Особенности работы с гиперактивными детьми
статья по коррекционной педагогике на тему

Косенкова Ирина Игоревна

В статье указына особенности шиперактивных детей, а также даны советы педагогоам по взаимодействию с такими детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_raboty_s_giperaktivnymi_detmi.docx21.81 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности работы с гиперактивными детьми

Термин «гиперактивность» до сих пор не имеет однозначного толкования. К внешним проявлениям гиперактивности относят невнимательность, импульсивность, повышенную двигательную активность.

Диагноз «гиперактивность» ставит невропатолог, у некоторых детей он отмечен в медицинской карте. У гиперактивных детей отмечаются некоторые поведенческие особенности: беспокойство, невротические привычки, нарушения сна, аппетита, тики, назойливые движения, двигательная активность и неловкость и т.д.

Быстрые и импульсивные дети не умеют сдерживать свои желания, организовать поведение. В любой ситуации доставляют окружающим много хлопот.

Особенности гиперактивных детей:

1. Особенность таких детей в том, что процессы возбуждения в центральной нервной системе у них преобладают над процессами торможения. Причём это возбуждение начинает расти, если этот ребёнок находится в коллективе. Это возбуждение имеет две составляющие: внешнюю и внутреннюю.

2.Ресурсы нервной системы гиперактивного ребёнка ограничены. Возбуждение ведёт к переутомлению центральной нервной системы. Переутомление ведёт к её истощению.

3. «Расторможенность». Этим детям труднее, чем другим, приостанавливать ту деятельность, которую они начали, особенно в ответ на команду взрослого остановиться. Это может в конце концов вызвать у него нервный срыв. У них страдает усидчивость.

4. Повышенная агрессивность: эти дети более драчливы, чем другие, и часто создают в группе особые проблемы. Их драчливость, гнев, биологически обусловлены, так как во время гипоксии были затронуты именно те зоны мозга, которые отвечают за агрессивное поведение.

Причины гиперактивности:

- генетические (наследственная предрасположенность);

- биологические (органические повреждения головного мозга во время беременности, родовые травмы, последствия которых - это и энцефалопатия, и минимальная мозговая дисфункция, и синдром дефицита внимания, и гипервозбудимость);

- социально-психологические (микроклимат в семье, алкоголизм родителей, условия проживания, неправильная линия воспитания).

Педагоги при организации работы с гиперактивными детьми испытывают значительные трудности. Поэтому строить работу нужно, учитывая их характеристики:

а) дефицит активного внимания: отличается нарушением устойчивого внимания (не может долго сосредотачиваться на интересном занятии);

– слышит, когда к нему обращаются, но не реагирует на обращение;

– с энтузиазмом берётся за задание, но не заканчивает его;

– имеет трудности в организации (игры, учёбы, занятий);

– избегает скучных задач и таких, которые требуют умственных усилий;

б) сверхактивность, двигательную расторможенность: ёрзает, не может усидеть на месте; проявляет беспокойство, барабанит пальцами;

в) импульсивность: отвечает до того, как его спросят; часто вмешивается, прерывает; резкие смены настроения;

В общении с гиперактивным ребенком взрослым необходимо помнить

Чем более драматичен, экспрессивен, театрален воспитатель, тем легче он справляется с проблемами гиперактивного ребенка, которого влечет все неожиданное, новое. Необычность поведения педагога меняет психологический настрой ребенка, помогает переключить его внимание на нужный предмет.

Стараться не «замечать» мелкие шалости, сдерживать раздражение и не кричать на ребенка, так как от шума возбуждение усиливается. С гиперактивным ребенком необходимо общаться мягко, спокойно. Желательно, чтобы не было восторженных интонаций, эмоционального приподнятого тона. Так как ребенок очень чувствителен и восприимчив, быстро присоединится к такому настроению. Эмоции захлестнут ребенка и станут препятствием для дальнейших успешных действий.

Негативные методы воспитания неэффективны у этих детей. Особенности нервной системы таковы, что порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но легко отвечают на малейшую похвалу. Похвала и позитивная реакция взрослого очень необходима этим детям. Но надо лишь помнить, что делать это, надо не слишком эмоционально.

Важно научиться давать инструкцию гиперактивному ребенку. Указания должны быть немногословными и содержать не более 10-ти слов. Не следует давать инструкцию сразу: пойти в комнату, убрать игрушки, помыть руки и прийти в столовую. Лучше давать те же указания по порциям, следующее только после того как выполнено предыдущее. Их выполнение необходимо контролировать.

Запретов должно быть немного, они должны быть заранее оговорены с ребенком и сформулированы в четкой непреклонной форме. Ребенок должен четко знать, какие санкции последуют за нарушением запрета. В общении недопустим попустительский стиль поведения, т.к. гиперактивные дети сразу же чувствуют ситуацию и начинают манипулировать взрослыми.

