Автоматизация звука [Ш]
материал по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Автоматизация звука [Ш]
1. Изолированно произносить звук [Ш]:
Губы в форме «рупора» (округлены и слегка вытянуты, видны верхние и нижние резцы; зубы заборчиком, приближены друг к другу, но не смыкаются, язык в форме «чашечки», широкий кончик языка приподнят к передней части нёба, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Воздушная струя направлена по середине языка вверх, воздух теплый. Подражание сдувающемуся колесу, шарику и т.п. Ш-ш-ш-ш-ш… 2. Автоматизация в слогах: При произнесении слогов выделяем звук [Ш], произносим его более длительно ША ШО ШУ ШИ ШЕ 3. Автоматизация в сочетаниях слогов: При произнесении выделяем звук [Ш], произносим его более длительно. Ша-ша-ша Шо-шо-шо Шу-шу-шу Ши-ши-ши Ше-ше-ше
Ша-шо-шу Ши-ше-ша Шо-ше-ши Шу-шо-ше Ше-ша-шо Ша - шо - шу - ши - ше 4. Проговаривать слова, выделяя звук [Ш]: Ша: шаг, шайба, шахматы, шапка, шахта; шампунь, шампиньон. Шо, Шё: шов, шёпот. Шу: шум, шут, шуба, шутка; шутить, шумовка, шутник, шуметь. Ши: шить, шип, шина; шипы, шитьё, шифон, шипеть, шиповник. Ше: шея, шесть, шелест; шептать. Штанга, штаб, штаны, штопка, штопать, штука, штык, шкаф, школа, швы, швед, швея, шпага, шпагат, шпатель, шпиль, шпинат, шпион, шмель, шницель, шлейф, шлем, шлюпка, шляпа. 5. Проговаривать слова, выделяя звук [Ш] : Ша: ушанка, мышата, дышать; каша, Маша, Даша, Паша, Наташа, ваша, наша, Яша, Гоша, Антоша, Миша, кушать, вешать. Шо, Шё: мышонок, мешок, пушок, капюшон, петушок, кукушонок, большой , тушёнка, нашёл, ушёл. Шу: мишутка. Ши: машина, пушинка, ошибка, ушиб; уши, вышивать, мыши, тишина. Ше: мишень, ошейник; бушевать. Пшено, пшённый, ковшик, кувшин, кувшинка. 6. Произносить слова со стечением согласных, выделяя звук [Ш]: Башня, букашка, пашня, кашка, пташка, башмак, каштан; кошка, окошко, мошка, Тимошка; пушка, подушка, избушка, мушка, кукушка, опушка, квакушка, катушка, бабушка, дедушка, ушки, кадушка; пышка, мышка, донышко, пятнышко; вишня, мишка. 7. Произносить слова, выделяя звук [Ш]: Ваш, наш, гуашь, душ, тушь, тишь, мякиш, финиш, мышь, камыш, детёныш, ешь, пьёшь, поёшь, идёшь, ландыш; ковш. 8. Заменить в словах первый звук на звук Ш: тапки – губы – топот – мыло – (пар) – (споры) – 9. Заменить в словах последний звук на звук Ш: дуб – идёт – поёт – едет – дышит – падает – 10. Игра на автоматизацию звука [Ш] в словах: Инструкция: фишка стоит на букве Ш; 2 клеточки вправо, 1 клеточка по диагонали вниз вправо... какое слово? и т. д. Если фишка останавливается на пустой клеточке, то предложите самостоятельно придумать слово со звуком [Ш].
11. Образовать существительное с уменьшительно-ласкательным значением: Назови ласково. Изба – избушка кума – зима – штаны – тётя – дядя – хозяйка – солнце – хлеб – камень – пятно – дно – окно – дед – 12. Ответить на вопросы, отчетливо произнося звук Ш: Каша из пшена какая? Сок из вишни какой? Слон не маленький, а какой? Компот из груш какой? Конфеты из шоколада какие? Шоссе не узкое, а какое? Шапка из шерсти какая? 13. ДИ «Волшебный куб»: В кармашки куба вставить те картинки, в названии которых есть звук [Ш]. Затем, подбрасывая куб, определять место звука [Ш] в названии выпавшей картинки.
