Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста
консультация по коррекционной педагогике на тему
Мастер-класс для педагогов ДОУ с целью ознакомления педагогов с опытом использования речевых и музыкальных и пальчиковых игр, упражнений, способствующих развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста | 26.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель мастер-класса: Знакомство педагогов с опытом использования упражнений, речевых игр, пальчиковой гимнастики и музыкальных игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.
Задачи:
• Представить педагогам приемы развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.
• Раскрыть содержание игр и упражнений по развитию ритмического чувства.
• Убедить педагогов в важности и целесообразности развития ритмического чувства у детей дошкольного возраста.
Используемый материал: детские музыкальные шумовые инструменты, видеопроектор, аудиоматериал.
Ожидаемый результат: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов ДОУ по использованию различных приемов для развития ритмического чувства у детей дошкольного возраста.
Структура мастер-класса:
- Теоретическая часть. Вступительное слово по теме «Важность развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»
- Практическая часть. Практическое занятие для педагогов с показом эффективных приемов развития чувства ритма.
- Рефлексия – итог мастер-класса.
- Теоретическая часть
Во время восприятия музыки человек совершает заметные или незаметные движения, соответствующие ритму музыки. Это движения головы, рук, ног. Чаще всего они возникают бессознательно, непроизвольно. Это говорит о глубокой связи двигательных реакций с восприятием ритма, о моторной природе музыкального ритма. Иначе говоря, всякое полноценное восприятие музыки никогда не является только слуховым процессом, оно всегда – процесс слухо-двигательный.
Чувство ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Ритм – одно из выразительных средств в музыке, с помощью которого передается содержание, поэтому чувство ритма составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку. На муз.занятиях педагоги применяют все виды музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры, и, конечно же, элементарное музицирование.
В процессе игры на детских музыкальных инструментах, чаще всего это шумовые, развиваются музыкальные способности, прежде всего все виды музыкального слуха: звуковысотный, метроритмический, ладогармо-нический, тембровый, динамический и чувство музыкальной формы. Помимо музыкальных способностей у детей развиваются волевые качества, сосредоточенность, внимание, усидчивость.
Что же такое ритм? Ритм – это чередование долгих и коротких длительностей.
Из всех музыкальных способностей чувство ритма развивается сложнее всего. Существует мнение, что развить его невозможно, так оно является врожденным. Но современные исследования и практическая деятельность педагогов-музыкантов доказали обратное. Самое главное, это начать как можно раньше. Уже с 5 лет это будет гораздо сложнее. Поэтому моменты по развитию чувства ритма, должны быть включены в программу уже с младшей группы, а некоторые формы работы и в раннем возрасте. Это использование речевых и музыкальных игр, пальчиковая гимнастика, ритмические упражнения.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.
Хороших результатов можно добиться только при совместной работе педагогов. Музыкальный руководитель сочетает музыку, речь и движения, воспитатель или логопед продолжает эту работу на речевых занятиях, при разучивании стихов к утренникам, и в игровой деятельности детей. Такая комплексная форма предупреждает речевые нарушения у детей и способствует развитию личности в целом.
Поэтому сейчас я предлагаю на время мастер-класса превратиться в детей лет 5-6 и немного подвигаться вместе со мной!
Я хочу предложить вашему вниманию несколько упражнений и игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.
2. Практическая часть
1.Речевая игра «Здравствуйте, ладошки»
- Здравствуйте, ладошки! - хлоп, хлоп, хлоп!
- Здравствуйте, ножки - топ, топ, топ!
- Здравствуйте, щечки - плюх, плюх, плюх!
- Пухленькие щечки - плюх, плюх, плюх!
- Здравствуйте, губки - чмок, чмок, чмок! (поцелуйчики)
- Здравствуйте, зубки - щелк, щелк, щелк! (стучат зубками)
- Здравствуй наш носик - пип, пип, пип! (нажимают на носик)
- Здравствуйте, дети — здравствуйте!
2.«С добрым утром!" О.Бурнашевской,В. Любодаровой
С добрым утром, глазки, поглаживают веки
Вы проснулись? смотрят в бинокль
С добрым утром, ушки, гладят уши
Вы проснулись? Слушают
С добрым утром, ручки, гладят руки
Вы проснулись? хлопают
С добрым утром, ножки, гладят ноги
Вы проснулись? топают
С добрым утром, солнце, поочерёдно поднимают руки вверх
Все проснулись! руками наверху машут
Варианты:
1.Педагог поёт песню, дети повторяют по фразам с движениями.
