Конспект "Использование бересты".
план-конспект занятия по коррекционной педагогике по теме
Предварительный просмотр:
Тема: « Использование бересты»
Дата проведения занятия: 10.03.2016г
Группа детей по структуре речевого нарушения: ОНР
Оборудование:
- для детей: два мольберта, незаконченное работы детей на бумаге для акварели , природный материал -береста, клей, поделки из бересты;
- для учителя-логопеда: презентационный материал по теме, ноутбук, аудиозапись.
Приоритетная образовательная деятельность: «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественное творчество»
Цель: Формирование семантического поля слова «береста». Знакомство детей со свойствами бересты.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- формировать семантическое поле слова «береста»;
- познакомить детей со свойствами бересты;
- расширять и активизировать словарь детей;
- закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.
Коррекционно-развивающие:
- стимулировать развитие зрительного и слухового внимания, памяти, мышления;
-развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением.
Воспитательные:
- прививать интерес к изучению истории России;
- воспитывать желание участвовать в совместной деятельности детей, радоваться результатам командного труда.
Планируемые результаты:
- у детей сформировалось семантическое поле значения – береста.
- имеют представления о свойствах бересты.
- имеют представления о культуре и быте русского народа.
Ход занятия
- Создание мотивационного поля
Приветствие
Введение в игровую ситуацию
(приветствие)
Логопед:
- Ребята, о каком символе России мы говорили с вами?
Дети: О берёзе.
Слайд №1
Логопед:
- Ребята, а давайте вспомним из каких частей состоит берёза? (ствол, ветки, листья, крона, корни, черные полоски на стволе - чечевички, весной появляются серёжки, ствол берёзы покрыт корой)
Молодцы. Вы все запомнили!
Слайд №2
Логопед:
- Давайте вспомним как говорили наш предки о берёзе:
Дети:
-Первое дело – мир освещать,
Второе дело – тепло давать,
Третье дело – больных исцелять,
Четвёртое дело-чистоту соблюдать.
Логопед просит вспомнить поговорку: « Вылечился Ваня – помогла баня»
(ответы детей)
Слайд №3
Логопед:
- А ещё мы с вами учили стихи о берёзе.
Дети читают стихи.
…
Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красными застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную… (А. Прокофьев)
…
Белая берёза,
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза.
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
Слайд №4 «Барышня в берёзовом лесу»
Логопед:
- О берёзе не только сочиняли стихи , но и … (подвести детей к тому что художники писали картины.)
- Художники своими картинами могли нам очень много рассказать. (Внешний вид барыни, время года, куда пришла, как называется лес.)
Обратить внимание детей на бересту.
Мы сегодня с вами поговорим о бересте.
3.Сенсорно-познавательное развитие
Слайд №
Логопед:
- Я приглашаю вас в минимузей, где мы продолжим знакомиться с берестой. (Логопед и дети подходят к столику, где представлены природный материал - береста и поделки из неё).
Логопед:
- Посмотрите ребят на экспонаты нашего музея (посуда, украшения, поделки из бересты, береста). Все эти предметы сделаны из бересты.
Логопед знакомит детей с берестой, её свойствами (гнётся, слоится, прочная, верхний слой бересты светлый, нижний (тот, что примыкает к стволу) – тёмный, на бересте можно писать (экспонаты с надписями ).
Логопед: - Хотите узнать о бересте ещё больше? Тогда садитесь поудобнее и приготовьтесь смотреть и слушать.
Слайд №
Логопед:
- Посмотрите на экран. Это ребята берестяная грамота (письмо на бересте) ей более 600 лет. В те времена на Руси бумаги не было. Вместо бумаги люди для письма использовали бересту. Не было ни карандашей , ручек, фломастеров. На бересте писали ( выцарапывали буквы) писалом.
Булат Окуджава.
"Что есть полоски бересты..."
Что есть полоски бересты,
разбросанные перед нами?
Они - как чистые листы,
украшенные письменами.
Из тех рисунков и значков
К нам, в нашу жизнь, под наши своды,
Врывается из тьмы веков
Исповедальный крик природы …
(-Ученые из берестяных грамот узнали о жизни людей того времен очень много интересного и поучительного.)
