Индивидуально-дифференцированный подход при организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
презентация по коррекционной педагогике на тему
Презентация к семинару-практикуму для педагогов ДОУ компенсирующего вида "Реализация индивидуально-дифференцированного подхода при организации коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением интеллекта".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualno-differentsirovannyy_podhod.ppt | 244 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Индивидуально-дифференцированный подход к обучению детей или Учить по-разному, любить по-разному
Алексей Николаевич Граборов (1885-1949), русский олигофренопедагог Характеристики индивидуального подхода: первый - учащийся не выпадает резко из фронтальной работы и в принципе может усваивать программу, но с применением особых методов и заданий; второй - из-за глубокого дефекта наблюдается резкое выпадение ребёнка из фронтальной работы, и усвоение программы идёт на ином уровне. Для таких детей составляются индивидуальные планы по отдельным предметам, которые они не усваивают.
Особенности обучения детей с нарушением интеллекта 1. Индивидуальный и дифференцированный подход. 2. Сниженный темп обучения. 3. Структурная простота знаний и умений. 4. Повторяемость. 5. Самостоятельность и активность ребёнка в образовательном процессе. 6. Комплексный подход к обучению и воспитанию.
Индивидуализация обучения - организация учебного процесса, при которой выбор способов, приёмов и темпа обучения учитывает различия индивидуальных особенностей детей, что позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ребёнка.
Дифференциация обучения - организация учебного процесса с учётом индивидуально-типологических особенностей личности в форме деления учащихся и воспитанников на группы и различного построения процесса обучения (содержание, методы, формы обучения) в выделенных группах.
Виды дифференциации: по уровню возрастных возможностей предполагает учёт различий между паспортным и биологическим возрастами ребёнка; по психологическим особенностям личности предполагает учёт особенностей познавательных процессов детей: мышления, памяти, внимания и т.д.; по степени обученности, уровню выработанных навыков предполагает задания, устраняющие пробелы в знаниях; по характеру познавательной деятельности предполагает задания различного уровня сложности, дозирование помощи; по специальным способностям : познавательным, художественным, музыкальным, коммуникативным и т.д.; по интересам и склонностям проявляется в выполнении творческих, исследовательских заданий в соответствии со своими интересами и склонностями; по характеру нейропсихологических особенностей : правополушарники и левополушарники.
Принципы Индивидуальный подход систематическое изучение каждого ребёнка; постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым ребёнком; выбор и применение наиболее эффективных средств индивидуального подхода к ребёнку; фиксация и анализ полученных результатов; постановка новых педагогических задач. Дифференцированный подход изучение учебной деятельности ребёнка и ведущих качеств личности; ориентация на особенности динамики познавательного процесса ребёнка; опора на сохранные свойства психики проблемного ребёнка; применение решения задач на предупреждение ошибок обучения; продуктивность познания коррелируется с интересом к уроку (занятию).
Показатели психолого-педагогической диагностики индивидуальных особенностей ребёнка 1. Физическое развитие: - динамика физического развития (анамнез); - состояние слуха, зрения; - особенности развития двигательной сферы, общей моторики; - координация движений (походка, жесты, равновесие, темп движений); - особенности работоспособности. 2. Познавательная сфера: - особенности восприятия (величина, форма, цвет, пространство, время); - особенности памяти, преобладание типа памяти; - особенности внимания (объём, устойчивость, произвольность); - особенности мышления (уровень владения мыслительными операциями); - особенности речи (произношение, словарный запас, сформированность фразовой речи, грамматического строя, просодической стороны речи). 3. Отношение к учебной деятельности, особенности мотивации: - особенности отношений "воспитатель - воспитанник" (реакция на замечания, осознание неуспеха, отношение к неудачам, отношение к похвале); - способность контролировать собственную деятельность по наглядному образцу, словесной инструкции, алгоритму, особенности самоконтроля; - умение планировать свою деятельность. 4. Особенности эмоционально-личностной сферы: - способность к волевому усилию; - преобладающее настроение; - внушаемость; - наличие аффективных вспышек, фобических реакций; - отношение к себе, особенности самооценки; - отношения с окружающими и т.д. 5. Особенности усвоения знаний, умений, навыков по программе.
Этапы психолого-педагогической диагностики Ориентировочный этап самостоятельных проб в овладении каким-либо знанием, умением – выявляется отношение ребёнка к предложенному заданию, степень его заинтересованности и уровень результативности самостоятельных попыток решения новой задачи. Этап восприимчивости к помощи – происходит собственно обучение, начиная от стимулирующих и организующих воздействий до полного его результата, фиксируется характер и количество оказываемой помощи. Этап логического переноса – тестируется результат обучения, способность к переносу.
Обучаемость: умение работать по образцу, инструкции, умение работать самостоятельно, потребность в помощи, восприимчивость к помощи педагога, характер оказываемой помощи, - необходимое для выполнения задания количество «уроков», - способность переноса способа действия на аналогичные задания.
Приёмы дифференцированного подхода Неспецифические: положительно-эмоциональный фон, доброжелательность, доступность знаний, применение наглядности, опора на имеющиеся знания и опыт, использование различных анализаторов для лучшего осмысления, разные варианты заданий и упражнений. Варианты заданий по: - степени сложности из-за глубины дефекта; -объёму с учётом уровня работоспособности; -форме выполнения с учётом разной степени сформированности динамического стереотипа; -степени желательности и обязательности. Специфические: повторение, закрепление, учёт темпа восприятия, наводящие вопросы, расчленение сложного, не торопить в обдумывании, учить умению видеть главное, поэтапное формирование действия (совместные действия, подражание, действие по образцу, действие по инструкции), создание оптимального уровня требований, чередование труда и отдыха, частое переключение видов деятельности.
Виды педагогической помощи Стимулирующая помощь предъявляется в виде эмоционального настроя на выполнение задания, предложения подумать, проверить результат своей работы. Организующая помощь предполагает уточнение и разъяснение инструкции к заданию. Направляющая помощь предусматривает проведение ориентировки в задании, планирования предстоящих действий, может включать смысловые опоры, обеспечивая наглядный план умственных действий. Обучающая помощь предъявляется в виде указаний, определяющих последовательность хода решения, подробного описания алгоритма выполнения задания.
Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексно-тематический подход в организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.
Методические рекомендации для воспитателей ДОУ в организации воспитательно-образовательного процесса и планирования своей деятельности....
Комплексно-тематический подход в организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.
Методические рекомендации для воспитателей ДОУ в организации воспитательно-образовательного процесса и планирования своей деятельности....
Современные подходы при организации воспитательно-образовательного процесса в группе раннего возраста в период адаптации
Основная цель при организации воспитательно-образовательного процесса в группе раннего возраста в период адаптации - создание благоприятных условий для наиболее безболезненного привыкания ребенк...
Презентация "Деятельностный подход при организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду
Презентация...
Системно-деятельностный подход к организации воспитательно-образовательного процесса
Системно-деятельностный подход к организации воспитательно-образовательного процесса предполагает использование определённых форм взаимодействия взрослого и ребенка в процессе воспитани...
Инновационные подходы к организации воспитательно образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО
Улучшение образовательного процесса в соответствии с ФГОС ведет по цепной реакции к улучшению профессиональной компетентности современного педагога, работающего в ДОО. Одним из показателей профессиона...
КПК "Инновационные подходы к организации воспитательно-образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО"
КПК "Инновационные подходы к организации воспитательно-образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО"...