Программа ДПО "Песочный островок" 3-5 лет
рабочая программа по коррекционной педагогике на тему

Баева Мария Владимировна

Для создания условий для организации  благоприятной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения мной была разработана программа, направленная на психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста с использованием песка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dpo_pesochnyy_ostrovok.docx78.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 179» города Чебоксары Чувашской Республики

Рассмотрено:

Педагогическим советом

МБДОУ « Детский сад № 179» г. Чебоксары

Протокол № ______ от _______________

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ «Детский сад№ 179»

г. Чебоксары

_______________________А.В. Улисова

Приказ № ______ от_________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

по развитию и коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста с использованием песка

на период с 1 сентября 2017 года по 31 мая 2018года

«Песочный островок»

Вид программы                                        модифицированная

Направление                                        социально-личностное

Возраст обучающихся                                2,5-4 года

Срок освоения                                         учебный год

Объем курса                                        18 часов

Составитель: Иванова Мария Владимировна,

педагог-психолог

Чебоксары 2017

Содержание рабочей программы:

  1. Пояснительная записка
  2. Содержание рабочей программы
  3. Прогнозируемые результаты
  4. Учебно - тематический план
  5. Учебно-методическое обеспечение
  6. Рекомендации по организации обучения и организации предметно-развивающей среды
  7. Список литературы
  8. Приложения

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
  1. Пояснительная записка

Период дошкольного детства является периодом интенсивного развития ребенка. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей в значительной степени зависит от уровня эмоционально-волевой и познавательной сфер. Одной из составляющих развития познания и эмоций является сенсорное развитие и развитие микромоторики. Для улучшения сенсорного развития ребенка необходимо разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду.

Дети раннего возраста деятельны, любопытны, искренни, забавны. Наблюдать за ними - одно удовольствие. Когда ребенку хорошо и спокойно, он быстро развивается. Что для этого нужно? Прежде всего - обеспечить внутреннее эмоциональное благополучие малыша.

С учётом важности всего вышесказанного и для создания условий для организации  благоприятной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения мной была разработана программа, направленная на психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста с использованием песка.

Изучив методическую литературу по развивающим играм детей раннего возраста с использованием песка, я решила адаптировать практический материал к условиям нашего детского сада и создала свою модифицированную программу.

  1. Актуальность выбранной темы, преемственность.

Сегодня игра с песком становится все более популярной. Песочные игры для детей– это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.Песок является универсальным строительным материалом, с его помощью можно быстро реализовать свои идеи, выстроить замок, слепить фигуру, придумать и воплотить в жизнь новую идею.

Активно стала использоваться и песочная терапия в детском саду. Работа с песком успокаивает (особенно тревожных и гиперактивных детей) – в нем как будто содержится живительная солнечная энергия, которая подзаряжает нас позитивными эмоциями.

Пескография является одним из направлений арт-терапии. Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у детей положительные эмоции, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру ребенка. При создании тех или иных композиций здесь не нужны художественные навыки, как в рисовании. Акцент на занятиях делается не на «правильное» рисование, а на самовыражении, выплеске негативных эмоций, получении моря положительных эмоций, развитии уверенности в себе.

Пескография развивает сенсорно – перцептивную сферу, раскрывает творческий потенциал, формирует коммуникативные навыки. Хорошо известна практика рисования для развития мелкой моторики рук, которая взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Сухой песок можно использовать в песочной анимации, дошкольник сможет проявить свои художественные таланты. При помощи песочной анимации в работе с детьми дошкольного возраста, психолог детского дошкольного учреждения может спокойно распознать имеющиеся проблемы каждого из детей, так как рисунки на песке являются подсознательно всплывающими образами ребёнка.

В Японии мастера дзен-буддизма всегда использовали песок для выражения философских идей. Японцы рассматривают песок как символ течения жизни. Песок обычно ассоциируется с водой: причудливая последовательность мелких и крупных завитков, остающихся на песке, если провести по нему граблями, напоминает игру ветра и волн.

