Краткосрочный социокультурный проект «Бережливым будь всегда, не закончится вода».
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему
Данный проект познакомит детей с некоторыми свойствами воды, обратит их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного; даст детям представление о роли воды в жизни человека, растений и животных; научит детей экономно использовать воду и беречь ее. Обогатит словарный запас детей, сформирует представления детей о воде, важности воды для всех живых организмов, расширит знания детей о свойствах воды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_voda.docx | 75.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида»
Асбестовского городского округа
Краткосрочный однодневный проект
в средней группе компенсирующей направленности
для детей 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи
«Бережливым будь всегда, не закончится вода».
Авторский коллектив:
Гимадиева Людмила Павловна | учитель логопед, ВКК | |
Рыжкова Светлана Николаевна | воспитатель, ВКК | |
Ячменева Татьяна Владиславовна | воспитатель, ВКК |
Асбест 2018
Оглавление
Пояснительная записка3
Актуальность работы, новизна3
Цели, задачи, планируемый результат, возраст участников4
Условия проведения 4
План реализации проекта5
Список литературы7
Приложения8
Приложения в Microsoft PowerPoint…………………………………….. ……...прилагаются
Актуальность.
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами – дошкольными работниками. Мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к природе. Вода один из главных источников жизни на Земле воды на планете очень много — сушу занимает одну треть её поверхности. Основная масса воды сосредоточена в морях и океанах, в них она горько-соленая. Пресная вода – в значительно меньших количествах имеется на суши в озерах, прудах, реках ручьях, родниках, болотах, лужах. Дети узнают о важности воды, кому она нужна для жизни, где в природе есть вода, как человек использует воду, как вода работает на человека.
Мы сделали вывод что, реализация проекта «Бережливым будь всегда, не закончится вода» – еще один повод напомнить детям, родителям о роли воды, о бережном отношении к воде. Узнать, правильно ли поняли дети, о назначении воды, а также закрепить знания в игровой форме поможет наш проект.
Данный проект предоставляет детям возможность в течение дня работать над одной темой, чтобы получить ответы на интересующие их вопросы: «Что такое вода?», «Какая вода?». Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень.
Проект «Бережливым будь всегда, не закончится вода!» предоставляет большие возможности для творчества, позволяет приблизить обучение к жизни существенно повышает интерес детей к художественной, современной литературе, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.
Тип проекта: групповой, краткосрочный.
Срок реализации: 16.03. 2018
Цель проекта: развивать познавательный интерес, детскую инициативу, речевые, коммуникативные навыки и творческое воображение через формирование у детей потребности интеллектуальном росте, самосознании и самообразовании.
Задачи:
Познавательное развитие
Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного; дать детям представление о роли воды в жизни человека, растений и животных; научить детей экономно использовать воду и беречь ее. Обогатить словарный запас детей, формирование представлений детей о воде, важности воды для всех живых организмов, расширение знаний детей о свойствах воды.
Воспитывать бережное отношение к воде, закреплять правила безопасности жизнедеятельности, развивать наблюдательность, мышление, внимание, познавательную активность.
Речевое развитие
Активизировать и закреплять словарь и знания детей по теме «Вода». Формировать грамматически правильную речь через составление предложений по опорным словам, картинкам объединяя все предложения в рассказ. Развивать диафрагмальное дыхание через ESP-игру. Также ESP- игры направлены на развитие интуиции и активизацию правого полушария мозга, развитие фотографической памяти.
Социально-коммуникативное развитие;
Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Художественно эстетическое развитие;
Развивать эстетическое восприятие, эстетические эмоции и чувства, эмоциональный отклик через собственные творческие работы. Закреплять навыки работы с карандашами, ножницами и бумагой, развивать мелкую моторику.
Продолжать учить детей понимать содержание художественного произведения и пересказывать, закреплять пройденные лексико-грамматические категории.
Физическое развитие;
Совершенствовать двигательные умения и навыки, обучать коллективному, дружному взаимодействию в играх с правилами. Развивать физическую выносливость, ловкость, быстроту, гибкость, поддерживать интерес детей к подвижным играм, к активному здоровому образу жизни.
Виды детской деятельности:
Игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная, речевая.
Планируемый результат:
- Развитие индивидуальных особенностей, познавательной активности детей во всех видах детской деятельности;
-Развитие грамматически правильной речи детей, обогащение словаря по теме, использование речевых форм выразительности речи в разных видах деятельности и повседневной жизни;
- Формирование устойчивого интереса к художественной литературе.
-Участие детей в социально-значимой акции «Бережливым будь всегда, не закончится вода».
