Картотека дидактических игр для детей с ОНР
картотека по коррекционной педагогике на тему

Лобанова Светлана Васильевна

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

При проведении игр ставились следующие задачи:

  • Закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации;
  • Формирование навыков построения связных монологических высказываний;
  • Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;
  • Целенаправленное воздействие на активизацию ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций), тесно связанных с формированием устного речевого сообщения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Картотека дидактических игр21.07 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по развитию речи

у старших дошкольников с ОНР

Игра с мячом  «Приготовим сок для мамы»

Цель: 

учить образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.

Описание игры:

ребенок держит мяч, называет любой овощ или фрукт и кидает мяч. Поймавший должен сказать, какой сок делают из названного овоща или фрукта, затем назвать свой овощ или фрукт и бросить мяч следующему игроку.

Игра с мячом  «Скажи наоборот»

Цель:  

обогащение экспрессивной речи словами-антонимами.

Описание игры:

Педагог катит мяч одному из детей и начинает предложение, ребенок ловит мяч, заканчивает предложение, подобрав слово-антоним.

·        Помидор круглый, а огурец… (овальный).

·        Помидор мягкий, а огурец… (твердый).

·        Помидор гладкий, а огурец… (шершавый).

·        Помидор большой, а огурец… (маленький).

 

Игра с мячом «Одна семейка»

Цель: 

совершенствование грамматического строя речи (подбор однокоренных слов).

Описание игры:

Педагог задает ребенку вопрос и бросает мяч, ребенок называет слово и возвращает мяч обратно.

·        Как называется фрукт, нарисованный на картинке? (Лимон).

·        Как можно назвать маленький лимон? (Лимончик).

·        Как называется сок из лимона? (Лимонный).

·        Как назовем пирог с лимоном? (Лимонник).

 

Игра «Маленькие поварята»

Цель: 

активизировать словарь глаголов.

Описание игры:

Педагог предлагает детям представить себя поварами и рассказать, как можно приготовить различные овощи. После этого Педагог достает из «чудесного мешочка»  овощи, а дети подбирают нужные глаголы.

·        Капуста (Можно  резать, мять, тушить, солить).

·        Картофель (Можно чистить, нарезать, жарить, варить).

·        Морковь (Можно чистить, тереть, резать, делать сок).

·        Огурец (Можно мыть, солить, мариновать, укладывать в банки).

 

Составление рассказов-описаний об овощах и фруктах по схемам.

Цель:  

развитие связной речи, мышления.

Описание:

Педагог  помещает на наборное полотно схему (см. Приложение 1) составления рассказа, каждая картинка на схеме соответствует вопросу.

·        Как он называется? Это фрукт или овощ?

·        Где он растет?

·        Какой он по величине?

·        Какой он по цвету?

·        Какой он по форме?

·        Какой он на вкус?

·        Какой он на ощупь?

·        Что из него можно приготовить?

 

Игра «Закончи предложения»

Цель: 

развитие синтаксической стороны речи (обучение составлению сложносочиненных предложений со словами потому что)

Описание игры:

Педагог выставляет на наборное полотно сюжетные картинки. Затем он начинает говорить предложение, а дети заканчивают. Часть предложения, которую произносит ребенок, начинается со слова потому что.

·        Я люблю яблоко,  … (потому что оно сладкое, вкусное, полезное).

·        Мама купила груши, … (потому что хочет испечь грушевый пирог).

·        Мы пришли из сада радостные, … (потому что собрали большой урожай слив).

·        Я не люблю лук, … (потому что он горький)

·        В огороде нужно полоть траву, … (потому что она мешает расти овощам)

Игра «Закончи предложения»

Цель: 

развитие синтаксической стороны речи (обучение составлению сложносочиненных предложений со словами потому что)

Описание игры. Педагог выставляет на наборное полотно сюжетные картинки. Затем он начинает говорить предложение, а дети заканчивают. Часть предложения, которую произносит ребенок, начинается со слова потому что.

·        Я люблю яблоко,  … (потому что оно сладкое, вкусное, полезное).

·        Мама купила груши, … (потому что хочет испечь грушевый пирог).

·        Мы пришли из сада радостные, … (потому что собрали большой урожай слив).

·        Я не люблю лук, … (потому что он горький)

·        В огороде нужно полоть траву, … (потому что она мешает расти овощам).

 .   

Игра «Угадай-ка!»

Цель: 

Обучение составлению загадок-описаний.

Описание игры: 

Освоив задания с использованием схемы, дети учатся составлять загадки-описания о фруктах и овощах.

 Игра «Найди место»

Цель: 

совершенствование грамматического строя речи (употребление предлогов).

Описание игры:

Педагог помещает на наборное полотно игровое поле, на котором изображены огород и сад, домик, скамейка, забор. Детям раздаются плоскостные изображения овощей, фруктов, корзинки с фруктами, мешка с овощами, птички,  кошки и собаки. Для каждого предмета нужно найти место на картине и рассказать о том, где он находится. Отметить, какие предлоги есть в составленных предложениях.

·        На грядке растет капуста. Предлог на.