14. Проговаривать слова с двумя звуками [Ш]: Шишки, штанишки, шашки, шипишь, шутишь, пишешь, шьёшь, шумишь. 15. ДИ «Ромашка»: Подобрать к ромашке те лепестки, в названии картинок которых есть звук [Ш].
16. Образовать родственные слова: мышь – (мышонок, мышата, мышиный, мышка…) лягушка – (лягушонок, лягушата, лягушиный, лягушатник…) 17. Проговаривать словосочетания, выделяя звук [Ш]: Дедушкины шахматы вишнёвый компот новая подушка тихий шаг швейная машинка пшённая каша шумные пташки двойной шов дубовый шкаф бабушкина шуба пуховая шапка новая ушанка 18. ДИ «Сосчитай до 5»: плюшевый мишка – плюшевый капюшон – плюшевая шапка – 19. Проговаривать предложения: Предложения проговаривать по блокам (первый абзац, после того как все хорошо произнесено – второй абзац и т. д.) У Маши шуба. У Яши машина. У Антоши шапка. У Даши шахматы. Бабушка вышивает петушка. Маша кушает тушёнку. Камыши шумят тихо. Наташа пишет тушью. У Яши пшённая каша. Бабушка шьёт штанишки Яше. Маша пьёт вишнёвый компот. У Яшиной машины шины. Мишутка дует на пушинки. Наташа вешает шубу в шкаф. На опушке кукует кукушка. Пшённая каша из пшена. У кошки ушки на макушке. Дома у Яши мешок каштанов. На опушке мушки и квакушки. Шапка да шубка – вот и Мишутка. Паша катает мишку на машине. Мама шьёт на швейной машинке. Мама-мышь и мышата едят шпинат. У Паши и Даши мышонок Пушок. У мышки – мышата, у кошки – котята. Шахматы и шашки у Даши в шкафу. Наша Даша под душем моет шею и уши. Дедушка и Яша едят пшённую кашу. У Антоши – машинка, а у папы – машина. Бабушка и мама готовят пышки. Наши шапки и шубы в дубовом шкафу. Паша едет на машине к дедушке и бабушке. 20. Послушать предложение, найти и исправить ошибки: Письмо пишет дедушку. Наша мышка поймала кошку. Катушка ниток купила бабушку. Камешек нашел Пашу. На шубу вешают вешалку. Камыши сидят в лягушке. Ландыши нашли Наташу. В картошку положили мешок. 21. Проговаривать тексты: Ландыши. Ландыши любят тень под дубками. Подойдешь к месту, где ландыши. Ландышей видимо-невидимо. А на некошеном лугу ромашки и мышиный горошек. Рядом, у речушки, камыши. Колышет ветер камышинки. Шуршат они, нарушая тишину. Нарвешь ландышей - и домой. Хороши ландыши. 22. Проговаривать чистоговорки: Кот Шалун сидит на шторе, Потому что Маша в школе. Будет Маша после школы Штопать шелковые шторы.
Петя, Петя, петушок, Дам тебе пшена мешок, Дам воды немножко, Подойди к окошку.
Мышонку шепчет мышь: - Ты все шумишь, шумишь! Мышонок шепчет мыши: - Шуметь я буду тише.
Кукушка кукушонку шьет капюшон, Наденет кукушонок капюшон – Как в капюшоне он смешон!
Кошка с кошелкой по улице шла. Что же в кошелке кошка несла? Кашне и калоши котятам шкодливым, Чтоб бегать по лужам денечком дождливым. 23. Проговаривать скороговорки: У нашего Мишки в мешке шишки. Кукушка кукушонку купит капюшон. Пышная подушка у Мишки под ушком. У окошка мошка, На окошке кот Тимошка. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zv._sh.docx | 89.17 КБ |
zv._sh.docx | 89.17 КБ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)
Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ. СКУЧНО?.. НЕТ, ИНТЕРЕСНО! ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ
ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВУчителям-логопедам и родителям детей, посещающих коррекционные группы, хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Одноо...
Развитие связной речи дошкольников с речевыми нарушениями на основе текстов для автоматизации звуков (часть 2) . Автоматизация звука «Р» в рассказе Открытые ворота.
Автоматизация звука «Р» в связной речи и обучение пересказыванию на материале рассказа "Открытые ворота"....
Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».
Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую деятельность, участников по совместной деятельности....
Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [с] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях
Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях...
Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях
Цель: правильно и четко произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях...
"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)
Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....