Семинар-практикум «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста»
методическая разработка по теме
Максимально развивать социально-личностный потенциал каждого ребенка - одна из основных задач дошкольного образования. У детей дошкольного возраста необходимо развивать навыки конструктивного общения, умение получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, способность преодолевать жизненные трудности и добиваться поставленных целей. Решить данную задачу можно при условии поиска разнообразных форм работы с воспитанниками. Одна из таких форм –коммуникативная игра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Мамаева Светлана Борисовна, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №19 «Радость»
г Урай ХМАО-Югра, педагог-психолог, с.т. 89026276042
Максимально развивать социально-личностный потенциал каждого ребенка - одна из основных задач дошкольного образования. У детей дошкольного возраста необходимо развивать навыки конструктивного общения, умение получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, способность преодолевать жизненные трудности и добиваться поставленных целей. Решить данную задачу можно при условии поиска разнообразных форм работы с воспитанниками. Одна из таких форм –коммуникативная игра.
Семинар-практикум
«Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста»
Цель:
- совершенствовать приемы и методы социально-личностного развития детей дошкольного возраста, умения применять полученные теоретические и практические знания в своей профессиональной практике;
- способствовать расширению коммуникативно-речевых умений педагогов, навыков успешного общения;
- развивать творческие способности педагогов.
Условия проведения. Приглашаются все желающие педагоги, группа не более 20 человек. Продолжительность семинара – практикума – 1 час
Ход семинара-практикума
1. Знакомство участников друг с другом, создание в группе позитивной атмосферы.
Педагог-психолог. Добрый день, уважаемые коллеги ! Я рада приветствовать Вас сегодня на нашем семинаре-практикуме, который непосредственно посвящен проблемам изучения социально-личностного развития дошкольников. Выбор этой темы обусловлен необходимостью активизации теоретических знаний педагогов по данному вопросу, совершенствования умений применять их в своей педагогической деятельности. Итак, мы начинаем!
Игра-приветствие
1,2,3,4,5 – становитесь в круг опять!
Настал новый день. Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе . Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы, мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту. А выдохните через рот обиды, неприятности и огорчения!
2. Психологическое вхождение.
Упражнение «Рыбка»
На столе стоит «аквариум», в нем находятся картонные рыбки золотистого цвета. Из ватмана вырезаны контуры большой рыбы (прорисованы только глаза и рот).
Педагог-психолог. Нам всем хочется поймать «золотую рыбку», которая выполнила бы все наши желания. Я попрошу каждого подойти к «аквариуму» и поймать свою «золотую рыбку». Загадайте желание на сегодняшний семинар- практикум. Теперь попытаемся сделать из маленьких рыбок одну огромную «золотую рыбу» (педагоги приклеивают маленьких рыбок, которые выполняют роль чешуи).
И пусть все желания, которые вы загадали, сбудутся. А с помощью этой «золотой рыбки» нам на семинаре-практикуме будут сопутствовать удача и успех!
- Я вижу, что у вас открытые глаза, и все мы понимаем, что эмоции – это один из способов поднятия настроения, снятия напряжения и эмоциональной нагрузки. Вот вы и готовы к работе, у вас хорошее настроение. Я предлагаю вам сегодня вспомнить, систематизировать знания о работе по воспитанию ребенка в мире социальных отношений
3. Знакомство с темой семинара-практикума.
Мини-лекция
Общество всегда стремилось сформировать человека в соответствии с определенным идеалом. Идеалы менялись с развитием общества. Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти "себя" и своё место в жизни, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Данный факт находит своё отражение в основных федеральных документах, определяющих деятельность учреждений образования. Концепция модернизации российского образования подчеркивает: "Важнейшие задачи воспитания - формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе". Разработчики ФГОС делают акцент на социализацию детей: «Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе».
Обновление содержания дошкольного образования неизбежно влечёт за собой и обновление его внешних выражений: происходит «сбрасывание» старых (учебных занятий) и возникновение новых форм (проектная деятельность, исследовательская деятельность и др.)
Сейчас мы попробуем назвать виды деятельности, способствующие процессу социально-личностного развития.
Педагог-психолог обращается к аудитории: Какие виды деятельности включает процесс социально-личностного развития дошкольников?
Ответы участников семинара-практикума.
- Исследовательская деятельность – дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.
- Изобразительная деятельность - позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.
- Предметная деятельность – удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентироваться в окружающем мире.
- Познавательная деятельность – обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.
- Коммуникативная (общение) деятельность – объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке..
- Конструктивная деятельность – дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.
- Игровая деятельность – дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.
Педагог-психолог обращается к аудитории: Назовите формы работы с детьми дошкольного возраста?
Ответы участников семинара-практикума.
