Тренинг для гиперактивных детей
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
В поведении и развитии детей дошкольного возраста часто встречаются нарушения поведения (агрессивность, вспыльчивость, пассивность, гиперактивность), отставание в развитии и различные формы детской нервности (невропатия, неврозы, страхи).
Осложнения психического и личностного развития ребенка обусловлены, как правило, двумя факторами: 1) ошибками воспитания или 2) определенной незрелостью, минимальными поражениями нервной системы. Зачастую оба эти фактора действуют одновременно, поскольку взрослые нередко недооценивают или игнорируют (а иногда и вовсе не знают) те особенности нервной системы ребенка, которые лежат в основе трудностей поведения, и пытаются «исправить» ребенка различными неадекватными воспитательными воздействиями. Очень важно, поэтому уметь выявить истинные причины поведения ребенка, тревожащего родителей и воспитателей, и наметить соответствующие пути коррекционной работы с ним. Для этого необходимо ясно представлять себе симптоматику психического развития детей, знание которой позволит педагогу совместно с психологом не только правильно построить работу с ребенком, но и определить, не переходят ли те или иные осложнения в болезненные формы, требующие квалифицированной медицинской помощи.
Коррекционная работа с ребенком должна быть начата как можно раньше. Своевременность психологической помощи – главное условие ее успешности и эффективности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_dlya_giperaktivnyh_detey.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг для гиперактивных детей
Содержание
Введение...................................................................................................3
1. Гиперактивность как недостаток личностного развития.................4
2. Тренинг для гиперактивных детей.....................................................6
2.1. План тренинга....................................................................................7
2.2. Содержание тренинга........................................................................8
Заключение...............................................................................................11
Литература................................................................................................12
Приложение..............................................................................................13
Введение
В поведении и развитии детей дошкольного возраста часто встречаются нарушения поведения (агрессивность, вспыльчивость, пассивность, гиперактивность), отставание в развитии и различные формы детской нервности (невропатия, неврозы, страхи).
Осложнения психического и личностного развития ребенка обусловлены, как правило, двумя факторами: 1) ошибками воспитания или 2) определенной незрелостью, минимальными поражениями нервной системы. Зачастую оба эти фактора действуют одновременно, поскольку взрослые нередко недооценивают или игнорируют (а иногда и вовсе не знают) те особенности нервной системы ребенка, которые лежат в основе трудностей поведения, и пытаются «исправить» ребенка различными неадекватными воспитательными воздействиями. Очень важно, поэтому уметь выявить истинные причины поведения ребенка, тревожащего родителей и воспитателей, и наметить соответствующие пути коррекционной работы с ним. Для этого необходимо ясно представлять себе симптоматику психического развития детей, знание которой позволит педагогу совместно с психологом не только правильно построить работу с ребенком, но и определить, не переходят ли те или иные осложнения в болезненные формы, требующие квалифицированной медицинской помощи.
Коррекционная работа с ребенком должна быть начата как можно раньше. Своевременность психологической помощи – главное условие ее успешности и эффективности.
1. Гиперактивность как недостаток личностного развития
Никакая другая детская трудность не вызывает так много нареканий и жалоб родителей и воспитателей детских садов как гиперактивность, весьма распространенная в дошкольном возрасте.
Основные признаки гипердинамического синдрома – отвлекаемость внимания и двигательная расторможенность. Гипердинамичный ребенок импульсивен и никто не рискнет предсказать, что он сделает в следующий миг. Не знает этого и он сам. Действует он, не задумываясь о последствиях, хотя плохого не замышляет, и сам искренне огорчается из-за происшествия, виновником которого становится. Он легко переносит наказания, не помнит обиды, не держит зла, поминутно ссорится со сверстниками и тут же мирится. Это самый шумный ребенок в детском коллективе.
Самая большая проблема гипердинамичного ребенка – его отвлекаемость. Заинтересовавшись чем-то, он забывает о предыдущем, и ни одно дело не доводит до конца. Он любопытен, но не любознателен, ибо любознательность предполагает некоторое постоянство интереса.
