Пособие для педагогов "Как играть с дарами Ф.Фребеля"
консультация по коррекционной педагогике на тему
Предварительный просмотр:
«Использование игрового набора «Дары Фрёбеля»
в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО»
В соответствии с ФГОС ДО, образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Комплект пособий и игровых наборов «Дары Фрёбеля» в соответствии с ФГОС ДО, открывает новые возможности использования данного набора в процессе реализации примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.
Мало кто из педагогов задумывался, кем создана эта методика и почему.
Фридрих Фрёбель известен как создатель первого детского сада. Ядром педагогики детского сада Фрёбеля была игра.
I дар — МЯЧ.
Игра «Вязаные мячики» (для детей 2-3 лет).
В наборе разного цвета мячики, у них есть верёвочки и петелька, чтобы можно было надеть на руку. Далее мы говорим: «Ребята, а вы умеете играть в мячик?» «Да» — отвечают нам дети. «Тогда выберите любой мячик». Дети выбирают любой мячик и мы, все вместе, начинаем катать его в руках, по рукам, телу, ладоням, тем самым, развиваем мелкую моторику. «Давайте покажем мячики друг другу. Какие они?» (дети отвечают, какие шары по цвету, на ощупь) «Что же можно делать с мячиками»? (кидать, ловить…) «Давайте будем кидаться мячиками» (тем самым мы снимаем агрессию у детей, развиваем координацию движений). «Но вот наши мячики устали. Что же мы будем с ними делать?» (ответы детей) «Нам надо покачать мячики, чтобы они отдохнули». (Дети ложатся на ковёр, качают мячики, баюкают их.) «Наши мячики отдохнули и теперь мы можем устроить соревнование: кто забросит мячик в ведро». То есть, вязаные мячики выполняют роль заместителя.
Мячики можно изготовить из поролона, одев на цветную сетку,
связанную крючком. Размер мячика по диаметру должен соответство-
вать детской ладошке, чтобы ребёнок мог хорошо обхватить мяч пальчи-
ками. Набор состоит из 7 мячей (по цветам спектра).
Мячи могут быть использованы на занятиях по физкультуре, по
развитию речи, по ознакомлению с окружающим и в свободной
деятельности детей в процессе игр.
Последовательность работы с мячиками Фребеля такова:
- Знакомство - манипуляции с мячом (сжимание мяча, подбрасывание,
метание, ловля и катание)
- Знакомство с цветом: упражнения «Сортировка мячей по цвету»,
«Найди мяч нужного цвета», «Какого мяча нет?»,
«Цветной мячик», «Путешествие цветных мячиков»,
- Знакомство со свойствами шара (через действия с мячами): упражнения
- «Мячик спит» - состояние покоя на горизонтальной поверхности
- «Мячик катится по дорожке» - движения по поверхности
- «Мячик катится с горы» - движения по горизонтальной поверхности
- «Мячик катится по тропинке»- движение по кривой поверхности
4. Знакомство с направлением движения: упражнения
- «Пила» (движения вперёд-назад)
«Я пила, пила, пила,
Всё пилю, пилю, пилю,
Перепиливаю! Вперёд-назад, вперёд-назад»
- «Скачут мячики» (движения вверх-вниз),
- «Часики» (движения маятниковые),
- «Я весёлая лиса» (круговые движения вокруг себя)
«Я весёлая лиса, мне вцепилась в хвост оса,
Я, бедняжка так вертелась, что на части разлетелась…»
- «Рыбка» (плавательные движения),
- «Голуби» (летательные движения)
5.Знакомство с окружающим:
Упражнения:
- «Как меня зовут?» (имя собственное ребёнка)
- «Как тебя зовут? » (имя сверстников)
6. Хороводы с использованием мячей
Помимо использования на занятиях мячи успешно можно применять
при проведении утренней гимнастики, упражнений на развитие
мелкой моторики кистей рук, как предметы – заместители при
формировании навыков сюжетно-ролевой игры.
Каждое занятие с мячами Фребеля сопровождается с детьми
маленькими стихами. А по окончании игры исполняется песенка:
Вот и кончается наша игра
Мячик, с тобой расставаться пора.
Мы, возвратимся снова домой,
Вспомним, где побывали с тобой.
Вот и закончилась наша игра,
Нам отдохнуть настала пора.
Скоро мы снова придём поиграть.
Будем о чём-то новом с тобой узнавать!
II дар — ДЕРЕВЯННЫЕ ШАР, КУБИК, ЦИЛИНДР.
Игра-опыт (для детей 6-7 лет).
Все фигуры подвешены на верёвочках к деревянной перекладине.
Почему, если цилиндр подвесить за центр, он висит ровно? А если подвесить за край, он висит криво? (понятие смещение центра тяжести). Сложные понятия детям не озвучиваются, но они в школе уже будут понимать смысл данных опытов.
