Речевая недостаточность при ОНР у дошкольников»
консультация по коррекционной педагогике на тему
Какие ассоциации могут возникнуть, когда слышим словосочетание «общее недоразвитие речи»? (рассуждение педагогов) Вариантов может быть много, но все они будут отражать одну и ту же мысль: это неправильная речь. Но что значит неправильная речь или некрасивая речь? Это та речь, которая не соответствует нормам и правилам данной языковой среды, в которой находится человек, так же сюда можно отнести неумение человека использовать языковые средства в соответствии с условиями общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_nedostatochnost_pri_onr_u_doshkolnikov.docx | 29.77 КБ |
onr_dlya_vospitateley.pptx | 1.25 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №6 «Родничок»
Консультация для педагогов
«Речевая недостаточность при ОНР у дошкольников»
Разработали учителя-логопеды:
Гришаева Людмила Михайловна
Борисова Елена Васильевна
Василишина Ольга Анатольевна
город Бородино
Красноярского края
2017 год
2 слайд
Именно речь – важный показатель развития интеллекта.
Без речи нельзя овладеть ничем — ни историей, ни физикой, ни математикой. В этом смысле родная речь — золотая середина психики.
Какие ассоциации могут возникнуть, когда слышим словосочетание «общее недоразвитие речи»? (рассуждение педагогов) Вариантов может быть много, но все они будут отражать одну и ту же мысль: это неправильная речь. Но что значит неправильная речь или некрасивая речь? Это та речь, которая не соответствует нормам и правилам данной языковой среды, в которой находится человек, так же сюда можно отнести неумение человека использовать языковые средства в соответствии с условиями общения.
3 слайд
Под термином «общее недоразвитие речи» (ОНР) понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте. У детей с общим недоразвитием речи в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков на слух, недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем и, следовательно, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования. Словарный запас отстает от возрастной нормы, как по количественным, так и по качественным показателям; оказывается недоразвитой связная речь.
4 слайд
Причинами общего недоразвития речи являются различные неблагоприятные воздействия. В большинстве случаев это категория детей, у которых выраженная речевая недостаточность сформировалась как результат неблагоприятного течения второй половины беременности матери, тяжелых патологических родов. Известно, что структура речевой недостаточности и процессы компенсации во многом зависят от времени мозгового поражения. Тяжелое поражение мозга обычно возникает в период раннего эмбриогенеза в результате различных вредных воздействий (инфекций, интоксикаций). Наиболее обширные изменения структуры поражённого головного мозга отмечаются на третьем-четвертом месяце внутриутробной жизни, т. е. во время наибольшей дифференциации нервных клеток. И если в этот период более интенсивно развиваются лобные доли левого полушария, то пострадает, прежде всего, речевая функция.
Причины ОНР:
- сильный токсикоз;
- курение и употребление алкоголя при вынашивании;
- применение вредных лекарств;
- несовместимость групп крови матери и ребенка;
- травмы при родах или патологии;
- заболевания центральной нервной системы у малыша в раннем возрасте;
- плохие условия воспитания ребенка;
- частые инфекционные заболевания, включая стоматиты.
5 слайд
Принято выделять четыре уровня ОНР, которые отражают типичное состояние компонентов языка у детей с ОНР.
(обратить внимание педагогов на памятки)
У детей с ОНР 1 уровня фразовая речь не сформирована. В общении дети пользуются лепетными словами, однословными предложениями, дополненными мимикой и жестами, смысл которых вне ситуации непонятен. Словарный запас у детей с ОНР 1 уровня резко ограничен; в основном включает отдельные звуковые комплексы, звукоподражания и некоторые обиходные слова. При ОНР 1 уровня также страдает импрессивная речь: дети не понимают значения многих слов и грамматических категорий. Имеет место грубое нарушение слоговой структуры слова: чаще дети воспроизводят только звукокомплексы, состоящие из одного-двух слогов. Артикуляция нечеткая, произношение звуков неустойчивое, многие из них оказываются недоступными для произношения. Фонематические процессы у детей с ОНР 1 уровня носят зачаточный характер: фонематический слух грубо нарушен, для ребенка неясна и невыполнима задача фонематического анализа слова.
В речи детей с ОНР 2 уровня, наряду с лепетом и жестами, появляются простые предложения, состоящие из 2-3 слов. Однако, высказывания бедны и однотипны по содержанию; чаще выражают предметы и действия. При ОНР 2 уровня отмечается значительное отставание качественного и количественного состава словаря от возрастной нормы: дети не знают значения многих слов, заменяя их похожими по смыслу. Грамматический строй речи не сформирован: дети не правильно употребляют падежные формы, испытывают трудности в согласовании частей речи, употреблении единственного и множественного числа, предлогов и т. д. У детей с ОНР 2 уровня по-прежнему редуцируется произношение слов с простой и сложной слоговой структурой, стечением согласных. Звукопроизношение характеризуется множественными искажениями, заменами и смешениями звуков. Фонематическое восприятие при ОНР 2 уровня отличается выраженной недостаточностью; к звуковому анализу и синтезу дети не готовы.
