Речевая недостаточность при ОНР у дошкольников»
консультация по коррекционной педагогике на тему

Борисова Елена Васильевна

Какие ассоциации могут возникнуть, когда слышим словосочетание «общее недоразвитие речи»? (рассуждение педагогов)  Вариантов может быть много, но все они будут отражать одну и ту же мысль: это неправильная речь. Но что значит неправильная речь или некрасивая речь? Это та речь, которая не соответствует нормам и правилам данной языковой среды, в которой находится человек, так же сюда можно отнести неумение человека использовать языковые средства в соответствии с условиями общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное  образовательное учреждение

Детский сад №6    «Родничок»

Консультация для педагогов

«Речевая недостаточность при ОНР у дошкольников»

                             

                                       Разработали учителя-логопеды:      

                                             Гришаева Людмила Михайловна

Борисова  Елена  Васильевна

Василишина  Ольга Анатольевна

город Бородино

Красноярского   края

2017  год

2 слайд

Именно речь – важный показатель развития интеллекта.

Без речи нельзя овладеть ничем — ни историей, ни физикой, ни математикой. В этом смысле родная речь — золотая середина психики.

Какие ассоциации могут возникнуть, когда слышим словосочетание «общее недоразвитие речи»? (рассуждение педагогов)  Вариантов может быть много, но все они будут отражать одну и ту же мысль: это неправильная речь. Но что значит неправильная речь или некрасивая речь? Это та речь, которая не соответствует нормам и правилам данной языковой среды, в которой находится человек, так же сюда можно отнести неумение человека использовать языковые средства в соответствии с условиями общения.

3 слайд

Под термином «общее недоразвитие речи» (ОНР) понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых  нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте. У детей с общим недоразвитием речи в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков на слух, недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем и, следовательно, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования. Словарный запас отстает от возрастной нормы, как по количественным, так и по качественным показателям; оказывается недоразвитой связная речь.

4 слайд

Причинами общего недоразвития речи являются различные неблагоприятные воздействия. В большинстве случаев это категория детей, у которых выраженная речевая недостаточность сформировалась как результат неблагоприятного течения второй половины беременности матери, тяжелых патологических родов. Известно, что структура речевой недостаточности и процессы компенсации во многом зависят от времени мозгового поражения. Тяжелое поражение мозга обычно возникает в период раннего эмбриогенеза в результате различных вредных воздействий (инфекций, интоксикаций). Наиболее обширные изменения структуры поражённого головного мозга отмечаются на третьем-четвертом месяце внутриутробной жизни, т. е. во время наибольшей дифференциации нервных клеток. И если в этот период более интенсивно развиваются лобные доли левого полушария, то пострадает, прежде всего, речевая функция.

Причины ОНР:

  • сильный токсикоз;
  • курение и употребление алкоголя при вынашивании;
  • применение вредных лекарств;
  • несовместимость групп крови матери и ребенка;
  • травмы при родах или патологии;
  • заболевания центральной нервной системы у малыша в раннем возрасте;
  • плохие условия воспитания ребенка;
  • частые инфекционные заболевания, включая стоматиты.

5 слайд

Принято выделять четыре уровня ОНР, которые отражают типичное состояние компонентов языка у детей с ОНР.

(обратить внимание педагогов на памятки)

У детей с ОНР 1 уровня фразовая речь не сформирована. В общении дети пользуются лепетными словами, однословными предложениями, дополненными мимикой и жестами, смысл которых вне ситуации непонятен. Словарный запас у детей с ОНР 1 уровня резко ограничен; в основном включает отдельные звуковые комплексы, звукоподражания и некоторые обиходные слова. При ОНР 1 уровня также страдает импрессивная речь: дети не понимают значения многих слов и грамматических категорий. Имеет место грубое нарушение слоговой структуры слова: чаще дети воспроизводят только звукокомплексы, состоящие из одного-двух слогов. Артикуляция нечеткая, произношение звуков неустойчивое, многие из них оказываются недоступными для произношения. Фонематические процессы у детей с ОНР 1 уровня носят зачаточный характер: фонематический слух грубо нарушен, для ребенка неясна и невыполнима задача фонематического анализа слова.

В речи детей с ОНР 2 уровня, наряду с лепетом и жестами, появляются простые предложения, состоящие из 2-3 слов. Однако, высказывания бедны и однотипны по содержанию; чаще выражают предметы и действия. При ОНР 2 уровня отмечается значительное отставание качественного и количественного состава словаря от возрастной нормы: дети не знают значения многих слов, заменяя их похожими по смыслу. Грамматический строй речи не сформирован: дети не правильно употребляют падежные формы, испытывают трудности в согласовании частей речи, употреблении единственного и множественного числа, предлогов и т. д. У детей с ОНР 2 уровня по-прежнему редуцируется произношение слов с простой и сложной слоговой структурой, стечением согласных. Звукопроизношение характеризуется множественными искажениями, заменами и смешениями звуков. Фонематическое восприятие при ОНР 2 уровня отличается выраженной недостаточностью; к звуковому анализу и синтезу дети не готовы.