Песочные игры позволяют получить опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, дети учатся слушать и слышат другого (формирование эмпатии), формируют и развивают познавательный интерес, способность к логическому мышлению, психические процессы: мышление, внимание, память, восприятие, речевые функции.

Песочная терапия в игре с песком и водой для детей может стать лекарством от ряда заболеваний, помощником в решении затруднительных вопросов, оказать благотворное влияние на их психоэмоциональное состояние, что немаловажно в процессе развития ребенка.

  1. Цель: развитие и коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста с использованием песка через формирование психологической защищенности и внутренней эмоциональной раскрепощенности.
  2. Задачи:
  • создать условия для организации  благоприятного развития детей раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.
  • стабилизировать эмоциональное состояние ребенка;
  • вызвать состояние покоя, чувство уверенности в себе, защищенности и возможности побыть самим собой;
  • формировать позитивное отношение к своему «Я» и к сверстникам
  • развивать навыки социального поведения;
  • совершенствовать умения и навыки практического общения, используя вербальные и невербальные средства;
  • способствовать проявлению эмпатии;
  • развивать фантазию и образное мышление;
  • развивать мелкую моторику;
  • побуждать детей к активным действиям и концентрации внимания;
  1. Законодательно-нормативное обеспечение программы:
  • Закон РФ «Об образовании»
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» октября 2013 г. № 1155
  • Устав ДОУ
  • Программа развития ДОУ
  • Положение о дополнительных услугах в ДОУ
  • Правила и нормы охраны труда, жизни и здоровья детей.

Программа разработана в соответствии с Письмом Минобрнауки от 11.12.2006 г. № 06 -1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» для муниципального бюджетного дошкольного образовательногоучреждения  «Детский сад №179» города Чебоксары Чувашской Республики, которое реализует общеобразовательную «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой.

  1. Принципы, направления

При разработке программы учитывались следующие принципы:

Игровая деятельность

- формировать желание действовать с различным игровым материалом, развивать игровые умения;

- побуждать детей к самостоятельной игре, вызывая эмоционально положительный отклик на игровое действие;

- учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям в театре на песке.

- в сюжетных играх в песочнице воспитывать творческую самостоятельность.

Эмоционально – волевое

Используя песочницу позитивно влиять на эмоциональное проявление самочувствия детей:

- снизить уровень нервно – психического напряжения;

- способствовать возникновению положительных эмоций.

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, формировать навыки игрового взаимодействия;

- помочь приобрести опыт, посредством обыгрывания игровых ситуаций, самостоятельного разрешения конфликтов;

- развивать умение слушать и слышать друг друга.

Сенсомоторное

Создавая игровую среду в песочнице:

- знакомить детей с предметами и объектами ближайшего окружения;

- учить детей рассматриванию предметов, используя различные виды восприятия: зрительное, тактильное, слуховое, звуковое;

- учить детей воспринимать предметы, выделяя их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве);

- развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходства и различия;

- совершенствовать координацию рук и глаза; развивать мелкую моторику рук в действии с предметами.

ФЭМП (формирование элементарных математических представлений)

 Посредством игр и игровых упражнений с песком:

- формировать у детей дошкольного возраста элементарные математические представления о множестве, числе, величине, форме, пространстве;

- учить навыкам счета, вычислениям, измерениям;

- помочь детям  овладеть математической терминологией: называние цифр, числа, употребление числительных.

Развитие речи

Работу по развитию речи осуществлять через специально организованную среду, с использованием песочницы, по следующим направлениям:

-  развивать точность понимания речи;

- способствовать развитию артикуляции звуков, вызывая речевые подражания;

- обогащать, уточнять и активизировать словарь детей, используя употребление существительных, глаголов, предлогов и наречий, качественных и количественных прилагательных;

- используя фигурки настольного театра, привлекать детей к связному изложению отрывков из знакомых сказок и речетворчеству;

- используя  игры – инсценировки в создании песочной картины, формировать диалогическую и монологическую речь;

- пробудить речевую активность; умение ребенка вступать в разговор, поддерживать беседу, делиться своими впечатлениями и переживаниями.

