Программа ДПО "Песочный островок" 3-5 лет
рабочая программа по коррекционной педагогике на тему
Для создания условий для организации благоприятной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения мной была разработана программа, направленная на психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста с использованием песка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dpo_pesochnyy_ostrovok.docx | 78.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 179» города Чебоксары Чувашской Республики
Рассмотрено: Педагогическим советом МБДОУ « Детский сад № 179» г. Чебоксары Протокол № ______ от _______________ | Утверждаю: Заведующий МБДОУ «Детский сад№ 179» г. Чебоксары _______________________А.В. Улисова Приказ № ______ от_________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
по развитию и коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста с использованием песка
на период с 1 сентября 2017 года по 31 мая 2018года
«Песочный островок»
Вид программы модифицированная
Направление социально-личностное
Возраст обучающихся 2,5-4 года
Срок освоения учебный год
Объем курса 18 часов
Составитель: Иванова Мария Владимировна,
педагог-психолог
Чебоксары 2017
Содержание рабочей программы:
- Пояснительная записка
- Содержание рабочей программы
- Прогнозируемые результаты
- Учебно - тематический план
- Учебно-методическое обеспечение
- Рекомендации по организации обучения и организации предметно-развивающей среды
- Список литературы
- Приложения
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка
Период дошкольного детства является периодом интенсивного развития ребенка. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей в значительной степени зависит от уровня эмоционально-волевой и познавательной сфер. Одной из составляющих развития познания и эмоций является сенсорное развитие и развитие микромоторики. Для улучшения сенсорного развития ребенка необходимо разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду.
Дети раннего возраста деятельны, любопытны, искренни, забавны. Наблюдать за ними - одно удовольствие. Когда ребенку хорошо и спокойно, он быстро развивается. Что для этого нужно? Прежде всего - обеспечить внутреннее эмоциональное благополучие малыша.
С учётом важности всего вышесказанного и для создания условий для организации благоприятной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения мной была разработана программа, направленная на психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста с использованием песка.
Изучив методическую литературу по развивающим играм детей раннего возраста с использованием песка, я решила адаптировать практический материал к условиям нашего детского сада и создала свою модифицированную программу.
- Актуальность выбранной темы, преемственность.
Сегодня игра с песком становится все более популярной. Песочные игры для детей– это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.Песок является универсальным строительным материалом, с его помощью можно быстро реализовать свои идеи, выстроить замок, слепить фигуру, придумать и воплотить в жизнь новую идею.
Активно стала использоваться и песочная терапия в детском саду. Работа с песком успокаивает (особенно тревожных и гиперактивных детей) – в нем как будто содержится живительная солнечная энергия, которая подзаряжает нас позитивными эмоциями.
Пескография является одним из направлений арт-терапии. Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у детей положительные эмоции, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру ребенка. При создании тех или иных композиций здесь не нужны художественные навыки, как в рисовании. Акцент на занятиях делается не на «правильное» рисование, а на самовыражении, выплеске негативных эмоций, получении моря положительных эмоций, развитии уверенности в себе.
Пескография развивает сенсорно – перцептивную сферу, раскрывает творческий потенциал, формирует коммуникативные навыки. Хорошо известна практика рисования для развития мелкой моторики рук, которая взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Сухой песок можно использовать в песочной анимации, дошкольник сможет проявить свои художественные таланты. При помощи песочной анимации в работе с детьми дошкольного возраста, психолог детского дошкольного учреждения может спокойно распознать имеющиеся проблемы каждого из детей, так как рисунки на песке являются подсознательно всплывающими образами ребёнка.
В Японии мастера дзен-буддизма всегда использовали песок для выражения философских идей. Японцы рассматривают песок как символ течения жизни. Песок обычно ассоциируется с водой: причудливая последовательность мелких и крупных завитков, остающихся на песке, если провести по нему граблями, напоминает игру ветра и волн.
Песочные игры позволяют получить опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, дети учатся слушать и слышат другого (формирование эмпатии), формируют и развивают познавательный интерес, способность к логическому мышлению, психические процессы: мышление, внимание, память, восприятие, речевые функции.
Песочная терапия в игре с песком и водой для детей может стать лекарством от ряда заболеваний, помощником в решении затруднительных вопросов, оказать благотворное влияние на их психоэмоциональное состояние, что немаловажно в процессе развития ребенка.
- Цель: развитие и коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста с использованием песка через формирование психологической защищенности и внутренней эмоциональной раскрепощенности.