Дети с ОНР 3 уровня пользуются развернутой фразовой речью, но в речи используют преимущественно простые предложения, затрудняясь в построении сложных. Понимание речи приближено к норме, затруднения составляет понимание и усвоение сложных грамматических форм (причастных и деепричастных оборотов) и логических связей (пространственных, временных, причинно-следственных отношений). Объем словарного запаса у детей с ОНР 3 уровня значительно увеличивается: дети употребляют в речи практически все части речи (в большей степени – существительные и глаголы, в меньшей – прилагательные и наречия); типично неточное употребление названий предметов. Дети допускают ошибки в использовании предлогов, согласовании частей речи, употреблении падежных окончаний и ударений. Звуконаполняемость и слоговая структура слов страдает только в трудных случаях. При ОНР 3 уровня звукопроизношение и фонематическое восприятие по-прежнему нарушены, но в меньшей степени.

При ОНР 4 уровня дети испытывают специфические затруднения в звукопроизношении и повторении слов со сложным слоговым составом, имеют низкий уровень фонематического восприятия, допускают ошибки при словообразовании и словоизменении. Словарь у детей с ОНР 4 уровня достаточно разнообразен, однако дети не всегда точно знают и понимают значение редко встречающихся слов, антонимов и синонимов, пословиц и поговорок и т. д. В самостоятельной речи дети с ОНР 4 уровня испытывают трудности в логическом изложении событий, часто пропускают главное и «застревают» на второстепенных деталях, повторяют ранее сказанное.

6 слайд

Речевой пример I уровня

7 слайд

Речевой пример II  уровня

8 слайд

Речевой пример III  уровня

9 слайд

Речевой пример IV уровня

10 слайд

Тренинг «Определи  уровень..»

Разложить  предложенные примеры  по уровням ОНР:

I уровень

«ись» - киска

«ака» - собака

II уровень

«итоте» - цветочки

«асина» - машина

III уровень

« …. мамой ездиля асьпак.»

IV уровень

«Я раскрашиваю шарик красным фломастером  и красным ручком.»

Основные особенности детей с ОНР

Существует много причин, вызывающих развитие этой речевой патологии. Однако, несмотря на это, имеются общие типичные проявления, которые указывают на системные нарушения речевой деятельности. Главной особенностью детей с ОНР называют позднее начало речи. Как правило, первые слова у таких малышей появляются в 3-4 года, а иногда и в 5 лет. При этом они говорят неграмотно и фонетически неоформленно.

Особенностью речи детей с ОНР является ее малопонятность, недостаточная активность речи, которая с возрастом еще больше уменьшается. Все это накладывает существенный отпечаток на формирование у таких малышей сенсорной, волевой и интеллектуальной сферы. Они страдают недостатком концентрации внимания, плохой памятью, забывают сложные инструкции, последовательность заданий.

Из-за речевых нарушений детям с ОНР присущи специфические особенности мышления. Они могут отставать в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают сравнением и обобщением, анализом и синтезом.

Специалисты отмечают, что во многих случаях такие дети отстают в развитии двигательной сферы, у них очень плохая координация движений, недостаточная скорость и ловкость, неуверенность в проведении дозированных движений. Наибольшие трудности малыши с ОНР испытывают, выполняя движения по словесной инструкции.

Особенностью детей с ОНР является наличие у них недостаточной координации пальцев и кистей рук, недоразвитие мелкой моторики. Такие дети часто замедленны в движениях, могут надолго застывать в одной позе.

  1. слайд

ОНР (любого уровня) считается условно обратимым нарушением

это значит, что последствия будут ….. и чтобы их минимизировать необходима  систематическая и длительная (не год и не два, а 5-6 лет, возможно и дольше) коррекционная логопедическая  работа, предполагающая тесную связь с неврологом.

Основными нарушениями в школьном обучении является:

- дислексия (нарушения чтения);

- дисграфия (нарушение письменной речи)  стойкие и повторяющиеся ошибки в процессе письма, которые можно сгруппировать следующим образом: искажения и замены букв, искажения звукослоговой структуры слова; нарушения слитности написания отдельных слов в предложении; аграмматизмы на письме.

 ОСОБО «РАСЦВЕТАЕТ» ДИСГРАФИЯ ВО  2-3 КЛАССЕ!

Скорректировать   дисграфию может только логопед, специализирующийся на коррекции нарушений письменной речи.

12 слайд

При данном нарушении никак нельзя винить ребенка в невнимательности, в отсутствии старания и прилежания!  Ребенок не виноват!

Спасибо за внимание!

