Проблема создания дополнительных образовательных условий в ДОУ для подготовке к школе детей – левшей
консультация по коррекционной педагогике на тему
В настоящее время образовательный процесс в дошкольном образовании основывается на федеральных государственных образовательных стандартах и требуют индивидуального подхода к потребностям каждого ребенка и максимальной индивидуализации. Итогом дошкольного обучения и воспитания является – подготовка ребенка к школьному обучению. Главным условием успешного и гармоничного развития в детском возрасте является целенаправленное и осознанное руководство со стороны взрослых – педагогов и родителей. А это, в свою очередь, возможно лишь при условии построения воспитательного процесса в ясном понимании закономерностей психического развития и специфики последующих возрастных этапов, знании зоны ближайшего и актуального развития. В рамках Федеральных государственных общеобразовательных стандартов проблема обучения левшей становится наиболее актуальна, так как на данный момент, при обучении и подготовке к школе леворуких детей, педагоги продолжают обучать по методикам, ориентированным на детей с доминирующим левым полушарием. Мало кто из воспитателей учитывает в процессе обучения психофизиологические особенности развития леворуких детей. Анализ данной ситуации позволил выявить противоречие между стремлением к индивидуализации образовательного процесса ДОУ и естественными трудностями, возникающими при подготовке к школе леворуких детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дети - левши в ДОУ | 23.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема создания дополнительных образовательных условий в ДОУ
для подготовке к школе детей – левшей.
В настоящее время образовательный процесс в дошкольном образовании основывается на федеральных государственных образовательных стандартах и требуют индивидуального подхода к потребностям каждого ребенка и максимальной индивидуализации. Итогом дошкольного обучения и воспитания является – подготовка ребенка к школьному обучению. Главным условием успешного и гармоничного развития в детском возрасте является целенаправленное и осознанное руководство со стороны взрослых – педагогов и родителей. А это, в свою очередь, возможно лишь при условии построения воспитательного процесса в ясном понимании закономерностей психического развития и специфики последующих возрастных этапов, знании зоны ближайшего и актуального развития. В рамках Федеральных государственных общеобразовательных стандартов проблема обучения левшей становится наиболее актуальна, так как на данный момент, при обучении и подготовке к школе леворуких детей, педагоги продолжают обучать по методикам, ориентированным на детей с доминирующим левым полушарием. Мало кто из воспитателей учитывает в процессе обучения психофизиологические особенности развития леворуких детей. Анализ данной ситуации позволил выявить противоречие между стремлением к индивидуализации образовательного процесса ДОУ и естественными трудностями, возникающими при подготовке к школе леворуких детей.
В настоящее время эта проблема особенно актуальна, так как количество левшей в мире и в России в частности, растет, это связано с тем, с 1985 года народное образование перестало переучивать левшей, заставляя писать и рисовать правой рукой. Так на данный момент, левши составляют 10%-17 % населения нашей планеты, а в России их порядка 15–18 миллионов. Для того, чтобы понять насколько важен для левшей индивидуальны подход, необходимо понять психофизиологические особенности левшей. Левшество — проявление устойчивой, неизменной психофизиологической характеристики, специфического типа функциональной организации нервной системы (в первую очередь головного мозга) человека, имеющей кардинальные отличия от таковой у правшей, если это левшество — истинное, генетически заданное. Соответственно и развивается ребенок по иным законам, нежели правша. Следует разграничивать левшей истинных, т.е генетически заданных от леворуких детей, с определенными нарушениями в развитии мозга, так как левшество –это вариант нормального развития, а остальным «леворуким» детям требуется дополнительная медикаментозная помощь. Статистически, чаще встречается так называемое генетическое левшество, но до настоящего времени не известны точно механизмы передачи этого признака, но при этом достоверно установлено, что леворукость в 10 — 12 раз чаще встречается в семьях, в которых левшой является хотя бы один из родителей. У генетических левшей может не быть никаких нарушений в развитии, и только тогда это считается просто индивидуальным своеобразием, вариантом нормального развития.
