Закреплять умение сравнивать предметы по длине, ширине. Высоте, навыки счёта, знание цифр 1-10. Формировать умение представлять предмет (создавать образ по схеме).

«Что за чем?» - закрепить знания детей о частях суток, узнавать части суток по описанию характерных для них природных явлений.

«Посчитай, сравни, проверь» - закреплять умение сравнивать множества с помощью подсчета их элементов, осуществлять проверку  своих действий.

" У кого хвост длиннее?"

Цель: Освоение умения сравнивать предметы контрастных размеров по длине и ширине, использовать в речи понятия: «длинный», "длиннее", "широкий", "узкий.

Скороговорка «На реке поймали рака, из-за рака вышла драка, это Лешка-забияка, снова в реку бросил рака».

«Где что можно делать?»

 Цели: активизация в речи глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.

«Какая, какой, какое?»

 Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.

«Кто же я?»

Цели: учить называть растение,  развивать память, внимание.

«Подбери похожие слова»

Цель: учить детей отчетливо произносить многосложные слова громко;  развивать память внимание.

Артикуляционная гимнастика«Грибок».

«Продолжи рисунок» - развивать образное мышление, формировать умение воспринимать целое через частное.

«Составь хохломской узор» Цель: Закрепить умение детей составлять хохломские узоры способом аппликации. Закреплять название элементов росписи («осочки», «травинки», «трилистики»,«капельки», «криуль»). Поддерживать интерес к хохломскому промыслу.

«Угадай и расскажи»

Цель: Закрепить знания детей о народной игрушке, как об одной из форм народного декоративно-прикладного искусства; узнавать игрушку по изображению, уметь объяснить свой выбор, выделять элементы росписи, её колорит и композицию узора на изделии. Развивать эстетический вкус.

Пальчиковая гимнастика: «Мы писали, колокольчик»

Фигурки из палочек (тетрадь, карандаш)

 Графический диктант

 Игра (с закрытыми глазами выстроить матрёшек подряд)

 Выложить буквы и цифры горохом.

Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.

Перемотка клубка.

Выложи квадрат из счётных палочек.

«Удивительный и волшебный мир книг»

«Хватит ли?» – учить видеть равенства и неравенства групп предметов разного размера.

«Робот» - закреплять умение  ориентироваться в пространстве, четко формулировать задания.  

«Соберем бусы» -  формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.

«Кто быстрее подберет коробки»- упражнять детей в сопоставлении предметов по длине, ширине, высоте.

«Ищи и находи»

Цель: учить находить в комнате предметы разной формы по слову-названию; развивать внимание и запоминание.

«Спрячем и найдем»

Цель: учить ориентироваться в пространстве помещения, последовательно осматривать его; развивать внимание и запоминание; учить выделять из окружающего предметы, находящиеся в поле зрения.

Скороговорка«Саша любит сушки, а Соня ватрушки».

«Кто (что) летает?»

Цели: закрепить знания о животных, насекомых, птицах,  развивать  внимание, память.

«Прятки»

Цели: учить находить дерево по описанию, закрепить умение использовать в речи предлоги: за, около, перед, рядом, из-за, между, на;  развивать слуховое внимание.

«Кто больше назовет действий?» Цели: учить подбирать глаголы, обозначающие действия,  развивать память, внимание.

Артикуляционная гимнастика"Индюки болтают".

Что из чего сделано?

Цель: активизировать произношение прилагательных, согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе

«Узнай сказочного героя по силуэту» Цель: Закрепить знания о жанре портрета, учить выделять признаки, по которым узнаются персонажи.

Назвать птицу. Цель: учить детей узнавать и называть птиц; развивать зрительную память, мышление; воспитывать любовь к природе.

«Художественные промыслы»

Цель: Закрепить знания детей о народных художественных промыслах; находить нужный промысел среди других и обосновать свой выбор.

«Собери матрёшку»

Цель: Закреплять знания детей о народной игрушке – матрёшке; умение собирать матрёшку из частей по способу мозаики. Выделять элементы украшения. Воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.

 Пальчиковая гимнастика: "Игра ладонями, Комета"

 Фигурки из палочек (звёздочка, ракета)

 Выложить отгадки на загадки камушками ( ракета, небо)

 Обрывание (звёзды на тёмно-синем небе)

«Сложи картинку и определи сказку» - развивать мелкую моторику рук и логическое мышление.