Список литературы

1.    Белова – Давид Р.А. Нарушение речи у дошкольников. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи. – М.: Просвещение. 1971 
2.    Власенко И. Т, Проблемы логопедии и принципы анализа речевых и неречевых процессов у детей с недоразвитием речи // Дефектология. 1988. № 4.
3.    Воробьева В.К. Обучение детей с ТНР первоначальному навыку описательно-повествовательной речи//Дефектология. – 1990. - №4.
4.    Воронова А.П. Состояние психических функций и процессов у детей с общим недо-развитием речи // Методы изучения и преодоления речевых расстройств. — СПб., 1994.
5.    Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М.: Аркти, 2002. - 144с..
6. Жукова Н.С, Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недораз¬вития речи у дошкольников.— М., 1990.
7.    Лалаева Р.И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. — СПб., 1999. .
8.    Филичева Т.Б. Система коррекционной работы с дошкольниками в группах детей с общим недоразвитием речи // Проблемы патологии речи. — М., 1989..
9.    Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи. — М., 1999.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников консультация для воспитателей логопедическая служба ДОУ «Родничок»

Слайд 2

Именно речь – важный показатель развития интеллекта. Без речи нельзя овладеть ничем – ни историей, ни физикой, ни математикой. В этом смысле родная речь – золотая середина психики.

Слайд 3

Общее недоразвитие речи Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики.

Слайд 4

Причины ОНР сильный токсикоз; курение и употребление алкоголя при вынашивании; применение вредных лекарств; несовместимость групп крови матери и ребенка; травмы при родах или патологии; заболевания центральной нервной системы у малыша в раннем возрасте; плохие условия воспитания ребенка; частые инфекционные заболевания, включая стоматиты.

Слайд 5

Уровни ОНР I уровень II уровень III уровень IV уровень

Слайд 6

Речевой пример I уровня « нини » - штаны ( звукокомплекс ); « ись иди» - кошка сидит (грамматически не оформленная фраза); «пи» - пить; чашка, сок, вода, молоко (замена предметов названиями действий)

Слайд 7

Речевой пример II уровня « какоки » - колготки (грубое нарушение звуконаполняемости ); « ибуаська » - чебурашка (нарушение слоговой структуры слова); «Ем оська .» - Ем ложкой. « Азя тоит а тое.» - Ваза стоит на столе. (грубое нарушение грамматической конструкции, отсутствие согласования прилагательного с существительным, смешение падежных форм).

Слайд 8

Речевой пример IIi уровня «кружка» - чашка, стакан «штаны» - брюки, шорты (неточное употребление лексических значений); « кобалса » – колбаса, « соквоёшка » - сковородка (остаточное явление – перестановка звуков, слогов); «Дети сипили новика» - Дети слепили снеговика. (нарушение звуконаполняемости ).

Слайд 9

Речевой пример Iv уровня « Мальчик чистит метлой двор.» – «Мальчик подметает метлой двор.» (замена слов близких по значению); «большой дом» – высокий дом (смешение признаков); « Дети увидели медведев , воронов.» (ошибки в употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного числа).

Слайд 10

Тренинг «определи уровень» ОНР I уровня ОНР II уровня ОНР I II уровня ОНР IV уровня

Слайд 11

Основные особенности детей с ОНР позднее начало речи; говорят неграмотно и фонетически неоформленно ; малопонятность речи, недостаточная активность речи; недостаток концентрации внимания, плохая память, забывают сложные инструкции, последовательность заданий; специфические особенности мышления, отставание в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают сравнением и обобщением, анализом и синтезом. отстают в развитии двигательной сферы: плохая координация движений, недостаточная скорость и ловкость, неуверенность в проведении дозированных движений; наибольшие трудности дети испытывают, выполняя движения по словесной инструкции; наличие недостаточной координации пальцев и кистей рук, недоразвитие мелкой моторики.

Слайд 12

Отсроченные последствия

Слайд 13

При данном нарушении никак нельзя винить ребенка в невнимательности, в отсутствии старания и прилежания! Ребенок не виноват!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Разнообразные форы работы с семьей- эффективное средство коррекции речевой недостаточности у детей старшего дошкольного возраста на логопункте в ДОУ».

Статья «Разнообразные форы работы с семьей- эффективное средство коррекции речевой недостаточности у детей старшего дошкольного возраста на логопункте в ДОУ», раскрывает систему ...

"Влияние речевых дефектов на психическое развитие дошкольника"

Развитие речи тесным образом связано с интеллектуальным и познавательным развитием ребенка. Воздействие речи на все высшие психические процессы весьма значимо. Исследователи указывают, что " у детей с...

Новые формы взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с речевой недостаточностью

В статье рассматривается новая форма работы с родителями, как семейный театр. статья будет интересна педагогам ДОУ, родителям детей дошкольного возраста....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию Тема: « Речевые игры и упражнения для дошкольников»

« Речевые игры и упражнения для дошкольников» Игровой материал по обогащению словарного запаса, развитию связной речи....

Разнообразные формы работы с семьей, как одно из требований ФГОС ДО и эффективное средство коррекциии речевой недостаточности у дошкольников, посещающих логопункт в ДОУ"

Редакция 2018 года.В статье дан обзор современных форм работы учителя-логопеда  с родителями в период посещения ребенка логопункта.  Представленные формы  широко зарекомендовали себя в ...

Влияние т«Речевое развитие в экологическом воспитании дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»елевидения и компьютерных игр на психическое здоровье дошкольников

laquo;Нужно учить так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свид...