Дни этики в детском саду
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Тимофеева Татьяна Валентиновна

 

    Вопросы нравственного воспитания подрастающего поколения все острее встают перед нашим обществом в последнее время. У детей отмечается повышенная агрессивность, конфликтность, нежелание понять внутренний мир другого человека. Низкая культура окружающего социума негативно сказывается и на дошкольниках.    В работе с детьми для решения проблем в различных ситуациях: в игровой деятельности, в наблюдениях за природой, в режимных моментах, в отношениях детей и родителей, поведении в общественных местах -  можно использовать ситуативные беседы, обсуждая это на персонажах поучительных сказок. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dni_etiki_v_detskom_sadu.docx20.35 КБ

Предварительный просмотр:

Дни этики в детском саду

Хорошие манеры созданы опытом множества

поколений и знаменуют многовековое стремление

 людей быть лучше, жить удобнее и красивее.

Д. С. Лихачев

    Вопросы нравственного воспитания подрастающего поколения все острее встают перед нашим обществом в последнее время. У детей отмечается повышенная агрессивность, конфликтность, нежелание понять внутренний мир другого человека. Низкая культура окружающего социума негативно сказывается и на дошкольниках.

    Сформировать «социальный портрет» ребенка, который бы соответствовал требованиям ФГОС, невозможно без развития морально-нравственных основ личности. Эти основы закладываются в ребенка буквально с рождения. В детском саду дети практикуются в игре, в применении правил культуры поведения и общения, учатся контролировать свое поведение и сверстника.

    Этические сказки и стихотворения на доступном пониманию детей материале раскрывают перед ними разные нравственные категории, побуждают к размышлению, выбору собственной позиции, учат добру, вежливости, предупредительности. Кроме стихов и сказок очень эффективны специально сочиненные ситуации, решая которые ребенок должен вспомнить вежливое слово или выражение, раскрыть суть поступка человека. Ситуации, взятые из жизни, помогают детям проектировать свое поведение в возможных реальных событиях.

    В работе с детьми для решения проблем в различных ситуациях: в игровой деятельности, в наблюдениях за природой, в режимных моментах, в отношениях детей и родителей, поведении в общественных местах -  можно использовать ситуативные беседы, обсуждая это на персонажах поучительных сказок.

    Детей завораживают сказки с вымышленными персонажами, которых они никогда не видели. Дети могут слушать такие сказки довольно длительное время. Автор этих замечательных сказок - психолог Алябьева Е.А. Её мини-сказки про непослушных героев: Каляку-Маляку и Касюку-Пасюку, которые попадают в ситуации, требующие нравственного выбора. Первая из них – персонаж положительный, а вторая – отрицательный. Для подобных сказок сюжеты можно брать из жизни детского коллектива, только необходимо учитывать, чтобы они соответствовали возрасту детей, уровню их сознания. Важно активно использовать выразительные средства голоса и мимики.

Вот обычная ситуация в группе: дети собираются на прогулку, многие почти одеты, им жарко, а некоторые дети - не торопятся. Можно говорить несколько раз, что необходимо поторопиться, почему это нужно сделать, но результат остаётся желать лучшего. А обсудив эту ситуацию на забавных персонажах сказки, дети лучше всего понимают, кто и почему был неправ. В следующий раз, при сборах на прогулку, дети сами делают замечания своим друзьям, приводят различные доводы, делают соответствующие выводы.

После прогулки предлагаю детям послушать сказку «Не хочу! Не буду!»

Вопросы для беседы:

  • Почему Каляка-Маляка заболела?
  • Как собиралась на прогулку Касюка-Пасюка?
  • Почему нельзя выходить на прогулку потным в холодную погоду?
  • Что надо сделать, если вы вспотели?
  • Как вы одеваетесь на прогулку?
  • Покажите, как огорчилась Каляка-Маляка; как стыдно стало Касюке-Пасюке; как она просила прощения у подруги.

Благодаря этой сказке, дети закрепляют знания о здоровом образе жизни, учатся отвечать на вопросы, анализировать ситуацию, сочувствовать, сопереживать; у них развивается творчество, эмоциональность.