 Дорисуй узор.

Зажимание карандаша между двумя пальцами обеих рук (указательным и средним, средним и безымянным и т.д.).

Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая – 2.

Апрель

 «Растём здоровыми, активными, жизнерадостными»

«Найди портрет числа» -закрепить умение считать предметы и устанавливать, соответствие их количества определенной цифре.

«Наш день» - закрепить

представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь».

 «Клоуны» - обратить внимание на взаимное расположение предметов, находящихся «за», «перед» каким-либо предметом; объяснить, если меньший предмет находится за большим, его не видно, если часть предмета находится за другим предметом, то не видно этой части.

«В какой сетке больше мячей» - упражнять детей в сравнении чисел и в определении, какое из 2-х смежных чисел больше или меньше другого.

«Составь неделю»

Цель: Закреплять умение последовательно называть дни недели.

Общение «Будем спортом заниматься» - формировать потребность заниматься физкультурой и спортом, представления о ЗОЖ.

«Что сначала, что потом» - учить составлять небольшой рассказ, располагать картинки в порядке развития сюжета.

«Какое что бывает?»

Цели: учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу, сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение; развивать  

внимание.

«Загадай, мы отгадаем»

Цели: закрепить знания о растениях сада и огорода; умение называть их признаки, описывать и находить их по описанию,  развивать внимание.

«Что это за птица?»

Цели: уточнять и расширять представления о жизни птиц весной, учить описывать птиц по характерным признакам;  развивать память; воспитывать заботливое отношение к птицам.

Артикуляционная гимнастика"Часики".

Деревья и их плоды.

Цель: учить детей подбирать плоды деревьев, развивать зрительную память, внимание.

Какого цветка не стало.

Цель: учить детей называть цветы «уголка природы» (традесканция, фиалка, амазонская лилия, бегония) развивать зрительную память, воспитывать желание заботиться о растениях.

« Составь  натюрморт».

 Цель:  совершенствовать композиционные навыки,  умение создавать композицию на определенную тему (натюрморт), выделять главное, устанавливать связь, располагая изображение в пространстве.

«Радуга».   Цель:  закрепить знание основных цветов радуги, и учить образовывать радугу последовательными цветами.

 Пальчиковая гимнастика: "Черепаха" "Слон"

Работа с камушками (слон по контуру)

 Обведи рисунок по линии не отрывая карандаш от бумаги.

 Работа с бросовым материалом (любимое животное)

 Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.

Нанижи бусы на леску.

Составить из ниток последовательно фигуры: круг и овал, треугольники. Прямоугольники и четырёхугольники.

 «Весна – красна!»

«Кривые зеркала» - закреплять умение считать, ориентироваться в цифрах, учить находить предыдущее и последующее число.

«Бабочки и цветы» - учить сравнивать одну группу предметов с другой, определять равенство (неравенство) групп по количеству входящих в них предметов.

 «Ежик» - учить соотносить предметы по величине, выделять величину в качестве значимого признака, определяющего действия; закреплять значение слов «большой», «маленький», «больше», «меньше», вводить их в активный словарь детей.

«Сложи квадрат»

Цель: развитие цветоощущения, усвоение соотношения целого и части; формирование логического мышления и умения разбивать сложную задачу на несколько простых.

«Путешествие в весеннюю и осеннюю сказку»Цели: учить детей сравнивать два времени года по характерным признакам, дополнять предложение.

«Назови приметы весны?»- внимание, мышление, речь.

«Что происходит в природе» - закреплять употребление в речи глаголов, согласование слов в предложении.

«К нам весна пришла» - отрабатывать правильное произношение звуков в словах; связно отвечать на вопросы развёрнутыми предложениями; учить отгадывать загадки.

Выучить потешку: «Солнышко- ведрышко».

Артикуляционная гимнастика"Барабанщик".

«Разбуди кота»

Цель. Активизировать в речи детей наименование детёнышей животных.

К нам весна пришла» - учить рисовать предметы круглой формы, проводить длинные и короткие линии. Учить передавать в рисунке картину весны.

Собери и построй.

Цель: Закреплять умение детей узнавать и называть геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал). Выкладывать из геометрических фигур различные предметы.

«Угадай и расскажи»

Цель: Закрепить знания детей о народной игрушке, как об одной из форм народного декоративно-прикладного искусства; узнавать игрушку по изображению, уметь объяснить свой выбор, выделять элементы росписи, её колорит и композицию узора на изделии. Развивать эстетический вкус.