В течение занятия можно выяснить:

•  уровень развития речи (звукопроизношение, грамматический строй речи, лексику), если ребенок говорящий;

•  уровень развития игровой деятельности (игрушки просто набросаны в песочнице, присутствует простой сюжет или развитие сюжета);

•  эмоциональное развитие (как выражает эмоции, их адекватность ситуации, устойчивость);

•  стиль семейных отношений (диалоги между героями);

•  уровень развития таких психических процессов, как произвольная и непроизвольная память (помнит ли, где стояли игрушки), восприятие формы, цвета, размера;

•  устойчивость и распределение внимания, работоспособность;

•  воображение (сказочный сюжет, его развитие, разнообразие героев и т. п.).

  1. Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса:

- словесные методы: объяснение, беседа, рассказ;

- практические методы: работа с песком, водой, кисточками, трафаретами, игрушками;

- игровые методы: перевоплощение, фантазирование, живая наглядность;

- наглядные методы: показ примера выполнения действий.

  1. Прогнозируемые результаты.

Работа по программедополнительного образованияпо развитию и коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста с использованием песка «Песочный островок» позволяет достичь следующих результатов:

  • игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей: снимает стрессовые состояния, снижает уровень нервно-психического напряжения, поднимает общий эмоциональный тонус, способствует возникновению положительных эмоций;
  • дети легче и быстрее осваивают образовательные ориентиры основной образовательной программы ДОУ
  • песочные игры позволяют получить опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, дети учатся слушать и слышат другого (формирование эмпатии);
  • игры с песком и водой  позволяют формировать и развивать познавательный интерес, способность к логическому мышлению;
  • в игре с песком и водой у детей формируются психические процессы: мышление, внимание, память, восприятие, речевые функции;
  • в песочнице создаются дополнительные возможности развития сенсомоторных функций, особенно тактильной чувствительности.
  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Учебно - тематический план.

Месяц

№ недели

Песочная игротерапия

в центре «Песка и воды»

Пескография

Сентябрь

1

Тема: Знакомство с песочным гномиком.

П/г «Прятки» (игра лицевых мышц в соответствии с эмоциями)

Сказка про песочного гномика. Знакомство с материалом, правилами его использования. Дети дотрагиваются (здороваются) с песком разными способами:

- пальцами одной и другой руки;

- сжимают в кулачке;

- всей ладошкой и тыльной стороной,

- перетирают между ладонями, пальцами.

Задачи:

  1. Формировать знания о песке, его свойствах;
  2. Развивать мелкую моторику пальцев рук

Знакомство с песком на световом столе, с подсветкой 16 цветов, с правилами его использования.

Задачи:

  1. Продолжать формировать знания о песке, его свойствах;
  2. Формировать знания о цвете, его многогранности;
  3. Развивать мелкую моторику пальцев рук

2

Диагностика эмоционально-волевой и познавательной сферы

3

Тема: «Солнышко».

П/г «Холодно-жарко» (напряжение и расслабление мышц туловища)

«Песочные прятки». В песке прячут мелкие игрушки и предметы. Когда ребенок нащупал, он должен попробовать назвать то, что нашел, только затем вынимать его из песка.

Задачи:

  1. Развивать воображение;
  2. Развивать сенсорные способности

Рисование лучиков солнышка на полотне прямыми линиями.

Задачи:

  1. Продолжать формировать знания о природных явлениях в летний период;
  2. Формировать умение рисовать прямую линию;

4

Тема: «Дождик».

Пальч/г «Дождик-дождик, кап-кап-кап..»(напряжение и расслабление кисти рук, пальцев)

В центре «Песка» дети медленно, а затем быстро пересыпают песок из своего кулачка в песочницу, на свою ладонь, на ладонь взрослого, на ладонь сверстника.

В центре «Воды» дети макают пальцы в воду и капают на песок.

