Система сопровождения обучающихся с ОВЗ на этапе разработки стратегии развития образования
статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
В Москве разрабатывается проект стратегии развития столичного образования до 2025 года. Его инициатором стал Мэр Москвы Сергей Собянин. Он предложил педагогическому сообществу принять участие в разработке этого проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Система сопровождения обучающихся с ОВЗ
на этапе разработки стратегии развития образования
Публикация по итогам выступления на круглом столе
«Непрерывность психолого-педагогического сопровождения
ребёнка с ОВЗ в образовательном пространстве»
в Московском центре развития кадрового потенциала образования
Департамента образования города Москвы
25.04.2018г.
Л.П. Бабина, учитель-логопед
Т.Н. Доломанчук, учитель-логопед
Современные образовательные организации значительно отличаются от тех, которые существовали ещё совсем недавно. Не первый год идёт процесс модернизации образования, и одним из принципов государственной политики в этом направлении является «создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе» (Статья 3, п.5 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании»). Современным обществом основной акцент сделан на достижение нового качества общего и профессионального образования.
К настоящему моменту образовательные организации города Москвы прошли большой путь структурных, финансовых преобразований, а также путь по разработке и утверждению стандартов обучения.
Сегодня московские школы входят в десятку лучших школ мира. И к ним предъявляются высокие требования – они должны быть готовы ко всем новым тенденциям мирового уровня.
В настоящий период разрабатывается документ «Московское образование. Стратегия – 2025». Перед современной московской школой ставится амбициозная задача: войти в число мировых лидеров.
Планируется внедрить систему ПОТОК – создание персональных образовательных траекторий. Сделать учебные планы гибче, дать возможность ученикам изучать интересующие их предметы не только в своём классе, но и в соседней школе, технопарке или, например, в спортзале.
Как утверждают разработчики, за ПОТОКом неизбежно последует РОСТ – распределённое оценивание в системе талантов. Каждое достижение в профессиональной подготовке, на олимпиадах, в кружках и спорте будет складываться в «копилку» – итоговое портфолио выпускника.
Очевидно, что внедрение подобной инновационной стратегии подразумевает не только высокую квалификацию педагога, но и высокий уровень возможностей обучающихся.
Мэр Москвы Сергей Собянин, обращаясь к педагогическому сообществу города в контексте разговора о стратегии развития образования, отмечает, что главное сейчас – правильно организовать работу над стратегией. Важно, чтобы в этой работе участвовали, прежде всего, те, кому всё это воплощать в жизнь.
Всем, кто принимает активное участие в инновационных проектах системы образования, следует учесть, что современная школа – это одно образовательное пространство для детей с разными возможностями, включённых в обучение, в том числе и по системе инклюзивного образования. И образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования в нашей стране (согласно закону РФ «Об образовании»).
Мы решили предложить своё видение того, как обычная городская школа может гармонично вписаться в эту стратегию развития с учётом имеющегося контингента обучающихся и того богатейшего опыта, который накоплен отечественной общей и специальной педагогикой и психологией.
В законе РФ «Об образовании» дошкольное образование выделено в отдельный уровень, предшествующий начальному общему образованию. И особого внимания заслуживают дошкольники с ограниченными возможностями здоровья. Наиболее многочисленная группа среди этой категории воспитанников – это дошкольники с тяжёлыми нарушениями речи и задержкой психического развития, т.е. та категория детей, которая наиболее успешно может быть включена в систему начального общего и инклюзивного образования.
Поэтому мы сочли необходимым рассказать о комплексной системе работы, выстроенной в рамках деятельности дошкольных групп компенсирующей направленности. О системе, доказавшей свою эффективность за долгие годы её применения.
От того, как будет организовано сопровождение обучающихся на дошкольной ступени, во многом будет определяться успех любой инновации в системе образования.
Представляемая система работы реализовывалась в образовательных учреждениях двух видов: детском саду компенсирующего вида № 2162 микрорайона Марьино и образовательном комплексе ГБОУ СОШ №1394, куда в 2013 году вошли две школы и четыре детских сада.
Презентуемая нами модель универсальна. Она позволяет осуществлять коррекционно-развивающее сопровождение детей с различными образовательными потребностями: с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития, интеллектуальной недостаточностью и расстройствами аутистического спектра. Также следует отметить, что разные компоненты этой модели в разные временные периоды функционировали в различных пропорциях, но был период, когда эта модель реализовывалась в полном объеме.
Сопровождение детей дошкольного возраста с ОВЗ осуществлялось в рамках работы групп полного дня компенсирующей направленности и широкого спектра вариативных форм дошкольного образования, что позволяло охватить коррекционно-развивающей помощью детей от 1,5 до 7 лет.
Итак, рассмотрим формы организации работы.