2.Песня исполняется различными по тембру голосами: низкими,
пугающими ,высокими, тихими, звонкими, с различной динамикой.
- Мы отправляемся в лес, подарим зверюшкам наше хорошее настроение!
3.Игра с палочками «НОЖКИ»
Ножки, ножки, вы шагали?
Мы шагали, мы шагали! - ритмичные удары палочками по полу
Ножки, ножки, вы бежали?
Мы бежали, мы бежали! - ритмичные удары в темпе бега
Ножки, ножки, вы стучали?
Мы стучали, мы стучали! - удары свободными концом палочки об пол
Ножки, ножки, вы плясали?
Мы плясали, мы плясали! - удары палочкой крест накрест
Ножки, ножки, вы устали?
Мы устали, мы устали! - удары лежащих палочек друг о друга
Ножки, ножки, отдыхали?
Отдыхали, отдыхалИ! - движения палочек в ритме перед собой, без звука.
И опять всё начинали! - ритмичные удары по полу
- Вышли мы с вами на лесную полянку, а там зверюшки разные, и кто к нам вышел первым? Посмотрите, да это же зайчишки!
4.Пальчиковая гимнастика «Зайчик».
Скачет зайка косой, -указательный и средний пальцы правой руки – вверх, остальные соединить.
Под высокой сосной - ладонь левой руки – вертикально вверх, пальцы широко расставлены.
Под другою сосной -ладонь правой руки – вертикально вверх, пальцы широко расставлены
Скачет зайчик другой - указательный и средний пальцы левой руки вверх, остальные соединить
- А на полянке появилась лягушка и попросила зверюшек сыграть вместе с ней на музыкальных инструментах. Обрадовались звери, вышли все на полянку, прихватили с собой музыкальные инструменты:
зайчишка взял ложки,
мишка вылез из берлоги с бубном.
а лисичка взяла колокольчик.
А мы с вами знаем, что в ритмическом рисунке крупный рисунок – долгий звук, маленький – короткий.
5.Исполняется оркестр зверей 1 – аудио
- Услышали музыку другие лесные звери и тоже захотели поиграть.
Волк на хлопушке,
Белочка на треугольнике,
А ежик – на маракасах.
6.Исполняется оркестр зверей 2 - аудио
- Посмотрите на небо и задумайтесь: что бывает выше неба?
7.Речевое музицирование “Что бывает выше неба?”
(Стихи С.Когана) Упражнение для развития чувства ритма и слуха
Сопровождать речь прохлопыванием ритма по ударению в словах.
Что бывает выше неба?
Я не знаю, я там не был.
Ну и я там тоже не был.
Но зато отлично знаю
Выше звезд и выше неба наши спутники летают. Вот!
- Шли мы с вами по лесу, шли, и вдруг, увидели избушку. Кто в ней живет? А живет здесь большая семья.
8. Упражнение «Семейные шаги» на различение длительности нот
(картотека)
- А неподалеку стоит теремок. Хотите узнать, кто в теремочке живет?
9. «Теремок» (импровизационные ритмы)
Тук-тук молоток – мишка строит теремок.
Позовёт в него гостей, чтобы было веселей!
Мышка-норушка, в гости бежит,
Тихо шумелками мышка шуршит.
Зайка весёлый потом прискакал,
Лапками звонко в барабан застучал.
Вот и лиса к теремочку идёт,
Лисичка – сестричка трещотку несёт.
Серый волчок в бубенцы загремел,
А петушок заиграл на свирели.
Мишка мохнатый рад новосёлам:
Живёт в теремочке оркестр весёлый!
10.Исполняется оркестр зверей 3 - аудио
- Оказывается, в лесу, в избушке еще и животные разные живут! Они имеют имена и их имя можно отстукивать ритмически. Попробуем?
(картотека Каплуновой)
11. « Этот удивительный ритм» Каплунова
- Заскучали? А лесные жители предлагают нам музыкальную разминку.