III —VI дары КУБ, РАЗДЕЛЕННЫЙ НА РАЗЛИЧНОЕ КОЛИЧЕСТВО КУБИКОВ, ПЛИТОК.
Игра «Домик для листика» (для детей 2-4 лет).
Задание: «Осенью дует сильный ветер и уносит листики, давайте построим домик для листиков» (Дети строят из брусочков дома для листиков, важно, чтобы ребёнок не оставил промежуток между брусками – закончил композицию.) «Чтобы проверить, крепкий ли домик, подуем сбоку на него, листик не улетает, значит, домик крепкий» (Данная игра полезна для развития воздушной струи ребёнка. Также, развивает навык коллективной игры, что наиболее актуально в возрасте 2-3 лет.) «Листочек не улетел из своего домика, значит мы помогли ему!» Таким образом, проходят все занятия в этой возрастной группе. Они соединяются с музыкой, стихами, песнями.
Занимательная геометрия для дошкольников
(для детей 6-7 лет).
«Дары Фрёбеля» №3,4,5,6 может решить задачи старших дошкольников 6-7 лет на знание частей объёмной фигуры. Задание: посмотрите – это целое, а если мы разделим его – это часть целого. В данном случае мы разделили фигуру на 2 равные части. Дети, сами не зная этого, знакомятся с понятием «дробь» — это 1/2 и ½=1. Конечно, мы не вводим понятие «дробь», но дети уже знают, что — это цилиндр, а это часть цилиндра, что 2 равные части составляют целый цилиндр. Это касается всех фигур. Дети, путём эксперимента, начинают говорить, что можно сделать из различных фигур (например, цилиндра, куба, брусков). Что можно сделать 1 дом, а можно 2 дома. Как? Разделить каждую фигуру на 2 половинки и построить 2 дома.
Также, даются понятия объёмной фигуры и плоскости, можно с помощью тени (куб проецируется на стену и получается квадрат), а можно с помощью черчения на бумаге грани куба – квадрат.
«Дары Фрёбеля» незаменимы в понимании геометрии фигур.
VII дар – НАБОР ПЛОСКОСТНЫХ ФИГУР.
Игра «Одень дерево» (для детей 3-4 лет)
Осенью все листики становятся разноцветными и нам нужно «одеть» деревья в осенние наряды (выдаётся шаблон деревьев на листе бумаги и дети, используя набор плоскостных фигур, наряжают дерево в осенний наряд). В этой игре, дети учатся видеть и называть форму и цвет, накладывать фигуры на изображения деревьев, соблюдая различные части, грани, но, и, видя, предмет в целом.
VIII дар – ПАЛОЧКИ.
Игра «Антенна»
Палочки могут быть маленькие, чуть больше, ещё чуть больше, длинные.
Дальше, рассуждаем: покажи самую длинную палочку, самую короткую палочку, палочку средней длины. Сегодня, это будут не просто палочки, а «антенны». Самая короткая «антенна» ловит только 1 канал, самая длинная — 3 канала. Сколько же каналов ловит средняя «антенна»? (Задача на развитие мышления).
IX дар – КОЛЬЦА И ПОЛУКОЛЬЦА .
Игра «Бусы для мамы» (для детей 3-4 лет).
Давайте соберём бусы для мамы. Бусины мы сделаем из полу колечек, причём, бусинки будут у нас то красные, то синие. (Цели данной игры – развитие мелкой моторики, различение и называние цвета, умение действовать по образцу).
X дар – ФИШКИ.
Игра «Магазин» (для детей 5-7 лет).
В магазине есть деньги – это фишки. У каждого игрока по 7 фишек-денег. А в магазине продаются товары, которые стоят 7 денежек, 5 и 1 денежку. Перед ребёнком стоит нелёгкая задача-выбор: потратить все 7 денежек сразу, либо нет. Так мы одновременно проигрываем и социальные роли и обучаем детей счёту. Фишки – универсальны. Они могут использоваться и в конструировании (глазки и носик человечка), мы можем закрашивать ими пространство, можем использовать их как украшение ёлочки и т.д. в зависимости от целей занятия. Но фишки желательно не использовать в работе с детьми младше 4 лет, во избежание их проглатывания.
Образовательная область «Коммуникация».
Игра «Я-змея».
Содержание работы: развитие связной речи; развитие навыков работы в группе; Развитие внимания, памяти, мелкой моторики, игровой деятельности.
Интеграция с образовательными областями: «Социализация», «Познание», «Физическая культура»
Модификации игры:
- Соревнование между командами: змея длиннее.
- Детям предлагается подбирать прилагательные, которые начинаются на определенную букву, действительно описывают змей, и т. д. Также можно исключить прилагательные, обозначающие цвет, размер .
Игра «Экскурсия в музей».
Содержание работы: знакомство с произведениями искусства и местом их хранения; развитие навыков работы в группе; развитие связной речи, зрительного восприятия, творческого мышления, внимания, памяти, мелкой моторики, игровой деятельности.