А вот ситуация на игровой площадке, да и в группе такое случается. В результате наблюдений за детьми, сразу напрашивается сказка «На игровой площадке». Сюжет сказки способствует развитию волевых качеств у

дошкольников, умения ограничивать свои желания, договариваться, помогать и понимать друг друга.

Вопросы по тексту сказки:

  • Для чего подружки вышли во двор?
  • За что Касюку-Пасюку прогнали дети из песочницы?
  • За что прогнали Касюку-Пасюку мальчики, которые играли с машинами?
  • За что прогнали её девочки, которые играли в дочки-матери?
  • Как нужно попросить игрушку, если тебе очень хочется в неё поиграть?
  • Почему нельзя отбирать игрушки и ломать постройки детей?
  • Покажи, как Касюка-Пасюка ссорилась с детьми; как они её прогоняли?

Эту сказку полезно послушать детям и их родителям, мне кажется, в такой ситуации они хоть раз, но побывали: «В магазине игрушек». На примере Касюки-Пасюки дети поймут, как надо вести себя в общественных местах: необходимо выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.

Вопросы:

  • Зачем подружки пошли в магазин игрушек?
  • Как вела себя в магазине Каляка-Маляка?
  • А как вела себя Касюка-Пасюка?
  • Как выглядит ребёнок со стороны, который капризничает?
  • Почему огорчается мама, когда ты себя так ведёшь?
  • Почему Каляка-Маляка простила подружку?
  • Покажите, как капризничала Касюка-Пасюка; как она просила прощения у Каляки-Маляки.

Сказка «Подружки» рассказывает детям о вежливом обращении с друзьями, способствует воспитанию дружеских взаимоотношений между детьми.

Вопросы:

  • Почему Каляка-Маляка обиделась на свою подружку?
  • Как нужно разговаривать с друзьями?
  • Какие вежливые волшебные слова ты знаешь?
  • Покажите, как Касюка-Пасюка прогнала подружку; как она просила   прощения.

Сказка «Непослушный светофор» напомнит детям правила поведения на дороге. Дети сразу заметят и поймут, кто из героев нарушает правила дорожного движения, осудят плохое поведение героев сказки и отметят хорошее поведение Каляки-Маляки.

Вопросы:

  • Почему Касюка-Пасюка чуть не попала под машину?
  • Как она себя вела при переходе дороги?
  • Почему подружки не успели перейти дорогу, когда на светофоре горел зеленый человечек?
  • Что делала Касюка-Пасюка, когда переходила дорогу?
  • Почему милиционер хотел забрать подружек в милицию?
  • Чем закончился вечер?
  • Как вы переходите дорогу?
  • Разыграйте сценку перехода Касюкой-Пасюкой дороги.  

   Работа, проводимая с детьми по сказкам, включает нетрадиционные приемы: при её организации развивается сфера чувств, проявляется соучастие, сострадание, формируются нравственные представления, развиваются различные способности детей.

Воспитательное значение сказки огромно, и поэтому, особенно в дошкольном возрасте, важно использовать её как сильное, и в тоже время ненавязчивое педагогическое средство.

Сказка, при её правильном использовании в педагогическом процессе ДОУ, может являться эффективным средством формирования нравственных представлений дошкольников. Это так важно в нашем нестабильном мире.

Литература:

  • Алябьева Е.А. Поучительные сказки для детей / Воспитатель ДОУ – 2011. -№1.
  • Лисица В.А. Развитие духовно-нравственных качеств личности через приобщение к народной культуре / В. А. Лисица // Дополнительное образование и воспитание. – 2011. - № 11
  • Сапрыкина, Т. А. Формирование духовно-нравственной культуры современного подростка Т. А. Сапрыкина // Дополнительное образование и воспитание. – 2011. - № 8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОДЕКС профессиональной этики и служебного поведения работников муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Сказка» г. Зернограда.

КОДЕКСпрофессиональной этики и служебного поведения работниковмуниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада  «Сказка» г. Зернограда....

Консультация для родителей "Этика поведения в детском саду"

Уважаемые родители эта консультация для вас!!!...

Эссе "Мое представление о профессиональной этике воспитателя детского сада"

Эссе "Мое представление о профессиональной этике воспитателя детского сада". Размышления на тему....

Презентация "Педагогическая этика в детском саду"

Презентация, понятие и методы педагогической этики в детском саду...