Участники проекта: воспитатели, учитель-логопед, дети средней группы компенсирующей направленности для детей 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи и их родители.
Условия проведения:
Место реализации проекта: МБ ДОУ д/с комбинированного вида № 53, Асбестовского городского округа, средняя группа компенсирующей направленности для детей 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Подготовительный этап.
подбор материала (теоретическое обоснование), подобрать художественное слово; дидактический материал. разработка конспектов и сценариев мероприятий, составление перспективного плана, нахождение и установление эффективных связей с родителями. Создание условий в группе, логопедическом кабинете.
Основной этап.
- Проведение познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие в мир воды» с применением компьютерной техники, презентационного оборудования.
- Чтение художественной литературы
- Н. Грибачев Зайка Коська и родничок.
- Н.А. Рыжова «Жила – была река».
3. Совместная деятельность по изготовлению «Капитошки» для социально-значимой акции».
4. Проведение коррекционной деятельности учителем – логопедом по развитию речи, через практическое закрепление навыка правильного употребления в речи грамматических категорий прилагательных (относительных прилагательных). Развитие навыков текущего контроля за построением высказывания. Способствовать закреплению навыка согласования существительного с прилагательными. Уточнение пройденных обобщений.
5. Проведение социально-значимой акции «Бережливым будь всегда, не закончится вода».
Формы работы с родителями:
- Оформление устного журнала для родителей по темам: "День воды". «Бережливым будь всегда, не закончится вода».
- Беседы с родителями о необходимости участия их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно - образовательному процессу в ДОУ.
Работа с детьми:
Совместная деятельность взрослого и ребенка; самостоятельная деятельность детей; рассматривание образцов, фотографий, иллюстраций; виртуальная экскурсия в Лабораторию «Волшебница вода», чтение и обсуждение художественной литературы; продуктивная, двигательная деятельность под музыку, игры и упражнения под тексты стихотворений; физкультминутки; оформление выставки.
Завершающий этап.
-Социальная акция «Бережливым будь всегда, не закончится вода»».
1.Информационные:
- Фото - видео материалы;
- библиотечный фонд.
2.Научно-методические:
- консультативная работа с родителями.
3.Дидактическое обеспечение:
- подбор произведений о воде.
- подбор картинок по данной теме.
- подготовка и составление картотеки опытов и экспериментов с водой;
-подбор мультфильмов о роли воды в жизни человека, природы.
4.Кадровые:
- воспитатели;
- учитель-логопед;
5.ТСО:
- ноутбук;
- фотоаппарат;
- телевизор.
Разработка плана мероприятий:
Решение поставленных задач с детьми:
Дата День недели | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | |
Образовательная деятельность в режимные моменты | Непосредственно-образовательная деятельность | ||
16.03.18. (Пятница) Прогулка 2 половина дня Итог | 1Утренняя гимнастика «Ранняя весна». П/и «Дождик, дождик, посильней…» под аудиозапись «Звуки дождя». 2.Логопедическая Пятиминутка: Речевые игры с мячом «Раз, два, три мяч лови – какая вода, расскажи». - Решение проблемных ситуаций «Вода – нужна всем»
«А чтобы сделали вы, если бы увидели детей со спичками на улице»?
Наблюдения: -за облаками, -за снегопадом - Подвижная игра «Море волнуется раз, два». -Игры со снегом. -Чтение сказки Заяц Коська и родничок" с просмотром мультфильма. -Чтение экологической сказки Н.А. Рыжова «Жила – была река». -Беседа: «Почему воду нужно беречь» | 1.Познавательно-исследовательская деятельность «Путешествие в мир воды» с применением компьютерной техники, презентационного оборудования «Вода вокруг нас». Наблюдения за водой: где видели, как использовали, где можно обнаружить воду, для чего мы её используем. -Виртуальная экскурсия в «Лабораторию -«Волшебница вода». с применением инновационных образовательных технологий Опыт «Вода прозрачная» Опыт «У воды нет вкуса и запаха». Опыт «Вода может течь» Опыт «В воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются». Опыт «Вода может иметь цвет, запах, вкус». Опыт «Вода бывает теплой, холодной, горячей» - 2.Коррекционная деятельность учителя-логопеда по формированию грамматически правильной речи «Путешествие с Капитошкой». Социльно значимая акция «Бережливым будь всегда, не закончится вода». | - Д/и «Собери картинку», «Доскажи словечко», «Кому нужна вода, а кому полянка». - Рассматривание иллюстраций: «Вода в природе». - Прослушивание аудиозаписи «Шум моря». - Д/и «Какая вода?» (чистая, прозрачная, бесцветная, сладкая)
Совместная продуктивная деятельность по изготовлению «Капитошки» -для социальной акции |
Итог. У детей сформировались начальные представления о воде как источнике жизни живых организмов. Дети приобрели экологически ценный опыт поведения и деятельности в природе. У детей появились исследовательские умения, соответствующие возрасту (дети стали задавать вопросы природоведческого характера, устанавливать причинно - следственные связи. Повысилась воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
В группе систематизирован литературный и иллюстративный материл по теме «День Воды»; разработаны рекомендации для родителей; пополнена картотека презентаций по теме: «Вода».
