Влияние рисования под музыку на эмоционально-волевую сферу дошкольников
статья по теме
Статья посвящена вопросам позитивного влияния музыки во время рисования на эмоциональную сферу и волевую регуляцию ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья по дошкольной психологии | 26.34 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Влияние рисования под музыку на эмоционально-волевую сферу дошкольников
Работая с дошкольниками с каждым годом можно проследить тенденцию к увеличению числа детей с задержкой психического и речевого развития. Таких детей в нашей группе 60 %. Этим детям свойственны такие характерные особенности: низкий уровень общей и мелкой моторики; быстрая утомляемость; эмоциональная незрелость и неустойчивость, несформированность произвольной регуляции поведения, низкий уровень самоконтроля; отставание в развитии всех форм мышления; неустойчивость внимания; недостаточное восприятие; снижена память; игровая деятельность несформирована; речь бедна, примитивна и аграмматична. Мы, как педагоги, заинтересованы в достижении высоких показателей в развитии детей нашей группы, но в работе с детьми с задержкой в развитии результатов их воспитания и обучения можно ждать достаточно долго, дети не имеют «обратной связи». Актуальность данной темы связана с тем, что число детей с задержкой психического и речевого развития неукоснительно растет, а также этим детям требуются особые образовательные потребности в условиях интеграции в общеобразовательное пространство. Поэтому встает вопрос о необходимости нахождения методов совершенствования и сближения систем массового и специального образования.
Учитывая все трудности обучения с данной категорией детей, для положительного воздействия на душевное состояние детей занятия по рисованию мы проводили под музыкальным сопровождением. Сначала проводилась предварительная работа, объяснительная беседа, организационный момент, несколько раз прослушивали музыку, а затем мы включали негромко музыку и дети выполняли свои творческие работы. Для стабилизации эмоционального состояния детей, снятия напряжения, тревожности, агрессии, гиперактивности подбиралась классическая или релаксационная музыка. Из классического репертуара были отобраны следующие произведения: А. Вивальди «Времена года»; Л. Бетховен «Лунная соната», «К Элизе»; В.А. Моцарт «Соната для фортепиано №8», «Времена года. Гроза»; К. Дебюсси «Мелодия слез»; И.С. Бах «Соната №6»; Ж. Бизе «Кармен», «Сюита №2»; И. Брамс Венгерские танцы»; М. Огинский «Полонез Огинского»; Ж. Оффенбах «Кан-кан»; Ф. Таррега «Аделита»; П.И. Чайковский «Вальс цветов», «Испанский танец», «Щелкунчик». Подборка релаксирующей музыки состоит из звуков природы: пение птиц; звуки рек, морей и океанов; звуки леса; шум дождя и грозы.
Рисунки детей на классическую музыку отражали конкретный образ или цепочку конкретных образов. Дети рисовали маму, папу, домашнего питомца, семью, машину, куклу и т.п. При восприятии релаксирующей музыки у детей возникали неожиданные образы, вызывающие сильный эмоциональный отклик положительный или отрицательный, в зависимости от ассоциации музыки с восприятием ребенка, его мироощущением. Например, под пение птиц одна девочка нарисовала яркое солнце и разноцветные шары, которые летели в небо. В беседе мы выяснили, , что девочка нарисовала как она с мамой и папой ходила в парк, ярко светило солнце и ей разрешили выпустить воздушные шары в небо. Этот положительный образ запечатлелся у ребенка в памяти, а пение птиц она ассоциировала с чем-то радостным, приятным, поэтому и нарисовала именно этот момент жизни. На этом примере мы видим явную взаимосвязь таких психических функций, как память, восприятие и воображение.
Во время рисования природных явлений – листопад, осенние деревья, дождь, мы подбирали подходящую музыку. Перед рисованием дети ее прослушивали и потом рисовали. Таким способом мы стремились погрузить детей в соответствующее состояние и точнее сформулировать образ, необходимый для рисования.
Во время прогулки на улице детям тоже включали музыку, и кто желал, тот рисовал. Дети настолько привыкли к рисованию под музыку, что даже сами просили ее послушать.
В своей работе мы придерживались таких принципов:
1. Подбор соответствующей музыки. Музыка подбиралась соответствующая занятию и учитывая индивидуальные особенности ребенка.
2. Внимательность к состоянию ребенка. Мы чутко реагировали на самочувствие ребенка. Если во время занятия ребенок находился в «нерабочем состоянии», мы ему предлагали только прослушать музыку, не обременяя его.
3. Завершенность процесса. Зачастую детям не удается уложиться во время, отводимое расписанием на занятие. Однако, для развития эмоционально-волевой сферы необходима законченность действия. Так как, незавершенность процесса нарушает состояние детей, отвлекает их внимание. Поэтому, мы всегда даем ребенку доделать рисунок и любой другой процесс.
Сначала дети не обращали внимания на особенности мелодии, специфику игры разных инструментов, но вскоре они начали понимать многое из мира музыки. Они смогли отличить одни произведения от других, узнавать ранее прослушанные, слышать музыку, а не просто прослушивать.
Изучая и анализируя рисунки детей, педагог-психолог МБДОУ МО г.Краснодар «Д/С №197» – Крамар Полина Александровна, узнала истинное настроение малышей, их внутренний мир переживаний и ожиданий, страхов и сомнений, радости и печали. Рисунки отражали воздействие того или иного события, формы и содержания произведения на психику ребенка, преломляя через собственное «Я», поэтому их можно считать портретом личности. Дети понимают свои тревоги и пытаются поделиться с взрослым своими внутренними переживаниями. На каждом занятии, каждый ребенок проявлял себя по-новому – это своего рода «обратная связь». Данная форма педагогической деятельности позволяет детям выносить вовне свои эмоции и чувства, что для многих детей – единственный способ самовыражения, создает положительный эмоциональный настрой, а также дает возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально-приемлемой форме.