10. «Ножки и ладошки» - использовать экран
- А вот и бабушка приготовила для нас угощение – оладушки. Ведь Масленица на пороге! Будем Масленицу праздновать, да блинами угощаться!
11. Оркестр шумовых инструментов « Бабушка, испеки оладушки»
Матрёшки и Петрушка.
Вот пришли весёлые матрёшки. Тук! Тук!
Принесли нам расписные ложки. Тук! Тук!
Мы на ложках заиграли. Туки – туки! Тук – тук – тук!
Вот бежит приятель наш Петрушка, Трень – трень
Он принёс ребятам погремушки, Трень – трень.
Погремушки зазвенели – Трень – трень – трень! Трень – трень – трень!
Звонко песенку запели – Трень – ди, трень –ди, трень - ди - трень!
Тук-тук, туки-тук, Трень-трень-трень –ди-трень!
Будет весело играть. Наш оркестр целый день!
Кухонный оркестр.
Наш повар Василий на кухню пришёл.
Он главный , он сильный, он – как дирежёр!
Огромным половником только взмахнёт-
Оркестр посудный тот час запоёт:
Кастрюли огромные – бом –бом!
Бидоны бездонные – дон-дон!
Чашки для чая тинь – тинь!
Сковородка большая – динь-динь!
Вилки и ложки – там-там!
Тарелки и плошки – бам-бам, бам-бам.
Оркестр играет у нас интересный,
А борщ получается - просто чудесный!
Осенняя сказка.
Тихо бродит по дорожке Тихо бьют ладошками по барабану.
Осень в золотой одёжке.
Где листочком зашуршит, Маракасы.
Где дождинкой зазвенит. Колокольчик.
Раздаётся громкий стук: Ложки.
Это дятел – стук да стук!
Дятел делает дупло - Ксилофоны.
Белке будет там тепло.
Ветерок вдруг налетел, «Шуршалки»
По деревьям пошумел,
Громче зазывает, Тремоло бубнов.
Тучки собирает.
Дождик – динь, дождик – дон! Колокольчики, металлофон.
Капель бойкий перезвон.
Всё звенит , стучит, поёт – Все инструменты.
Осень яркая идёт!
Снежный оркестр.
Летят, летят снежиночки: Играют на треугольнике, металлофоне.
Динь-динь,дон-дон, дан-дан.
Снежиночки – пушиночки: Играют на ксилофоне.
Динь-динь,дон-дон, дан-дан.
Их ветерок покружит, Звучат «шуршунчики».
С метелью их подружит.
Поют, поют снежиночки: Играют на колокольчиках и металлофоне.
Динь-динь,дон-дон, дан-дан.
Им подпевают льдиночки:
Динь-динь,дон-дон, дан-дан. Играют на треугольнике, колокольчиках.
Тут Дедушка Мороз Шлепками по коленям.
Динь-динь, дон-дон, дан-дан.
Их вдаль с собой унёс.
- Но вот и пришла пора прощаться.
Мы и пели, и плясали, инструментами играли,
Но пришла пора проститься, в детский сад нам возвратиться.
3.Рефлексия
-Уважаемые коллеги! Наше путешествие закончилось. Прошу вас выбрать эмоцию, которую вы испытали во время нашего путешествия и положить ее в наш волшебный ларец.
До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОКЛАД РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ.
Без развития музыкально-ритмических способностей дальнейшее музыкальное развитие становится очень ограниченным. ...
РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ.
Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность.Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Формирова...
Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста с нарушением речи.
Актуальность своей работы считаю в том, что развитие музыкально-ритмических способностей способствует всестороннему развитию детей с ОНР, а также коррекции речевой и двигательной сфер.Чувство рит...
Игры, направленные на развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста
Комплекс игр на музыкальных занятиях...
Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста.
В развитии ритма подход к каждому индивидуален. Ребенок выполняет упражнения синхронно с педагогом или с другими детьми, у которых уже получается это задание. Это тоже один из приемов развития р...
«Формирование речевого слуха, фонематического восприятия, развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»
Статья для педагоговРазвитый речевой слух является важным составляющим элементом в развитии речи ребенка. Речевой слух включает в себя способность к слуховому вниманию и пониманию слов, умение во...
Индивидуальный план работы по самообразованию музыкального руководителя «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах»
Индивидуальный план работы по самообразованию музыкального руководителя «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах»...