Играя в компьютерные игры, развиваем речь
консультация по коррекционной педагогике на тему

Представлен материал для консультации с родителями о роли компьютерных игр в развитии речи ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igraya_v_kompyuternye_igry_razvrivaem_rech.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

«ИГРАЯ  В КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ, РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ»

Большинство детей любят играть в компьютерные игры. Компьютерные игры создаются как для обычных детей, так и  для детей нуждающихся в особой помощи. В особой коррекционной помощи нуждаются дети с различными особенностями психофизического развития и нарушениями различных анализаторов. Достаточно часто у детей имеются сложные нарушения сразу нескольких анализаторов.

 Дошкольники, посещающие специализированный детский сад компенсирующего вида № 1020 имеют нарушение зрения различной этиологии. Наряду с различной зрительной патологией у воспитанников ГОУ имеются нарушения речевого развития, задержка психомоторного развития, эмоциональные, интеллектуальные, двигательные и множественные нарушения. Система коррекционного обучения и лечения дошкольников в условиях детского сада позволяет индивидуально и дифференцированно обеспечить условия для развития  детей нуждающихся в особой помощи.

Для таких детей специалисты ГОУ подбирают необходимый коррекционно-развивающий материал, с помощью которого ребенок, играя, обучается  и развивается. Строя коррекционную работу с опорой на компенсаторные возможности и учитывая индивидуальные психофизические особенности детей, специалисты используют современные компьютерные технологии.

Использование компьютерных программ в коррекционном обучении проходит с учетом рекомендаций врача офтальмолога обеспечивающий лечебную помощь и определяющий характер зрительной нагрузки для каждого ребенка посещающего ГОУ.

Специалистам и педагогам, а также родителям играя в компьютерные игры с ребенком необходимо обращать внимание на речевое оформление, как заданий, упражнений, так и ответов детей. Часто правильное решение игровых задач в компьютерной игре не предусматривает устного ответа ребенка, но учитывая необходимость развития речи как из одного направления компенсации и коррекции для дошкольника с нарушенным зрением, необходимо и обязательно оречевление всего процесса компьютерной игры ребенком.

Во время компьютерной игры специалист, педагог, родитель должен постоянно побуждать ребенка к активной речевой деятельности. Очень часто дошкольник, имеющий нарушение зрения и речи испытывает трудности в начале речи (особенно это касается детей с нарушением ритма и темпа речи). 

Вот здесь-то и необходимо оказать ребенку помощь. Она может быть сугубо индивидуальна. Одному ребенку бывает достаточно, чтобы играющий с ним взрослый несколько первых слов проговорил с ним вместе. Другому следует задать направляющий вопрос. Третьему - сделать ободряющее замечание. Однако всем детям логопатам следует напоминать о соблюдении последовательности ответа, о необходимости его обдумывания. Взрослый играющий с ребенком должен знать о его речевых проблемах. Особенно это касается автоматизации звуков и введения их в активную речь.

Истинная помощь заключается в том, чтобы подготовить ребенка логопата к такому виду речевого общения, где ему нужно будет планировать свои высказывания, опираясь на последовательность конкретных игровых действий применяемых в компьютерной игре. Следует развивать у детей умение свободно отвечать, спрашивать, пояснять, а позже анализировать, обобщать, рассуждать.

Чтобы реализовать это в компьютерной игре, взрослому необходимо постоянно вовлекать ребенка логопата в активное речевое общение, создав соответствующую коммуникативную ситуацию в процессе практической работы на компьютере по коррекции зрительного восприятия, ориентировки в пространстве развитию внимания, мышления речи и т.д. Речевую ситуацию можно создать путем системы определенных вопросов. При этом вопросы следует задавать таким образом, чтобы из ответов на них выстраивалось четкое, последовательное высказывание об основных свойствах анализируемых объектов. Эффективность использования этого приема будет зависеть от того, как удастся взрослому организовать внимание ребенка ко всей работе на компьютере в целом, к своей речи и речи взрослого.

При подготовке развернутого высказывания ребенка следует использовать прием детального расчленения речевого материала, составляющего его ответ. Достигается это посредством системы вопросов взрослого. Эти вопросы должны отражать определенное, дробное деление материала на отдельные смысловые отрезки, которые постепенно подведут к связному развернутому высказыванию. При такой организации речевой работы во время компьютерной игры, предусматривающей активное общение взрослого и ребенка, в речи ребенка неизбежно будут встречаться различного рода повторения, что значительно облегчит ему формулирование ответа и снимет затрудненность в подборе нужного слова для выражения мысли.