Пальчиковая гимнастика: "Весенний дождик"

Работа с бумагой (скатывание) "дождик лей"

 Работа со штампами (наполним тучку дождиком)

Ниткография (краски весны)

Дорисуй узор и раскрась не выходя за контур.

Нанижи макароны на нитку.

Составить квадрат и треугольник маленького размера.

«Пернатые соседи и друзья»

«Сколько?» - упражнять в счете, нахождении соответствующей цифры.

"Помоги цыплятам" - учить детей умению устанавливать соответствие между множествами.

" У кого хвост длиннее?"

Цель: Освоение умения сравнивать предметы контрастных размеров по длине и ширине, использовать в речи понятия: «длинный», "длиннее", "широкий", "узкий.

«Угадай, кто за кем»

Цель: формировать у детей представление о заслоняемости одних предметов другими. Уточнить представление о том, что большие предметы заслоняют меньшие, а меньшие не заслоняют больших; закреплять слова «больше», «меньше», «за, «перед»; познакомить со словом «заслонять».

«Что это за птица» - уточнять и расширять о разнообразии птиц.

«Какой, какая, какое?» - учить определять определения, соответствующие данному признаку, явлению.

Выучитьпоговорку: «Вода с гор потекла, весну принесла».

Артикуляционная гимнастика«дятел».

Скороговорка «Дятел дуб долбил, да не дадолбил».

«Бывает — не бывает» (с мячом)

Цели:  развивать память, внимание, мышление, быстроту реакции.

«Почтальон принёс открытку»

Цель. Учить детей образовывать формы глагола в настоящем времени (рисует, танцует, бежит, скачет, лакает, поливает, мяукает, лает, гладит, барабанит и.д.)

Архитектор.

Цель: Развивать умение составлять сериационный ряд. Упражнять ребенка в умении создавать план постройки.

«Лесенка для белочки»

Дидактическая задача. Учить строить по образцу, использовать игрушки для дополнения, обыгрывать постройки.

Игровая задача. Построить лесенку для белочки.

«Художественные промыслы»

Цель: Закрепить знания детей о народных художественных промыслах; находить нужный промысел среди других и обосновать свой выбор.

Пальчиковая гимнастика: "Птичек стая" "скворечник" "Птенчики в гнезде"

 Фигурки из веточек (стайки птиц)

 Игра с бабами и горохом (с закрытыми глазами рассортировать бабы и горох).

 "Узнай меня!" (соединить точки одной линией) "Лебедь"

 Дорисуй узор.

Нанижи пуговицы на леску.

Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника.

Тема  «Дорожная грамота»

«Шофер» - учить ориентироваться на листе бумаги, закреплять

понятия «левый верхний, левый нижний, правый

верхний, правый нижний угол», «в центре» (посередине).

«Живые цифры» - упражнять в нахождении места цифр в числовом ряду,

последующего и предыдущего числа; закреплять умение уменьшать и увеличивать число на несколько единиц.

«Незнайка в гостях»

Цель: учить видеть равное количество разных предметов, закрепить умение вести счет предметов.

«Не попади в беду на дороге».Цель:научить отвечать на вопросы воспитателя; активизировать использование в речи глаголов; отработать правильное произношение звуков [ш], [б’].

«В гостях у Светофорика» - продолжать знакомить с элементарными правилами дорожного движения, светофором, пешеходным переходом.

«Правила дорожного движения» - уточнить знания безопасного поведения на дороге.

«Вежливые пассажиры» - формировать навыки поведения в транспорте.

Артикуляционная гимнастика «Надуть щёки».

Обводилки.

Цель: Знакомить детей с возможностью геометрических фигур «превращаться» в различные предметы. Развитие воображения. Развития словаря. Подготовка руки к письму.

"Стрекоза» (природный материал). Учить изготавливать игрушку из природного материала, используя для соединения частей пластилин.

Мастерская форм.

Цель: Закреплять у детей знания геометрических форм. Выкладывать геометрические фигуры и предметы по условиям.

 Пальчиковая гимнастика: "Веселые ребята" "Качели" "Пальчики отдыхают"

 Фигурки из палочек (карусель)

 Пейзаж на манке (где я буду отдыхать)

Дорисуй узор в зеркальном отражении

Май

 «Моя страна, моя Родина»

«Построим дома» - учить зрительно соотносить величину предметов и проверять свой выбор путем наложения; развивать внимание; закреплять слова, определяющие относительность величин «больше», «меньше», «одинаковые».

