К школе готов! Взгляд логопеда.
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа) по теме
Статья логопеда для родителей дошкольников о речевой подготовке детей к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
god_do_shkoly_statya_guseva.docx | 29.96 КБ |
Предварительный просмотр:
К школе готов! Взгляд логопеда.
Подготовила Гусева И.И., учитель-логопед Психологического центра г. Кронштадта.
Наступил очередной учебный год, у выпускников детских садов – год до нового этапа в жизни. Впереди – ШКОЛА! Родители будущих первоклассников выходят на финишную прямую подготовки: приобретают школьную форму, тетради, пеналы и портфели. О чем же еще можно и даже нужно позаботиться родителям в это время, чтобы первоклашки пришли в школу подготовленными? Чтобы учеба задалась с первых недель и в дальнейшем проходила эффективно и приятно?
Логопеды говорят – это речевая готовность ребенка к школе.
Что же такое «речевая готовность»? Это уровень сформированности всех компонентов речевой системы, достаточный для успешного обучения в школе. Не секрет, что школа предъявляет повышенные требования к речи детей. Теперь от ребенка требуется отвечать на вопросы учителя развернуто и полно, выступать у доски перед классом, читать вслух, усваивать и объяснять понятия и термины, учиться писать. Все это возможно, когда речевое развитие соответствует возрасту и нет серьезных речевых нарушений, которые могут внести свой негативный вклад. Речевые умения необходимы для освоения всех предметов школьной программы, ведь и на математике нужно прочитать и понять задачки, и по окружающему миру разобраться в описаниях явлений природы.
Первый класс – это и незнакомый коллектив, в котором придется знакомиться с новыми детьми и взрослыми. Это уже не привычная группа в детском саду, где «картавость или шепелявость» почти не замечали и где друзья и любимая воспитательница понимали без слов. Теперь нарушения звукопроизношения или другие несовершенства устной речи могут стать препятствием в успешной социализации начинающего школьника.
Какие же рекомендации логопеда помогут предупредить возможные трудности и сделать обучение в школе более успешным и радостным?
Для начала кратко познакомимся с компонентами речевой системы, которые должны быть сформированы к началу школьного обучения:
- Звукопроизношение
- Фонематический слух
- Грамматический строй
- Лексический строй
- Связная речь
Звукопроизношение.
К 7 годам у ребенка в норме должно быть полностью сформировано произношение всех звуков. (Исключение составляют дети со сложными речевыми нарушениями - дизартрией, алалией, ринолалией). Эти дети продолжают занятия со школьным логопедом в начальной школе. Без активной работы родителей автоматизировать и в ряде случаев вызвать звук очень сложно. Следует отметить, что только нарушение звукопроизношения (без сопутствующих нарушений) обычно не приводит к нарушениям письма.
Фонематические процессы.
- Умение различать похожие звуки на слух:
- звонкие-глухие (бочка-почка)
- твердые-мягкие (дым-день)
- шипящие-свистящие (шок-сок)
- Выделять первый звук в слове, последний звук. Определять наличие и место звука. Количество и порядок звуков. Недостатки фонематических представлений могут привести к специфическим ошибкам на письме: заменам букв (б-п, в-ф и др.), фонематического анализа – к пропускам, добавлениям и перестановкам букв
Грамматический строй.
К школе необходимо уметь грамотно изменять слова:
- Дом – дома, домом, в доме…
- Добрый – доброго, добрым, о добром…
- Ехать – еду, едешь, едем…
Образовывать новые слова:
- Дом – домище, домик, домовой, домашний…
- Ехать – приехать, уехать, отъехать…
Согласовывать слова между собой:
- Добрая девочка, добрый мальчик, доброе утро…
Употреблять предлоги:
- За диваном, из-под дивана…
Грамотно строить предложения.
Лексический строй.
Лексический строй, т.е. словарный запас, не должен быть ограничен обиходно-бытовой тематикой. Хорошо, когда ребенок употребляет слова разных лексических групп: животные домашние/дикие (их детеныши), птицы, рыбы, деревья, ягоды, одежда/головные уборы/обувь, мебель, части тела, профессии. Необходимо использовать в речи существительные, глаголы, прилагательные, наречия…
Связная речь – это:
- Умение строить распространённые предложения.
- Умение составить рассказ по серии сюжетных картинок и по одной картинке.
- Умение поддержать диалог.
- Умение пользоваться различной интонацией.
Сформированность всех перечисленных компонентов в сумме предполагает успешность в процессе обучения.
Существует ряд неречевых психических функций, влияющих на качество обучения. Перечислим их: произвольное внимание, память, мышление, зрительно-пространственная ориентировка, графо-моторные навыки (мелкая моторика). И, конечно, познавательный интерес (мотивация).
Как мы видим, школьная готовность включает множество факторов. И от того, в какой мере сформированы у ребенка те или иные функции будет зависеть и то, насколько легко ребенку будет учиться, и его комфортность пребывания в школьном коллективе.
Чему стоит уделить внимание родителям, чтобы вовремя обратиться за помощью к специалистам (логопедам, психологам, нейропсихологам, врачам…)?