Список литературы и интернет источников.
- 1.
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/07/23/kartoteka-igr-s- vodoy
- http://kaplyarosi.ru/palchikovaya-gimnastika-kuda-bezhish-vodichka/
- http://wiki.tgl.net.ru/index.php/Устный_журнал_«Самое_загадочное_вещество_на_планете!»
- http://www.rulit.me/books/zayac-koska-i-rodnichok-read-48657-1.html
- О.В. Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина, “Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников”, Сфера, 2002
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой , М.А. Васильевой . – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ , 2015г.
- Рыжова Н.А. Программа «Наш дом – природа» Линка-Пресс, М., 1996г.
- Н.Е. Веракса, А.Н.Веракса Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ , 2015г.
- Санитарно-эпидемилогические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях- СанПиН 2.4.1.2660-10.
- Н.А. Рыжова Технология «Волшебница вода» .
Приложение I.
Консультация для родителей
Чего нельзя, и что нужно делать для поддержания интереса детей
к познавательному экспериментированию.
«Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам».
Ральф У. Эмерсон
Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.
Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. — ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.
Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.
Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований.
Так ли это?
Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.
Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.
Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.
Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.
С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).
ПРИЛОЖЕНИЕ II.
Физкультминутки
«Капельки»
Раз, два, три, четыре, пять любят капельки играть.
Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп
Мы глазами миг-миг, мы плечами чик, чик
Раз туда, два сюда, повернись вокруг себя
Раз присели, два привстали
Руки кверху все подняли
Раз, два, раз, два (хлопают в ладоши)
Вот и кончилась игра.
«Дождь»
Капля - раз, капля - два,
Очень медленно сперва, хлопки руками на каждое слово
А потом, потом, потом -
Все бегом, бегом, бегом. бег
Стали капли поспевать,
Капля каплю догонять. хлопки руками на каждое слово
Кап-кап, кап-кап. свободные движения пальчиками
Зонтики скорей раскроем,
От дождя себя укроем. соединить руки над головой
«С неба падают снежинки»
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будим их ловить руками
И покажем дома маме.
(Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки.)
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги.
(Потягивания – руки в стороны.)
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги.
(Ходьба на месте, колени высоко поднимаются.)
Вон лисица в поле скачет,
Словно мягкий рыжий мячик.
(Прыжки на месте.)
Ну а мы идем, идем
(Ходьба на месте.)
И к себе приходим в дом.
(Дети садятся.)
«Снежинка»
Кружатся снежинки (дети кружатся на носочках)
В воздухе морозном (медленно приседают, руками показывая плавное движение снежинок)
Падают на землю (встают, ловят воображаемую снежинку на ладошку)
Кружевные звёзды
Вот одна упала
На мою ладошку.
Ой, не тай, снежинка, (бережно прикрывают снежинку)
Подожди немножко. ( на ладони другой ладошкой)
ПРИЛОЖЕНИЕ III.
Беседы
- Беседа: «Вода вокруг нас».
Цель: показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде.
Рассмотреть с детьми глобус, объяснить, что цвет воды на нём – голубой. Обратить внимание на то, что на земном шаре воды больше, чем суши. Найти океаны и моря. В реках, озёрах вода без вкуса. Вода обогащает озёра, пруды, реки, моря, океаны. Вода прячется и глубоко под землёй.
Родник – это подземная река. Люди очень ценят такую воду, говорят, что она чистая, прозрачная, хрустальная, холодная.
- Беседа: «Вода вокруг нас» (продолжение).
Цель: обратить внимание детей на значение воды в жизни людей.
Объяснить детям, что, не смотря на то, что воды на Земле много, воды, которая нужна человеку на самом деле очень мало. Какую воду мы пьём? Солёную или пресную? Человек не может пить солёную воду, а её на Земле намного больше, чем пресной. Есть также страны, в которых людям не хватает воды. Человек без воды может прожить всего три дня!
Сейчас на Земле осталось мало чистой воды. Значит, воду надо беречь.
- Беседа: «Путешествие капельки».
Цель: дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе.
