Психологический портрет ребёнка, отражённый в его рисунках
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Хотите знать, что происходит в душе ребёнка? Посмотрите на его рисунки. И вы узнаете то, что малыш пока не может или не хочет выразить словами. В забавных каракулях. кривых домиках, трогательных человечках спрятано самое сокровенное.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskiy_portret_rebenka_otrazhennyy_v_ego_risunkah.odt | 23.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация «Психологический портрет ребёнка, отражённый в его рисунках»
Семейный портрет
Хотите знать, что происходит в душе ребёнка? Посмотрите на его рисунки. И вы узнаете то, что малыш пока не может или не хочет выразить словами. В забавных каракулях. кривых домиках, трогательных человечках спрятано самое сокровенное.
Чаще всего для определения психологического состояния ребёнка ему предлагают нарисовать семью. У малыша должен быть большой выбор цветных карандашей и белый альбомный лист.
Не стоит торопить художника, стоять у него над душой и комментировать рисунок в процессе рисования. Оставьте его наедине со своими мыслями, наберитесь терпения и ждите. Когда семейный портрет будет готов, расспросите ребёнка: кого именно он нарисовал и чем заняты все эти персонажи.
Особое внимание уделите анализу структуры рисунка. Сравнить реальный состав семьи с тем, который изображён ребёнком на бумаге. Важны порядок рисования, размер фигур и их расположение на листе. Первым и самым крупным изображается наиболее значимый в понимании ребёнка член семьи. Себя же дети обычно рисуют рядом с теми, к кому испытывают наибольшую привязанность. А дальше всех на рисунке располагается самый несимпатичный малышу родственник.
Ребёнок может "забыть" кого-то нарисовать. Это может означать, что ребёнок конфликтует или боится этого родственника. А бывает, что на листе появляется несуществующий член семьи - братик или сестричка. Вывод однозначен: малышу не хватает общения с детьми.
Бывает, что ребёнок рисует себя огромного роста посередине листа, а родителей по бокам, маленькими. В этом случае автор рисунка подчёркивает, что его все обожают. Дети, обделённые родительским вниманием, изображают себя маленькими.
Чем чётче прорисована голова персонажа, тем больше ребёнок этого человека уважает. А если у кого-то из нарисованных персонажей не оказалось ни глаз, ни рта, ни носа, значит,ребёнок считает - этот человек недостаточно его любит и уделяет мало внимания.
Изображение семьи без самого художника - сигнал о конфликте, ребёнок чувствует себя в семье одиноким.
Штрихи и кляксы
То, как рисует малыш, также говорит о его психологическом состоянии.
Если много исправлений, значит, ребёнок находится в состоянии повышенной тревожности. Он не уверен в себе.
Желание выделиться, демонстративность выявляются у тех детей, кто любит украшать своирисунки дополнительными деталями, цветочками, завитушками.
Слабый нажим карандаша, низкая (не по возрасту) детализированность рисунка - признаки нестабильности, ребёнок быстро утомляется, психологически неустойчив.
Если все фигурки изображены мелко, композиция смещена к краю листа, то ребёнок не верит в свои силы. Скорее всего, кто-то из родных слишком давит на него, предъявляя завышенные требования.
Большие глаза на портрете говорит о чувстве страха.
Если малыш изображает себя в открытой позе (руки и ноги широко расставлены, фигура крупная, округлая, это говорит о его общительности и жизнерадостности. Закрытая поза(руки прижаты к телу или спрятаны за спину, фигура вытянутая, угловатая)указывает на человека замкнутого, склонного сдерживать свои чувства и мысли.
Большие кулаки, оружие, чётко прорисованные ногти и зубы могут быть признаком не агрессии, а выражением защитной формы поведения. Важно понять от кого или от чегоребёнок вынужден защищаться в реальной жизни.
Чёрно - белая радуга
С самого раннего возраста дети чувствуют цвета и выбирают их по своему настроению и мироощущению.
Обычно дети используют 5-6 цветов. это нормальный средний уровень эмоционального развития. Если ребёнок старше 3-4 лет рисует 1-2 цветными карандашами, это может указывать на его негативное состояние в данный момент: тревога (синий, агрессия (красный, депрессия (чёрный). Используя только простой карандаш, художник сигнализирует, что в его жизни не хватает ярких красок, положительных эмоций.
Яркие и контрастные цвета говорят о комфортном состоянии. Всё, что ребёнок любит, он изображает в сочных тонах. Чёрно - белые тона или контур говорят о негативном состоянии.
Каждый из цветов имеет собственное символическое значение:
тёмно - синий -сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое, самоанализ
зелёный - уравновешенность, независимость, настойчивость, упрямство, стремление к безопасности
красный - сила воли, эксцентричность, агрессия, повышенная активность, возбудимость
жёлтый - положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм
фиолетовый - фантазия, интуиция
коричневый - медлительность, физический дискомфорт, часто - отрицательные эмоции
чёрный - подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях
серый - отсутствие цвета, безразличие, отстранённость, желание уйти, не замечать того, что тревожит.
Расшифровка художеств малыша - занятие очень тонкое. Только специалисты могут дать квалифицированную оценку. Родитель же может заметить моменты, которые насторожат или озадачат. В этом случае нужно сходить к психологу. Вдруг на самом деле малышу требуется помощь и поддержка профессионала
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологический портрет детей старшего дошкольного возраста.
В данной статье раскрываются психологические особенности 5 - 6 леток и даются рекомендации родителям для правильного развития детей....
" В мире эмоций: психологический портрет (авторский материал)"
Данный материал содержит авторские психологические портреты с описанием различных эмоциональных состояний, а также обоснование актуальности...
Буклет для родителей "Психологический портрет идеального первоклассника"
Памятка для родителей о готовности ребенка к школе - это педагогическая, интеллектуальная, мотивационная, эмоционально-волевая, коммуникативная готовность.(по книге Е.В.Шитовой Практические рекомендац...
Психологический портрет ребёнка
Социальные изменения дошкольника. Одарённые дети в дошкольном учреждении. Нейропсихологические, медико-психологические, психологические проблемы дошкольников. Физическое развитие....
Психологический портрет шестилетнего ребёнка
Многие родители вспоминают о своем милом и сговорчивом пятилетнем ребенке, когда ему исполняется шесть и уравновешенность исчезает. Теперь уже не он владеет своими чувствами, а чувства подчиняют его с...
Статья: ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПОРТРЕТОМ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РИСУНКА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Статья: "Ознакомление с портретом как средство формирования выразительности рисунка старших дошкольников". Детям дошкольного возраста, даже на пятом году жизни, доступно восприятие жив...
Психологический портрет ребёнка третьего года жизни
Трёхлетний ребёнок достаточно уверенно владеет своим телом, говорит предложениями, умеет в соответствии с уровнем развития выразить свои мысли и чувства так, чтобы они были понятны окружающим. Ребёнок...