·        Мы сложили в корзины сливы и поставили ее под дерево. Предлоги в, под.

·        В огороде много овощей. Предлог в.

·        Мешок с картофелем стоит около забора. Предлоги с, около.

·        Кошка спит на крыше. Предлог на.

·        Собака спряталась за домом. Предлог за.

·        Над домом пролетает птица. Предлог над.

Игра «Погрузи урожай»

Цель: 

совершенствовать навык слогового анализа слов.

Описание игры.

Педагог помещает на магнитную доску три плоскостных изображения грузовиков разных цветов, раскладывает на столе плоскостные изображения овощей (лук, чеснок, редис, салат, бобы, перец, картофель, баклажан, помидор, огурец) . дети должны «погрузить» урожай овощей в грузовики. В желтый грузовик нужно уложить овощи, в названии которых один слог. В синий грузовик погрузить овощи, названия которых состоят из двух слогов. В красный грузовик погрузить овощи, названия которых состоят из трех слогов.

Упражнение «Подскажи словечко»

Цель: 

развитие речевого слуха, чувства рифмы.

Описание:

Педагог читает детям стихи об овощах, дети внимательно слушают и подбирают нужную рифму.

·        Сорвала я стручок,

Надавила на бочок.

Он раскрылся. Ах! Ох!

Покатился…   горох.

 

·        Круглолица, белолица,

Любит вдоволь пить водицу.

У нее листочки с хрустом.

А зовут ее…  капуста.

 

·        А на этой грядке

Разыгрались в прятки

Зеленые хитрецы,

Молодые…  огурцы.

·        Он из тыквенной родни,

На боку лежит все дни,

Как зеленый чурбачок,

Под названьем… кабачок.

 

 

Упражнение «Будь внимательным!»

Цель: 

развитие речевого слуха, расширение словаря признаков.

Описание:

Педагог читает детям стихотворение «Фрукты». После чтения, дети должны назвать все фрукты, перечисленные в стихотворении. Вторая часть игры направлена на то, чтобы дети вспомнили как можно больше прилагательных, перечисленных в стихотворении. После этого раздаются трафареты фруктов, которые раскрашиваются детьми.

·        Фрукты растут на деревьях в саду.

Яркие фрукты у всех на виду.

Вот среди веток груши бочок.

Груша зеленая, как кабачок.

Яблоки красные, синие сливы.

Спелые сливы вкусны и красивы.

Персик румяный укрылся листком.

Ты с этим фруктом, конечно, знаком?

Солнечным соком лимон напоен.

Светится золотом желтый лимон.

В кроне зеленой висят апельсины,

Солнцу подставив рыжие спины.

Что за художник у всех на виду

Фрукты раскрасил в нашем саду?

 

Пальчиковая гимнастика «Корзина с овощами»

Цель: 

расширение и уточнение словаря по теме «овощи»; закрепление умения выполнять движения в общем для всех темпе.

Описание:

Дети идут по кругу, держась за руки. На каждое название овоща загибают по одному пальцу сначала на правой, а потом на левой руке.

·        С большой корзиной иду в огород.

      На грядках растет разноцветный народ.

       Тут красный, пузатый сеньор-помидор.

       А там кабачок, оседлавший забор.

      Румяный редис принакрылся листком,

      Зеленый лучок дружно всходит рядком.

      Как солнышко, желтая репка горит

      И с черною редькой, смеясь, говорит.

      Лиловый атласный висит баклажан.

      Он здесь словно гость из диковинных стран.

      Вот рыжей лисицей крадется морковка,

      А тут чеснока две седые головки.

      И сочный, кудрявый хрустящий салат.

      Все дружно в корзине горою лежат.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактический игр для детей среднего возраста

В данной работе подобранны дидактические игры познавательного характера, математические и игры по развитию речи. Игры подобранны по тематике и месяцам. Ориентированны на детей среднего возраста....

Картотека дидактических игр для детей 5 - 6 лет

Особенно серьёзное внимание воспитанию самостоятельности и активности мышления детей следует уделять в старших группах детского сада. Перед воспитателями, работающими в этих группах, стоят такие задач...

Картотека дидактических игр для детей с ограниченными возможностями здоровья ( ранний возраст).

Третий год жизни характеризуется стремлением ребенка к самостоятельности, развитием наглядно-действенного мышления, появлением новых форм отношений между детьми. Работа с детьми этого возраста строитс...

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста по теме "ПИТАНИЕ"

Материал содержит 14 игр по теме "ПИТАНИЕ", в которых подробно изложены цель, материалы и ход игры. Здесь же интересный материал из истории овощей и овощных блюд....

Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС

Картотека дидактических игр  для детей старшей группы по образовательным областям  ФГОС...

Картотека дидактических игр для детей группы с общим недоразвитием речи

Картотека дидактических игр для детей группы с общим недоразвитием речи...

Дидактические игры в младшей группе. Картотека Дидактические игры для детей 3-4 лет в детском саду по ФГОС

Дидактические игры в младшей группе. КартотекаДидактические игры для детей 3-4 лет в детском саду по ФГОС...