Работа над словом предполагает постоянное накопление новых слов, обозначающих малознакомые ребенку предметы и явления, на основе игровых упражнений на компьютере расширяются знания и представления, связанные со словом. Это одно из необходимых условий речевого развития детей.

Благодаря разнообразным компьютерным игровым заданиям расширяется жизненный опыт ребенка. Играя в специально подобранные коррекционные компьютерные игры у ребенка логопата,  расширяется словарь за счет обогащения, как сенсорного опыта, так и за счет употребления прилагательных и наречий, необходимых для оречевления признаков, как отдельных предметов, так и их частей, а также действий. При оречевлении игрового процесса взрослый предлагает ребенку использовать в высказываниях слова направления. Компьютерная игра помогает лучше и более нагляднее научить ребенка пользоваться в речи предлогами: (на, под, над, с, за и т.д.), затем малознакомыми предлогами типа через, между, перед, из-под и др. Работа по уточнению лексического значения слова проводится во взаимосвязи с требованиями правильного произношения звука в отрабатываемом слове. Взрослый должен следить, чтобы ребенок не искажал и структуру слова. В то же время следует учитывать и то, что исправлять неправильности в речи детей нужно осторожно, с большим тактом, чтобы не отбить у ребенка желания научиться правильно, говорить и чтобы он не потерял уверенности в своих возможностях.

Необходимо последовательно обучать ребенка во время проведения компьютерной игры правильной речи:

  1. Привлекать внимание к нужному слову и выделять его из контекста.
  2. Уточнять значение слова.
  3. При объяснении непонятных слов можно использовать сопоставление слов и его частей, подбирать синонимы, родственные слова, при необходимости заменять слова описательным оборотом и т.п.
  4. Употреблять слова в различных высказываниях, в ответах на вопросы для организации речевой практики.

Приведем для иллюстрации примерную форму работы с компьютерной игрой « Жираф». Эту игру можно использовать не только для коррекции зрительного восприятия, мышления, но и для расширения словарного запаса, и автоматизации звука ( Р). Задания компьютерной игры связаны с геометрическими фигурами. Неоднократно называя слово, обозначающее фигуру ребенок, проговаривает правильно  нужный звук.

Последовательность обучения правильной речи.

  1. Прежде всего, необходимо привлечение внимания ребенка к нужному слову и выделение его из контекста.
  2. Уточнение значения данного слова.
  3. Организация речевой практики, когда слово употребляется в различных высказываниях, в ответах на вопросы.

Сказочный учитель-Жираф предлагает ученику-Лисенку выполнить интересные задачи. Ребенок видит доску на которой изображен синий лист с вырезанным силуэтом геометрической фигуры. Происходит знакомство лисенка с формами (круг, квадрат, треугольник). Ребенку в процессе игры к силуэту необходимо подобрать фигуру.

Взрослый в самом начале игры просит произнести названия геометрических фигур, обращая внимания малыша, что в названиях всех предъявленных фигур присутствует звук (Р) который нужно четко произносить.

Взрослый уточняет значение слов (форма, геометрическая форма, силуэт). Можно предложить образец устного ответа, предваряющий работу с мышкой компьютера. Например, я вижу силуэт квадрата, поэтому  нажимаю на квадрат. Я узнаю силуэт круга (треугольника, многоугольника и т.д.), поэтому правильный ответ круг (треугольник, квадрат т.д).

Задачи компьютерной игры «Жираф» состоят из 9 эпизодов. К каждому эпизоду можно предложить различные речевые задания:

1.  Измени слово так, чтобы оно обозначало много предметов.

        Образец:  Круг -кружков; треугольник-треугольников; квадрат - квадратов и т.д.

2. Назови предметы большие и маленькие.

Образец: Квадрат-квадратик, треугольник - треугольничек  т.д

3.Ответь на вопросы: Что ты видишь? (треугольник); С кем мы познакомились, играя в игры? (лисенком, жирафом); Какую фигуру ты подбираешь к силуэту? (к квадратному силуэту подбираю квадрат).