Но существует и другой вид «левшества» - это компенсаторный, связанный с определенным поражением мозга, чаще — его левого полушария. Поскольку деятельность правой руки в основном регулируется левым полушарием, то в случае какой-либо травмы, болезни на раннем этапе развития ребенка, соответствующие функции может взять на себя правое полушарие. Таким образом, левая рука становится ведущей, то есть доминирующей при выполнении естественных бытовых действий, а впоследствии, и при письме. Компенсаторный вид левшества тем и отличается от истинного, у ребенка с нарушениями деятельности одного из полушарий головного мозга почти наверняка будут наблюдаться отклонения в развитии речи, моторики и в леворукость в этом случае нельзя рассматривать как причину этих отклонений. В этом случае, они, как и леворукость, являются следствием одних и тех же причин.
Третий вид — это "вынужденное" левшество. Выбор ведущей руки у таких детей обычно связан с травмой правой руки, а также может быть и результатом подражания родным или друзьям.
Отдельно следует рассматривать псевдолеворукость. К определенному возрасту (окончательно примерно к 5 годам) у ребенка какое-то из полушарий формируется как доминантное по отношению к данной руке (например, у правшей — левое полушарие). Так происходит в норме. Но нередко встречается и нетипичное психическое развитие, когда в соответствующих структурах головного мозга не происходит развития, достаточного для организации специализации полушарий и их взаимодействия между собой. В таких случаях у детей не формируется доминирующее полушарие по отношению к руке. Тогда наблюдается псевдолеворукость или, что бывает чаще, примерно равное использование обеих рук. Если у вас есть основания предполагать, что леворукость (или "двурукость") вашего ребенка именно такой природы, то лучше обратиться к специалистам и организовать специальные занятия для коррекции межполушарных связей. Зачастую, через несколько занятий под руководством психолога, ребенок начинает без всякого принуждения писать и рисовать правой рукой.
Кроме всего перечисленного возможно развитие у детей так называемого "скрытого левшества", т. е. смена доминирующего полушария. Момент смены является тем критическим периодом, когда основные функции центральной нервной системы равномерно распределены между двумя полушариями, после чего уже начинает доминировать правое полушарие. Таких людей можно условно назвать "психическими" левшами или "скрытыми" левшами, в том смысле, что их признаки левшества не связаны с доминированием левой руки. Истинные левши представляют собой специфическую группу в плане их онтогенеза, общих закономерностей протекания психической деятельности в норме и патологии. У левшей доминирующим является правое полушарие, из-за этого у леворуких детей медленнее формируется пространственное ориентирование, фонетико-фонематическое восприятие, зрительная память, моторной координация, способность к артикуляции. Для левшей запоздалое созревание этих функций не является недостатком, а нормой развития с учетом особенностей порядка становления в онтогенезе различных психических функций. В первую очередь, у детей с доминирующим правым полушарием мозга формируются следующие функции: целостность, интуиция, подсознательное мышление, внутреннее осознание, творчество, идеи, трехмерные формы, воображение, музыка, пассивность, практическое мышление, сенсорика, синтез, а у правшей: логика, сознательное мышление, внешнее осознание, методы, правила, письменная речь, работа с числами, рассуждения, способности к науке, агрессивность, последовательность, словесное мышление, интеллект, анализ. Образовательные программы детского сада и школ ориентируется на сформированность функций левого полушария в своей учебной программе и на сегодняшний день левшам приходится лишь принять это и адаптироваться к миру правшей. Главный вопрос на сегодня к чему приводит применение требований, адаптированных для правшей к детям другого варианта созревания психических функций. Логично, что подключаются компенсаторные функции мозга, к школьному возрасту повышается тревожность, падает самооценка, дезадаптация, а учитывая высокую эмоциональную чувствительность и экспрессивность левшей, это может привести к неврозу. А из-за отсутствия знаний у родителей и воспитателей об особенностях развития, поведения, характерологических качеств и особых образовательных потребностей левшей, у ребенка могут появиться патологические черты, связанные с недостаточным вниманием к процессу их воспитания и обучения. Эти обстоятельства приводит к выводу о необходимости выработки специальных психолого-педагогических подходов к детям-левшам. Так как, количество детей левшей растет и будет расти в ближайшее время игнорировать их особенности развития и особые образовательные потребности станет невозможным и неправильны м сточки зрения увеличения интеллектуального потенциала нации. Нельзя забывать, что левши уникальны своими творческими способностями, левшата, при их гармоничном развитии, могут стать талантливыми артистами, музыкантами, художниками, архитекторами и спортсменами. А учитывая, сколько сил у детей уходит на адаптацию к чуждым для них образовательным программам и вообще к логике построения моделей поведения и деятельности в мире правшей, активность творчества снижается. Хочу напомнить имена самых известных левшей в истории Гай Юлий Цезарь, Александр Македонский, Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Никола Тесла, Рафаэль (Раффаэлло Санти), Микеланджело , Пабло Пикассо, Никколо Паганини, Людвиг Ван Бетховен, Вольфгант Амадей Моцарт, Фредерик Шопен, Сергей Рахманинов, Сергей Прокофьев и многие другие..