Игра -задание для педагогов «Методический марафон»
Педагогам предлагается мешочек - копилка с карточками, на которых написаны формы работы с детьми, используемыми в дошкольных группах. Задача педагогов – вынимая по одной карточке, определить задачи, которые реализуются в данной деятельности.
Варианты форм:
- Игра-инсценировка по произведению . (позволяют наблюдать ситуацию «изнутри», быть наблюдателем и участником событий, помогают понять свои поступки и другие, творчески самореализоваться, помогают осмыслить нравственный подтекст литературного текста, который лежит в основе содержания, носит коллективный характер
- Проблемная ситуация «Как можно помириться после ссоры». (обогащают опыт общения со взрослыми. Вербальное решение ситуаций очень полезно в этом возрасте: оно позволяет ребенку решать задачу в воображаемом, «безопасном» варианте, делать выбор способа поведения на основе как собственного жизненного опыта, так и других источников; способствует развитию воображения и мышления.)
- Этическая беседа, порождает нравственные чувства, способствуют желанию разобраться в поступках
- Создание коллективной работы. Ребёнок становится значимой фигурой в жизни ребёнка, налаживание эмоционального контакта, содержательного (совпадение интересов), создание малых групп по интересам.
- Настольно-печатные игры (произвольность волевых процессов, нравственные качества, как честность, ответственность дружелюбие, формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты)
- Дидактическая игра «Можно и нельзя» (правила поведения на прогулке) (воспитание доброжелательного отношения к людям, развитие коммуникативных навыков, правила поведения,).
Педагог-психолог. Предложенные формы не являются исчерпывающими. Все формы носят интегрированный характер, позволяют решать задачи двух или более образовательных областей, используются для развития двух и более видов деятельности.
Педагог-психолог обращается к аудитории Назовите универсальное средство социально-личностного развития и воспитания дошкольников? (игра).
Ответы участников семинара-практикума.
Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры.
Играя поначалу просто рядом, а потом, объединяясь в игре по двое, по трое, дети приучаются считаться с партнерами, подчинять свои действия общему замыслу игры. Все это способствует развитию дружеских отношений между ними, которые в свою очередь имеют большое значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Я предлагаю послушать суждения наших детей об общении вообще.
Водеоролик «Говорят дети»
(психолог предлагает детям ответить на вопросы:
С кем тебе приятно общаться?
Что нужно делать, чтобы у тебя было много друзей?
Что происходит, если люди перестают разговаривать друг с другом?)
4. Психологический практикум.
Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка, а так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраста нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.
Коммуникативные навыки развиваются в повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр.
Вашему вниманию, предлагаю одну из форм развития коммуникативных навыков у дошкольников – коммуникативные игры.
Коммуникативные игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, способность преодолевать жизненные трудности и добиваться поставленных целей, эмоциональной сферы.
Особо важно, что с помощью этих игр у детей:
- Снимаются телесные зажимы;
- Происходит эмоциональная разрядка;
- Развиваются воображение, мимика и жестикуляция;
- Активизируется внимание;
- Проявляются навыки правил поведения;
- Повышается самооценка.
Практическая часть
Педагогам предлагается провести коммуникативные игры с аудиторией.
Игра «Клубочек»
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Возраст: от 4 лет.
Оборудование: : клубок ниток.
Описание игры: дети (педагоги) садятся в полукруг. Взрослый становится в центре и, намотав на палец нитку, бросает ребенку (педагогу) клубочек, спрашивая при этом
Когда я вырасту, я буду…
Мне скучно, когда…
Не люблю, когда…
Самое интересное, это…
Мой лучший друг…
Мне нравится…
Взрослые не любят, когда…
Летом я люблю…
Когда я пойду в школу…
Мама сердится, если…
Мое самое любимое дело — это…
Мама всегда хвалит за…
Зимой лучше всего…
Ребенок (педагог) ловит клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задает вопрос, передавая клубок следующему игроку. Если ребенок (педагог) затрудняется с ответом, он возвращает клубок ведущему.
Комментарий: эта игра помогает детям увидеть общие связи между ними, а взрослому помогает определить, у кого из детей есть трудности в общении. Она будет полезна малообщительным детям, также ее можно использовать в группах малознакомых участников.
Ведущим может быть выбран и ребенок.
Когда все участники соединились ниточкой, взрослый должен зафиксировать их внимание на том, что все люди чем-то похожи и это сходство найти достаточно легко. И всегда веселее, когда есть друзья.
Игра «Газета» (автор — Н. Кряжева)
Цель: развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров.
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: четверо, или кратное четырем.
Необходимые приспособления: газета.
Описание игры: на пол кладут развернутую газету, на которую встают четыре ребенка (педагога). Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на нее. Газету складывают до тех пор, пока кто-то из участников не сможет встать на газету. В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться — тогда расстояние между ними максимально сократится.
Комментарий: эта игра помогает детям преодолеть робость перед телесным контактом, снимает «мышечный панцирь», делает их более открытыми. Особенно это важно для замкнутых и робких детей, а также для детей, перенесших какие-то травмы.