- Задачи:
- создать условия для организации благоприятного развития детей раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.
- стабилизировать эмоциональное состояние ребенка;
- вызвать состояние покоя, чувство уверенности в себе, защищенности и возможности побыть самим собой;
- формировать позитивное отношение к своему «Я» и к сверстникам
- развивать навыки социального поведения;
- совершенствовать умения и навыки практического общения, используя вербальные и невербальные средства;
- способствовать проявлению эмпатии;
- развивать фантазию и образное мышление;
- развивать мелкую моторику;
- побуждать детей к активным действиям и концентрации внимания;
- Законодательно-нормативное обеспечение программы:
- Закон РФ «Об образовании»
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» октября 2013 г. № 1155
- Устав ДОУ
- Программа развития ДОУ
- Положение о дополнительных услугах в ДОУ
- Правила и нормы охраны труда, жизни и здоровья детей.
Программа разработана в соответствии с Письмом Минобрнауки от 11.12.2006 г. № 06 -1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» для муниципального бюджетного дошкольного образовательногоучреждения «Детский сад №179» города Чебоксары Чувашской Республики, которое реализует общеобразовательную «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой.
- Принципы, направления
При разработке программы учитывались следующие принципы:
Игровая деятельность
- формировать желание действовать с различным игровым материалом, развивать игровые умения;
- побуждать детей к самостоятельной игре, вызывая эмоционально положительный отклик на игровое действие;
- учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям в театре на песке.
- в сюжетных играх в песочнице воспитывать творческую самостоятельность.
Эмоционально – волевое
Используя песочницу позитивно влиять на эмоциональное проявление самочувствия детей:
- снизить уровень нервно – психического напряжения;
- способствовать возникновению положительных эмоций.
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, формировать навыки игрового взаимодействия;
- помочь приобрести опыт, посредством обыгрывания игровых ситуаций, самостоятельного разрешения конфликтов;
- развивать умение слушать и слышать друг друга.
Сенсомоторное
Создавая игровую среду в песочнице:
- знакомить детей с предметами и объектами ближайшего окружения;
- учить детей рассматриванию предметов, используя различные виды восприятия: зрительное, тактильное, слуховое, звуковое;
- учить детей воспринимать предметы, выделяя их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве);
- развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходства и различия;
- совершенствовать координацию рук и глаза; развивать мелкую моторику рук в действии с предметами.
ФЭМП (формирование элементарных математических представлений)
Посредством игр и игровых упражнений с песком:
- формировать у детей дошкольного возраста элементарные математические представления о множестве, числе, величине, форме, пространстве;
- учить навыкам счета, вычислениям, измерениям;
- помочь детям овладеть математической терминологией: называние цифр, числа, употребление числительных.
Развитие речи
Работу по развитию речи осуществлять через специально организованную среду, с использованием песочницы, по следующим направлениям:
- развивать точность понимания речи;
- способствовать развитию артикуляции звуков, вызывая речевые подражания;
- обогащать, уточнять и активизировать словарь детей, используя употребление существительных, глаголов, предлогов и наречий, качественных и количественных прилагательных;
- используя фигурки настольного театра, привлекать детей к связному изложению отрывков из знакомых сказок и речетворчеству;
- используя игры – инсценировки в создании песочной картины, формировать диалогическую и монологическую речь;
- пробудить речевую активность; умение ребенка вступать в разговор, поддерживать беседу, делиться своими впечатлениями и переживаниями.
В течение занятия можно выяснить:
• уровень развития речи (звукопроизношение, грамматический строй речи, лексику), если ребенок говорящий;
• уровень развития игровой деятельности (игрушки просто набросаны в песочнице, присутствует простой сюжет или развитие сюжета);
• эмоциональное развитие (как выражает эмоции, их адекватность ситуации, устойчивость);
• стиль семейных отношений (диалоги между героями);
• уровень развития таких психических процессов, как произвольная и непроизвольная память (помнит ли, где стояли игрушки), восприятие формы, цвета, размера;
• устойчивость и распределение внимания, работоспособность;
• воображение (сказочный сюжет, его развитие, разнообразие героев и т. п.).
- Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
- словесные методы: объяснение, беседа, рассказ;
- практические методы: работа с песком, водой, кисточками, трафаретами, игрушками;
- игровые методы: перевоплощение, фантазирование, живая наглядность;
- наглядные методы: показ примера выполнения действий.