- Если у ребенка были особенности в родах и на первых годах жизни (травмы, заболевания НС).
- Если ребенок состоит на учете у врачей (особенно: невролог, психиатр).
- Если ребенок соматически ослаблен.
- Если ребенок посещает логопедическую группу детского сада и другие коррекционные группы.
- Если ребенку рекомендован особый образовательный маршрут.
- Если ребенок леворукий (особенно переученный).
Что же можно порекомендовать для самостоятельной работы родителям с детьми дома, в процессе игры, на прогулке, в бытовых ситуациях.
Для начала, если у ребенка есть нарушение звукопроизношения нужно обратиться к логопеду, чтобы поставить звуки. Или, если звуки поставлены, продолжить их автоматизировать их дома, используя специальные упражнения. Чтобы уточнить значения слов по лексическим темам (деревья, рыбы, мебель, профессии…) помогут беседы с ребенком во время прогулок (по паркам, улицам, в лесу за городом). Во время этих прогулок важно рассказывать ребенку об окружающем, поощрять его вопросы, вместе размышлять. Можно использовать пособия для дошкольников, в них собраны специальные упражнения, игры, интересные задания.
Желательно уточнить уровень развития фонематических процессов и развивать их («Какой звук ты слышишь в начале слова, в середине, в конце? Сколько звуков в слове? Назови все звуки в слове по порядку»). Тут тоже помогут логопедические пособия со специальными заданиями. Потренироваться в написании печатных букв, лепить их из пластилина, глины, конструировать, выкладывать из счетных палочек, ниток, рисовать на крупе и т.п. Многие эти задания, конечно, известны родителям, главное – их выполнять.
Для улучшения зрительного внимания можно использовать упражнение «корректурная проба» (см. картинку). Вычеркивать определенную букву, цифру, значок в течение 1 минуты каждый день от трех месяцев и больше. Искать цифры от меньшей к большей и наоборот, через одну и т.п. в таблицах типа таблиц Шульте (см. картинку).
Существует комплекс специальных упражнений «Гимнастика мозга» (авторы – американские педагоги П. и Г. Деннисон), который является основной частью образовательной кинезиологии. Образовательная кинезиология – это учение о развитие ребенка и взрослого человека через его естественные движения. Они направлены на повышение мотивации к учению, увеличение энергии организма, раскрытие способностей, улучшение адаптации к новым условиям, снижение речевых трудностей… Познакомиться с этими упражнениями можно в том числе на занятиях в Психологическом центре г.Кронштадта.
И, конечно, перед поступлением в школу проконсультироваться у специалистов (невролога, психолога, дефектолога, логопеда). Особенно, если ребенок посещает коррекционную группу в детском саду.
Желаем успехов!
Приведем примерный список пособий, которые будут полезны:
Е.М. Косинова «Грамматическая тетрадь» (№1,2,3,4), 2008 г.
Е.М. Косинова «Уроки логопеда. Тесты на развитие речи для детей от 2 до 7 лет», 2017г.
О.И. Крупенчук «Игры со звуками и буквами для дошкольников», 2016 г.
Н.Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР». Альбомы., 2014 г. (используют в д/с)
Л.Г. Парамонова «Как подготовить дошкольника к овладению грамотным письмом. Профилактика дизорфографии», 2008 г. И другие пособия Л.Г. Парамоновой.
(В статье использованы материалы Н.Г. Свободиной)
Корректурная проба
335899765423468085313456765432345678009864323456098643445679986431123345435678086323554322486422357 |
Таблица на основе таблиц Шульте
1 | 11 | 16 | 5 |
14 | 9 | 3 | 12 |
2 | 15 | 6 | 10 |
13 | 8 | 7 | 4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Двуязычные дети в детском саду. Взгляд логопеда-практика.
P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; text-align: left; }P.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }P.cjk { font-family: "Droid Sans Fallback"; font-size: 12pt; }P.ct...
Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы: "К школе готов!"
Конспект занятия по психологической подготовке детей к школе....
Конспект интегрированного занятия В подготовительной к школе группе : «К школе готов ».
Конспект занятия. В подготовительной к школе группе : «К школе готов ».Цель: Расширять у детей представление о школе. Обеспечить познавательную активность воспитанников...
Консультация для родителей "Мой ребенок к школе готов! Интеллектуальная готовность к школе"
Консультация для родителей "Мой ребенок к школе готов! Интеллектуальная готовность к школе"...
Консультация для родителей "Мой ребенок к школе готов! Физическая готовность к школе"
Консультация для родителей "Мой ребенок к школе готов! Физическая готовность к школе"...
Консультация для родителей "Мой ребенок к школе готов! Социально - психологическая готовность к школе"
Консультация для родителей "Мой ребенок к школе готов! Социально - психологическая готовность к школе"...
Формирование личности. Взгляд логопеда
В современном обществе с ужасающей скорость растёт число детей с неразвитой речью и сопутствующими нарушениями развития. В статье я попыталась обобщить мнение своё и мнение выдающихся психологов и пед...