Игра будет проходить интереснее, если дети будут действовать по команде. Другими словами, на газету они должны стать после определенного сигнала, а между ними они могут свободно двигаться по комнате. После того как дети станут на газету, взрослый должен зафиксировать их расположение, дать детям возможность почувствовать поддержку соседа.
Игра «Живые бусы»
Цель : научить детей доверительному отношению друг к другу, развитие раскрепощенности в выражении эмоций.
Возраст: от 5 лет.
Описание : дети (педагоги) делятся на несколько команд с одинаковым количеством человек. Ведущий должен проследить, чтобы команды были примерно равны по силам, недопустимо собирать в одной команде активных и инициативных детей, в другую – тихих и застенчивых и т. д. Каждая команда получает свою «иголку с ниткой» – это может быть веревка с безопасной булавкой на конце. Задача каждой команды – собрать «живые» бусы на нитку. Бусинами в этой игре служат члены каждой команды. Булавка вдевается в отверстия на одежде детей – в петлю для пуговицы, пропускается через ремешок и т. д. Побеждает команда, которая быстрее всех соберет всех участников на веревку и завяжет ее концы. Игру можно провести несколько раз и по результатам определить самую быструю команду. По окончании игры всем детям можно вручить небольшие поощрительные призы.
Комментарий: для детей более старшего возраста, старше 7 лет, игру можно усложнить – каждый игрок «нанизывается» на нитку дважды, т. е. веревочка продевается сразу сквозь два отверстия на разных предметах его одежды – например, через брючки и рубашку. Если вдруг у ребенка нет подходящих отверстий на одежде, через которые можно продеть нитку, ребенок может соединить колечком большой и указательный пальцы и протянуть нитку через полученную петельку.
Игра «Волшебный букет цветов»
Цель: учить проявлять внимание к окружающим, устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты.
Оборудование: Зеленая ткань или картон, вырезанные лепесточки для каждого ребенка.
Описание . ведущий ( показывает на лежащий на полу кусок ткани). Это зеленая полянка. Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту полянку? (Грустное, печальное, скучное) Как вы думаете, чего на ней не хватает? (Цветов) Не веселая жизнь на такой полянке. Вот так и между людьми: жизнь без уважения и внимания получается мрачной, серой и печальной. А хотели бы сейчас порадовать друг друга? Давайте поиграем в «Комплименты».
Дети (педагоги) по очереди берут по одному лепесточку, говорят комплименты любому ровеснику(педагогу) и выкладывают его на полянке. Добрые слова должны быть сказаны каждому ребенку (педагогу).
Комментарий: педагог таким образом, подводит детей к мысли, что нужно внимательней относится друг к другу и говорить хорошие слова.
Подведение итогов семинара-практикума.
Упражнение «Цветик-семицветик»
Цель: развитие чувства коллектива, умения дружить, делать правильный выбор, сотрудничать в коллективе..
Педагогам дается задание: «Если бы ты был волшебником мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?» Или: «Если бы у нас был Цветик-семицветик, какое бы желание ты загадал?»
Каждый педагог загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.
Лети, лети, лепесток, через запад и восток,
Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешся ты земли, быть по-моему вели.
Вели, чтобы….
5. Обратная связь.
Упражнение «Розовый куст»
Цель: ввести в коллективное понимание группы готовность говорить об эмоциях и чувствах.
Участникам семинара-практикума предлагается назвать все происходящее одним словом и на доску поместить по мере важности три предмета: цветок, бутон и листок
- узнала и научилась многому (цветок);
- все это мне знакомо, мы используем это в работе (бутон);
- считаю, что зря потеряла время (листочек).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов Тема : " Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста" Социально-личностное развитие детей дошко-льного возраста.
Социализация - это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, ...

Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста анна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста Влияние художе
Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возрастаанна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психолог...

Выступление на муниципальном методическом объединении для воспитателей дошкольных учреждений «Речевое развитие детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО» на тему: «Интерактивные игры на развитие фонематического восприятия в старшем дошкольном возрасте
Выступление на тему "Интерактивные игры на развитие фонематического восприятия в старшем дошкольном возрасте"...

Итоговая аттестационная работа ТЕМА Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)
Итоговая аттестационная работа ТЕМАСовременные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)...

Публикация опыта. МАУ г.Нижневартовска "Центр развития образования" секция «Речевое развитие детей дошкольного возраста» «Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по Экокниге посредством использования мнемотаблиц"
[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"14187241","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]]http://cro.edu-nv.ru/opyt/78-obshchestvennye-ob-edineniya/rm...

Семинар-практикум "Социально-личностное развитие дошкольников как условие формирования успешной личности"
Семинар-практикум...

Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»
Данные методические рекомендации адресованы руководителям и педагогам дошкольных образовательных организаций, а также родителям детей дошкольного возраста.В сборник включены: актуальность, цели, подхо...