Задачи:

  1. Продолжать формировать знания о песке;
  2. Формировать знания о воде, её свойствах;
  3. Развивать мелкую моторику пальцев рук

Рисование на поверхности дождика различными способами:

- насыпью,

- на целом полотне пальцами.

Задачи:

  1. Формировать знания о природных явлениях;
  2. Показать приемы получения точек и коротких прямых линий (мелкий, капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство выразительности.

Октябрь

1

Тема: «Заготовки на зиму».

П/г «Сладкое-кислое-соленое» (напряжение и расслабление мышц лица)

Знакомство с овощами. «Чей след?» - отгадать отпечаток овоща на песке.

Задачи:

  1. Формировать знания об овощах;
  2. Развивать зрительное восприятие.

Знакомство с фруктами и ягодами. «Продолжи рисунок». Рисование симметрично образцу контура фрукта или ягоды.

Задачи:

  1. Формировать знания о фруктах и ягодах;
  2. Развивать мелкую моторику рук;
  3. Развивать зрительное восприятие.

2

Тема: «Домашние животные»

П/г «Кто у бабушки живет?» (снятие психофизического напряжения)

«Где кто живет?». Гуси, утки в воде, остальные на земле - песке.

Задачи:

  1. Формировать знания о домашних животных;
  2. Развивать навык речи и звукоподражания

Рисование домашних животных при помощи трафаретов методом насыпи песка.

Задачи:

  1. Продолжать формировать знания о домашних животных;
  2. Развивать мелкую моторику пальцев рук

3

Тема: «В лесу».

П/г «Лесные жители» (снятие психофизического напряжения)

В центре «Песка» дети погружают руки в песок, изображая кротов, откапывают свои пальцы, потом пальцы взрослого, затем пальцы сверстников.

Задачи:

  1. Формировать знания о животных леса;
  2. Развивать тактильное, сенсорное восприятие

Дети рисуют необыкновенные следы:

медвежат – кулачками,

зайчат – пальчиками,

змеек – ребром, пальцами,

жучков-паучков – имитация,

своего придуманного животного.

Задачи:

  1. Формировать знания о животных леса;
  2. Развивать тактильное сенсорное восприятие

4

Тема: «Веселые грибочки»

П/г «Салют» (снятие эмоционального напряжения)

Расстановка грибов различных по величине и форме по песку в симметричном порядке.

Задачи:

  1. Формировать знания о грибах;
  2. Развивать чувство симметрии

Рисование грибочков с помощью трафарета.

Задачи:

  1. Продолжать формировать знания о грибах;
  2. Развивать мелкую моторику пальцев рук

Ноябрь

1

Тема: «Ветер-ветер, ты могуч»

Аутогенная тренировка и дыхательная гимнастика на общее расслабление.

В центре «Песка» дети учатся дуть на песок через трубочку так, чтобы не заглатывать его, а в центре «Воды» - на воду, создавая образ ветра. Сравнивают свойства песка и воды, учатся управлять вдохом-выдохом.

Задачи:

  1. Формировать знания о свойствах воды и песка;с
  2. Формировать навык сравнения и анализа.

«Прятки» с трубочками. Рисунок, закопанный в песке, нужно найти при помощи трубочки, выдувая через нее воздух.

Задачи:

  1. Формировать познавательный интерес;
  2. Формировать знания о свойствах воздуха.

2

«Деревья». П/г «Деревья» (напряжение и расслабление мышц рук)

Рисование листьев на дереве при помощи приклеивания цветного песка.

Задачи:

  1. Знакомство с цветным песком;
  2. Развивать мелкую моторику пальцев рук

Детирисуют веточки деревьев на песке.

Задачи:

  1. Закреплять умение рисовать прямые линии;
  2. Развивать мелкую моторику пальцев рук

Тема: «Вместе весело играть».

П/г «Дружба» (снятие психофизического напряжения)

«Песочные прятки» с кисточкой. В песке прячут мелкие игрушки и предметы, ищут и называют их.