Рассмотреть картину. Объяснить детям, что домик у капельки – море. Но капелька любит путешествовать. Когда её пригреет солнце, она поднимается вверх и путешествует на облачке. Облачко начинает расти, становится большим, образуются капельки дождя и проливаются на землю. Вместе с ручейком капелька попадает в речку, а из речки возвращается в свой домик «море». Понаблюдать за испарением воды.
- Беседа: «Вода нужна всем».
Цель: дать детям представление о роли воды в жизни растений и животных суши.
Обратить внимание на то, что все растения (и в живом уголке, и на улице) нуждаются в воде. В природе землю поливает дождик. Воду дает и талый снег. А вот комнатные растения не могут жить без помощи своих хозяев. Что произойдёт, если ребята забудут поливать комнатные растения? Они засохнут без воды, листики у них увянут, потому что в них становится меньше воды. То же самое происходит с животными. Без воды животные погибнут. В природе животные могут утолить жажду, напиться из ручья, речки, озера. В домашних условиях за птицами и животными необходим уход.
Понаблюдать, как вода влияет на рост растений.
- Беседа: «Это волшебница вода».
Цель: познакомить детей с различными природными явлениями: дождь, снег, иней. Показать разнообразие воды в окружающей среде.
Обсудить вопрос: «Всегда ли вода в природе бывает одинаковой?»
Получается, что вода бывает очень разной. Может быть вода, как волшебница, умеет превращаться? (Дождь, снег, лёд). Сформировать представления у детей о том, что вода может находится в трёх состояниях: жидком, твёрдом, газообразном.
- Беседа: «Почему воду нужно беречь?»
Цель: научить детей экономно использовать воду, понимать необходимость такого отношения к воде, как к природному ресурсу.
Объяснить детям, откуда берётся вода в кране.
Капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь, прежде, чем помочь нам стать чистыми. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы. Люди очищают воду, и только после очистки она попадает в кран. Очень много людей должно потрудиться для этого.
Что случится с рекой, если все люди будут оставлять краны открытыми, и не будут бережно относиться к воде? (Ответ детей). Поэтому воду необходимо экономить, всегда закрывать за собой краны.
ПРИЛОЖЕНИЕ IV.
Наблюдения
Наблюдения за водой.
Цель: сформировать у детей представления о необходимости воды в жизни людей, дать детям понять, что вода нужна человеку постоянно.
Предложить детям запомнить, где и какую они видели воду (в помещении, на прогулке). Как они её использовали. Много ли им потребовалось воды? Предложить подумать, где ещё можно обнаружить воду? Для чего мы её используем?
Наблюдения за испарением воды.
Цель: дать элементарные знания о круговороте воды в природе.
Вместе с детьми налить в мисочки воды. Отметить первоначальный уровень воды. Одну мисочку поставить на солнце, другую в тёмное прохладное место. Ежедневно отмечать, где быстрее исчезнет вода: там, где тепло или там, где прохладно?
В конце наблюдения обсудить, куда исчезла вода. Закрепить знания детей о том, что капельки воды постоянно путешествуют.
Наблюдения за ростом растения.
Цель: выявить зависимость роста растений от воды.
В течение некоторого времени не поливать цветок, наблюдать за его состоянием. Сравнить его с другими цветами, которые поливали.
Вывод: без воды цветы погибают.
Наблюдения за снегом.
Цель: выявить свойства снега, как он изменяется в зависимости от природных условий.
Предложить детям определить цвет снега. Какого он цвета в солнечную погоду? В пасмурную? Когда снег блести? Когда хорошо лепится?
Предложить детям молча походить по снегу и послушать, как он скрипит. В какую погоду снег хрустит под ногами?
Выяснить, в какой снег легче провалиться: в рыхлый или плотный?
Рассмотреть снежинки, обратить внимание на красоту снежинок. Что происходит, если снежинка упадёт на ладошку?
Наблюдения за сосульками.
Цель: Обратить внимание, что сосульки образуются на солнечной стороне дома.
Найти самую маленькую и самую большую сосульку. Проследить, как в тёплую погоду с них стекают капли воды. Обследовать сосульку руками, выяснить, какая она – гладкая, шершавая. Выяснить прозрачная она или нет?
Объяснить детям, почему сосулька такой формы.
Наблюдения за облаками.
Цель: предложить детям понаблюдать за облаками.
Напомнить, что облака состоят из капелек воды. Всегда ли облака бывают одинаковыми? Быстро двигаются или медленно? На что похожи облака?
Наблюдение, как лёд тает.
В миску положить кубики льда и в течение дня наблюдать, как тает лёд. В конце наблюдения сделать вывод: лёд растаял от тепла и превратился в воду. Лёд – это вода в твёрдом состоянии.
