Консультация для педагогов на тему: "Нетрадиционная гимнастика для развития пальчиковой моторики".
консультация по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему
В консультации описаны нетрадиционные приёмы для развития мелкой моторики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netraditsionnaya_gimnastika_dlya_razvitiya_palchikovovy_motoriki.docx | 19.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Нетрадиционные методы работы для развития пальчиковой моторики.
- Сухой пальчиковый бассейн.
Такой бассейн можно изготовить самостоятельно. В небольшую ёмкость любой формы логопед насыпает фасоль и горох. В таком «бассейне» логопед прячет мелкие игрушки. Ребёнок должен найти их. Бассейн может также использоваться для сортировки зёрен. Ребёнку предлагается рассортировать фасоль и горох. Для этого потребуется две пластмассовые миски разного цвета.
- Пальчиковая гимнастика с помощью массажного шарика Су – Джок.
Массажный шарик Су – Джок – это пластмассовый шарик с шипами, состоящий из двух половинок. Внутри шарика находятся две эластичные пружинки. На кистях имеются точки (или зоны), которые взаимосвязаны с внутренними органами и различными зонами коры головного мозга. Поэтому, определив зоны соответствия речеобразующих органов и систем, можно воздействовать на них с целью профилактики и коррекции речевых нарушений. За речь у человека отвечают, главным образом, две зоны, находящиеся в коре головного мозга, - это зона Вернике, которая отвечает за сенсорную или импрессивную речь. То есть эта зона отвечает за восприятие речи. И зона Брока, отвечающая за экспрессивную речь – произнесение звуков самим человеком. Из этого следует, что для стимуляции речевого развития воздействовать надо на точки соответствия головному мозгу. По теории Су – Джок это верхние фаланги пальцев. Воздействовать на фаланги эффективно с помощью пружинок, которые находятся внутри шарика. Ребёнок самостоятельно, начиная с большого пальца ведущей руки (правая рука, если ребёнок правша; левая рука, если ребёнок левша), массирует пружинкой каждый пальчик – надевает её на пальчик и снимает. Затем массируется другая рука. После этого пружинка убирается внутрь шарика и с помощью шарика массируется ладонная и тыльная поверхности руки. Это могут быть круговые движения шарика между ладонями, перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони, вращение шарика кончиками пальцев, сжимание шарика между ладонями, сжимание и передача из руки в руку, подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями и так далее. Если ребёнку недоступно самостоятельное выполнение данных упражнений, тогда гимнастика и массаж выполняются пассивно с помощью специалиста.
- Пальчиковая гимнастика с использованием бельевых прищепок.
Для данных упражнений необходимо вырезать из картона простейшие формы (большой круг жёлтого цвета для солнышка, поменьше круг красного цвета для цветка, серый или коричневый полукруг для ёжика, зелёный треугольник для ёлочки). Логопед показывает ребёнку, как можно прицепить прищепку к картону тремя пальцами, чтобы получились лучи у солнца или иголки у ёжика. Далее ребёнок выполняет упражнение самостоятельно. Прищепки можно использовать и для массажа кончиков пальцев. Для этого необходимо взять нетугие прищепки. Поочередно логопед и сам ребёнок «кусает» подушечки пальцев на ударные слоги стихотворения от большого пальца к мизинцу («котёнок кусается»):
Кусается сильно котёнок – глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь (смена рук)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!».
- Упражнения с использованием аппликатора Кузнецова или Ляпко.
- Логопед проводит прямоугольным аппликатором по ладошкам ребёнка.
- Ребёнок ритмично проговаривает стихи и в такт касается пальчиками или ладошками поверхности ковриков. Например:
По дороге белой, гладкой,
Пальцы скачут, как лошадки.
Чок – чок – чок, чок – чок – чок,
Скачет резвый табунок.
Или:
Ёжик, спрячь свои иголки.
Мы же дети, а не волки.
Мы хотим тебя погладить,
Мы хотим с тобой поладить.
Ёж иголки отряхнул,
Завернулся и заснул.
- Пассивно – активная гимнастика рук с использованием логопедической щётки «Ёжик».
Для изготовления логопедической щётки «Ёжик» понадобится новая массажная щётка для волос с деревянными зубьями, с условием, что она должна соответствовать площади поверхности ладони и пальцев ребёнка. Необходимо вынуть из расчёски резиновую основу с зубьями. На обратную сторону резиновой основы нужно приклеить кусок кожи или войлока для придания «ёжику» жёсткой формы. Резинку шириной 3,5 сантиметра пришиваем к «ёжику». Это способствует более плотному прилеганию щётки к ладонной поверхности (большой палец руки отведён).
С помощью данного приспособления можно выполнять следующие упражнения:
- Лёгкие массажные движения (похлопывающие, поглаживающие) с использованием эмоциональных восклицаний и фраз типа:
«Хлоп» - «хлоп»
Похлопывающие движения по ладони
«Моя рученька»
Поглаживающие движения – от кисти к локтю
«С горки»
Поглаживающее движение – от локтя к кисти
«Бух»
Похлопывающее движение – по ладони
«На горку»
Поглаживающее движение – от кисти к локтю
«Ух!»
Похлопывающее движение – по локтевому суставу.
Последующие упражнения выполняются с использованием логопедических щёток на обеих руках. Игольчатая поверхность расположена к ладонной поверхности ребёнка.
- Упражнения на соотнесение ритмического рисунка стихотворного текста с ритмом движения.
- Упражнения с использованием слоговых рядов. Проговаривание слоговых рядов с отстукиванием или похлопыванием каждого слога (щётки на обеих руках).
- Упражнения с использованием слов. Ритмическое проговаривание слова или звукокомплекса с одновременным движением обеих рук (отстукиванием, отхлопыванием):
- с различной слоговой структурой;
- с ритмической сменой «длинных и коротких» слов: машина – дом – машина – дом;
- слов – паронимов: лак – лук, дом – дым, сова – сама.
Таким образом, для развития пальчиковой моторики существует множество направлений с использованием нетрадиционных методик, которые логопед может использовать в своей работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему: "Нетрадиционные методы рисования".
Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение детский сад №47 Консультация для педагогов по самообразованию на тему:«Нетрадиционные виды рисования имеет ва...
Консультация для педагогов по теме: «Нетрадиционные техники рисования как условие успешного развития изобразительных и творческих способностей детей дошкольного возраста»
Искусство в жизни общества играет значительную роль. Именно это обстоятельство побуждает педагогическую науку изучать его возможности в творческом становлении ребенка-дошкольника.Каждый ребенок в опре...
Консультация для родителей на тему: «Нетрадиционные техники рисования для развития мелкой моторики рук»
Познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования, которые способствуют развитию мелкой моторики рук....
Консультация для педагогов на тему «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»
для педагогов...
Консультация для педагогов на тему: «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов на тему: «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»...
Консультация для педагогов на тему "Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста" (педагогический проект)
Использование педагогами нетрадиционной техники рисования в проектной технологии....
Конспект родительского собрания на тему «Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики для детей дошкольного возраста».
Конспект родительского собрания на тему:«Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики для детей дошкольного возраста».Цель: использование информации в домашних условиях с ...
- Мне нравится (1)