Мой Язычок. Программа артикуляционной гимнастики
рабочая программа по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему
Для лучшего развития у ребенка развития его речевых способностей необходимо активно работать над звукопроизношением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnaya_gimnastika_moy_yazychok.docx | 18.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Мой Язычок. Программа артикуляционной гимнастики. Разработчик – воспитатель Олейникова Е.А.
День Язычка.
Проснулся утром Язычок Ой – Ой – Ой. К мамочке побежал бегом – Здравствуйте все! Доброе утро Язычок – сказала мама. Доброе утро, мамочка.! Давай делать зарядку! Ну-ка влево Язычок – чок, чок, чок. Ну-ка вправо Язычок – цок, цок, цок. Поиграем – ра, ра, ра. В садик нам с тобой пора! Песню весело споем – ла, ла, ла.
Кошку Мусю увидали – зашипели на нее – ши, ши, ши. Молочка ей наливали – вот лакай себе в тиши. Ши, ши, ши, ши. Умываться надо, Язычок. Вода журчит, как ручеек- с-с-с-с-с-с. Утро звенит за окном з- з- з- з. Язычок! Садись завтракать , зовет мама.
Какие вкусные блинчики, мама! Сказал Язычок. Ам- Ам- Ам. Хочу еще добавки – ням – ням – ням. А варенье малиновое – вкусное – облизывает губки Язычок. Справа – налево и слева направо. Попьем чайку – су – су – су.
Вытираемся салфеткой – показываем движения. И спасибо говорим. Спа-си-бо, мамочка!
Побежали наши ножки в детский садик по дорожке. Ток, ток, ток. Язычок обнял мамочку и чмокнул ее в щеку – чмок, чмок, чмок. Мамочка, я тебя люблю, но не буду скучать в саду. Ду-ду-ду. Я же быстро приду! Язычок – не скучай, помаши мне из окошка и беги, играйте с Гошкой.
Побежали мы играть - тук, тук, тук. Уронили стол и стул - бух, бух. Бух. Поднимали все опять – ух. Уууууух. Уууух. Заплясали ножки вдруг – Гошка, ты мой лучший друг. Ах. Ах.Ах. Задумался Язычок - ох, ох, ох. День наш в общем –то неплох. Вот сейчас пойдем гулять – Ура! Ура! Ура! Порезвится детвора! Будем бегать и играть! Ого –го! Буду Гошку догонять! Ого-го! Посчитаем всех ребят – раз – два – три – четыре – пять! Надо куртку одевать. Наклонился Язычок обувать свой башмачок – вверх, вниз, вверх, вниз.
Побежали на площадку – Эх – эх – эх. Будем там быстрее всех. И смеемся до упаду – Ха, ха, ха. Поиграем в «Курочку и петуха». Язычок играет с Гошкой – опять побегали немножко – ток, ток, ток. Построили в песке дорожку и устали понарошку. Захотели есть друзья. Язычок говорит, что первый съест обед – ам, ам, ам, ам. А дружок, что не будет спешить за столом – ням, ням. Ням. До обеда мыли руки, а вода журчит – с – с – с – с – с. Облизали вкусно губки. В предвкушении добавки. Пообедали охотно – еще, еще. И сказали всем – Спа – си – бо ! Ох, как хо-ро-шо.
Язычок идет тихонько, чтоб поспать и отдохнуть – ох, ох. Позевал совсем немножко – о- о- о- о. После сна наш Язычок вкусный пил кефирчик- чик, чик, чик. Облизал привычно губки справа – влево, слева- вправо.
Стали с Гошкой рисовать – табуретку и кровать. Но от усердия высунули язычки – у-у-у-у. Поспорили у кого лучше картинка. Раскрасили серединку. Мы не будем спорить – решили Язычок с другом. Мы ведь лучшие друзья – да - да – да – да. Наша дружба навсегда – да – да- да –да. Скоро мамочка придет – ой ой ой. И привычно позовет: Язычок – чок- чок – пойдем домой! Ты мой – мой – мой! А ты мамочка моя! Самая лю-би-мая!
Вот и кончился наш день. Солнышко садится в тень. Завтра будет новый день. Язычку болтать не лень!
Упражнения для детей средней группы.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Основным фундаментом при подготовке к постановке звуков является артикуляционная гимнастика.
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата, на начальном этапе, проводится в форме артикуляционной гимнастики для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.
Упражнение «Улыбнись».
1. Мы хотим сейчас признаться,
Все мы любим улыбаться.
Растягиваем губки,
За ними прячем зубки.
Методические рекомендации.
Удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видны.
Удерживать данную артикуляционную позу под счёт до 15.
Упражнение «Блинчик».
2. Блинчик вкусный и румяный
Испечёт на завтрак мама.
Раньше встанем мы с Серёжей,
Маме печь блины поможем.
Методические рекомендации.
Язык должен в течении всего упражнения оставаться широким и не дёргаться. Под счёт до 15.
Упражнение «Сердитая киска».
3. Выгнув спинку, злится киска,
киске нужен супчик в миске.
Выгнем язычок мы тоже,
Чтоб на киску был похож он.
Методические рекомендации.
Губы в улыбке, зубы видны.
Не выкатывать спинку языка наружу, держать язык в заданной позе в полости рта.
Упражнение «Горка».
4. Во дворе один Егорка
он из снега строит горку.
Мы конечно, тоже,
Все ему поможем. (Аналогично упражнению « сердитая киска».)
Упражнение «тигр».