- Прогнозируемые результаты.
Работа по программедополнительного образованияпо развитию и коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста с использованием песка «Песочный островок» позволяет достичь следующих результатов:
- игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей: снимает стрессовые состояния, снижает уровень нервно-психического напряжения, поднимает общий эмоциональный тонус, способствует возникновению положительных эмоций;
- дети легче и быстрее осваивают образовательные ориентиры основной образовательной программы ДОУ
- песочные игры позволяют получить опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, дети учатся слушать и слышат другого (формирование эмпатии);
- игры с песком и водой позволяют формировать и развивать познавательный интерес, способность к логическому мышлению;
- в игре с песком и водой у детей формируются психические процессы: мышление, внимание, память, восприятие, речевые функции;
- в песочнице создаются дополнительные возможности развития сенсомоторных функций, особенно тактильной чувствительности.
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Учебно - тематический план.
Месяц | № недели | Песочная игротерапия в центре «Песка и воды» | Пескография | ||
Сентябрь | 1 | Тема: Знакомство с песочным гномиком. П/г «Прятки» (игра лицевых мышц в соответствии с эмоциями) | |||
Сказка про песочного гномика. Знакомство с материалом, правилами его использования. Дети дотрагиваются (здороваются) с песком разными способами: - пальцами одной и другой руки; - сжимают в кулачке; - всей ладошкой и тыльной стороной, - перетирают между ладонями, пальцами. Задачи:
| Знакомство с песком на световом столе, с подсветкой 16 цветов, с правилами его использования. Задачи:
| ||||
2 | Диагностика эмоционально-волевой и познавательной сферы | ||||
3 | Тема: «Солнышко». П/г «Холодно-жарко» (напряжение и расслабление мышц туловища) | ||||
«Песочные прятки». В песке прячут мелкие игрушки и предметы. Когда ребенок нащупал, он должен попробовать назвать то, что нашел, только затем вынимать его из песка. Задачи:
| Рисование лучиков солнышка на полотне прямыми линиями. Задачи:
| ||||
4 | Тема: «Дождик». Пальч/г «Дождик-дождик, кап-кап-кап..»(напряжение и расслабление кисти рук, пальцев) | ||||
В центре «Песка» дети медленно, а затем быстро пересыпают песок из своего кулачка в песочницу, на свою ладонь, на ладонь взрослого, на ладонь сверстника. В центре «Воды» дети макают пальцы в воду и капают на песок. Задачи:
| Рисование на поверхности дождика различными способами: - насыпью, - на целом полотне пальцами. Задачи:
| ||||
Октябрь | 1 | Тема: «Заготовки на зиму». П/г «Сладкое-кислое-соленое» (напряжение и расслабление мышц лица) | |||
Знакомство с овощами. «Чей след?» - отгадать отпечаток овоща на песке. Задачи:
| Знакомство с фруктами и ягодами. «Продолжи рисунок». Рисование симметрично образцу контура фрукта или ягоды. Задачи:
| ||||
2 | Тема: «Домашние животные» П/г «Кто у бабушки живет?» (снятие психофизического напряжения) | ||||
«Где кто живет?». Гуси, утки в воде, остальные на земле - песке. Задачи:
| Рисование домашних животных при помощи трафаретов методом насыпи песка. Задачи:
| ||||
3 | Тема: «В лесу». П/г «Лесные жители» (снятие психофизического напряжения) | ||||
В центре «Песка» дети погружают руки в песок, изображая кротов, откапывают свои пальцы, потом пальцы взрослого, затем пальцы сверстников. Задачи:
| Дети рисуют необыкновенные следы: медвежат – кулачками, зайчат – пальчиками, змеек – ребром, пальцами, жучков-паучков – имитация, своего придуманного животного. Задачи:
| ||||
4 | Тема: «Веселые грибочки» П/г «Салют» (снятие эмоционального напряжения) | ||||
Расстановка грибов различных по величине и форме по песку в симметричном порядке. Задачи:
| Рисование грибочков с помощью трафарета. Задачи:
| ||||
Ноябрь | 1 | Тема: «Ветер-ветер, ты могуч» Аутогенная тренировка и дыхательная гимнастика на общее расслабление. | |||