Пик проявлений гипердинамического синдрома – 6-7 лет. В благоприятных случаях к 14-15 годам его острота сглаживается, а первые его проявления можно заметить уже в младенчестве.
Отвлекаемость внимания и двигательную расторможенность ребенка необходимо настойчиво и последовательно преодолевать с самых первых лет его жизни. Необходимо четко разграничивать целенаправленную активность и бесцельную подвижность. Нельзя сдерживать физическую подвижность такого ребенка, это противопоказано состоянию его нервной системы. Но его двигательную активность надо направлять и организовывать: если он бежит куда-то, то пусть это будет выполнением какого-то поручения. Помощь могут оказать подвижные игры с правилами, спортивные занятия. Самое главное – подчинить его действия цели и приучить достигать ее.
Если коррекционная работа с гиперактивным ребенком проводится настойчиво и последовательно с первых лет его жизни, то можно ожидать, что к 6-7 годам проявления синдрома будут преодолены. В противном случае, поступив в школу, гиперактивный ребенок столкнется с еще более серьезными трудностями. К сожалению, такого ребенка зачастую считают просто непослушным и невоспитанным и пытаются воздействовать на него строгими наказаниями в виде бесконечных запретов и ограничений. В результате ситуация только усугубляется, так как нервная система гипердинамичного ребенка просто не справляется с подобной нагрузкой, и срыв следует за срывом. Особенно сокрушительно проявления синдрома начинают сказываться приблизительно с 13 лет и старше, определяя судьбу уже взрослого человека.
Причины гиперактивности остаются недостаточно выясненными. Наличие факторов органического поражения ц. н. с. (пре- и перинатальной патологии, нейроинфекции, интоксикации, черепно-мозговой травмы) удается обнаружить не у всех больных. Установлено, что важная роль в развитии гиперактивности принадлежит генетическим факторам.
В ходе диагностической и коррекционной работы с гиперактивными детьми необходимо учитывать то, что гиперактивность может иметь внешнее сходство с целым рядом иных состояний: реакциями на психотравмирующие ситуации, неврозами, астено-невротическим синдромом при заболеваниях внутренних органов, психопатиями, гипоманией, задержками психического развития, аутизмом, шизофренией и др. Гиперактивность необходимо разграничивать также с нормальной, свойственной детскому возрасту повышенной двигательной активностью, а также индивидуальными особенностями темперамента ребенка.
2. Тренинг для гиперактивных детей
Цель: преодоление проявлений синдрома гиперактивности.
Задачи:
- способствовать установлению благоприятной атмосферы в коллективе;
- мотивировать на дальнейшее посещение тренингов;
- способствовать развитию внимания.
Данный тренинг рассчитан на детей с синдромом гиперактивности.
Возраст детей: 6-7 лет.
Количество детей в тренинговой группе – 6-8 человек.
Общее время тренинга: 30 минут.
Для эффективной коррекции недостатков личностного развития (гиперактивности) необходима серия подобных тренингов (например, в ноябре и марте, 1 раз в неделю).
2.1. План тренинга
№ | время | содержание | время | примечания |
1 | 1000- 1004 | Знакомство: Упражнение «Давайте, познакомимся!» | 4 мин | |
2 | 1004-1010 | Игра «Послушай тишину» | 6 мин | |
3 | 1010- 1018 | Игра «Что нового?» | 8 мин | |
4 | 1018-1025 | Упражнение «Порхание бабочки» | 7 мин | |
5 | 1025-1030 | Заключение. | 5 мин |
Оборудование: мячик (игрушка), колокольчик, доска, мел, стульчики на каждого ребенка, коврики на каждого ребенка, магнитофон с записью спокойной музыки.
2.2 Содержание тренинга
1. Знакомство:
Цель: познакомить детей друг с другом, снять напряжение в группе.
