Обучающие компьютерные игры как средство развития речи дошкольников
консультация по коррекционной педагогике на тему
Использование компьютерных игр в развитии речи дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchayushchie_kompyuternye_igry_kak_sredstvo_razvitiya_rechi_doshkolnikov.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучающие компьютерные игры как средство развития речи дошкольников
В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.
Компьютер уже давно стал обычным явлением в нашей жизни. А для ребенка он становится не только развлечением, но и инструментом познания окружающего мира. Благодаря своей многофункциональности он полезен человеку любой профессии. Именно универсальность компьютерных средств определяет их развивающий эффект в образовании. Интерес детей к компьютеру огромен, и дело взрослых, обратить его в полезное русло. Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и обучении ребенка, а также в формировании речевого и общего психического развития дошкольников.
Использование наглядных пособий, демонстрационных и раздаточных материалов, картинок – символов, опорных схем, моделей, дидактических игр, информационно – компьютерных технологий (ИКТ) повышает эффективность логопедической работы.
Процесс обучения ребенка с нарушением речи требует длительного времени и отнимает у него много сил. Ребенок часто не хочет заниматься, ему просто надоедает ежедневное проговаривание слогов и слов, называние картинок с целью автоматизации звука. В этом случае одним из средств оптимизации процесса коррекции могут служить компьютерные программно-методические средства.
Общение с компьютером вызывает у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе. На коррекционных занятиях дошкольники работают не с компьютером, а с электронным логопедом, который «приходит» к ним в конце занятия. Определенным стимулом для детей является необходимость положительных результатов работы в первой половине занятия, только тогда с ними готов общаться электронный помощник логопеда. Во время таких логопедических занятий у детей исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенных звуков, слогов. Появляется уверенность в своих силах и желание научиться говорить правильно. Дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность, так как предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним.
Используя в своей деятельности информационно-коммуникативные технологии с целью повышения эффективности процесса коррекционно-логопедического воздействия, решаются следующие задачи:
I. Группа задач ознакомительно-адаптационного цикла
1. Ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним.
2. Знакомство детей с компьютерными игровыми программами и их героями.
3. Преодоление психологического барьера между ребенком и компьютером с помощью создания ситуации успеха.
4. Формирование у детей начальных навыков работы с использованием манипулятора «мышь» в процессе проведения коррекционных занятий.
II. Группа задач коррекционно-развивающего, образовательного и воспитательного цикла.
1. Коррекция звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического слуха, фонематического восприятия, лексико-грамматических компонентов языка.
2. Совершенствование диалогической речи детей: умение слушать собеседника, понимать вопросы, смысл задания, уметь задавать вопросы, отвечать на них.
3. Формирование и развитие навыков учебной деятельности: осознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности.
4. Развитие словесно-логического мышления, зрительного и слухового восприятия, вербальной и зрительной памяти, внимания.
5. Развитие мотивационной сферы детей.
6. Развитие эмоционально-волевой сферы детей: воспитание самостоятельности, усидчивости, сосредоточенности; приобщение к сопереживанию, сотрудничеству, сотворчеству.
III. Группа задач творческого цикла.
1. Развитие воображения.
2. Развитие познавательной активности.
Логопед должен помнить, что главная цель его работы – это коррекция речи для реализации полноценного общения ребенка с другими людьми. Поэтому основная часть занятия должна быть посвящена непосредственному общению логопеда и ребенка. Поэтому компьютер рекомендуется использовать только как дополнительное средство работы в течение недлительного времени.
Хочется особо отметить, что использование компьютера в логопедической работе должно быть строго согласованно с санитарно – гигиеническими нормами и здоровье сберегающими принципами обучения. Занятия с использованием компьютерных игр проводятся не чаще 2 раз в неделю. Общее время работы с компьютером на занятии не должно превышать 15 минут. До начала занятия для предупреждения переутомления глаз рекомендуется провести с ребенком зрительную гимнастику: движения глазами вправо-влево, вверх-вниз в течение 8-10 секунд, круговые движения глаз по часовой стрелке и против часовой стрелки по 8-10 раз. Логопед должен следить, чтобы при этом голова ребенка находилась в покое, а не поворачивалась. Во время работы с компьютером необходимо периодически переводить взгляд ребенка от компьютера в сторону каждые 2 минуты на несколько секунд. По окончанию занятия зрительную гимнастику необходимо повторить.
В настоящее время создано несколько компьютерных программ, которые учитывают все необходимые требования и их можно применять в логопеди-ческой работе с дошкольниками.
Логопедическая игра «Игры для Тигры» построена на основе методик Ефименковой, Каше, Левиной, Лалаевой. Эта программа предназначена для коррекции ФФНР, ОНР у детей старшего дошкольного и младшего школь-ного возраста. Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях. Отличные рисунки, объёмное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упраж-нений, игровая интерактивная форма подачи учебного материала и весёлый ведущий Тигрёнок делают программу привлекательной, способствуют повы-шению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям, инди-видуализации и повышению эффективности коррекционно – образователь-ного процесса. В программе более 50 упражнений, объединённых в четыре тематических блока, представляющих основные направления коррекционной работы: «Фонематика», «Просодика», «Лексика» и «Звукопроизношение». Основные принципы, положенные в основу построения программы «Игры для Тигры»:
- системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития;
- интерактивность;
- полисенсорное воздействие, при котором слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и способствует активизации компенсаторных механизмов;
- дифференцированный подход к обучению;
- игровая форма обучения.