В центре «Песка» дети учатся дуть на песок через трубочку так, чтобы не заглатывать его, а в центре «Воды» - на воду, создавая образ ветра. Сравнивают свойства песка и воды, учатся управлять вдохом-выдохом. Задачи:
| «Прятки» с трубочками. Рисунок, закопанный в песке, нужно найти при помощи трубочки, выдувая через нее воздух. Задачи:
| ||||
2 | «Деревья». П/г «Деревья» (напряжение и расслабление мышц рук) | ||||
Рисование листьев на дереве при помощи приклеивания цветного песка. Задачи:
| Детирисуют веточки деревьев на песке. Задачи:
| ||||
Тема: «Вместе весело играть». П/г «Дружба» (снятие психофизического напряжения) | |||||
«Песочные прятки» с кисточкой. В песке прячут мелкие игрушки и предметы, ищут и называют их. Задачи: 1) Развивать воображение; 2) Развивать коммуникацию детей | Рисование общей картинки на полотне при помощи трафаретов с изображением животных и растений. Задачи: 1) Развивать воображение; 2) Формировать умение рисовать при помощи трафаретов, ссыпая песок из контура изображения. | ||||
3 | Тема: «Транспорт» П/г «Едем, плывем, летим» (напряжение и расслабление ног и рук) | ||||
«Где что ездит?». Определение вида транспорта (машина и поезд на земле - песок, корабль в воде, самолет в воздухе). Задачи: 1) формировать знания о транспорте; 2) продолжать развивать сенсорные способности. | «Путешествие». Дети поочередно «ходят» пальчиками по песку по инструкции взрослого. Задачи: 1) Развивать воображение; 2) формировать пространственные представления «верх-низ», лево-право», «над-под», из-за – из-под», «центр-угол». | ||||
4 | Тема: «Наш детский сад» Пальч/г «Мы делили апельсин» | ||||
Создание площадки «Наш детский сад». Дети в свободной форме оформляют общую площадку в центре «Песка и воды». Задачи:
| «Красивые ладошки». Дети украшают свой след от ладошки на песке камушками, цветочками, кусочками ткани. Задачи:
| ||||
Декабрь | 1 | «Снежок». Игр/релаксация «Бой снежками» (снятие эмоционального напряжения) | |||
Игры в «снегу» из пены. Задачи:
| Рисование падающего снега, снежинок (на целом полотне, насыпью) при помощи пальцев, мячиков-ёжиков Задачи:
| ||||
2 | «Узоры от мороза». П/г «Замерзли наши ручки» (растирание ладоней, пальцев, рук) | ||||
Наблюдение за льдом. Задачи:
| Рисование снежинки по образцу, узоров (волнистые линии). Задачи:
| ||||
3 | «Елочка». Самомассаж ладоней шишкой «Мишка косолапый». | ||||
«Пальчиковый поход» за елочкой. Дети с закрытыми глазами «путешествуют» по песку в поисках игрушек – деда Мороза, снеговика, елочки. Надо найти елочку. Задачи:
| Рисование елочной веточки разными способами (на целом полотне, насыпью). Задачи:
| ||||
4 | «Скоро-скоро Новый год». Игр.упр. «А у дедушки Мороза» | ||||
Рисование елочных игрушек цветным песком. Задачи:
| Рисование новогодних елочных игрушек по трафарету. Украшение дополнительными деталями (камушки, палочки, кусочки ткани). Задачи:
| ||||
Январь | 2 | «Эмоции». Релаксация «Ласковый мелок» (снятие зажимов, развитие тактильности) | |||
Знакомство с персонажами - друзьями Ах и Ох.Раскрашивание воды разными цветами в соответствии с эмоциями. Задачи:
| «Разговор с руками». «Оживление» следа ладони с помощью деталей, обыгрывание: какие ладошки, как их зовут, что любят делать, чего боятся? Задачи:
| ||||
3 | «Эмоции. Испуг-удивление». Упражнение «Испуг-удивление-расслабление» (эмоциональная разгрузка) | ||||
Представление сказки про друзей Ах и Ох. Ситуация - находка. Игра «Прятки». Задачи:
| Рисование своего страха. Необходимо подарить подарок страху, чтобы он успокоился. Задачи:
| ||||
4 | «Эмоции. Злость-обида».Упражнение «Злость-обида-расслабление» (эмоциональная разгрузка) | ||||
Представление сказки про друзей Ах и Ох. Ситуация - поссорились. Сжимание и разжимание влажного песка в кулаке. Упражнение «Поделись песком». Вывод - злость и обида не приносят пользы. Поиск конструктивных способов выражения этих эмоций. Задачи:
| Рисование маски Злость. Что нужно сделать или сказать маске, чтобы она превратилась в Радость? Задачи:
| ||||