1.1. Ведущий: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Виктория Евгеньевна. Я очень рада видеть всех вас. Сегодня мы будем играть! Но для начала нам нужно познакомиться».
1.2. Игра «Давайте познакомимся». Все садятся в круг. Ведущий берет мячик и говорит: «Ребята, у каждого из нас есть имя и наши имена очень красивые. Сейчас мы будем по очереди их называть. Я говорю свое имя и передаю этот мячик соседу слева, у кого в руках мячик, должен назвать свое имя».
Когда мячик, пройдя по кругу, возвращается к ведущему последний говорит: «Какие у всех красивые и разные имена! А теперь будем называть друг друга ласково по имени».
Ведущий передает мячик ребенку слева и ласково называет его. Далее каждый ребенок, передавая игрушку соседу слева, ласково называет его по имени.
Необходимо следить, чтобы каждый ребенок был ласково назван.
2. Игра «Послушай тишину».
Цель: развитие внимания ребенка и умение владеть собой.
Содержание: Ведущий показывает детям колокольчик и говорит: «Ребята, сейчас мы будем играть в веселую игру «послушай тишину». По первому сигналу колокольчика вы начнете бегать по комнате, кричать, стучать. По второму сигналу вы должны быстро сесть на стулья и прислушаться к тому, что происходит кругом».
После проведения игры дети по кругу (по желанию) рассказывают, какие звуки они услышали.
3. Игра «Что нового».
Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.
Содержание: Дети садятся на стульчики напротив доски. Взрослый рисует мелом на доске любую геометрическую фигуру. К доске по очереди подходят дети и подрисовывают какие-либо детали, создавая картинку. Пока один ребенок находится у доски, остальные закрывают глаза, и, открывая их по команде взрослого, говорят, что изменилось.
Чем дольше длится игра, тем сложнее искать новые детали.
4. Упражнение «Порхание бабочки».
Цель: релаксация и развитие воображения.
Содержание: Дети ложатся на коврики на спинку, руки вытянуты вдоль туловища, ножки выпрямлены, слегка раздвинуты.
Звучит спокойная музыка, ведущий говорит: «Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите прекрасную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движениями ее крыльев. Они плавны и легки.
Теперь пусть каждый вообразит, что он – бабочка, и у него красивые большие крылья. Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного парения в воздухе.
А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую и пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат... и откройте глазки.
Мы снова в группе, мы хорошо отдохнули».
Дети (по желанию или по кругу) делятся впечатлениями от упражнения.
5. Заключение.
Цель: подвести итог занятия, узнать мнение детей о тренинге.
Дети садятся в круг. Ведущий просит их рассказать (по очереди), что понравилось, а что не понравилось в занятии.
Ведущий хвалит каждого ребенка.
Заключение
Никакая другая детская трудность не вызывает так много нареканий и жалоб родителей и воспитателей детских садов как гиперактивность, весьма распространенная в дошкольном возрасте.
Коррекционная работа с гиперактивным ребенком должна быть начата как можно раньше. Своевременность психологической помощи – главное условие ее успешности и эффективности.
Если коррекционная работа проводится настойчиво и последовательно с первых лет жизни ребенка, то можно ожидать, что к 6-7 годам проявления синдрома будут преодолены. В противном случае, поступив в школу, гиперактивный ребенок столкнется с еще более серьезными трудностями.
Неоспорима важность и необходимость комплексного подхода к воспитанию, обучению и коррекции поведения детей. Только в том случае, когда и педагоги, и родители, и психологи, и медики, совместными усилиями помогают ребенку, их помощь будет по-настоящему эффективной.
Литература
1. Большой психологический словарь. / Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 672 с.
2. Детская практическая психология: Учебник. / Под ред. Т.Д. Марцинковской. — М.: Градарики, 2000. — 255 с.
3. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001. – 190 с.
4. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 160 с.
Приложение
Коррекционные игры с гиперактивными детьми
«Клубочек»
Цель: обучение ребенка одному из приемов саморегуляции.