Группы полного дня были организованы для детей с тяжелыми нарушениями речи и для детей с задержкой психического развития. До определённого периода времени существовала также группа полного дня диагностической направленности. В едином ключе работал весь педагогический коллектив: учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО, инструктор по бассейну, педагог по ИЗО.
Отлаженная система работы позволила ввести широкий спектр вариативных форм дошкольного образования: консультативный пункт (КП), службу ранней помощи (СРП), лекотеку, группу кратковременного пребывания (ГКП) для детей с нарушениями развития и риском нарушений, ГКП «Особый ребенок».
Кадровое обеспечение вариативных форм было представлено более широко: педагоги-психологи, учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог, инструктор по ФИЗО. В команду специалистов был включен и врач-невролог.
Наличие должности социального педагога позволяло нам в полном объеме включать в коррекционно-развивающую работу всех участников образовательного процесса, а, именно, членов семьи воспитанников.
Врач-невролог консультировал не только детей, посещающих ВФДО, но и по запросу родителей оказывал помощь детям, которые посещали группы полного дня. Такая форма организации психолого-медико-педагогического сопровождения вполне может рассматриваться как пример сетевого взаимодействия, когда дети с ОВЗ одновременно получают помощь специалистов разных ведомств.
На протяжении всего периода посещения ребенком дошкольного учреждения коррекционно-развивающий процесс сопровождался работой психолого-педагогического консилиума образовательного учреждения (ППк). Для детей, посещавших ВФДО, специалисты уже тогда разрабатывали индивидуальные образовательные программы развития (ИОПР), позволяющие четко выстраивать систему помощи и активно включать в образовательный процесс родителей (законных представителей) ребёнка.
На основе представленных нами сведений, можно сделать вывод о том, что такая система работы позволяла на практике реализовать один из главных принципов специальной педагогики и психологии – принцип раннего начала коррекционной работы. Эта модель доказала свою эффективность и позволила в полной мере осуществить преемственность в работе педагогов при переходе детей с ОВЗ с одного уровня обучения на другой.
Современное образование ставит своей целью предоставление равных стартовых возможностей при поступлении в школу как для детей, имеющих нормативный уровень развития, так и для детей с ОВЗ. Представленный опыт подтверждает, что своевременно и качественно проведенная коррекционно-развивающая работа в период дошкольного детства позволяет детям с ОВЗ получить не только равные стартовые возможности при поступлении в школу, но и осваивать в период начального общего образования более высокий вариант АООП.
Подводя итог, следует отметить, что современные образовательные комплексы имеют возможность не только воспользоваться имеющимся кадровым потенциалом, но и учесть богатейший опыт работы вошедших в их состав учреждений компенсирующего вида.
Модель сопровождения различных категорий детей с ОВЗ может определяться образовательной организацией самостоятельно. Оптимальное выстраивание вертикали инклюзивного образования в образовательной организации позволяет осуществлять работу по квалифицированной коррекции недостатков в развитии с максимально высоким результатом.
Мы считаем, что сопровождение некоторых категорий дошкольников с ОВЗ на дошкольном уровне должно осуществляться в группах компенсирующей направленности.
Например, в одобренной Пр.АООП для дошкольников с ТНР чётко указано, что программа обеспечивает планируемые результаты в условиях групп компенсирующей направленности. («Программа обеспечивает планируемые результаты дошкольного образования детей с ТНР в виде целевых ориентиров в условиях дошкольного образования групп компенсирующей направленности» (Одобрена решением от 07.12.2017г. Протокол № 6/17. Реестр примерных основных общеобразовательных программ; Министерство образования и науки РФ).
Вхождение в актуальные инновационные проекты невозможно без учёта предшествующего опыта работы. Именно такой подход позволит современным образовательным комплексам эффективно принимать участие в решении передовых задач московского образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Реализация системно-деятельностного подхода в практике работы ДОУ на этапе введения ФГОС дошкольного образования»
Содержание материалов освещает опыт деятельностного подхода в практике работы с детьми 6-7 лет при обучении грамоте и подготовке к школе на этапе введения ФГОС дошкольного образования при ...

Роль музыкального руководителя в стратегии развития образования.
Размышления о роли музыкального руководителя в развитии образования....

Стратегия развития образования ХМАО-Югры до 2020 гг.
КОНЦЕПЦИЯ развития системы образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года. Основные положения....
Районные педагогические чтения «Два воспитательных института: семья и школа в системе реализации Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года»
Примерный доклад на педагогические чтения...

АНАЛИЗ ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Анализ потенциала развития образовательной организации по реализации стратегии развития образования...

Доклад на тему «Создание современной среды в ДОУ по духовно- нравственному воспитанию в соответствии с приоритетными задачами Стратегии развития образования Белгородской области»
В целях создания нормативных правовых и методических условий реализации приоритетных направлений «Стратегии развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 202...