Гиперактивный ребенок  физически не может длительное время внимательно слушать воспитателя, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы. Сначала желательно обеспечить тренировку только одной функции. Например, если вы хотите, чтобы он был внимательным, выполняя какое-либо задание, постарайтесь  не замечать, что он ерзает и вскакивает с места. Получив замечание, ребенок постарается какое-то время вести себя «хорошо», но уже не сможет сосредоточиться на задании.

Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. Дети могут продуктивно работать 5-15 минут, затем 3-7 минут мозг отдыхает, накапливает энергию. В этом момент ребенок отвлекается, не реагирует на взрослого. Затем умственная деятельность восстанавливается, и ребенок готов к работе в течение 5-15 минут.

При повреждении вестибулярного аппарата им необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы оставаться во внимании. Для того чтобы сохранить концентрацию внимания, дети применяют адаптивную стратегию: они активизируют центры равновесия при помощи двигательной активности. Например, отклоняясь на стуле назад так, что пола касаются только его задние ножки. Взрослый, требует, чтобы дети «сели прямо и не отвлекались». Но для таких детей эти два требования вступают в противоречие. Если их голова и тело неподвижны, снижается уровень активности мозга.

Поэтому нагрузка ребенка должна соответствовать его возможностям. Ребенку легче, если во время занятия его переключают на другой вид деятельности: например, поднять «случайно оброненный карандаш», помочь что-то раздать, принести, а также гимнастика для пальцев, физкультминутки.

Необходимо помнить, что гиперактивному ребенку легче работать в начале дня, чем вечером, в начале занятия, чем в конце. Ребенок, работая один на один со взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой.

От гиперактивного ребенка нельзя требовать выполнения сразу быть внимательным, усидчивым, сдержанным. Можно тренировать навык усидчивости и поощрять ребенка только за спокойное поведение, не требую в этот момент активного внимания в подходящей ситуации.

Гиперактивному ребенку трудно переключаться с одного действия на другое. Поэтому необходимо заранее предупреждать ребенка о начале новой деятельности. Причем очень хорошо, если это будет звонок будильника или кухонный таймер.

Усталость этих детей выражается в двигательном беспокойстве, часто принимаемом окружающими за активность. Утомление приводит к снижению самоконтроля.Поэтому стоит ограничивать время пребывания гиперактивных детей в местах скопления большого количества людей.

Одно из важных условий успешного взаимодействия с гиперактивными детьми – соблюдения режима дня. Все процедуры и виды деятельности должны быть заранее известны ребенку.

Желательно выработать с ребенком систему поощрений. Например, за каждое хорошо и своевременно выполненное действие ребенок получает жетоны, которые затем меняются на награды: право идти на прогулку в первой паре, дежурство во время обеда, совместное чтение, в зависимости от интересов ребенка.

При неудовлетворенном поведении рекомендуется легкое наказание. Но оно не   должно быть немедленным и неизбежным (словесное неодобрение, временная изоляция от общения, лишение привилегий).

Рекомендуется написать список того, что взрослые ожидают в плане поведения, можно нарисовать его и в доступной форме объяснить ребенку, при этом стараться как можно реже использовать частицу «не» (вместо «не кричать – вести себя тихо» или «разговаривать спокойно»)

Следует развивать у ребенка осознанное торможение. Перед тем как что-либо сделать, ребёнку необходимо подумать, представить свои действия.

Среди психолого-педагогических методов коррекции СДВГ особо выделяют поведенческую психотерапию. Ее цель изменение отношения окружающих ребенка в семье и учебном заведении. Комплексный подход – необходимое условие успеха. Тесное сотрудничество детского сада и семьи включает следующее:

– постоянный обмен информацией;

– выработка единых принципов в отношении ребенка: система вознаграждений, помощь и поддержка взрослых, участие в совместной деятельности.

Программа «вознаграждения» включает моменты:

Каждый день перед ребенком ставится определенная цель которую он должен достичь.

 Усилия ребенка при достижении этой цели всячески поощряется.

В конце дня поведение ребенка оценивается в соответствии с достигнутыми результатами.

Родители и педагоги обязательно сообщают друг другу о достижениях ребенка.

При значительном улучшении в поведении ребенок получает давно обещанное вознаграждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы с гиперактивными детьми

раскрыты некоторые аспекты развития гиперактивности; как предупредить некоторые проявления возбуждения, импульсивности у гиперактивных детей; сформулированны правила взаимодействия и направления в пла...

Особенности работы с гиперактивными детьми

Рекомендации родителям и педагогам об особенностях воспитания с подвижными детьми...

Особенности работы с гиперактивными детьми

Рекомендации родителям и педагогам об особенностях воспитания с подвижными детьми...

Особенности работы с гиперактивными детьми

Рекомендации для родителей и педагогов об особенностях воспитания подвижных детей...

Консультация для воспитателей на тему: "Особенности работы с гиперактивными детьми"

Гиперактивных детей нельзя не заметить. Они постоянно в движении, бегают, вертятся, натыкаются на вещи, опрокидывают их. Беспокойные дети своим поведением часто подвергают исп...

Особенности работы с гиперактивными детьми.

Особенности работы с гиперактивными детьми. Рекомендации для воспитателей....