Содержание: Ребенку предлагается смотать в клубочек яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше и больше.
Взрослый сообщает ребенку, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только мальчик или девочка начинает его сматывать, так сразу же успокаивается.
Когда подобная игра станет для ребенка привычной, он сам обязательно будет просить взрослого дать ему «волшебные нитки» всякий раз, как почувствует, что он огорчен, устал или «завелся».
«Говори!»
Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.
Содержание: Скажите детям следующее: «Ребята. Я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: «Говори!»
Игра может проводиться как индивидуально, так и с группой детей.
«Золотая рыбка»
Цель: развитие быстроты реакции, способствовать развитию координации движений.
Содержание: Все участники встают в круг, плотно прижавшись друг к другу плечами, бедрами, ногами, взявшись за руки.
Это – сеть. Водящий – золотая рыбка – стоит в кругу. Его задача – выбраться из круга. А задача остальных – не выпускать рыбку.
Если водящему очень долго не удается выбраться из сети, взрослый может попросить детей помочь рыбке.
«Археология»
Цель: развитие мышечного контроля.
Содержание: Взрослый опускает кисть руки в ящик с песком или крупой и засыпает ее. Ребенок осторожно «откапывает» руку – делает археологические раскопки. При этом нельзя дотрагиваться до кисти руки.
«Маленькое приведение»
Цель: научить в приемлемой форме выплеснуть накопившийся у ребенка гнев.
Содержание: «Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши. «Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!».
«Сороконожка»
Цель: Научить детей взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива.
Содержание: Несколько детей (5-10 человек) встают друг за другом, держась за талию впередистоящего. По команде ведущего Сороконожка начинает сначала просто двигаться вперед, затем приседать, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями и выполняет другие задания. Главная задача играющих – не разорвать единую «цепь», сохранить Сороконожку в целости.
«Котик»
Цель: снятие эмоционального, мышечного напряжения, установление положительного эмоционального настроя в группе.
Содержание: Дети находятся на ковре. Под спокойную музыку дети придумывают сказку про котика, который: нежится на солнышке (лежит на коврике); потягивается; умывается; царапает лапками с коготками коврик и т.д.
«Броуновское движение»
Цель: развитие распределения внимания.
Содержание: Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает в центр круга теннисные мячики. Детям сообщают правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительные мячи. Смысл игры – установить командный рекорд по количеству мячей в круге.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности гиперактивных детей. Принципы взаимодействия с гиперактивным ребенком. Памятка «Как реагировать на сложные ситуации возникающие с гиперактивным ребенком».
Особенности гиперактивных детей. Принципы взаимодействия с гиперактивным ребенком. Памятка «Как реагировать на сложные ситуации возникающие с гиперактивным ребенком»....
Обучающий семинар для родителей с элементами тренинга "Внимание: гиперактивный ребенок!"
· помочь родителям понять характер взаимодействия с особым ребенком...
Тренинг с гиперактивными детьми в условиях СК
Цель: развитие навыков произвольности и самоконтроля научить детей.Задачи: - способствовать развитию внимания и воображения;- способствовать развитию координации движений и моторных навыков;- формиров...
Семинар с элементами тренинга «Внимание! Гиперактивный ребенок» презентация
ull;- помочь родителям понять характер взаимодействия с особым ребенком;•- обучить эффективным способам взаимодействия с ним.•- научить родителей приемам развития внимания, контроля над ак...
Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Гиперактивные дети.
Тренинг эффективного взаимодействия с детьми знакомит педагогов со следующей категорией детей - это гиперактивные дети. Материал тренинга позволит каждому педагогу ознако...
Программа когнитивно-поведенческого тренинга с гиперактивными детьми
В последнее время родители и воспитатели все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей дошкольного возрас...
Статья: "Гиперактивные дети, причины возникновения гиперактивности и борьба с гиперактивностью".
Статья: "Гиперактивные дети"....