Интегративные логопедические игры для развития познавательных процессов ребенка.
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме

Попова Татьяна Владимировна

Предлагаются игры для развития познавательных процессов ребенка 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегративные логопедические игры для развития познавательных процессов ребенка.

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ.

  1. «Слушай хлопки»( лог. цель:формирование фонематического восприятия)

Играющие идут по кругу.Когда ведущий хлопнет в ладоши 1 раз . дети останавливаются и принимают позу « Плакучей ивы»,2 раза – позу « лягушки»,3 раза- позу «аиста».

2 « Не пропусти растение»( животное, профессию»( лог. цель: активизация и расширение словаря)

Играющие сидят и слушают слова, которые произносит ведущий. Каждый раз, когда среди слов встречается растение,дети должны встать и тут же сесть. Примерные слова:тигр, береза, самолет, пшеница, роза, змея, дуб и т.д.

  1. «Внимательные руки»( лог. цель:дифференциация звуков на слух, например. С и Ш)

Ведущий читает слова со звуками С , Ш или без них. На звук С дети поднимают правую руку, на звук Ш- обе руки, если в слове нет этих звуков, руки лежат на коленях.

4. «Разноцветные мячики»( лог. цель :закрепление  и различение гласных и согласных звуков.)

 Дети стоят в кружок. Ведущий молча бросает кому-то мяч.Поймавший мяч называет гласный звук, если мяч красного цвета и согласный звук, если мяч – синий.

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ.

  1. «Я положил в мешок( лог цель: автоматизация определенного звука)

Ведущий произносит какую- то фразу, например: Я положил в мешок яблоки. Следующий ребенок повторяет фразу и добавляет новое слово, например, со звуком Л. Следующий опять повторяет и опять добавляет слово с этим звуком и т.д.

2.»Кто больше увидит и запомнит»( лог. цель: закрепление умения делить слова на слоги)

Пока ведущий считает до 30, надо найти и запомнить в комнате все предметы, в которых 2 слога.

3.«Кем был?»( лог цель активизация словаря, развитие грамматических навыков)

Ведущий по очереди обращается к каждому ребенку, задает вопрос: «Кем, чем был раньше?9 цыпленок был яйцом, лошадь была жеребенком и т. д.

4.» Что изменилось?»( лог цель:  автоматизация определенного звука в словах)

На доске 4- 5 картинок, они называются. Затем дети закрывают глаза, логопед убирает одну из них, другие меняет местами) Дети открывают глаза и определяют, что изменилось.

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ.

  1. Сравнение предметов( как вариант- сравнение звуков)( лог.цель:расширение словаря, развитие связной речи, умения строить сложные  предложения).

Чем похожи и чем отличаются: муха и бабочка, кошка и лев, вода и молоко, звук У и звук Ш и т.д.

  1. «Найди лишнее слово»( лог цель: расширение активного и пассивного словаря, развитие связной речи

Старый, дряхлый, ветхий, маленький. Какое слово не подходит и почему?

  1. « Как это можно использовать?»- все варианты. (лог. цель : развитие грамматических представлений)

Например, карандашом можно рисовать, забивать гвозди, раскатывать пластилин и т. д.

  1. «Закончи предложение» ( лог. цель : развитие умения образовывать связные сложносочиненные предложения)

Люди живут в домах, а птицы-, Певец поет на сцене, а строитель-…

РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ.

  1.  Развитие слухового восприятия(различные игры , включая систему развития фонематического восприятия по  Т.Б.Филичевой, например, игры « Кто голос подает?» « Кто тебя позвал»,, «Далеко или близко мяукает котенок» и т.д.).
  2. Развитие представлений о частях суток

 Когда мы завтракаем?.(лог. цель: расширение словаря, развитие связной речи)

Показать рисунки, соответствующие каждому времени суток, , уточнить , о каком времени суток идет речь. Предложить разместить картинки в соответствии с последовательностью, расспросить подробно,что делает ребенок в каждую часть суток.

3.Развитие представлений о временах года

Когда растает снег?. ( лог. цель: закрепление  лексико-грамматических категорий)

Показать картинки с изображением явлений природы в четырех временах года. Расспросить: когда бывает снег, когда опадают листья, когда появляются подснежники, когда птицы строят гнезда. Затем  показывают последовательно картинки, просят назвать времена года, и объяснить.,.почему ребенок так думает.

4.Развитие пространственных представлений

.Кто с кем рядом( лог цель:закрепление правильного употребления предлогов)

Приготовить несколько игрушек, расположить их на столе. Спросить: кто за мишкой? Кто перед мишкой? Кто около куклы? Кто между зайцем и куклой. Игру варьировать, можно проводить с картинками.

  1. Развитие зрительного восприятия

«Залатай коврик» по Сегену.

« Найди предмет по силуэту»(лог цель: активизация словаря)

 « Дорисуй фигуры».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Роль семьи в развитии познавательных процессов ребенка"

Роль семьи в развитии познавательных процессов ребенка...

Развитие познавательных процессов ребенка, как необходимое условие успешного обучения

познавательные процессы - это процессы, при помощи которых человек познает окружающий мир, себя и других людей. Психические процессы: ощущения, восприятие, представление, внимание, воображение, память...

Роль семьи в развитии познавательных процессов ребенка

Семья может многое сделать для развития познавательных способностей ребенка...

Рекомендации родителям по развитию познавательных процессов ребенка старшего дошкольного возраста

Рекомендации родителям с играми и упражнениями для развития внимания, восприятия, памяти и мышления ребенка от 5 лет...

Логопедические игры для развития фонематических процессов

Логопедические игры для развития фонематических процессов у детей дома...

Рекомендации родителям по развитию познавательных процессов ребенка старшего дошкольного возраста

Развитие восприятияВосприятие — это отражение сознанием человека предметов и явлений действительности в момент их воздействия на органы чувств.Развитие восприятия не происходит само собой. Здесь...

Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности Игры на развитие познавательных процессов у детей 5-7 лет

О богатстве окружающего мира — предметах, явлениях, связях между ними, звуках, красках, запахах, температуре и т. д. человек узнает благодаря познавательным процессам: восприятию, вниманию, памя...