Слайд №
- Во время Великой Отечественной войны белорусские партизаны использовали бересту для выпуска газет. Фашисты не догадывались, что на листе бересты можно передать информацию. Берестяную газету можно было спрятать среди дров. И вывезти газету из леса. В газете из бересты рассказывалось людям об успехах Советской армии, рассказывалось о подвигах людей в борьбе с фашистскими захватчиками.
Слайд №
- В сундуках из бересты хранили одежду, в ларцах и шкатулках украшения и грамоты (документы).
Слайд №
- Из бересты, умельцы, могли соорудить непромокаемую лодку. Она была лёгкой. И её можно было легко переносить из реки в реку, из озера в озеро.
Слайд №
Люди из бересты делали обувь. Правда носилась эта обувь не долго. Всего –то две недели.
Слайд №
Из бересты делали даже одежду. (Как вы думаете в этой одежде было удобно ходить?)
(Ходить было не удобно, но береста хорошо сохраняет тепло и через берёзовую кору не кусали комары).
Вот такую удивительную бересту открыли для себя люди.
2.Физкультминутка
Слайд №
Логопед:
- Я предлагаю вам отдохнуть и поводить хоровод возле берёзы.
Хоровод «Во поле берёза стояла»
(Логопед и дети водят у берёзы хоровод.)
Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли, люли стояла. (2 р.)
Некому березу заломати,
Некому кудряву заломати,
Люли, люли, заломати. (2 р.)
Как пойду я в лес, погуляю,
Белую березу заломаю.
Люли, люли, заломаю. (2 р.)
4. Интегрированная деятельность.
Слайд №
Логопед:
(Логопед обращает внимание детей на слайд)
- Эти поделки из бересты делали современные дети.
-Из чего делали поделки. (Из бересты)
Дети легко ножницами резали бересту как бумагу и приклеивали детальки на картон).
Вот это свойство бересты нам понадобится для следующего задания.
- Я предлагаю вам разделиться на команды. Наденьте галстучки. И приготовьтесь слушать и смотреть.
На прошлом занятии вы делали поделку. (Берёзу с настоящими берёзовыми листочками). Наши поделки ещё не закончены.
- Я предлагаю вам украсить поделку грибочками ( как у меня). Посмотрите из какого материала сделаны мои грибочки? (Из бересты) Из чего состоит грибок? (Из шляпки и ножки).
- Какой формы шляпка? (полукруглая)
- Какой формы ножка?(овальная)
- Вы возьмёте ножницы и вырежете детали для грибка.
- Теперь нам понадобится клей. (Дети приклеивают детали на совместную работу)
(Осталось выяснить, как называются грибы, которые растут под берёзами)
Подвести детей к тому, чтобы назвать картину «Берёза с подберёзовиками»
Логопед:
- Молодцы, у вас получились отличные работы.
5.Игра «Волшебная палочка»
Слайд №
-Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру. Вы будете передавать друг другу палочку и вспоминать, что вы узнали о бересте.
(Дети встают полукругом передают друг другу «волшебную палочку», вспоминают, что они узнали о бересте).
Ответы детей:
- береста для поделок гнётся,
- береста слоится,
- на бересте можно писать,
- бересту можно резать ножницами,
- из бересты можно делать посуду,
- из бересты можно сделать лодку,
- из бересты можно сделать газету.
Логопед: -Молодцы ребята
5. Рефлексия (итог).
Логопед:
- А что вам больше всего понравилось делать на занятии?
- Попрощайтесь с нашими гостями. Хорошего настроения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Мишка, Мишка , лежебока» (В.Берестов)
«Мишка, Мишка , лежебока» (В.Берестов)...
Волшебная береста
Консультация по изготовлению работ из бересты...
"Волшебная береста"
Наглядный материал, альбом для рассматривания...
Методическая разработка занятия по бересте с дошкольниками "Чудеса из бересты"
Занятие помогает расширять представления детей о березе как о символе России, используя малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, народные песни, танцы), предметы декоративно-прикладного ис...
Презентация "Мастерим из бересты".
Презентация подготовлена к мастер-классу с педагогами детского сада....
Тема занятия: «Сказка про выходной день» В. Берестов
Конспект интегративного занятия по художественной литературе с элементами рисования и аппликаций .С повторением правил дорожного движения ....
Проект "Чудо береста" для детей подготовительной группы
Экологическое воспитание...