«Назови  предметы овальной, круглой формы...» - закрепить знание детьми геометрических фигур.

«Угадай, какое число пропущено»

Цель: определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число.

«Самый внимательный горожанин» - закреплять знания о родном городе.

«Знаешь ли ты ...»

Цели: обогащать словарный запас детей названиями животных, закрепить знание моделей, развивать память, внимание.

«А что потом?»

 Цели: закрепить знание детей о частях суток, о деятельности детей в разное время суток; развивать речь, память.

«Когда ты это делаешь?»

Цель: закрепить культурно-гигиенические навыки и знание частей суток, развивать внимание, память, речь.

Артикуляционная гимнастика"Парашютик".

«Дождик босиком по земле пошел»- вызывать у детей эмоциональный отклик; ритмом штрихов учить передавать капельки дождя; учить раскладывать и наклеивать готовые формы; знакомить с различными природными явлениями.

Горячо – холодно.

Цель: Закреплять у детей название деталей деревянного конструктора. Развивать связную речь.

 Пальчиковая гимнастика: "Салют", "Солдаты"

 Фигурки из палочек (танк, флажок)

Ниткография (вечный огонь)

Работа с катушками (памятник павшим солдатам)

Дорисуй картинку в зеркальном отражении.

Составить 3 равных квадрата из10 палочек.

 «Путешествие в страну загадок, чудес, открытий, экспериментов»

Формирование временных представлений - формировать временные представления; развивать память, внимание, логическое мышление.

«Телефон» - закрепить знание порядка цифр, умение находить соседние цифры.

«Чиним одеяло» - продолжать знакомить с геометрическими фигурами. Составление геометрических фигур из данных деталей.

«Картина»

Цель: учить располагать предметы на листе бумаги (вверху, внизу, по сторонам); развивать внимание, подражание; закреплять восприятие целостных предметов и различать их между собой.

«Назови пропущенное слово»-закрепить временные представления, знания о частях суток, их последовательности.

«Выдели слово»

Цели: учить детей отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.

«Дерево, кустарник, цветок»

Цели: закрепить знание растений, расширять кругозор детей, развивать речь, память.

«Где что растет?»

Цели: учить понимать происходящие в природе процессы; дать представление о назначении растений; показать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова; развивать речь.

Артикуляционная гимнастика«Ступеньки».

«Уроки Акварельки» -закрепить знания о смешивании цветов; познакомить со способом разделения цветов.

Оригами «Морские рыбки»

Разные дома.

Цель: Учить детей сравнивать рисунок и чертеж (схема) предмета.

«Конструируем из палочек». Детям раздают палочки разной длинны, предлагают разложить их по размеру на три части. Затем дают картинки (реальные изображения предметов простой формы: флажок, машина, лодка с парусом, тачка, цветок, ваза и др.) и просят выложить изображение этих предметов палочками.

 Пальчиковая гимнастика: "Божьи коровки", "Осы" "Паук", "Бабочка", "Сороконожка".

 Фигурки из палочек (бабочка, жук)

 Обвести рисунок по точкам (комар)

 Логическая цепочка со штампиком.

Ниткография (бабочка)

 Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.

Составить 4 равных треугольника из 9 палочек.

 «Путешествие по экологической тропе»

«В какой руке сколько каштанов?» - закрепление состава числа 10.

«Услышь и посчитай»

Цель: учить одновременно, считать звуки и отсчитывать игрушки.

«Назови скорей» - усвоение последовательности недели.

Продолжай считать

 Называя какое-нибудь число, взрослый бросает мяч ребенку. Ребенок ловит его, и продолжает считать до десяти, возвращая мяч взрослому. Можно предложить считать в обратном порядке

«Мастерим геометрические фигуры»

Цель: Развивать умение конструировать геометрические фигуры по словесному описанию и перечислению характерных свойств.

«Зверек, где твой кружок» - закреплять умение делить слова на слоги, грамматический строй речи.

«Найди свою маму» - расширять знания о детёнышей животных.

Артикуляционная гимнастика"Орешки".

Скороговорка«Жук жуку жужжал «жу-жу», я с ежатами дружу».

«Брать — не брать»

Цель: дифференциация лесных и садовых ягод; увеличение словарного запаса по теме «Ягоды»; развивать слуховое внимание.

