Развитие мелкой моторики.
статья по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему
В данной статье даны рекомендации по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 14.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики рук, как средство развитие речи дошкольников.
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего и полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
С развитием мелкой моторики тесно связано развитие речи. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Организуя работу по развитию ручной моторики у дошкольников, следует учитывать их возрастные особенности. Так при работе с возрастом от 2 до 3 лет - важным этапом в развитии психики ребенка - рекомендовано использовать игры на развитие хватания, соотносящих движений, подражание движениям рук, развитие движений пальцев, кистей рук.
Работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук рекомендуется проводить во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминуток, в свободное время и после сна - по 2-3 минуты. Таким образом, пальчиковой гимнастикой каждый ребенок занимается по 7-10 минут в день. Упражнения необходимо подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.
Для пальчиковой гимнастики с детьми раннего возраста используются игры: "Сорока - сорока", "Ладушки - ладушки", "Этот пальчик - бабушка", "Этот пальчик хочет спать", "Сидит белка на тележке", "Пальчики у нас попляшут; с детьми третьего года жизни - "Скачет зайка косой", "Моя семья", "Дружные ребята", "Коза рогатая", "Мы капусту рубим", "Ладушки - ладошки", "На дворе мороз и ветер", "Бабушкины ладошки", "Хомка, хомка, хомячок" и другие.
Для развития мелкой моторики рук детей важно научить также приемам самомассажа рук. Он оказывает действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов проводящих путей . В данных упражнениях используется традиционные для массажа движения: разминание, распределение, надавливание, пощипывание, потягивание за кончики пальцев. Для, более эффективного, самомассажа кисти используются грецкий орех, мячик-ежик, прищепки, су-джок. Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Массаж выполняется одной рукой, другая рука придерживает массируемую конечность. Продолжительность массажа 3-5 минут; проводится несколько раз в день. Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди.
После выполнения самомассажа следуют упражнения, направленные на развитие тактильных ощущений кинетического компонента двигательного акта и упражнения, способствующие развитию динамической координации движений пальцев рук. Необходимо уделять особое внимание упражнениям на отработку силы пальцев и кисти рук, упражнениям - играм на расслабление, на переключение позы, на ритмическую организацию движений, специальным упражнениям с речевым сопровождением, играм-манипуляциям, играм-потешкам.
Также в работе используются упражнения - игры с различными предметами (палочками, песком, крупой, бусинками, нитками, шнуровками и т.д.). Во время проведения игр с предметами особенно хорошо развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки и пальцев, т.е. развивается ручная умелость .
Формированию навыков мелкой моторики способствуют проводимые занятия по лепке, рисованию.
На занятиях в качестве элемента двигательной активности и средства переключения на другой вид деятельности выступают физкультминутки, которые можно проводить в сочетании движений с речью детей. Использование физкультминуток с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта.
Таким образом, для полноценного развития речи детей дошкольного возраста необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности; работу по развитию тонкой моторики следует проводить в системе различных видов занятий; в процессе обучения и развития - формировать положительную мотивацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики.Влияние мелкой моторики рук на развитие ребенка
Развитие мелкой моторики Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/21/picture-55728-1453366437.jpg)
Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/10/picture-665461-1441912362.jpg)
Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.
Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/18/picture-853140-1479481862.jpg)
Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики.
Я работаю по программе для детей с ОНР, содержание которой построено на основе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада №20. Свою педагогическую д...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/22/picture-202760-1679480634.jpg)
Методическая разработка. Мелкая моторика рук детей дошкольного возраста. Как развитие мелкой моторики влияет на развитие речи детей
Как известно, стимулятором речевого развития и развития мозговой деятельности выступает воздействие на мелкие мышцы рук. Учеными отечественной и зарубежной психологии доказано, что мелкая моторика и р...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/21/picture-1242698-1587466073.jpg)
Этапы развития мелкой моторики. Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей
Влияет ли развитие мелкой моторики рук на развитие речи у дошкольников? Каковы этапы развития мелкой моторики?...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/30/picture-1052779-1543571805.jpg)
Мелкая моторика. Приемы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.
Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное м...