ПРИЛОЖЕНИЕ V.
Опыты
Опыт № 1 «Вода прозрачная!»
Перед детьми стоят два стакана: один с водой, другой – с молоком.
В один стакан положить ракушку, в другой – ложку.
В каком из стаканов они видны, а в каком – нет?
Почему? Перед нами молоко и вода. В стаканчике с водой мы видим ракушку, а в стаканчике с молоком – нет.
Вывод: Вода прозрачная, а молоко нет.
Опыт № 2 « У воды нет вкуса и запаха».
Предложить детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у неё вкус? Для сравнения дать детям попробовать сок. Если они не убедились, дети ещё раз пробуют воду на вкус.
Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет. Нюхать до тех пор, пока не убедятся, что запаха нет. Однако подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.
Вывод: вода не имеет вкуса и запаха.
Опыт № 3 «Вода – жидкая, может течь!»
Дать детям два стаканчика: один с водой, другой – пустой. И предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках. Для сравнения предложить детям перелить кисель из одного стаканчика в другой. Кисель не может течь, переливаться, потому что он густой, вываливается из стакана.
Вывод: вода – жидкая, может течь, кисель густой – не может течь.
Опыт № 4 «Вода не имеет формы».
Предложить детям рассмотреть кубик льда (напомнить, что лёд – это твёрдая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если мы опустим его в стакан, в миску, положим на стол или на ладошку?
Нет, в любом месте он остаётся кубиком.
А жидкая вода? Дети наливают воду в различные сосуды: стакан, графин, пробирку, в стеклянную бутылку, в цилиндр.
Вывод: вода принимает форму того предмета, в котором находится. Значит, жидкая вода не имеет формы.
Опыт № 5 « Лёгкие предметы не тонут, тяжёлые опускают на дно».
Дети опускают в воду предметы из различного материала: резиновые, пластмассовые, железные, деревянные, стеклянные. Наблюдают, какие предметы плавают на верху, какие опустятся на дно. Почему деревянные и резиновые предметы остаются на плаву? Почему металлические и стеклянные предметы тонут?
Вывод: лёгкие предметы вода выталкивает на поверхность, предметы, которые тяжелее воды тонут.
Опыт № 6 « Вода может иметь цвет, запах, вкус».
Вспомнить, что вода не имеет цвета, запаха, вкуса. Но вода может быть и другой. Перед детьми находятся две пробирки с водой. Дети растворяют краску в пробирках, рассматривают, как изменяется цвет воды. Для того, чтобы вода приобрела запах, предложить детям добавить в один стакан с водой лимон, в другой – розовый тоник. Что изменилось?
Вода приобрела запах лимона и тоника.
Для того чтобы вода приобрела вкус, в один стакан дети выжимают апельсин, в другом стакане – размешивают сахар.
Вывод: вода является растворителем различных веществ, может приобрести запах, цвет, вкус.
Опыт №7 «В воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются».
Перед детьми стоят два стаканчика с водой. В один дети кладут обычный песок и пробуют его размешать ложкой. Что получается? В другой стакан дети насыпают ложечку соли, размешивают. Что теперь произошло?
Кристаллики соли полностью растворились в воде. Дети сравнивают, что произошло в стаканчиках.
Вывод: кристаллики соли полностью растворились в воде, а песок не растворился, осел на дно.
Опыт № 8 « Вода бывает тёплой, холодной и горячей».
- Налить в стаканчик воды разной температуры. Дети пальчиками пробуют и определяют, в каком стаканчике вода самая холодная, в каком – самая тёплая.
- Как можно получить тёплую воду? Смешать в стакане горячую т холодную воду, попробовать пальчиком. Что получилось?
- Предложить детям опустить лёд в горячую воду и сравнить температуру воды до того, как в неё положили лёд, и после того, как он растаял. Почему вода стала холоднее?
Вывод: вода может быть разной температуры.
Опыт № 9 «Лёд – твёрдая вода, тает в тепле».
Вспомнить, что лёд – это замёрзшая вода. От чего может растаять лёд? Предложить положить лёд на батарею, подержать в руках, подышать на лёд, добавить горячей воды. Выяснить, где лёд растаял быстрее, где медленнее. После того, как лёд растаял, что с ним происходит?
Вывод: лёд – это замёрзшая вода, тает от тепла.
Опыт № 10 « Лёд – легче воды».
Дети высказывают предположения: что будет с кубиком льда, если его поместить в стаканчике с водой?
Он утонет, будет плавать или, может быть, сразу растворится?
Поместить в стакан с водой лёд. Лёд плавает в воде.
Вывод: лёд легче воды, поэтому и не тонет.