Вопросы для ребенка могут строиться так, чтобы отработать в речи наиболее распространенные падежные конструкции (Винительный прямого объекта; творительный совместности и орудия, дательный косвенного объекта; родительный части и принадлежности; предложный мысли, чувства, речи и места). К словам нужно ставить как смысловые вопросы, так и формально грамматические, что позволит ребенку не только правильно установить связь слов в предложении, но и выявить лексико-семантические отношения между членами предложения.

Педагог может разнообразить формы и методы работы в зависимости от характера материала, речевой возможности ребенка и цели игрового упражнении компьютерной игры. Однако постоянное внимание к развитию произносительной стороны речи, связной речи ребенка необходимо уделять раскрытию простейших причинно-следственных связей слов в предложении, помогающих ребенку осознать предложение как грамматическое целое. Например: Нужно выбрать треугольник, потому что он подходит к силуэту; Силуэт похож на пятиугольную звездочку, а не на семиугольную звездочку; Нужно выбрать фигуру похожую на бабочку, потому, что силуэт тоже похож на бабочку и т.д.

Детские компьютерные игры могут не только обучить ребенка, но и выявить у него скрытые проблемы. Специализированная компьютерная программа     « Мир за твоим окном» создана специально для старших дошкольников и младших школьников с нарушениями слуха, речи, задержкой психического развития. Программа делает видимыми скрытые проблемы в развитии ребенка, что позволяет определить для него пути коррекции с опорой на сохранные компенсаторные возможности. Компьютерная программа «Мир за твоим окном» удостоена Премии Правительства Российской Федерации в области образования. Она может быть полезна родителям детей нуждающихся в особой помощи в процессе обучения.

Компьютерные специальные игры помогают  коррекции различных анализаторов, в том числе и речевого анализатора.

Занимаясь на компьютере с дошкольником, имеющим нарушение зрения необходимо соблюдать санитарно- гигиенические нормы:

-В дошкольных учреждениях продолжительность занятий с использованием развивающих компьютерных игровых программ для детей 5 лет не должна превышать 7 минут и для детей 6 лет- 10 минут.

-Компьютерные игровые занятия в дошкольных учреждениях следует проводить не чаще двух раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности детей:  во вторник, в среду и четверг. После занятий следует проводить зрительную гимнастику для глаз.

- Не допускается проводить занятия с ПЭВМ и ВДТ в дошкольных учреждениях за счет времени, отведенного для сна, дневных прогулок и других оздоровительных мероприятий.

Для дошкольников имеющих нарушение зрения необходим особый режим использования компьютера, который определяет лечащий врач-офтальмолог ГОУ.

Играя в компьютерные игры можно организовать речевую деятельность ребенка и создать условия обучения, в которых ему становится необходимо и интересно рассказывать о том, что он сделал. У педагога или взрослого  играющего с ребенком в компьютерные игры,  появляется возможность оценить успехи и ошибки и в зависимости от результата продумать ход дальнейшей коррекционной работы.

                                                                                                                                                                                         

                                                       

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Играя вместе с мамой, развиваем речь.

Уважаемые родители! В эти игры Вы можете играть с ребёнком в любое свободное время: на прогулке, по дороге из детского сада, во время приготовления ужина....

Доклад для родителей "Играя с пальчиками, мы развиваем речь"

Развитая мелкая моторика означает сформированность пальцев рук и осуществлению графических и механических операций-...

Семейный клуб : «В гостях у сказки». Тема: «Играем с пальчиками и развиваем речь».

Семейный  клуб : «В гостях у сказки».             Тема: «Играем с пальчиками и развиваем речь»....

РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ. ТЕМА: «ИГРЫ, ИГРУШКИ, КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ».

        Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребенка есть потребность в Игре, и её н...

Играем с пальчиками и развиваем речь

Материал содержит игры и упражнения для кистей и пальцев рук...

Памятка для родителей «Играйте в компьютерные игры. Это увлекательно и интересно»

Памятка для родителей «Играйте в компьютерные игры. Это увлекательно и интересно»...

Обогащенная игра в центрах развития. "Нет" - компьютерным играм. "Да" - развивающим играм.

Сообщение из опыта работы по оснащению центров развития  в подготовительной группе ДОУ....