Задачи:

1)        Развивать воображение;

2)        Развивать коммуникацию детей

Рисование общей картинки на полотне при помощи трафаретов с изображением животных и растений.

Задачи:

1)        Развивать воображение;

2)        Формировать умение рисовать при помощи трафаретов, ссыпая песок из контура изображения.

3

Тема: «Транспорт»

П/г «Едем, плывем, летим» (напряжение и расслабление ног и рук)

«Где что ездит?». Определение вида транспорта (машина и поезд на земле - песок, корабль в воде, самолет в воздухе).

Задачи:

1)        формировать знания о транспорте;

2)        продолжать развивать сенсорные способности.

«Путешествие». Дети поочередно «ходят» пальчиками по песку по инструкции взрослого.

Задачи:

1)        Развивать воображение;

2)        формировать пространственные представления «верх-низ», лево-право», «над-под», из-за – из-под», «центр-угол».

4

Тема: «Наш детский сад»

Пальч/г «Мы делили апельсин»

Создание площадки «Наш детский сад». Дети в свободной форме оформляют общую площадку в центре «Песка и воды».

Задачи:

  1. Формировать знания о своем детском саду;
  2. Развивать воображение.

«Красивые ладошки». Дети украшают свой след от ладошки на песке камушками, цветочками, кусочками ткани.

Задачи:

  1. Формировать знания о себе;
  2. Развивать воображение.

Декабрь

1

«Снежок». Игр/релаксация «Бой снежками» (снятие эмоционального напряжения)

Игры в «снегу» из пены.

Задачи:

  1. Формировать знания о снеге, зиме;
  2. Развивать воображение.

Рисование падающего снега, снежинок (на целом полотне, насыпью) при помощи пальцев, мячиков-ёжиков

Задачи:

  1. Продолжать формировать знания о снеге;
  2. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

2

«Узоры от мороза». П/г «Замерзли наши ручки» (растирание ладоней, пальцев, рук)

Наблюдение за льдом.

Задачи:

  1. Формировать знания о свойствах воды;
  2. Развивать навык наблюдения и анализа..

Рисование снежинки по образцу, узоров (волнистые линии).

Задачи:

  1. Формировать знания о структуре снежинки;
  2. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

3

«Елочка». Самомассаж ладоней шишкой «Мишка косолапый».

«Пальчиковый поход» за елочкой. Дети с закрытыми глазами «путешествуют» по песку в поисках игрушек – деда Мороза, снеговика, елочки. Надо найти елочку.

Задачи:

  1. Развивать мелкую моторику пальцев рук
  2. Формировать сенсорное, тактильноеи пространственное восприятие

Рисование елочной веточки разными способами (на целом полотне, насыпью).

Задачи:

  1. Развивать мелкую моторику пальцев рук;
  2. Развивать умение рисовать прямые линии.

4

«Скоро-скоро Новый год». Игр.упр. «А у дедушки Мороза»

Рисование елочных игрушек цветным песком.

Задачи:

  1. Развивать мелкую моторику пальцев рук
  2. Формировать сенсорное и эстетическое восприятие

Рисование новогодних елочных игрушек по трафарету. Украшение дополнительными деталями (камушки, палочки, кусочки ткани).

Задачи:

  1. Развивать мелкую моторику пальцев рук;
  2. Закреплять знание формы круга и овала

Январь

2

«Эмоции».

Релаксация «Ласковый мелок» (снятие зажимов, развитие тактильности)

Знакомство с персонажами - друзьями Ах и Ох.Раскрашивание воды разными цветами в соответствии с эмоциями.

Задачи:

  1. Формировать знания об эмоциях;
  2. Развивать воображение.

«Разговор с руками». «Оживление» следа ладони с помощью деталей, обыгрывание: какие ладошки, как их зовут, что любят делать, чего боятся?

Задачи:

  1. Формировать знания об эмоциях;
  2. Развивать воображение.

3

«Эмоции. Испуг-удивление». Упражнение  «Испуг-удивление-расслабление» (эмоциональная разгрузка)

Представление сказки про друзей Ах и Ох. Ситуация - находка. Игра «Прятки».