Февраль | 1 | «Эмоции. Спокойствие-отвращение». Упражнение «Спокойствие-отвращение-расслабление» (эмоциональная разгрузка) | |||
Представление сказки про друзей Ах и Ох. Ситуация – испачкался. Пускание корабликов в воду. Задачи:
| Нанесение песка ровным слоем на поверхность стола. Задачи:
| ||||
2 | «Эмоции. Радость-грусть». Игр/релаксация «Подарок» | ||||
Представление сказки про друзей Ах и Ох. Ситуация - день рождения Ох. Фокусы – тонет-не тонет. Задачи:
| Рисование коробки (квадрат, прямоугольник) подарка для своего друга. Что приносит радость? Задачи:
| ||||
3 | Тема: «Семья». Упражнение с мячом «Кого я люблю» (эмоциональный настрой) | ||||
Составление и обыгрывание композиции на тему «Моя семья». Задачи:
| Рисование домика из элементарных фигур. Задачи:
| ||||
4 | Тема: «Папин праздник». Массаж в парах «Рельсы-рельсы» (расслабление мышц спины) | ||||
Рисование цветным песком подарка для папы на трафарете– флаг России. Задачи:
| Рисование колес к танку, крыльев к самолету, железной дороги для поезда. Задачи:
| ||||
Март | 1 | «Женский день». П/г «Как мы маме помогали» (напряжение и расслабление мышц корпуса тела) | |||
Рисование цветным песком подарка для мамы на трафарете. Задачи:
| Рисование стебля и листьев для цветов. Задачи:
| ||||
2 | «Весенние цветы».Релаксация «Цветок» (дыхание ипальцы рук) | ||||
Составление и обыгрывание композиции на тему «Цветочная полянка». Задачи:
| Рисование одуванчика линиями от центра к краю с соблюдением пропорций. Задачи:
| ||||
3 | «Птичка-невеличка». П/г «Перышко» (дыхание, мышцы рук) | ||||
Игра «Найди червячка». В песке среди игрушек надо найти червячка. Задачи:
| Рисование формы яйца различными способами (на целом полотне, насыпью) Задачи:
| ||||
4 | Тема: «Морское путешествие». Гимнастика для глаз (снятие напряжения глаз) | ||||
Игра «Рыбалка» в центре «Воды». Координация движений, соотношение величин и видов морских обитателей. Задачи:
| Игра «Рыбалка» в центре «Воды». Координация движений, соотношение величин и видов морских обитателей. Задачи:
| ||||
Апрель | 1 | Тема: «Песочные строители». Гимнастика для глаз (снятие напряжения глаз) | |||
На увлажненном песке дети расселяют игрушки в нарисованных на песке домиках. Например, для мышки нужна норка, для медведя холмик. Зайчик живет в круглом домике, а лиса в квадратном (при помощи трафарета). Задачи:
| Рисование геометрических фигур, называние их форм и цветов. Задачи:
| ||||
2 | «Космос». Игр./гимнастика «Считалочка-бормоталочка» (внимание, разминка рук, ног) | ||||
Игра с планетами в воде-«космосе». Задачи:
| Коллективное рисование космоса с трафаретами и без них (звезды, планеты, ракеты). Задачи:
| ||||
3 | «Пасха». П/г «Маленькая птичка» (снятие эмоциональное напряжения) | ||||
Игра «Секретики» Что спрятано в песке? В песке прячутся любые игрушки, при этом тайник помечается, дети откапывают «секретик», а потом делают похожий. Задачи:
| Рисование узоров двумя руками на форме яйца. Симметричное выполнение узоров двумя руками. Задачи:
| ||||
4 | «Формы». Игр./релаксация «Скульптура» (снижение мышечного напряжения) | ||||
Лепка из влажного песка различных форм. Задачи:
| Рисование фигур круг, овал, квадрат, треугольник по трафарету и без него. Задачи:
| ||||
Май | 1 | «Размер». П/г «Мы растем-растем-растем» (растяжение мышц спины) | |||
С/р игра в парах «Маленький – большой» на песке. Транзакционная коммуникация. Задачи:
| Рисование предметов различной величины, сравнение. Задачи:
| ||||
2 | «Радуга». П/г «Кисло-сладко» (мышцы лица) | ||||
Рисование на воде радуги, опыты. Задачи:
| Рисование цветным песком радуги на трафарете. Задачи:
| ||||
3 | «Паучок». Релаксация «Клубочек» (напряжение и расслабление пальцев рук, саморегуляция) | ||||
Прятки с паучком. Детям нужно найти паучка в песке. Задачи:
| Рисование паука. Составление узора паутины. Задачи:
| ||||
4 | Диагностика эмоционально-волевой и познавательной сферы |
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
- Условия реализации:
Наполняемость – 6 человек.