Рисование с музыкой поспособствовало развитию эмоционально-волевой сферы детей, они начали учиться выражать свои эмоции и регулировать их – гнев, обиду, страх, чрезмерную радость. Внешне было видно, что ребята раскрепощены, они свободно проявляли свои чувства, налаживалось общение друг с другом. Малыши учились не сдерживать свои эмоции, вести себя естественно, не стесняться. Это помогало снять возбуждение и успокоить ребенка, освободить от внутреннего напряжения и избежать неврозов и других психических расстройств.
Из вышесказанного следует, что музыка не только вызывает определенные эмоции, – вслед за ними, почти всегда, возникают зрительные образы. Ребенок представляет героев музыкального произведения, в его воображении встают картинки, ассоциирующиеся с мелодией. Чем старше ребенок, тем ярче возникающие образы.
Благодаря совокупности этих двух форм педагогической терапии у ребят развивается умение контролировать свои мысли, эмоции, образы и поведенческие реакции, тем более негативные – упрямство, капризы, немотивированный плач, отказ от контакта с другими детьми, двигательная расторможенность. Развитие воли способствует воспитанию внимательности при совершении сложных заданий и развитию высших психических функций. Волевая регуляция поведения – необходимое положение полноценного развития ребенка. Развитие воли протекает в течении всей жизни человека, но особенно интенсивно в раннем и дошкольном детстве, поэтому это так важно для педагогической работы.
Анализируя проделанную работу, мы пришли к выводу, что музыка и рисование дает возможность развития эмоционально-волевой сферы детей по трем направлениям:
– осознание ребенком своих эмоций и желаний;
– развитие эмоциональных реакций ребенка и расширение навыков адекватной вербальной и невербальной передачи ребенком собственного эмоционального состояния;
– обучения ребенка навыкам контроля над своими эмоциями, мыслями, образами.
Зная, как влияет изобразительное творчество под музыку на поведение и внутренний мир ребенка, можно учитывая индивидуальные особенности ребенка и специально подобрав музыку, позитивно повлиять на психоэмоциональное состояние ребенка; способствовать творческому самовыражению, развитию воображения, памяти, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом. Приоритетной задачей дошкольной педагогики является формирование эмоционально-волевой, коммуникативной, когнитивной и мотивационной сфер, а в целом развитие гармоничной личности. Реализованный метод педагогической терапии помог нам – педагогам, подарить детям не только увлекательные и желанные занятия, а также устойчивость, силу и активность.
Список использованных источников
1. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций / В.К. Вилюнас // Психология эмоций. Тексты / под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М., 1984.
2. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений / В.К. Вилюнас. М., 1976.
3. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений / Л.Я. Гозман. М., 1997.
4. Додонов Б.И. Эмоция как ценность / Б.И. Додонов. М., 1948.
5. Изард К. Эмоции человека / К. Изард. М., 1980.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приемы обучения детей слушанию музыки. Влияние музыки на чувственно-эмоциональную сферу дошкольников.
Слушание музыки с раннего возраста до подготовительной группы....
«Гармонизация интеллектуального и эмоционального-волевого развития у дошкольников с ОВЗ через приобщение к истокам русской народной культуры» Авторы: Гусенкова Н.И., Жукова М.А., Дьяченко Т.Т.
Задержка в развитии интеллектуальной и эмоциональной-волевой сферы у детей с ОВЗ приводит к затруднениям в привитии у них социальных норм и правил поведения в социуме. Гармонизация индивидуального тру...
«Гармонизация интеллектуального и эмоционального-волевого развития у дошкольников с ОВЗ через приобщение к истокам русской народной культуры» Авторы: Гусенкова Н.И., Жукова М.А., Дьяченко Т.Т.
Задержка в развитии интеллектуальной и эмоциональной-волевой сферы у детей с ОВЗ приводит к затруднениям в привитии у них социальных норм и правил поведения в социуме. Гармонизация индивидуального тру...
«Гармонизация интеллектуального и эмоционального-волевого развития у дошкольников с ОВЗ через приобщение к истокам русской народной культуры» Авторы: Гусенкова Н.И., Жукова М.А., Дьяченко Т.Т.
Задержка в развитии интеллектуальной и эмоциональной-волевой сферы у детей с ОВЗ приводит к затруднениям в привитии у них социальных норм и правил поведения в социуме. Гармонизация индивидуального тру...
ПАСПОРТ ПРОЕКТА «Влияние рисования под музыку на эмоционально-волевую сферу дошкольников»
Музыка и рисование дает возможность развития эмоционально-волевой сферы детей....
ПАСПОРТ ПРОЕКТА «Влияние рисования под музыку на эмоционально-волевую сферу дошкольников»
Посредством такой педагогической терапии мы можем узнать истинное настроение малышей, их внутренний мир переживаний и ожиданий, страхов и сомнений, радости и печали. ...
Развитие эмоционально-волевой, коммуникативной сфер у детей 5-7 лет с нарушениями речи
Поддерживая в ребенке радостное настроение, мы укрепляем его психическое и физическое здоровье. Ходить, говорить, читать, писать, считать ребенок обязательно научится, а вот чувствовать, сопереживать,...