Дети с ОНР 3 уровня пользуются развернутой фразовой речью, но в речи используют преимущественно простые предложения, затрудняясь в построении сложных. Понимание речи приближено к норме, затруднения составляет понимание и усвоение сложных грамматических форм (причастных и деепричастных оборотов) и логических связей (пространственных, временных, причинно-следственных отношений). Объем словарного запаса у детей с ОНР 3 уровня значительно увеличивается: дети употребляют в речи практически все части речи (в большей степени – существительные и глаголы, в меньшей – прилагательные и наречия); типично неточное употребление названий предметов. Дети допускают ошибки в использовании предлогов, согласовании частей речи, употреблении падежных окончаний и ударений. Звуконаполняемость и слоговая структура слов страдает только в трудных случаях. При ОНР 3 уровня звукопроизношение и фонематическое восприятие по-прежнему нарушены, но в меньшей степени.
При ОНР 4 уровня дети испытывают специфические затруднения в звукопроизношении и повторении слов со сложным слоговым составом, имеют низкий уровень фонематического восприятия, допускают ошибки при словообразовании и словоизменении. Словарь у детей с ОНР 4 уровня достаточно разнообразен, однако дети не всегда точно знают и понимают значение редко встречающихся слов, антонимов и синонимов, пословиц и поговорок и т. д. В самостоятельной речи дети с ОНР 4 уровня испытывают трудности в логическом изложении событий, часто пропускают главное и «застревают» на второстепенных деталях, повторяют ранее сказанное.
6 слайд
Речевой пример I уровня
7 слайд
Речевой пример II уровня
8 слайд
Речевой пример III уровня
9 слайд
Речевой пример IV уровня
10 слайд
Тренинг «Определи уровень..»
Разложить предложенные примеры по уровням ОНР:
I уровень
«ись» - киска
«ака» - собака
II уровень
«итоте» - цветочки
«асина» - машина
III уровень
« …. мамой ездиля асьпак.»
IV уровень
«Я раскрашиваю шарик красным фломастером и красным ручком.»
Основные особенности детей с ОНР
Существует много причин, вызывающих развитие этой речевой патологии. Однако, несмотря на это, имеются общие типичные проявления, которые указывают на системные нарушения речевой деятельности. Главной особенностью детей с ОНР называют позднее начало речи. Как правило, первые слова у таких малышей появляются в 3-4 года, а иногда и в 5 лет. При этом они говорят неграмотно и фонетически неоформленно.
Особенностью речи детей с ОНР является ее малопонятность, недостаточная активность речи, которая с возрастом еще больше уменьшается. Все это накладывает существенный отпечаток на формирование у таких малышей сенсорной, волевой и интеллектуальной сферы. Они страдают недостатком концентрации внимания, плохой памятью, забывают сложные инструкции, последовательность заданий.
Из-за речевых нарушений детям с ОНР присущи специфические особенности мышления. Они могут отставать в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают сравнением и обобщением, анализом и синтезом.
Специалисты отмечают, что во многих случаях такие дети отстают в развитии двигательной сферы, у них очень плохая координация движений, недостаточная скорость и ловкость, неуверенность в проведении дозированных движений. Наибольшие трудности малыши с ОНР испытывают, выполняя движения по словесной инструкции.
Особенностью детей с ОНР является наличие у них недостаточной координации пальцев и кистей рук, недоразвитие мелкой моторики. Такие дети часто замедленны в движениях, могут надолго застывать в одной позе.
- слайд
ОНР (любого уровня) считается условно обратимым нарушением
это значит, что последствия будут ….. и чтобы их минимизировать необходима систематическая и длительная (не год и не два, а 5-6 лет, возможно и дольше) коррекционная логопедическая работа, предполагающая тесную связь с неврологом.
Основными нарушениями в школьном обучении является:
- дислексия (нарушения чтения);
- дисграфия (нарушение письменной речи) стойкие и повторяющиеся ошибки в процессе письма, которые можно сгруппировать следующим образом: искажения и замены букв, искажения звукослоговой структуры слова; нарушения слитности написания отдельных слов в предложении; аграмматизмы на письме.
ОСОБО «РАСЦВЕТАЕТ» ДИСГРАФИЯ ВО 2-3 КЛАССЕ!
Скорректировать дисграфию может только логопед, специализирующийся на коррекции нарушений письменной речи.
12 слайд
При данном нарушении никак нельзя винить ребенка в невнимательности, в отсутствии старания и прилежания! Ребенок не виноват!
Спасибо за внимание!
Список литературы
1. Белова – Давид Р.А. Нарушение речи у дошкольников. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи. – М.: Просвещение. 1971
2. Власенко И. Т, Проблемы логопедии и принципы анализа речевых и неречевых процессов у детей с недоразвитием речи // Дефектология. 1988. № 4.