Задачи:

  1. Формировать знания об эмоциях;
  2. Развивать воображение.

Рисование своего страха. Необходимо подарить подарок страху, чтобы он успокоился.

Задачи:

  1. Перебороть страх;
  2. Развивать эмоциональный интеллект

4

«Эмоции. Злость-обида».Упражнение «Злость-обида-расслабление» (эмоциональная разгрузка)

Представление сказки про друзей Ах и Ох. Ситуация - поссорились. Сжимание и разжимание влажного песка в кулаке. Упражнение «Поделись песком». Вывод - злость и обида не приносят пользы. Поиск конструктивных способов выражения этих эмоций.

Задачи:

  1. Формировать знания об эмоциях;
  2. Развивать воображение.

Рисование маски Злость. Что нужно сделать или сказать маске, чтобы она превратилась в Радость?

Задачи:

  1. Формировать навык справляться с обидами и злостью;
  2. Развивать эмоциональный интеллект

Февраль

1

«Эмоции. Спокойствие-отвращение».

Упражнение «Спокойствие-отвращение-расслабление» (эмоциональная разгрузка)

Представление сказки про друзей Ах и Ох. Ситуация – испачкался. Пускание корабликов в воду.

Задачи:

  1. Формировать знания об эмоциях;
  2. Развивать воображение
  3. Способствовать снятию напряжения и  стресса

Нанесение песка ровным слоем на поверхность стола.

Задачи:

  1. Формировать умение достижения спокойствия через методичные действия;
  2. Развивать эмоциональный интеллект

2

«Эмоции. Радость-грусть». Игр/релаксация «Подарок»

Представление сказки про друзей Ах и Ох. Ситуация - день рождения Ох. Фокусы – тонет-не тонет.

Задачи:

  1. Формировать знания об эмоциях;
  2. Формировать знания о свойствах предметов разной плотности (начальные знания о физических законах).

Рисование коробки (квадрат, прямоугольник) подарка для своего друга. Что приносит радость?

Задачи:

  1. Закреплять знание формы квадрат и прямоугольник;
  2. Развивать воображение.

3

Тема: «Семья». Упражнение с мячом «Кого я люблю» (эмоциональный настрой)

Составление и обыгрывание композиции на тему «Моя семья».

Задачи:

  1. Формировать позитивное восприятие членов семьи;
  2. Развивать эмоциональный интеллект

Рисование домика из элементарных фигур.

Задачи:

  1. Развивать мелкую моторику пальцев рук;
  2. Закреплять знания о формах круг, квадрат и треугольник;
  3. Развивать умение рисовать фигуры.

4

Тема: «Папин праздник». Массаж в парах «Рельсы-рельсы» (расслабление мышц спины)

Рисование цветным песком подарка для папы на трафарете– флаг России.

Задачи:

  1. Формировать позитивное отношение к отцу;
  2. Развивать патриотизм;
  3. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Рисование колес к танку,  крыльев к самолету, железной дороги для поезда.

Задачи:

  1. Развивать мелкую моторику пальцев рук;
  2. Закреплять  умение рисовать фигуры.

Март

1

«Женский день». П/г «Как мы маме помогали» (напряжение и расслабление мышц корпуса тела)

Рисование цветным песком подарка для мамы на трафарете.

Задачи:

  1. Формировать позитивное восприятие членов семьи;
  2. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Рисование стебля и листьев для цветов.

Задачи:

  1. Формировать позитивное восприятие членов семьи;
  2. Развивать эмоциональный интеллект

2

«Весенние цветы».Релаксация «Цветок» (дыхание ипальцы рук)

Составление и обыгрывание композиции на тему «Цветочная полянка».

Задачи:

  1. Формировать знания детей о видах весенних цветов;
  2. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Рисование одуванчика линиями от центра к краю с соблюдением пропорций.

