РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ И РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Microsoft Office document icon ispolzovanie_igrovoy_tehnologii_v_razvitii.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ
ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ И РЕЧИ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ
« Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев.»
(В.Сухомлинский)
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Педагоги отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с навыком письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.
Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу.
Все, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т.д. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий.
Развитие у детей речи и графомоторных навыков посредством игровой технологии позволяет совершенствовать пространственные и временные представления, умение ориентироваться на листе бумаги – «справа, слева, вверху, внизу» и т. д.; закреплять чувственные знания о признаках предметов и их взаимосвязях; связывать эти признаки с соответствующим словарем, что обеспечивает переход детей от чувственного познания к обобщениям и отвлеченным понятиям; шире и разнообразнее использовать практические действия самого ребенка для обучения.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию, обучение помогает активизировать учебный процесс. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов – забота каждого педагога. В своей совокупности развивающие, познавательные игры должны способствовать развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу (умение выделять как общие, так и частные признаки явлений и предметов, сравнивать их), восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитанию наблюдательности; учить детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца. Таким образом, можно сказать, что педагогические игры берут на себя функцию интеллектуального развития.
Игровая технология позволяет педагогу:
– руководить деятельностью детей, не вставая в позицию учителя;
– создавать действительную для дошкольника игровую мотивацию, делая тем самым деятельность привлекательной для него, учитывающей его потребности и интересы;
– ставить близкую и понятную дошкольнику цель, которая непосредственно связана с игровым мотивом;
– обеспечить вариативность ситуаций, в которых ребенок применяет полученные знания, интеллектуальные умения и навыки, обобщенные способы действия;
- стимулировать активность детей.
Основные задачи:
Подготовить детей воспринимать звучащее слово как последовательность звуков и различать их функциональный характер (при этом объектом анализа является только звучащее, а не написанное слово).
Развитие мелкой мускулатуры руки.
получение навыка правильно держать карандаш, ручку
развить пальцы и кисти рук
научить проводить точно и правильно вертикальные линии сверху вниз, горизонтальные - слева направо, овалы, подготовить руку к письму,
уметь ориентироваться на листе бумаги, совершенствовать пространственные представления, совершенствовать способность к зрительному восприятию различных форм
Игры-упражнения учитывают эти особенности, дают детям возможность не испытывать усталости и не снижают интереса к занятиям в целом. Эти занятия полезны для развития мелких и точных движений рук, т.к. от задействованных мышц — сгибательных и разгибательных — постоянно поступают импульсы в мозг, стимулируя центральную нервную систему и способствуя ее развитию.
Виды работ, используемых на занятии
Игры с неотточенным карандашом: перекатывание карандаша между ладонями, удерживание карандаша указательными пальцами обеих рук, указательными и средними пальцами (два карандаша), вращение карандаша на столе, отстукивание ритма «медленно – быстро», «тихо – громко», выдавливание карандашом узора на пластилине (упражнения проходят как с одним карандашом, так и с двумя одновременно).
Игры с массажными мячами: перекатывание в ладонях, прокатывание по предплечью, удерживание мяча с одновременным проведением пальчиковых гимнастик и т. п.
Игры со шнурками: шнуровка, выкладывание шнурков по линиям, изображение с помощью шнурков контура предмета, плетение косичек, переплетение шнурков.
Игры с шерстяными нитками: сматывание, разматывание клубков, выкладывание контуров предметов с помощью ниток, аппликация из мелко нарезанных ниток, обматывание нитками трафаретов.
Игры с бумагой: смять, разгладить, сложить, мелко порвать, разорвать по линии или сгибу, поделки-оригами.
Игры с гуашью и ластиком: неотточенный карандаш с ластиком (ластик срезан под углом 45 градусов) используется как печать (штамп), которой печатается заданный узор.
Игры с пластилином: пластилин растирается на картоне как основа. На нем выкладываются узоры из крупы, продавливаются узоры неотточенным карандашом, проводятся линии, рисуются стекой или палочкой узоры. Из пластилина изготавливаются недостающие детали к рисункам (колеса к машине, глаза животных и птиц и т. п.).
Игры с крупой: крупой выкладываются дорожки, детали, рисунок на пластилине, крупа перекладывается из одной емкости в другую, пересчитывается и др.
Игры с макаронами и бусинами: нанизывание на нитку, выкладывание узора на пластилине, раскрашивание макарон гуашью.
Игры со счетными палочками: выкладывание заданного узора по воображению, по образцу; пересчитывание, отсчитывание, перекладывание.
Штриховка: обведение сложных контуров по пунктирным линиям; раскрашивание мелких деталей; дорисовывание частей; рисование по образцу линий, петель, кругов; работа с трафаретами и т. п.
Единство игровой и дидактической задачи и особая позиция взрослого делают игровую технологию уникальной формой взаимодействия в системе «воспитатель – воспитанник». Педагог получает возможность воспитывать и обучать детей без назиданий, выступая одновременно в роли советчика, источника знаний и равноправного партнера, участника игры. В процессе игры создается атмосфера сотрудничества взрослого с ребенком и складываются благоприятные условия для развития личности.
Таким образом, в дошкольном возрасте очень важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного опыта, развития ручной умелости
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста".
В данном материале приведены исследования нескольких авторов о этапах развития мелкой моторики детей дошкольного возраста. Кроме того,представлены основные направления работы по формированию граф...
Развитие графомоторного навыка у детей старшего дошкольного возраста
Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие р...
"Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"
Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать...
Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста
Консультация для воспитателей...
Консультация для родителей на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Консультация даёт рекомендации родителям для успешного развития графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста...
Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В статье раскрывается понятие "графомоторный навык", определяются пути и средства его развития....
Статья: Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Практика показывает, что научение письму остается одним из сложных и трудных этапов для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Ключевым понятием в методике обучения первоначальному ...