3. Воробьева В.К. Обучение детей с ТНР первоначальному навыку описательно-повествовательной речи//Дефектология. – 1990. - №4.
4. Воронова А.П. Состояние психических функций и процессов у детей с общим недо-развитием речи // Методы изучения и преодоления речевых расстройств. — СПб., 1994.
5. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М.: Аркти, 2002. - 144с..
6. Жукова Н.С, Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недораз¬вития речи у дошкольников.— М., 1990.
7. Лалаева Р.И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. — СПб., 1999. .
8. Филичева Т.Б. Система коррекционной работы с дошкольниками в группах детей с общим недоразвитием речи // Проблемы патологии речи. — М., 1989..
9. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи. — М., 1999.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Именно речь – важный показатель развития интеллекта. Без речи нельзя овладеть ничем – ни историей, ни физикой, ни математикой. В этом смысле родная речь – золотая середина психики.
Общее недоразвитие речи Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики.
Причины ОНР сильный токсикоз; курение и употребление алкоголя при вынашивании; применение вредных лекарств; несовместимость групп крови матери и ребенка; травмы при родах или патологии; заболевания центральной нервной системы у малыша в раннем возрасте; плохие условия воспитания ребенка; частые инфекционные заболевания, включая стоматиты.
Уровни ОНР I уровень II уровень III уровень IV уровень
Речевой пример I уровня « нини » - штаны ( звукокомплекс ); « ись иди» - кошка сидит (грамматически не оформленная фраза); «пи» - пить; чашка, сок, вода, молоко (замена предметов названиями действий)
Речевой пример II уровня « какоки » - колготки (грубое нарушение звуконаполняемости ); « ибуаська » - чебурашка (нарушение слоговой структуры слова); «Ем оська .» - Ем ложкой. « Азя тоит а тое.» - Ваза стоит на столе. (грубое нарушение грамматической конструкции, отсутствие согласования прилагательного с существительным, смешение падежных форм).
Речевой пример IIi уровня «кружка» - чашка, стакан «штаны» - брюки, шорты (неточное употребление лексических значений); « кобалса » – колбаса, « соквоёшка » - сковородка (остаточное явление – перестановка звуков, слогов); «Дети сипили новика» - Дети слепили снеговика. (нарушение звуконаполняемости ).
Речевой пример Iv уровня « Мальчик чистит метлой двор.» – «Мальчик подметает метлой двор.» (замена слов близких по значению); «большой дом» – высокий дом (смешение признаков); « Дети увидели медведев , воронов.» (ошибки в употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного числа).
Тренинг «определи уровень» ОНР I уровня ОНР II уровня ОНР I II уровня ОНР IV уровня
Основные особенности детей с ОНР позднее начало речи; говорят неграмотно и фонетически неоформленно ; малопонятность речи, недостаточная активность речи; недостаток концентрации внимания, плохая память, забывают сложные инструкции, последовательность заданий; специфические особенности мышления, отставание в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают сравнением и обобщением, анализом и синтезом. отстают в развитии двигательной сферы: плохая координация движений, недостаточная скорость и ловкость, неуверенность в проведении дозированных движений; наибольшие трудности дети испытывают, выполняя движения по словесной инструкции; наличие недостаточной координации пальцев и кистей рук, недоразвитие мелкой моторики.
Отсроченные последствия
При данном нарушении никак нельзя винить ребенка в невнимательности, в отсутствии старания и прилежания! Ребенок не виноват!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Разнообразные форы работы с семьей- эффективное средство коррекции речевой недостаточности у детей старшего дошкольного возраста на логопункте в ДОУ».
Статья «Разнообразные форы работы с семьей- эффективное средство коррекции речевой недостаточности у детей старшего дошкольного возраста на логопункте в ДОУ», раскрывает систему ...
Систематизация речевого материала по обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи.
Карточки-задания...
"Влияние речевых дефектов на психическое развитие дошкольника"
Развитие речи тесным образом связано с интеллектуальным и познавательным развитием ребенка. Воздействие речи на все высшие психические процессы весьма значимо. Исследователи указывают, что " у детей с...
Новые формы взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с речевой недостаточностью
В статье рассматривается новая форма работы с родителями, как семейный театр. статья будет интересна педагогам ДОУ, родителям детей дошкольного возраста....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию Тема: « Речевые игры и упражнения для дошкольников»
« Речевые игры и упражнения для дошкольников» Игровой материал по обогащению словарного запаса, развитию связной речи....
Разнообразные формы работы с семьей, как одно из требований ФГОС ДО и эффективное средство коррекциии речевой недостаточности у дошкольников, посещающих логопункт в ДОУ"
Редакция 2018 года.В статье дан обзор современных форм работы учителя-логопеда с родителями в период посещения ребенка логопункта. Представленные формы широко зарекомендовали себя в ...
Влияние т«Речевое развитие в экологическом воспитании дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»елевидения и компьютерных игр на психическое здоровье дошкольников
laquo;Нужно учить так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свид...