Задачи:

  1. Продолжать формировать знания детей о видах весенних цветов;
  2. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

3

«Птичка-невеличка». П/г «Перышко» (дыхание, мышцы рук)

Игра «Найди червячка». В песке среди игрушек надо найти червячка.

Задачи:

  1. Формировать знания детей о видах  местных птиц;
  2. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Рисование формы яйца различными способами (на целом полотне, насыпью)

Задачи:

  1. Продолжать формировать знания детей о видах  местных птиц;
  2. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

4

Тема: «Морское путешествие». Гимнастика для глаз (снятие напряжения глаз)

Игра «Рыбалка» в центре «Воды». Координация движений, соотношение величин и видов морских обитателей.

Задачи:

  1. Формировать знания об обитателях моря;
  2. Формировать знания о величинах

Игра «Рыбалка» в центре «Воды». Координация движений, соотношение величин и видов морских обитателей.

Задачи:

  1. Формировать знания об обитателях моря;
  2. Формировать знания о величинах

Апрель

1

Тема: «Песочные строители».

Гимнастика для глаз (снятие напряжения глаз)

На увлажненном песке дети расселяют игрушки в нарисованных на песке домиках. Например, для мышки нужна норка, для медведя холмик. Зайчик живет в круглом домике, а лиса в квадратном (при помощи трафарета).

Задачи:

  1. Формировать понятия формы;
  2. Развивать мышление

Рисование геометрических фигур, называние их форм и цветов.

Задачи:

  1. Формировать понятия цвета;
  2. Закреплять понятие формы;
  3. Развивать мышление

2

«Космос». Игр./гимнастика «Считалочка-бормоталочка» (внимание, разминка рук, ног)

Игра с планетами в воде-«космосе».

Задачи:

  1. Формировать знания детей о космосе;
  2. Способствовать созданию позитивного эмоционального состояния.

Коллективное рисование космоса с трафаретами и без них (звезды, планеты, ракеты).

Задачи:

  1. Продолжать формировать знания детей о космосе;
  2. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

3

«Пасха». П/г «Маленькая птичка» (снятие эмоциональное напряжения)

Игра «Секретики» Что спрятано в песке? В песке прячутся любые игрушки, при этом тайник помечается, дети  откапывают «секретик», а потом делают похожий.

Задачи:

  1. Формировать знания детей о видах весеннем празднике Пасха;
  2. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Рисование узоров двумя руками на форме яйца. Симметричное выполнение узоров двумя руками.

Задачи:

  1. Продолжать формировать знания детей о видах весеннем празднике Пасха;
  2. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

4

«Формы». Игр./релаксация «Скульптура» (снижение мышечного напряжения)

Лепка из влажного песка различных форм.

Задачи:

  1. Закреплять знания детей о формах;
  2. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Рисование фигур круг, овал, квадрат, треугольник по трафарету и без него.

Задачи:

  1. Закреплять знания детей о формах;
  2. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Май

1

«Размер».  П/г «Мы растем-растем-растем» (растяжение мышц спины)

С/р игра в парах «Маленький – большой» на песке. Транзакционная коммуникация.

Задачи:

  1. Закреплять знания детей о формах;
  2. Развивать речь..

Рисование предметов различной величины, сравнение.

Задачи:

  1. Закреплять знания детей о величине;
  2. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

2

«Радуга». П/г «Кисло-сладко» (мышцы лица)

Рисование на воде радуги, опыты.

Задачи:

  1. Закреплять знания детей о цвете;
  2. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Рисование цветным песком радуги на трафарете.

Задачи:

  1. Закреплять знания детей о цвете;
  2. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

3

«Паучок». Релаксация «Клубочек» (напряжение и расслабление пальцев рук, саморегуляция)

Прятки с паучком. Детям нужно найти паучка в песке.

Задачи:

  1. Формировать знания детей о жизни насекомых;
  2. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Рисование паука. Составление узора паутины.

Задачи:

  1. Формировать знания детей о жизни насекомых;
  2. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

4

Диагностика эмоционально-волевой и познавательной сферы


  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
  1. Условия реализации:

Наполняемость – 6 человек.

