Характеристика структурных компонентов речи в норме детей пяти лет.
консультация по коррекционной педагогике на тему
Подробная характеристика структурных компонентов речи в норме детей пяти лет, разработанная на основании исследований общих закономерностей развития детской речи в норме и в условиях ее нарушения, проведенных А.Н.Гвоздевым, может использоваться в коррекционной работе как условный эталон возрастной нормы детской речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Характеристика структурных компонентов речи в норме детей пяти лет
Подробная характеристика структурных компонентов речи, разработанная на основании исследований общих закономерностей развития детской речи в норме и в условиях ее нарушения, проведенных А. Н. Гвоздевым и сотрудниками Института коррекционной педагогики РАО, может использоваться в работе логопеда как условный эталон возрастной нормы детской речи.
По мнению Жуковой Н.С. и других специалистов основное назначение условного эталона - «... соотнести состояние речи, выявленное на обследовании, с данными условного эталона нормы, что позволит установить фазу (стадию) развития аномальной детской речи и оценить степень сформированности в ней различных компонентов языка».
Если сравнивать пути усвоения родного языка детьми с нормальным развитием детской речи, с путями становления детской речи при нарушении ее развития, то нельзя не заметить в них определенного сходства: какая бы форма патологии речи (при сохранном интеллекте) ни была присуща ребенку, он не минует в своем развитии тех трех основных периодов, которые выделены А.Н. Гвоздевым в его уникальном исследовании «Вопросы изучения детской речи» (1961).
Характеристика структурных компонентов речи в норме детей пяти лет
Компоненты речи | Характеристика развития речи |
1. Фразовая речь | Простые, распространенные предложения; употребляют сложносочиненные и сложноподчиненные предложения объемом до 10 слов |
2. Понимание речи | Осознают смысл обращенной речи; есть устойчивость внимания к речи окружающих; способны выслушать ответы, объяснения, указания взрослых, понимают смысл учебных и практических задач, слышат, замечают и исправляют ошибки в речи товарищей и своей; понимают изменение слов с помощью приставок, суффиксов и флексий, понимают оттенки значений однокоренных и многозначных слов, особенности логико-грамматических структур, отражающих причинно-следственные, временные, пространственные и другие связи и отношения. |
3. Словарный запас | Объем активного словаря до 3000 слов; появляются обобщенные понятия (посуда, одежда, мебель и т.д.); чаще используют прилагательные для обогащения признаков и качеств предметов; появляются притяжательные прилагательные (лисий хвост и т.д.), шире используются наречия и местоимения, сложные предлоги (из - под, из-за и др.); владеют словообразованием: образуют существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами, однокоренные слова различных категорий (плавать, пловец, пловчиха, плавучий), относительные прилагательные (дерево - деревянный, снег - снежный) и т.д. Ярко проявляется словотворчество. |
4. Грамматический строй речи | Согласовывают прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, существительные с числительными; изменяют слова по числам, родам, лицам; правильно употребляют предлоги в речи. Но увеличивается количество грамматических ошибок, таких, как неправильное образование формы родительного падежа множественного числа существительных; неправильно согласовываются глаголы с существительными, нарушается структура предложений и т.д. |
5. Звукопроизношение | Заканчивается процесс овладения звуками; речь в целом чистая и отчетливая; возрастает интерес к звуковому оформлению слов, к поиску рифм. |
6. Фонематическое восприятие | Достаточно хорошо развит фонематический слух; дифференцируют слова типа: коза-коса, поток- потек; устанавливают наличие заданного звука в слове, выделяют первый и последний звук в слове, подбирают слова на заданный звук; различают темп речи, тембр и громкость голоса. Но более высокие формы анализа и синтеза слов, самостоятельно без специального обучения, не развиваются. |
7. Связная речь | Пересказывают знакомую сказку, короткий текст (дважды прочитанный), выразительно читают стихотворения; составляют рассказ по картинке и серии сюжетных картинок; довольно подробно рассказывают об увиденном или услышанном; спорят, рассуждают, мотивированно отстаивают свое мнение, убеждают товарищей. |
Список литературы:
1.Гвоздев А.И. Вопросы изучения детской речи - М.: изд-во АПН СССР, 1961.
2.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург; АРД ЛТФ, 1998.
3.Коррекция нарушений речи у дошкольников. - Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1999.
4.Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М.: Просвещение, 1991.
5.Филичева Т.Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М: Просвещение, 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/06/picture-186165-1367786012.jpg)
Характеристика речи детей пятого года жизни
Для успешного обучения в современной школе ребенок должен к семи годам иметь полностью сформированную связную речь, память, внимание. Характеристика речи детей пятого года жизни, позволит выявит...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/30/picture-276824-1375198281.jpg)
«Что такое ОНР?Характеристика структурных компонентов речи детей 6-летнего возраста с ОНР III уровня».
Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (л...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/29/picture-200671-1643465738.jpg)
Консультация для родителей "Характеристика речи детей пятого года жизни."
Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей), т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка...
консультации для родителей на тему "Характеристика речи детей пятого года жизниа"
От правильности речи ребёнка, богатстваего словарного запаса, зависит качество обучения и воспитания, и именно родители должны развивать речь ребёнка. и какой она должна быть именно в этом возрасте, п...