Компьютерная программа «Развитие речи».
Имеющиеся у ребёнка логопедические проблемы помогут исправить упражнения, представленные на диске. Задания расширят словарный запас, разовьют мелкую моторику, память и внимание. А забавные озвученные игры не только сформируют навыки верного произношения звуков, но и улучшат неречевой и фонематический слух.
Особенности программы:
- постановка и автоматизация «трудных» звуков;
- задания на развитие неречевого и фонематического слуха;
- речевая и дыхательная гимнастика;
- скороговорки, пословицы и поговорки, игры и загадки для развития памяти;
- рекомендации по планированию занятий для родителей.
Компьютерная программа «Развитие речи. Учимся говорить правильно».
В лёгкой, весёлой и ненавязчивой форме эта программа научит ребенка, верно, ориентироваться в звуках окружающего мира, правильно говорить и внимательно слушать, познакомит с основами письменной речи. Ребёнок увидит связь буквы и звука, приобретёт навыки чтения. Увлекательные задания помогут расширить кругозор, увеличить словарный запас, развить логическое мышление, зрительную и слуховую память.
Программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного (от 5 лет) и младшего школьного возраста в качестве пособия по речевому развитию и обучению чтению, а также для коррекционно – развивающей работы с детьми с нарушениями речи.
Программа состоит из четырёх разделов.
- Неречевые звуки (ознакомление со звуками предметного мира: музыкальные инструменты, транспорт, бытовые приборы; со звуками мира природы: лесные и др.).
- Звукоподражание (ознакомление со звуками животного мира, разнообразием человеческих голосов).
- Речевые звуки (развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков).
- Развитие связной речи (обучение построению связной речи от словосочетания до текста).
Разделы «Неречевые звуки» и «Звукоподражание» представлены серией тематических и сюжетных интерактивных экранов, экспериментальных заданий, которые знакомят со звуками окружающего мира, мира неживой и живой природы. В каждом задании предлагается два режима работы: «Изучение» и «Задание».
Режим «Изучение» предполагает интерактивное ознакомление детей с разнообразием звуков. Ребёнок имеет возможность, выбирая мышью объекты на экране, прослушать издаваемые ими звуки, голоса, способы звучания.
Режим «Задание» направлен на развитие звуковой и зрительной памяти, внимания. Ребёнку сначала предлагается выбрать уровень сложности, который определяет количество объектов или звуков для запоминания и поэтому влияет на сложность стоящей перед ребёнком задачи.
Раздел «Речевые звуки» представлен мультимедийными играми – зада-ниями нескольких типов и направлен на развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка.
Игровые задания раздела «Развитие связной речи» учат детей связно говорить, формулировать целые предложения.
Развивающую программу «Домашний логопед» используем на развитие слухового внимания и фонематического восприятия (узнавание неречевых звуков, автоматизация простых звуков).
В связи с этим применение игровых компьютерных технологий становит-ся особенно целесообразным, так как предоставляет детям информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.
Таким образом, внедрение компьютерных технологий в работу логопеда – назревшая потребность. Нужны качественные и доступные обучающие программы, созданные для работы с детьми, имеющими нарушения речи и задержку психического развития. Эффективная коррекция возможна лишь при многоаспектном, комплексном подходе к ней. Использование компьютера должно органично входить в комплекс речевой работы, построенной с учётом структуры дефекта и индивидуальных особенностей ребёнка. Важно методически правильно проводить занятия, следить, чтобы ребёнок не просто смотрел и слушал, а и сопровождал речью демонстрируемые слайды, свои действия, контролировал правильное произношение и т.д. Такое построение обучения не только намного облегчает труд логопеда, но и позволят добиться значительно лучших и более устойчивых результатов. Итак, использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребенка достаточно простым и эффективным, освобождает от рутинной ручной работы, открывает новые возможности специального образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Игра, как средство развития речи дошкольников в условиях ДОУ" (презентация)
Презентация доклада:"Игра, как средство развития речи дошкольников в условиях ДОУ"....
«Театрализованная игра как средство развития речи дошкольников»
Театрализованная игра позволяет решать многие задачи, касающиеся формирования выразительной речи ребёнка....
Словесные игры как средство развития речи дошкольника. Советы для родителей.
В статье даны рекомендации для родителей, как с помощью игр в повседневной жизни можно развивать и обогащать речь малыша....
«Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников». Из опыта работы.
Из опыта работы:Основная цель моей работы заключается в развитии всех компонентов устной речи детей с помощью дидактической игры. ...
Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников
Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников...
«Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников»
Опыт работы по теме:«Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников»...
Коррекционно-развивающие игры как средство развития речи дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.В игре явно проявляются особенности мышления и воображения ребенка, ег...