Программа предназначена для коллективной работы с детьми. Но упражнения рассчитаны на осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к обучению детей с разным уровнем подготовки и разными способностями.
Направленность программы по коррекции и развитию детей раннего возраста; по функциональному предназначению является специальной (организация адаптационного периода детей раннего возраста); по форме организации – групповой; по времени реализации — на учебный год.
Форма обучения: групповая.
НОД в соответствии с программой проводятся 2 раза в неделю. Первое занятие в неделю – «Пескография», второе занятие – игра в «Центре песка и воды». Продолжительность НОД в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.2660-10 (изм. от 2.01.2016г.) устанавливается в пределах 15 минут для детей 3-4 лет.
Занятие | Длительность занятия | Количество занятий в месяц | Объем нагрузки в месяц | Всего занятий в год |
Пескография | 15 минут | 4 | 60 минут | 36 (540 минут, 9 часов) |
Центр песка и воды | 15 минут | 4 | 60 минут | 36 (540 минут, 9 часов) |
Итого | 30 минут в неделю | 8 | 120 минут | 72 (1080 минут, 18 часов) |
- Учебно-методическое обеспечение
На занятиях используются:
1) световой стол для рисования песком с 16 подсветками;
- центр «Песка и воды»;
- очищенный и прокаленный речной песок;
- фигурки зверей, людей, предметов быта, растений и пр.
- шаблоны-трафареты с изображением животных, овощей и фруктов, рыб;
- кисточки;
- конусы для создания мокрого песка «Fix-price»;
- Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. — СПб., 2005
- Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников // Психолог в детском саду №3-2006.
- Форма подведения итогов:
1.Мониторинг развития познавательной и эмоциональной сферы детей.
2.Открытый показ организованной деятельности по дополнительному образованию для родителей и педагогов.
3.Фотоотчет.
- Рекомендации по организации обучения и организации предметно-развивающей среды
При организации образовательного процесса следует учитывать следующие моменты:
- согласие и желание ребенка;
- у детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках;
- на фоне занятия может использоваться классическая расслабляющая спокойная музыка или по настрою ситуации;
- руки необходимо мыть до и после занятия;
- очистку песка от мусора, использованного материала, а так же желательно доверить самим детям, т.к. это дополнительная стимуляция мелкой моторики и воспитание КГН.
При организации рисования песком следующие моменты:
- при наличии одного стола на всех участников, соблюдать очередность при выполнении больших рисунков и узоров, вместе могут рисовать 3-4 ребенка, остальные наблюдают, рисуют параллельно на белой доске водным маркером (на мольберте мелком) или выбирают материал;
- доступ к столу должен быть со всех сторон, чтобы ребенок мог выбрать себе положение относительно полотна самостоятельно.
При организации игротерапии в центре «Песка и воды»следует учитывать следующие моменты:
- игротерапия проводится в основном с увлажненным песком;
- во время обыгрывания ситуаций при игротерапии необходимо давать высказаться каждому ребенку;
- установки не должны быть директивными;
- при затруднении предложить на выбор несколько фигурок, либо показать сперва свой пример игры на его участке песка, затем предложить ребенку составить свой.
Список литературы
- Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. — СПб., 1993—1995.
- Бережная Н.Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика №4-2006, №1-2007
- Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников // Психолог в детском саду №3-2006.
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочнаяигротерапия // Детский сад со всех сторон. — 2001. — № 8 (44).
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб2004.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005г.
- З.Мариэлла Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница.(адапт.перевод с англ. Качанова И.А.) – М.: ИНТ, 2010 – 94с.
- Игры с песком. // Школьный психолог №6-2006.
- Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития // Дошкольная педагогика №3-2005.
- Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. — СПб., 2005
- Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения. — Ростов-на-Дону, 2004.
Приложения
Примеры выполнения линий и фигур
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И...
Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа. Программа для установки через интернет
lt;div class="uchmag_main_162014"><div class="uchmag_table"><div class="uchmag_td_c" align="center"><a target="_blank" href="http://www.uchmag.ru/estore/e241522/?partner=507"><...
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)
Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....
Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет
В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...