Опыт № 11 « Пар – это тоже вода».
Налить горячей воды в стакан. Понаблюдать, как пар поднимается вверх. Что нужно для того, чтобы образовался пар?
Необходимо воду довести до кипения, чтобы появились пузырьки на поверхности. Чтобы доказать, что пар – это тоже вода, нужно поместить над паром стекло. На нём выступят капельки воды.
Вывод: пар – это вода в газообразном состоянии.
Чтение художественной литературы
Б. Заходер Течёт река Издалека… Течёт река… Течёт река… Как хорошо, когда река И широка и глубока! Над ней –пышнее облака, Свежей дыханье ветерка, Стройнее, выше лес над ней, И луг прибрежный зеленей! Течёт река… Течёт река… Поит поля и города, Несёт и лодки, и суда, И рыбы ходят в глубине, И раки ползают на дне… Ты хорошо, река, весной И осенью, И в летний зной! Купанье! Что за благодать! Кому – попробуй угадать! – Приятней плыть в живой волне: Рыбятам или ребятне?... Вся живность счастлива вполне! Но что такое?! Караул!!! Нет, нет, никто не утонул, Нет, нет, как раз наоборот: На мель садится пароход Средь бела дня. Какой скандал! Наверное, лоцман маху дал? Да нет! Далеко до буйка, Тут глубока была река. Была. Вот именно – б ы л а. Была, да, видимо, сплыла. Ах, реку мы не узнаем: Река становится ручьём! … Уже и лодки на мели… … Пловцы вдруг посуху пошли. А рыбы? В горе и тоске Бедняжки бьются на песке. Так что же с ней стряслось, с рекой? Увы, друзья, ответ такой: Дошкольник Сидоров Иван Забыл закрыть на кухне кран. Вы скажете: какой пустяк! Пустяк… Добро б ручей иссяк, А то вон из-за пустяка Пропала целая река! | «Капелька». Г. Люшнин Нависли тучи над селом – И разразился в небе гром! Катился гром, гремел, ворчал На всех, Кого в пути встречал. На землю шляпкою гвоздя Упала капелька дождя. Она была совсем ничья, Но стала капелькой ручья. И вместе с ней бумажный флот С рассветом двинулся в поход. И небывалой красоты Шли канонерки и плоты… Поила капля целый день В лугах цветы, В садах сирень. Не обошла и огород, Где зелень разная растёт. И под небесной синевой Пропахла солнцем и травой. В селе закончила дела И быстро в реку утекла, И там с мальчишками она Ныряла весело до дна. Потом у дальнего причала Турбинам лопасти вращала, Чтобы от них по селам тек По проводам гудящий ток. В реке закончила дела – И в море капля уплыла. От берегов родных вдали Теперь качает корабли. ************************* «Весенний разговор». С. Погореловский - Куда ты несешься, Постой, речек, Побудь, непоседливый, с нами! - Спешу я. Ребята, Ведь путь мой далек, - Бегу я на родину, к маме! - А кто твоя мама? - Большая волна, Волна океана седая, О бурях неистовых пела она, Меня на груди колыхая. Всегда бы ту песню я слушать хотел, Но солнце пригрело сильнее – И к страннице – тучке Я паром взлетел, Понесся по свету я с нею. - какой ты счастливец! Увидел с небес Всю землю с её чудесами! - Да, много в пути Повидал я чудес, Но помнил, грустил я о маме. - так что же ты к ней Не вернулся опять Веселым сверкающим ливнем? | «Речка зимой» В.Фетисов Нашу речку – рыбий дом – Застеклили крепко льдом. Смотрят рыбы из реки – По стеклу бегут коньки И наносят линии На стекло на синее. Ходят с вывертом коньки С края к серединке. Подо льдом снуют мальки И глядят картинки. ********************* «Сколько знаю я дождей?» А. Тараскин Сколько знаю я дождей? Сосчитайте поскорей: Дождик с ветром, Дождь грибной, Дождик с радугой – дугой, Дождик с солнцем, Дождик с градом, Дождик с рыжим листопадом.
|
Сказка Н. А. Рыжова «Жила - была река».
Жила-была река. Сначала она была маленьким веселым ручейком, который прятался среди высоких стройных елей и белоствольных берез. И все говорили: какая вкусная, какая чистая вода в этом ручье! Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла уже не так быстро, но все еще была прозрачной и чистой.
Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и березы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Много людей. Они обрадовались реке и попросили ее остаться в городе. Река согласилась, и ее заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила весь город.
