Дефектологическая служба в реабилитационных центрах
статья по коррекционной педагогике на тему
Направления работы дефектолога,организационно-методическая деятельность , коррекционно-развивающая работа дефектолога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
defektologicheskaya_sluzhba_v_reabilitats_tsentrah.docx | 17.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Дефектологическая служба в реабилитационных центрах.
Дефектолог- специалист, занимающийся развитием, обучением и воспитанием «особенных» детей (детей с физическими и психическими нарушениями). Это такие отличия ребенка как: задержка речевого развития, ОНР, ФФНР, шизофрения, эпилепсия, ДЦП, сложная структура дефекта и т.д
«Особым « детям требуется повышенное внимание родителей, а специалистам с ними работающими – определенная квалификация (дефектологическая). Этим детям необходим комплексный подход к воспитанию, коррекции поведения, обучению. Именно поэтому работа дефектолога тесно связана с областями работы других специалистов: психологией, медициной, педагогикой.
Направление работы дефектолога:
- помощь при неравномерном развитии ВПФ (высших психических функций) (например: память хорошая, а речь отстает в развитии; мышление хорошее, а внимание слабое);
- проблемы развития при ряде заболеваний: ММД, повышенное черепное давление, ЗРР, ЗПР, СДВГ (речевые нарушения, недостаточное внимание, память, неусидчивость, сложности в обучении и т.д);
- помощь детям при нарушениях умственного, физического, психического развития. (ДЦП, РДА, эпилепсия и т.д);
-Проблемы школьной неуспеваемости по причине нарушенного развития в дошкольном возрасте.
Целью работы дефектолога является адаптация ребенка в социальной, учебной, бытовой сферах жизни и максимальная компенсация отклоняющегося развития.
Как строится работа дефектолога.
В работе дефектолога преобладает индивидуальная форма занятий. Это позволяет максимально учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, увидеть лишь ему присущие специфические отклонения в психическом развитии и подобрать действенные методические приемы для их преодоления и уменьшения.
Начальный этап- всестороннее обследование развития высших психических функций. Оно направлено на выявление уровня овладения ребенком важнейшими видами деятельности (предметной, игровой, изобразительной, элементарной трудовой), развития восприятия, умения осуществлять простейшие мыслительные операции. Особое внимание уделяется анализу речевого развития ребенка, установлению его уровня, выявлению возможных нарушений звукопроизношения, построения логико-грамматических конструкций, фразовой речи.
В беседе с родителями дефектолог собирает анамнез: особенности внутриутробного развития ребенка, протекания родов, особенности развития первых лет жизни ребенка, наличие наследственных заболеваний, текущие затруднения, заболевания и т.д.
На основании данных составляется индивидуальная программа занятий, учитывающая особенности развития ребенка. Данная программа может реализовываться в двух вариантах:
- для детей, у которых не выявлено серьезных отклонений в развитии, предусмотрены развивающие занятия. Они проводятся в игровой форме, направлены на развитие моторики, внимания, памяти, мышления, речи, творческих способностей. Игры и материалы подбираются с учетом возраста, потребностей, умениями, интересами ребенка;
- для детей, у которых выявлены те или иные отклонения в развитии (задержки развития - ОНР,ЗПР, ЗРР, СДВГ, аутичные черты), назначается курс коррекционных занятий .Программа курса составляется индивидуально в зависимости от особенностей развития каждого ребенка а нацелена на расширение адаптационных возможностей ребенка и активизацию развития «отстающих» функций.
Коррекционно – развивающие занятия с детьми раннего возраста (для дошкольников) назначаются на основании результатов предварительной специальной диагностики актуального уровня развития малыша и потенциальных возможностей ребёнка ( зоны ближайшего развития). Соотнесение обоих показателей позволяет наиболее точно определить цели и задачи дальнейшей коррекционно – развивающей работы с ребёнком и разработать оптимальную программу занятий. Обследование проводится индивидуально в игровой форме и не утомляет ребёнка.
При правильной организации коррекционно – развивающего процесса имеет понимание клинической и патогенетической общности нарушения.
Длительность формы занятий гибка и разнообразна : фронтальные, групповые, подгрупповые, в кабинете, на воздухе.
Организационно – методическая деятельность дефектолога:
-осуществление экспериментальной и инновационной деятельности;
-подготовка методического материала для психодиагностики;
-разработка и апробация прогрессивных коррекционных и воспитательных программ и технологий с учётом индивидуальных особенностей;
-разработка рекомендаций по дальнейшему развитию адаптивных возможностей инвалидов, а также помощь в планировании образовательного маршрута для детей инвалидов.
Работа дефектолога включает консультирование родителей.
Работа с родителями: анкетирование, беседы, формирование активной жизненной позиции и воспитание преодоления равнодушия, что делается в центрах. В реабилитационных центрах совмещается медицинская и педагогическая работа.
Коррекционно- развивающая работа ведётся по направлениям:
- коррекция речевых нарушений;
-коррекция когнитивных расстройств;
-коррекция личностной сферы;
-коррекция эмоциональных нарушений;
- коррекция коммуникативной сферы;
-коррекция моторной сферы;
- коррекция родительско - детских и межличностных отношений.
Методы работы дефектолога:
- урочный метод (выглядит как обычный урок с определённой целью);
-игровой метод (развивающие, обучающие, воспитательные игровые занятия);
- метод контроля достижений (включает задания и последующий контроль их выполнения). Особенно хорошо помогает детям не умеющим достигать результатов в обучении, преодолевать трудности и собственную лень.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по развитию творческих способностей детей на основе продуктивной деятельности, в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних
Обобщение опыта работы по развитию творческих способностей детей, оказавшихся втрудной жизненной ситуации...
Коррекционно-развивающая программа «Развитие мелкой моторики дошкольника в повседневной жизни в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних».
СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка...
Опыт работы по теме : Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реабилитационного центра
Обобщение педагогического опыта по теме: Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реабилитационного центра...
Занятие по обучению грамоте в реабилитационном центре для несовершеннолетних.
В реабилитационный центр для несовершеннолетних поступают дети разных возрастов и среди таких детей есть дошкольники,.которых нужно обучать грамоте,готовить для поступления в школу.На данном зан...
Семинар-практикум для специалистов реабилитационного центра. Использование аппаратного комплекса БОС в условиях реабилитационного центра.
Использование аппаратного комплекса БОС в условиях реабилитационного центра....
Реабилитационная программа: Культура поведения и общения для детей дошкольного возраста в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних
Жизнь ребенка в реабилитационном центре связана с включением его в различные социальные группы (сверстники, педагоги, родители), где каждый наделён своими индивидуальными особенностями, а все вместе о...