Характеристика речи детей пяти лет в норме
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Характеристика речи детей пяти лет в норме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
harakteristika_rechi_detey.docx | 18.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация учителя-логопеда
Характеристика речи детей пяти лет в норме
В возрасте, когда процесс развития речи далеко не завершен (2 года 6 месяцев – 5 лет), специалисту необходимо разграничивать, что уже должно быть сформировано в детской речи, что только начинает складываться, а в каких лексико-грамматических и фонетических проявлениях вообще не следует ожидать в ближайшее время. Такой анализ и оценку речевой деятельности маленького ребенка невозможно провести, если не иметь конкретных данных о формировании детской речи в норме. (И.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Преодоление ОНР у школьников).
О целесообразности использования в работе логопеда условного эталона возрастной нормы детской речи говорят многие ученые.
Логопедов-практиков интересуют несколько аспектов условного эталона возрастной нормы развития детской речи:
- линейная логика овладения родным языком;
- качественная и количественна характеристики структурных компонентов языковой системы;
- кульминационный процесс речевого высказывания – умение ребенка строить предложения различной структуры;
- связная речь – главный показатель уровня развития детской речи.
Развитие речи в лингвистическом аспекте можно изобразить линейно следующим образом: крики – гуление – лепет – слова – словосочетания – предложения – связный рассказ.
При этом в соответствии с возрастной шкалой специалисты придерживаются следующих характеристик:
Крики – возникают самостоятельно, без побуждения со стороны взрослых – с момента рождения до 2 мес.;
Гуление – стихийно не возникает, его появление обусловлено эмоционально-личностным общением ребенка со взрослым – с 2 до 5-7 мес.;
Лепет – стихийно также не возникает, его появление обусловлено эмоционально-личностным общением малыша со взрослым – с 5-6 до 12-14 мес.;
Словосочетания – появляются после усвоения двусложных и трехсложных слов – с 1 года 7 мес. до 1 года 9 мес.;
Предложения – ребенок начинает конструировать их в условиях наглядной ситуации с 2 лет; с 2 лет 6 мес. появляются вопросы где? куда?; с 3 лет – вопросы почему? когда?;
Связный рассказ - появляется с воспроизведения коротких рассказов, стихов, потешек – с 3 лет; постепенный переход к самостоятельному составлению рассказов по картинке, об игрушке – с 4 лет; овладение элементами контекстной речи – с 5 лет.
Характеристика структурных компонентов речи в норме детей пяти лет
Фразовая речь
Дети пользуются как простыми, так и распространенными предложениями; употребляют в речи как сложносочиненные, так и сложноподчиненные предложения объемом до 10 слов.
Понимание речи
Дети осознают смысловое содержание обращенной к ним речи; возрастает устойчивость внимания к речи окружающих; они способны до конца выслушивать ответы, объяснения, указания взрослых, понимают смысл учебных и практических задач; умеют аналитически относиться к речевой деятельности: слышать, замечать и исправлять ошибки и неточности в речи товарищей и своей; уже нет затруднений в понимании изменений слов, связанных с употреблением приставок, суффиксов и флексий, в понимании оттенков значений однокоренных и многозначных слов, особенностей логико-грамматических структур, отражающих причинно-следственные, временные, пространственные и другие связи и отношения.
Словарный запас
Объем активного словаря в речи детей возрастает до 3000 слов, появляются собирательные существительные (посуда, одежда, мебель и т.д.). Чаще используются прилагательные для обозначения признаков и качеств предметов, для отражения временных и пространственных отношений, начинают появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка и т.д.), шире используются наречия и личные местоимения, сложные предлоги ( из-под, из-за, около и т.д.). Дети свободно владеют функцией словообразования: образуют существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, однокоренные слова различных категорий (плавать, пловец, пловчиха, плавучий), относительные прилагательные от существительных (дерево - деревянный, снег - снежный) и т.д. В этом возрасте ярко проявляется феномен словотворчества.
Грамматический строй речи
К пяти годам дети усваивают основные формы согласования слов: прилагательные с существительными в роде, числе и падеже, существительных с числительными; постигают в основных чертах типы склонений и спряжений; активно овладевают функцией словоизменения: имен существительных по числам, глаголов прошедшего времени по числам и родам, глаголов настоящего времени по числам и лицам; адекватно употребляют предлоги в речи.
Однако рост активного словаря, употребление предложений более сложной структуры часто являются одной из причин увеличения грамматических ошибок, таких как неправильное образование формы, родительного падежа множественного числа некоторых существительных, неправильное согласование глаголов с существительными, нарушения в структуре предложений и т.д.
Звукопроизношение
У большинства детей к пяти годам заканчивается процесс овладения звуками; речь в целом чиста и отчетливая; возрастает интерес к звуковому оформлению слов, к поиску рифм.
Фонематическое восприятие
У детей пятилетнего возраста достаточно хорошо развит фонематический слух; они дифференцируют слова, отличающихся друг от друга одним звуком (звонким – глухим: коза – коса; твердым – мягким: поток – потек); могут установить наличие заданного звука в лове, выделить первый и последний звуки в слове, подбирать слова на заданный звук дети могут точно воспроизводить различные интонации, выдерживать паузы, различать повышение и понижение громкости голоса, ускорение и замедление темпа речи.
Необходимо помнить, что более высокие формы анализа и синтеза слов самостоятельно, без специального обучения не развиваются.
Кульминационный процесс речевого высказывания
Для выражения своих мыслей дети все чаще пользуются различными синтаксическими конструкциями: предложениями с однородными членами, с сочинением и подчинением, несложными образными описаниями, сравнениями, эпитетами и т.д. « На 5-м году жизни количество сложных предложений, встречающихся в детской речи, уже составляет 11% по отношению к общему числу предложений. Отмечается наличие в их речи почти всех придаточных предложений (кроме определительного)».
Связная речь
К пяти годам дети могут пересказать знакомую сказку, выразительно читать стихотворения, пересказывают только что прочитанные дважды короткие тексты. Дети способны рассказать о виденном или услышанном довольно подробно и последовательно, могут объяснить причину и следствие, составить рассказ по картинке, отличить сказку от рассказа; дети более активно участвуют в беседе или разговоре: спорят, рассуждают, довольно мотивированно отстаивают свое мнение, убеждают товарищей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Характеристика речи детей пятого года жизни
Для успешного обучения в современной школе ребенок должен к семи годам иметь полностью сформированную связную речь, память, внимание. Характеристика речи детей пятого года жизни, позволит выявит...
Консультация для родителей "Характеристика речи детей пятого года жизни."
Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей), т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка...
Характеристика речи детей пятого года жизни
Полезные материалы для родителей...
консультации для родителей на тему "Характеристика речи детей пятого года жизниа"
От правильности речи ребёнка, богатстваего словарного запаса, зависит качество обучения и воспитания, и именно родители должны развивать речь ребёнка. и какой она должна быть именно в этом возрасте, п...
Характеристика речи детей пятого года жизни
консультация для родителей...
РАЗВИТИЕ РЕЧИ "Развитие речи детей пятого года жизни"
Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в осв...
«Характеристика речи детей пятого года жизни»
консультация для педагогов "Характеристика речи детей пятого года жизни"...