5. Грозный тигр сердиться стал.
Показал он свой оскал.
Сделать все оскал мы сможем,
Чтоб на тигра быть похожим.
Методические рекомендации
Сильно растянуть губы в улыбке и обнажить
сомкнутые зубы (верхние и нижние) .
Упражнение «Птенцы».
6. Птенчики в гнезде сидят,
Очень громко все галдят.
Скоро мать, наверняка,
Принесёт им червяка.
Методические рекомендации.
Широко открыть рот, как можно дальше растянуть уголки губ.
Язык лежит во рту спокойно и неподвижно.
Упражнение «Дудка».
7. Губки каждый пусть сожмёт
И потянет их вперёд.
Получилась дудочка,
Дудочка – погудочка.
Следить, чтобы нижняя челюсть не выдвигалась вперед.
Упражнение «Чашка».
8. Взялся язычок за дело,
«Чашечку» он сделал смело
Ловко вверх подняться смог
Наш широкий язычок.
Методические указания.
1. Следить, чтобы работал язык, чтобы нижняя челюсть не помогала и не "не подсаживала" язык вверх, она должна быть неподвижной.
Упражнение «Грибок»
9. Под березой, под осиной
В красной шапке гриб красивый.
Подосиновик – грибок,
Полезай в наш кузовок.
Методические указания.
1. Когда открывается рот, следить, чтобы губы были не подвижны.
2. Открывать и закрывать рот, удерживая в верхнем положении под счет от 3-10.
Динамические упражнения
Упражнение «Часы»
1. На стене часы у нас,
Скажут всем, который час.
Когда вставать, когда гулять
И когда ложиться спать.
Методические рекомендации
1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
2. Язык при движении не должен задевать зубы.
3. Нижняя челюсть неподвижна.
Упражнение «Качелька».
2. Сделал дедушка качели,
На качели внуки сели.
Вверх – ух! Вниз – ух!
У всех захватывает дух!
Методические указания.
Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
Упражнение «Вкусное варенье».
3. Очень вкусное отличное
Съем варенье земляничное,
И широким язычком
Губки оближу потом.
Методические указания.
1. Следить, чтобы работал язык, чтобы нижняя челюсть не помогала и не "не подсаживала" язык вверх, она должна быть неподвижной.
2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
Упражнение « конфетка».
4. Я конфетку за щеку
Спрятать быстренько смогу.
Угадайте, детки,
Где сейчас конфетка?
Методические рекомендации.
Следите, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.
Следите, чтобы язык максимально выталкивал щеки.
Нижняя челюсть неподвижна.
Упражнение «Индюк».
5. Во дворе индюк хохочет,
Испугать детей он хочет.
Хоть его боимся, всё же
Сделать так сумеем тоже.
Методические указания.
1. Следить, чтобы кончик языка был широким, не сужался.
2. Чтобы движения языком вперед были вперед - назад, а не из стороны в сторону.
3. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед.
Методические указания.
Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
Упражнение «Лошадка».
6. Что за цокот раздаётся?
То лошадка к нам несётся.
На лошадку мы глядим,
Так же цокать все хотим:
- Цок - цок – цок, цок – цок – цок.
Наш зацокал язычок.
Методические указания.
1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.
2. Нижняя челюсть не должна двигаться, работает только язык.
3. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т. е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.
Упражнение «Дятел».
7. Дятел на сосне сидит.
Клювом дерево долбит.
Он найдёт, наверняка,
И жука, и червяка:
Д – Д – Д – Д – Д…
Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой ударять по бугоркам (альвеолам) за верхними зубами, произнося звуки: «д-д-д-д) .
Методические указания.
1. Рот должен быть все время приоткрыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык
2. Следить, чтобы звук Д носил характер четкого удара, а не хлюпал.
3. Кончик языка не должен подворачиваться.
4. Звук Д нужно производить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.
Упражнение «Почистим зубки».
8. Мы по зубкам язычком
Влево, вправо проведём.
Мы с зубною щёткой дружим,
Стоматолог нам не нужен.
Методические указания.
1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.
3. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что такое "Артикуляционная гимнастика" или просто "Гимнастика для язычка"
Мы выполняем гимнастику для рук и ног, чтобы они стали сильными и ловкими. Такая же гимнастика необходима и для речевых органов....
Буклет: памятка для родителей "Раз, два, три, четыре, пять - будем с Язычком играть!" (артикуляционная гимнастика для малышей)
Артикуляционная гимнастика имеет большую роль в становлении и коррекции звукопроизношения у детей. Предлагаю памятку для родителей по выполнению артикуляционных упражнений, которые представлены ввиде ...
«Сказка про весёлый язычок» Комплекс артикуляционной гимнастики
Любой из нас пришёл на свет на этот мирТворить добро, надеяться, любить,Смеяться, плакать, но при всём при этомДолжны мы научиться ГОВОРИТЬЦель мастер-класса: передача опыта путем прямого и комментиро...
Я учу язычок говорить. (артикуляционная гимнастика).
В коррекции нарушений произносительой стороны речи очень важное значение имеет артикуляционная гимнастика. Детям часто трудно усвоить движения для выработки верхнего подъёма,на переключаемость движени...
Тренируем язычок или артикуляционная гимнастика
Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки "С", ...
План работы по теме самообразования «Сказки о Веселом Язычке, или артикуляционная гимнастика как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста».
В настоящее время с вступлением федерального государственного образовательного стандарта, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.Дошкольный возраст — э...