Необходимо начать просветительскую работу с родителями и воспитателями и учителями левшей, рассказывая об особенностях развития и особых потребностях левшат, в детских садах закупать адаптированные для левшей канцелярские принадлежности. На занятиях у психолога или в формате кружковой деятельности тренировать пространственные навыки детей, фонетико-фонематическое восприятие, зрительную память, моторную координацию, выполнять упражнения для улучшения взаимосвязей между полушариями головного мозга. Изучением феноменом левшества занимались многие отечественные ученые ( Семенович А.) а уа.в. уже разработана программа занятий с левшами, а также порядок её выполнения, что позволяет систематически работать с детьми и психологам и воспитателям в формате клуба или кружка.
В перспективе создание варианта общей образовательной программы для левшей в детском саду и школе, опираясь на порядок развития психических функций в онтогенезе, которая бы перетекала в общую для правшей программу образования по мере созревании психических функций.
Список используемой литературы:
1.Семенович А.В.Эти невероятные левши: Практическое пособие для психологов и родителей. — М.: Генезис, 2007. — 250 с.
2. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155// Дошкольное воспитание.-2014.-№2.-С.4-17.
3. Сулейменова Ш.А. Психологические особенности леворуких детей. Методика их обучения. - Астана: РНПЦ проблем 12-летнего образования, 2004. - 36 с.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создания эффективных условий комплексной подготовки ребёнка к школе в системе УДОД
В данном реферате рассматривается вопрос об активном внедрении в практику работы образовательных школ и учреждениий дополнительного образования групп кратковременного пребывания...
Требования к условиям и проблемы создания условий для реализации ФГОС в системе дошкольного образования
Сегодняшняя реальность такова, что система дошкольного воспитания деформирована влиянием школы. В детских садах произошла подмена игры учебной работой. Результативность работы детского сада проверяетс...
Доклад «Актуальные проблемы создания предметно-развивающей среды в условиях ФГОС ДО».
Сегодня система дошкольного образования проживает период серьезного обновления: новые формы финансирования, новая система оплаты труда, новые ФГОС дошкольного образования, профессиональный стандарт пе...
Проблемы создания предметно-развивающей среды в разновозрастных группах.
В современных условиях развития детского дошкольного образования малокомплектные детские сады не стоят на последнем месте по уровню предоставления образовательных и воспитательных услуг. Педагог...
Заседание по наставничеству:"Обобщение опыта работы наставничества воспитателей по проблеме создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды в группах ДОО."
Цель: Провести системный анализ педагогической деятельности по проектированию комфортной предметно-развивающей среды в возрастных группах ДОУ и определить пути совершенствования работы в данном направ...
Проблема графических упражнений как средство подготовки руки к письму у старших дошкольников
Проблема графических упражнений как средство подготовки руки к письму у старших дошкольников. Значение графических упражнений в подготовке руки к письму.Графические упражнения – это у...
Проблемы создания предметно-развивающей среды в разновозрастных группах.
В современных условиях развития детского дошкольного образования малокомплектные детские сады не стоят на последнем месте по уровню предоставления образовательных и воспитательных услуг. Педагог...