«Что сажают в огороде/саду?»

 Цель: учить классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению); развивать быстроту мышления,   
слуховое внимание.

«Как я люблю одуванчики» (аппликация) Цель: Развивать чувство композиции и колорита в процессе использования разных материалов для создания выразительного образа одуванчика. Учить аккуратно пользоваться клеем, развивать чувство композиции.

«Обустрой комнату».

Воспитатель предлагает детям лист бумаги(35*45 см) и говорит, что это пол кукольной комнаты, просит обустроить его кирпичиками (стены комнаты), оставив промежутки для окна и двери.

«Построим дом для мишки и зайчика»

Учить создавать постройки из различных строительных материалов; добавлять к постройке соразмерные игрушки.

 Пальчиковая гимнастика: Цветки, мак, хризантемы

Фигурки из палочек (кактус, ваза)

 Обвести рисунок по точкам (тюльпан)

 Работа с тычками (полевые цветы)

Дорисуй узор и раскрась, не выходя за края.

Составить 3 равных треугольника из 7 палочек.

«Водоём и его обитатели, аквариум»

«Танграм» - учить выкладывать силуэты животных, человека, предметы дома - развивать пространственное представление, воображение, сообразительность, смекалку.

Игровая ситуация «Письмо от Водяного» - развитие экологических представлений; овладение умением устанавливать причинно-следственные связи различного характера.

«Рыбы, звери, птицы»- закреплять знания рыб, животных и птиц средней полосы, их названия, отличия друг от друга.

«Рыбак и рыбки» - сравнение двух групп предметов, закрепление образа цифр.

«Закончи предложение»

Цель: учить дополнять предложения словом противоположного значения; развивать память,    речь.

«Где что лежит?»

Цель: учить выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком;   закрепить правильное произношение определенных звуков в словах; развивать внимание.

«Придумай другое слово»

Цель: расширять словарный запас; развивать внимание.

Артикуляционная гимнастика«змейка».

«Кто живет в аквариуме?» (настольная) - закрепить знания об аквариумных обитателях, их внешнем виде.

Скороговорка «Слишком много ножек у сороконожек».

«Рыбка в аквариуме»

Цели:Продолжать учить детей рисовать силуэт рыбы.

Формировать навыки и умения детей в изодеятельности.

«Чего не хватает у картонных рыбок?»(нет чешуи, глаз, хвостик, плавников, надо дорисовать).

Пластелинография «Необыкновенные рыбки».

Лепка из теста «Морской конек».

«Поможем золотой рыбке найти своих друзей» - изготовление аквариумных рыбок из бросового и природного материала.

Пальчиковая гимнастика: "Рыбки"

 Фигурки из палочек (рыбка, ракушка).

 Работа с цветными шерстяными нитками (аквариум)

 Работа со штампами (превращение в рыбку)

 Работа с манкой (шторм)

Ниткография (волны)

Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая модифицированная программа по предупреждению и преодолению агрессивного поведения у дошкольников среднего и старшего возраста в условиях дошкольного учреждения.

Содержание 1.     Пояснительная записка1.1   Актуальность проблемы детской агрессивности.1.2   Понятие «агрессивного поведения»1.3   Специф...

Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая образовательная программа «На пороге школы»

Сроки  реализации  дополнительной  образовательной программы: программа реализуется в течение 1 года. Формы и режим занятий: программа реализуется в групповой и индивидуальной форм...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Коррекционно-развивающая программа Коррекционно-развивающие занятия в период адаптации к дошкольному учреждению.

Коррекционно-развивающая программа Коррекционно-развивающие занятия в период адаптации к дошкольному учреждению....

Рабочая программа по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему: Планирование деятельности воспитателя по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной программы в рамках комплексного сопровождения ребенка специалистами и пе

В представленном материале содержится планирование деятельности по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной программы в рамках комплексного сопровождения ребенка спе...

Дополнительная коррекционно-развивающая авторская программа «Играем, развиваемся, общаемся»

В рабочей программе определены цели и задачи коррекции проявлений социальной дезадаптации дошкольников с РАС, основные направления развития игровых навыков, условия и методы работы с ребенком дошкольн...

Коррекционно-развивающая образовательная программа по подготовке детей к обучению грамоте "Звуковая мозаика"

КОРРЕКЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ  РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ...