Организация инклюзивного образования в детской деятельности и культурных практиках
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Николаева Анастасия Андреевна

 

В статье говорится о необходимости внедрения инклюзивного обучения в общую систему образования, о целях и задачах инклюзивного образования, а также возможных сложностях при внедрении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_inklyuzivnogo_obrazovaniya_docx.docx17.08 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №104 комбинированного вида

Невского района Санкт-Петербурга

«Организация инклюзивного образования

в детской деятельности и культурных практиках»

                               

    Воспитатель

Николаева А.А.

Санкт-Петербург

2018

Организация инклюзивного образования в детской деятельности и культурных практиках

Актуальность внедрения инклюзивного обучения в педагогическую практику не вызывает сомнений. Такой вид обучения в образовательных учреждениях  делает возможным оказание необходимой психолого-педагогической и социальной помощи большому количеству детей, позволяет максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья.

Введение в человеческое сообщество детей с особенностями - является основной задачей всей системы коррекционной помощи. Социальная интеграция понимается, как конечная цель специального инклюзивного обучения, направленного на включение индивидуума в жизнь общества. Образовательная же интеграция, являясь частью интеграции социальной, рассматривается, как процесс воспитания и обучения особых детей совместно с нормально развивающимися.

Инклюзивное обучение предполагает совместное образование детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся сверстников в пределах одной. Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Целью инклюзивного образования является преодоление социальных, физиологических и психологических барьеров на пути приобщения ребенка с особенностями к общему образованию, введение в его в культуру, приобщение к жизни в социуме.

Совместное обучение и развитие здоровых детей и детей с особыми потребностями необходимо, в первую очередь, для того, чтобы решить проблемы с социальной адаптацией последних. В детском сообществе воспитывается толерантность и равноправное отношение к детям-инвалидам. В ситуации, когда инклюзивным становится именно дошкольное образование, этот путь наиболее эффективен, ведь дети дошкольного возраста не имеют опасных предубеждений насчёт сверстников, которые волею судьбы являются не такими, как все.

Существуют проблемы по внедрению инклюзивного образования. Само по себе его организовать невозможно, оно связано с изменениями на ценностном, нравственном уровне. Проблемы его организации в современном образовательном учреждении связаны в первую очередь с тем, что образовательное учреждение как социальный институт ориентировано на детей, способных двигаться в темпе, предусмотренном стандартной программой, на тех, для кого достаточными являются типовые методы педагогической работы. Педагоги общего образования нуждаются в специализированной комплексной помощи со стороны специалистов в области коррекционной педагогики, специальной и педагогической психологии, которая обеспечит понимание и реализацию подходов к индивидуализации обучения детей с особыми образовательными потребностями, в первую очередь – это работа с детьми с разными возможностями в обучении и умение учитывать это многообразие в своем педагогическом подходе к каждому.

Профессия воспитателя детского сада специфична, она отличается от других педагогических профессий тем, что педагог дошкольного образовательного учреждения не только наблюдает за детьми и осуществляет образовательную деятельность, но и постоянно воспитывает их посредством занятий, рассказов. Именно педагог ДОУ первый, после семьи, кто вводит малыша в мир знаний, культурных ценностей и коммуникативного взаимодействия. Воспитатель детского сада организует и проводит работу по физическому, умственному, нравственному, трудовому и эстетическому развитию подрастающего поколения.

Для успешного осуществления инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями нужны изменения самой системы образования. Исходя из принципов социальной модели, обществу необходимо преодолеть негативные установки в отношении детской инвалидности и необычности в развитии и предоставить им равные возможности полноценного участия во всех сферах социальной жизни.

При организации инклюзивного обучения в ДОУ рекомендуется: 

- строить план занятий с учётом особенностей ребёнка;

- вести персональные и групповые занятия, что повышает инициативность ребёнка с ОВЗ и умение трудиться в команде;

- следить за душевным состоянием ребёнка до и во время проведения занятия;

- развивать моторику путём специальной гимнастики, игр и заданий;

- привлекать детей к активному участию в мероприятиях;

- развивать способности и таланты детей. 

Таким образом, взаимоадаптация здоровых детей и их сверстников, с ограниченными возможностями здоровья, представляется как диалог особого, нравственного значения, социально-психологический смысл которого, может быть обозначен как возможность противостояния деструктивным социальным тенденциям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детское чтение как культурная практика. Социально - культурное партнерство в реализации читательских практик дошкольников.

В рамках Петербургского международного образовательного форума я принимала участие во Всероссийской научно-практической конференции "Культурные практики в дошкольном образовании: особенности прое...

Публикация "Организация инклюзивного образования в детском саду"

На современном этапе концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране....

Эссе на тему: «Инклюзивное образование в детском саду. От теории к практике»

Работая воспитателем в детском саду комбинированного вида, я соглашаюсь с высказыванием, что «инклюзивное образование для детей с особыми образовательными потребностями играет особую роль в совр...

Особенности организации образовательной деятельности с включением различных видов деятельности и культурных практик в соответствии с ФГОС

Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательск...

Организация инклюзивного образования в детском саду

Пальчиковые игры в работе с детьми...

Организация инклюзивного образования в детском саду

Организация инклюзивного образования в детском саду....