Интеграция с образовательными областями: «Социализация», «Художественное творчество», «Познание», «Музыка».
Модификация игры: постараться вспомнить песни, стихи или сказки о каждом представленном в музее экспонате.
Образовательная область «Познание»
Игра «Ее величество точка»
Содержание работы: развитие игровой деятельности, восприятия, мышления, внимания,, речи, памяти; развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, элементарных математических представлений; расширение кругозора.
Интеграция с образовательными областями: «Социализация», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Здоровье»
Модификации игры:
- Дети произвольно высыпают точки на поверхность и придумывают название получившейся «картине».
- Дети выкладывают для своих картин рамки, используя детали из различных наборов.
Игра «Волшебный мешочек»
Содержание работы: развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности; развитие элементарных математических представлений; расширение кругозора; развитие восприятия, мышления, речи, внимания, памяти, игровой деятельности.
Интеграция с образовательными областями: «Социализация», «Коммуникация», «Здоровье»
Модификации игры:
- В возрасте 3 года: предметы сначала демонстрируются ребенку, затем ребенок ищет и называет предмет до того, как он появится из мешка.
- Дети не знают предварительно, что будет в мешке, и прежде, чем назвать предмет, описывают его. Например: «Это что-то длинное, мягкое». Можно внести элемент фантазирования и юмора.
- Дети осуществляют поиск предмета в мешке после демонстрации аналогичного.
- Дети осуществляют поиск предмета по описанию.
- Дети осуществляют поиск предмета в мешке по его похожести на что-то. Например: «Найди предмет, похожий на руль»
Образовательная область
«Художественное творчество»
Игра «Морские обитатели».
Содержание работы: формирование у детей интереса к изобразительному творчеству; знакомство с основами композиции; обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира; развитие аккуратности; обучение элементарным способам сотрудничества, коммуникации; развитие игровой деятельности.
Интеграция с образовательными областями: «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Безопасность».
Модификация игры: дети разбиваются на группы и получают элементы из набора №7 (круг, треугольник, квадрат и др.). Воспитатель дает задание: сконструировать нового морского обитателя и придумать ему название.
Эксперимент «Можно ли слышать воду?».
Цель эксперимента: Этот эксперимент посвящен восприятию воды органами чувств. В ходе его проведения, дети узнают что воду можно видеть, слышать и, при определенных условиях, даже ощущать ее запах. Совместная сборка штативных стоек развивает в детях социальную компетентность, а также мелкую и общую моторику .
Эксперимент « Как может скрепка ползти вверх по стене?»
Цель эксперимента: В ходе проведения этого эксперимента дети впервые сталкиваются с явлением магнетизма. Они видят, что магнит способен притягивать и перемещать скрепку сквозь пластмассовую перегородку. Это значит, что магнит оказывает действие на скрепку без прямого контакта между скрепкой и магнитом.
Эксперимент «Действует ли магнит также в воде?»
Цель эксперимента: Этот эксперимент проводится для повторного применения на практике первых знаний о магнетизме, которые получили дети. В ходе эксперимента дети узнают, что магнит притягивает не только через пластмассу, но и сквозь слой воды.
Эксперимент «Какая шайба притягивается магнитом»
Цель эксперимента: В ходе этого эксперимента дети делают на практике вывод о том, что из всех входящих в комплект материалов магнитом притягивается только железо. Перед этим рассматривают и называют все материалы, которые им известны.
Таким образом, использовать «Дары Фрёбеля» можно и нужно во всех возрастах. Дети знакомятся с различными понятиями, учатся играть, уходят от игровой деятельности в учебную и осваивают, играя, те сложные понятия, которые давались бы тяжело в учебной деятельности. Именно поэтому, мы можем сказать, что «Дары Фрёбеля» — это находка для педагогов и родителей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры с дарами Фребеля
Представляю вам материалы для работы с дарами Фребеля...
Игры с даром №3 Фребель
Математические игры с даром №3 Фребеля...
Дидактические пособия с применением игрового набора « Дары Фребеля»
Данные пособия направлены на профилактику дисграфии у дошкольников....
Проект "Занимательные игры с использование набора «Дары Ф. Фребеля» в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста".
Вся жизнь дошкольников связана с игрой. Именно игра является ведущей деятельностью ребёнка в период дошкольного возраста. Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали ещё и педагоги прошлых в...
Презентация "Занимательные игры с использование набора «Дары Ф. Фребеля» в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста".
Игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дощкольников. Используя «Дары Фребеля» в работе с детьми младшего дошкольного возраста,...
Фотоотчет" Игры с Дарами Фребеля"
Фотоотчет" Игры с Дарами Фребеля"...
Буклет " Игры с Дарами Фребеля"
Буклет " Игры с Дарами Фребеля"...