Рекомендации по развитию мелкой моторики
консультация по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему
Доказано, что специальная работа по формированию мелкой моторики пальцев рук благотворно влияет на процесс развития речи. Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что на кистях рук имеются точки и зоны, которые связаны с различными зонами головного мозга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук « тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
um_na_konchikah_paltsev.doc | 28 КБ |
Предварительный просмотр:
Ум на кончиках пальцев
Рекомендации по развитию мелкой моторики
Это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается малыш. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке. Отсюда информация постоянно передается в мозг ребенка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов. Только после всестороннего обследования предметов, складывается целостное представление об их свойствах и качествах.
Доказано, что специальная работа по формированию мелкой моторики пальцев рук благотворно влияет на процесс развития речи. Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что на кистях рук имеются точки и зоны, которые связаны с различными зонами головного мозга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук « тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность.
Однако даже если речь ребенка в норме – это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы – невыполнимая задача, значит и ваш ребенок не исключение. К сожалению, о проблемах с координацией движений и тонкой моторики большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходиться еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Постоянная тренировка движений пальцев рук повышает внимание, развивает память, слух и зрение.
В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Для развития мелких мышц руки очень полезна пальчиковая гимнастика.
Ритм и рифма в пальчиковых играх вызывают интерес ребенка, легко запоминаются, надолго оставаясь в памяти. Помимо развития мелкой моторики, это еще и радость от общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимает, когда она трогает его ладошку, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.
Так что, уважаемые родители, уделяйте несколько минут в день на пальчиковые игры с детьми, это приятное и полезное занятие.
Пальчиковая гимнастика является одним из методов подготовки дошкольников к обучению письму.
2. Игры и игровые приемы.
Шнуровки: продаются готовые (деревянные и пластмассовые) в форме пуговиц, башмаков, домиков, животных и т.п. Можно вырезать такие же фигурки из картона или другого плотного материала, проделать по контуру дырочки. С помощью обычного шнурка ребенок с удовольствием зашнурует игрушечную обувь и др.
Забавные картинки: на листе картона равномерно распределите слой пластилина. Предложите ребенку горошинами или другой крупой выложить различные картинки: цветы, море (кораблик и волны), аквариум (рыбки) и т.п.
«Обведи по контуру»: обводить трафареты, изображающие различные предметы, заштриховать, вырезать. «Вышей»: по контуру вышивать на картоне простое предметное изображение.
«Накорми Цыпа и Цып-Цыпа»: Цып любит пшено, а Цып-цып - рис (рис и пшено смешивают в одну небольшую кучку). Ребенок в процессе игры разбирает крупу на 2 кучки и кладет соответствующую крупу перед «цыплятами».
Соленое тесто: вместо пластилина для лепки можно использовать тесто.
Рецепт соленого теста для лепки: 1 стакан муки, 0,5 стакана соли, немного воды. Можно добавить пищевой краситель.
Готовые изделия, высыхая, застывают. Их можно использовать для игры. Слепите вместе с ребенком овощи, фрукты, хлеб, посуду и т.д.
Развитию моторики пальцев рук хорошо способствуют различные виды мозаик.
Все эти игры развивают не только пальцы и речь, но и формируют пространственно-образное мышление, чувственное восприятие, творческую фантазию и логику ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по развитию мелкой моторики
В данной методической рекомендации представлена система работы по развитию мелкой моторики. Развитие мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук, имеет боль...
Методические рекомендации по развитию мелкой моторики рук, развитие речи.
Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребёнка, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребёнка....
Рекомендации по развитию мелкой моторики.
Консультация для родителей: «Рекомендации по развитию мелкой моторики»...
Рекомендации по развитию мелкой моторики рук
В статье предлагаются игры, пальчиковая гимнастика, инсценировки для включения в занятия и физкультминутки. Предложенные упражнения стимулируют также развитие внимания, речи, памяти, пространственного...
Рекомендации родителям « Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития».
Материал о том, как можно эффективнее развивать мелкую моторику у современных дошкольников с задержкой психического развития....
Рекомендации родителям. Развитие мелкой моторики как основы речевого развития
В данном разделе размещен материал по развитию мелкой моторики рук...