Шли годы. Люди привыкли к Реке и уже ни о чем ее не просили, а делали все, что им вздумается. Однажды на ее берегах построили огромный завод, из труб которого потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. Никто уже не говорил: «Какая чистая, красивая речка!» Никто не гулял на ее берегах. В ней мыли машины, стирали белье. И никто из горожан не подумал, что Речка тоже живая. А она очень переживала. «Почему люди плохо ко мне относятся? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни от зноя?» – думала она.
Шло время. Люди все больше загрязняли Реку, и она все терпела, ждала, когда они, наконец, опомнятся. Однажды по реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась Река черной пленкой, стали ее жители – растения и животные – задыхаться без воздуха. Совсем заболела Река.
«Нет, - думает, - Не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой». Позвала она на помощь своих жителей. «Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом разрушили люди, а я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдем от сюда в другие края, подальше от неблагодарных людей».
Собрались речные жители – и растения, и рыбы, и улитки, и звери, – очистили свой дом от грязи, вылечили Речку. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли ели и березы, где человек – редкий гость.
А жители города на следующий день обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов… Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали ее жители настолько грязными, что перестали друг друга узнавать. Впрочем, это было не важно, все равно по вечерам не было света.
И вот однажды наступил день, когда горожане съели все свои запасы еды. Тогда самый старый и мудрый Горожанин сказал: «Дорогие сограждане! Я знаю, почему от нас ушла Речка. Когда я был совсем маленький, я купался в ее чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней плохо. Мы несправедливо обидели Речку и должны попросить у нее прощения. Я предлагаю отправиться в дальние страны на поклон к нашей кормилице. Вы должны извиниться перед ней и пообещать свою дружбу. Может, тогда она вернется».
Отправились самые сильные и выносливые горожане искать Речку. Долго искали и нашли, но не сразу узнали, ведь она стала чистой и прозрачной. Попросили люди Реку поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без нее, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. К тому же она стала скучать без людей, к которым за долгие годы привыкла в городе.
Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода, и даже выделили специальных ученых следить за здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно.
А недавно Реку сделали самым почетным гражданином города, а День ее возвращения отмечают как самый главный праздник.
Николай Матвеевич Грибачев
Заяц Коська и Родничок
Жил в нашем Брянском лесу заяц Коська - шкурка серая, уши длинные, глаза черные и все по сторонам косит. Потому что был Коська совсем молодым зайцем и все разузнать старался - кто, да что, да зачем. Целый день бегал он по лесам и лугам, всем своими вопросами надоедал. Мама-зайчиха беспокоится, на обед зовет, а его нету и нету, ищет чего-то где-то.
Нашел однажды заяц Коська Родничок - небольшая ямка под ракитой, а из нее вода льется, журчит. Долго смотрел Коська, думал - что бы это такое могло быть? А потом говорит:
- Слушай, давай знакомиться. Ты кто?
- Я Родничок,- сказал Родничок.
- А я - заяц Коська.
- Ну, здравствуй, заяц Коська, - вежливо сказал Родничок. - Рад с тобой познакомиться.
- Слушай, а откуда ты. Родничок, взялся? У тебя дом в земле?
- Ага, - сказал Родничок.
- А чего ты делать будешь?
- Да вот попутешествовать хочу. Побегаю, посмотрю, что там дальше, еще дальше и совсем далеко-далеко.
- Ха-ха! - засмеялся заяц Коська. - Это как же ты путешествовать будешь, если у тебя ног нету?
- Да уж как-нибудь, - сказал Родничок. - Попробую.
- Знаешь что? - сказал Коська. - Давай наперегонки. Кто дальше.
- Давай, - согласился Родничок. - Ну, побежали?
И юркнул в траву. А заяц Коська тоже вприпрыжку - скок да скок. Но тут ему камыш попался, такой густой, что и не пролезть. Пришлось Коське в обход бежать. А Родничок из камыша в озеро, из озера в лозняк, из лозняка в ольшаник - свою дорогу выбирает.
Солнце уже припекать стало, притомился заяц Коська, думает - ну, отстал, наверное. Родничок, где ему с зайцем наперегонки бегать! Но на всякий случай решил проверить, позвал:
- Эй, Родничок, где ты?
- А тут я, - прожурчал Родничок из ольховых зарослей. - Бегу!
- А ты не устал?
- Не устал.
- И обедать не хочешь?
- Не хочу.
- Ну, тогда побежали дальше.
Смотрит заяц Коська - река большая впереди. "Ну, - думает Коська, - тут уж наверняка конец Родничку, съест его большая река. Так ему и надо, нечего с зайками наперегонки бегать! А я домой пойду". Но прежде чем пойти домой, решил он покричать:
- Эй, Родничок, где ты?
- А тут я, - ответил Родничок из реки.
- Где же ты, если тут целая река?