Программа предназначена для коллективной работы с детьми. Но упражнения рассчитаны на осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к обучению детей с разным уровнем подготовки и разными способностями.

Направленность программы по коррекции и развитию детей раннего возраста; по функциональному предназначению является специальной (организация адаптационного периода детей раннего возраста); по форме организации – групповой; по времени реализации — на учебный год.

Форма обучения: групповая.

НОД в соответствии с программой  проводятся 2 раза в неделю. Первое занятие в неделю – «Пескография», второе занятие – игра в «Центре песка и воды». Продолжительность НОД в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.2660-10 (изм. от 2.01.2016г.) устанавливается в пределах 15 минут для детей 3-4 лет.

Занятие

Длительность занятия

Количество занятий в месяц

Объем нагрузки в месяц

Всего занятий в год

Пескография

15 минут

4

60 минут

36

(540 минут, 9 часов)

Центр песка и воды

15 минут

4

60 минут

36

(540 минут, 9 часов)

Итого

30 минут в неделю

8

120 минут

72

(1080 минут, 18 часов)

  1. Учебно-методическое обеспечение

На занятиях используются:

1) световой стол для рисования песком с 16 подсветками;

  1. центр «Песка и воды»;
  2. очищенный и прокаленный речной песок;
  3.  фигурки зверей, людей, предметов быта, растений и пр.
  4. шаблоны-трафареты с изображением животных, овощей и фруктов, рыб;
  5. кисточки;
  6. конусы для создания мокрого песка «Fix-price»;
  7. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. — СПб., 2005
  8. Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников // Психолог в детском саду №3-2006.

  1. Форма подведения итогов:

1.Мониторинг развития познавательной и эмоциональной сферы детей.

2.Открытый показ организованной деятельности по дополнительному образованию для родителей и педагогов.

3.Фотоотчет.

  1. Рекомендации по организации обучения и организации предметно-развивающей среды

При организации образовательного процесса следует учитывать следующие моменты:

  1. согласие и желание ребенка;
  2. у детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках;
  3. на фоне занятия может использоваться классическая расслабляющая спокойная музыка или по настрою ситуации;
  4. руки необходимо мыть до и после занятия;
  5. очистку песка от мусора, использованного материала, а так же  желательно доверить самим детям, т.к. это дополнительная стимуляция мелкой моторики и воспитание КГН.

При организации рисования песком следующие моменты:

  1. при наличии одного стола на всех участников, соблюдать очередность при выполнении больших рисунков и узоров, вместе могут рисовать 3-4 ребенка, остальные наблюдают, рисуют параллельно на белой доске водным маркером (на мольберте мелком) или выбирают материал;
  2. доступ к столу должен быть со всех сторон, чтобы ребенок мог выбрать себе положение относительно полотна самостоятельно.

При организации игротерапии в центре «Песка и воды»следует учитывать следующие моменты:

  1. игротерапия проводится в основном с увлажненным песком;
  2. во время обыгрывания ситуаций при игротерапии необходимо давать высказаться каждому ребенку;
  3. установки не должны быть директивными;
  4. при затруднении предложить на выбор несколько фигурок, либо показать сперва свой пример игры на его участке песка, затем предложить ребенку составить свой.

Список литературы

  1. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. — СПб., 1993—1995.

  1. Бережная Н.Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика №4-2006, №1-2007

  1. Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников // Психолог в детском саду №3-2006.

  1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочнаяигротерапия // Детский сад со всех сторон. — 2001. — № 8 (44).

  1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.,  Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб2004.

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005г.

  1. З.Мариэлла Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница.(адапт.перевод с англ. Качанова И.А.) – М.: ИНТ, 2010 – 94с.

  1. Игры с песком. // Школьный психолог №6-2006.

  1. Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития // Дошкольная педагогика №3-2005.

  1. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. — СПб., 2005

  1. Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения. — Ростов-на-Дону, 2004.

Приложения

Примеры выполнения линий и фигур


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...