- А я с другими родничками объединился. Мы теперь вместе бежим. Догоняй!
Ужасно обидно стало зайцу Коське - как же это так. Родничок без ног, а его обогнал и еще насмехается? Ну, уж нет, решил Коська, всю ночь бежать буду, а обгоню!
И побежал, сколько было сил, по берегу реки. Вечер наступил - бежит, ночь наступила - бежит. А в темноте бегать плохо. И шкурку заяц Коська о кусты ободрал, и ногу колючкой поранил, и нос больно ушиб, когда в ямку попал. Совсем измучился Коська, еле жив. Но тут утро наступило, рассветать стало, туман от реки поднялся, потом в облако превратился. Попробовал заяц Коська свой голос - хрипит, но ничего, разговаривать можно.
- Эй, Родничок, где ты? - крикнул он.
- А тут я, - послышался голос откуда-то сверху.
Посмотрел Коська на лозовый куст - нету там Родничка, посмотрел на вершину дуба - тоже нету. Только облачко плывет в небе.
- Да где же ты? - удивился Коська.
- А тут я, - ответило облачко. - Днем меня солнце пригрело, на рассвете я туманом стал, а теперь в облачко превратился.
- Так ты и летать умеешь?
- И летать умею. Ну, как, побежим дальше?
- Я домой пойду, - сказал заяц Коська. - У тебя ног нет, а бегаешь, крыльев нет, а летаешь. Не буду я с тобой наперегонки бегать!
- Ну, тогда до свидания! - засмеялся Родничок.
- Прощай, - сказал заяц Коська. - Улетишь ты в неизвестные края, не увижу я тебя больше.
- Увидишь! - пообещал Родничок и полетел облачком в далекие края.
А Коська домой пошел. Мама-зайчиха ему строгий выговор сделала за то, что всю ночь бегал, сестренка язык показала, а брат подзатыльник дал. И стал заяц Коська опять жить-поживать, про все узнавать - кто, да что, да зачем. А когда лето к осени повернуло, пошел Коська к знакомой раките - дай, думает, на Родничков дом посмотрю, опустел он. Пришел - а из ямки под ракитой Родничок выбегает. Словно и не был нигде.
- Это ты? - удивился заяц Коська.
- Я, - сказал Родничок. - Здравствуй.
- Как же ты назад вернулся?
- А так и вернулся, - сказал Родничок. - Из ручейка в речку, из речки в туман, из тумана в облако. Летал я, летал, на луга, на поля и леса насмотрелся, зверей разных повидал. Потом холодно вверху стало, превратился я в дождь, упал на землю, тебе, зайцу Коське, шерстку помыл да домой под землю. Теперь вот опять попутешествовать решил. Ну, как, побежим наперегонки?
- Нет, - сказал заяц Коська, - больше я с тобой бегать наперегонки не буду. Я лучше на огороды пойду, может, там тетенька морковку забыла.
Вот так и кончился спор зайца Коськи с Родничком. А там и зима наступила. Коська полинял и из серого белым стал. А Родничок из тучи снегом второй раз вернулся, на время, до весны, в сугроб превратился. Так что и не различить теперь сразу - где Родничок, а где заяц Коська.
Оба белыми стали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Осторожен будь всегда!»
Актуальность проблемы:Основы безопасности – один из наиболее актуальных вопросов для любого возраста. Детям, начиная с самого детства, следует на примере и наглядно показать последствия неправильного ...
Проект "Осторожен будь всегда!"
Краткосрочный проект по ОБЖ в средней группе....
Проект "Осторожным будь всегда!"
Администрация города Улан-УдэКомитет по образованиюМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 97 «Земляничка» комбинированного вида г. Улан-УдэРБ 670042 г. ...
Проект: "Осторожен будь всегда"
Основы безопасности – один из наиболее актуальных вопросов для любого возраста. Детям, начиная с самого детства, следует на примере и наглядно показать последствия неправильного поведения челове...
Проект "Осторожен будь всегда!"
Проект по формированию ЗОЖ для детей 4-6 лет...
Проект "Здоровым будь всегда"
Большую часть времени дошкольники проводят в детском саду, поэтому воспитатели в процессе обучения должны не только обучать, воспитывать и развивать творческий потенциал детей, но и максимально возмож...
" Проекты по ознакомлению дошкольников с основами безопасного поведения Полное название проекта: «Осторожен будь всегда!»
Магомедалиева Зубейда АбдулкагировнаВоспитатель,ГБДОУ детский сад №1Адмиралтейского района, г.Санкт-Петербург. Тема: Проекты по ознакомлению дошкольников с основами безопасного поведенияПолн...