Консультация для педагогов "Возможности народной игрушки в коррекционно -развивающем процессе"
консультация по коррекционной педагогике на тему
История возникновения народной игрушки. Как преподнести народную игрушку детям с речевой патологией? Какие психофизиологические компоненты корректируются у детей с речевой патологией в процессе игр с народной игрушкой? Дидактические игры с народными игрушками. Специфика проведения игр с народной игрушкой для детей с ограниченными возможностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Роль народной игрушки для детей с речевой патологией | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 7 компенсирующего вида для детей с ЗПР
Консультация для педагогов
«Возможности народной игрушки в коррекционно-развивающем процессе».
Подготовила : Беломытцева Л.С.
Февраль 2018 г.
Содержание
1. | История возникновения народной игрушки. | 3 |
2. | Как преподнести народную игрушку детям с речевой патологией? | 5 |
3. | Какие психофизиологические компоненты корректируются у детей с речевой патологией в процессе игр с народной игрушкой? | 6 |
4. | Какие дидактические игры можно проводить с народными игрушками? | 6 |
5. | Специфика проведения игр с народной игрушкой для детей с ограниченными возможностями. | 7 |
6. | Список использованной литературы: | 9 |
1.История возникновения народной игрушки.
В далекие времена славяне делали глиняные и деревянные игрушки. Глиняные почти не дошли до нас. Такие археологические находки - большая редкость. В старой Ладоге археологи обнаружили детские мечи с красивыми рукоятками, украшенные резьбой. При раскопках древнего Новгорода среди бытовых вещей были найдены игрушки X-XV веков: лодочки, шары, погремушки, кони, птицы. Все они невелики по размеру, их формы условны, а порой и едва намечены ножом, и несмотря на это фигурки полны значительности, в них повторено то, что выверено веками в коллективном труде и творчестве. Это свидетельствует о высокой культуре жителей древнего Новгорода, а также о том, что деревянная игрушка издавна бытовала на Руси.
Люди немного знают об игрушках русского средневековья. В литературных источниках сохранились любопытные сведения о том, что игрушка и «разные детские потехи» покупались у торговых людей в Москве, в Потешном и Пряничном рядах, изготовляли их мастера оружейной палаты. Игрушки были разные: «резали» «потешных лошадок», деревянных кукол в «полном тогдашнем наряде». А вот какие разнообразные игрушки куплены в Москве детям Петра I уже в 18 веке: три коровы, два коня, два оленя, четыре барана, две пары лебедей, два петуха, утка с утятами, город с солдатами. Есть предположения что эти «потешные» товары выполняли народные мастера - труженики Подмосковья. Самих же игрушек того времени сохранилось очень мало. И только народные игрушки 19-20 вв. предстают перед нами во всем многообразии типов и художественных форм, во всей значительности воспитательной роли, храня живое дыхание традиции. Особенно важную жизненную функцию несла игрушка в деревенской среде, в крестьянском быту. С ее помощью передавалось мастерство по наследству, а с ним - традиции нравственной культуры.
Игрушечные промыслы возникали в разное время и в разных исторических условиях. В каждом таком очаге постепенно складывалась школа мастерства и опыта, вырабатывался свой стиль. У мастеров игрушечников разных промыслов были свои секреты мастерства, определенные способы и приемы технического и художественного исполнения игрушек. Профессиональное мастерство складывалось в художественные школы, поэтому так легко отличить деревянные игрушки из окрестностей Нижнего Новгорода, подмосковных промыслов, деревянные игрушки Владимирской и Новгородской губернии. Что ни промысел, то свои формы, оригинальное украшение поливой, росписью, свои мотивы орнаментов и цветосочетаний - все это придавало игрушке особенный внешний облик. Хотя темы и сюжеты чаще были одинаковы и близки, их претворение в материале происходило везде по-разному, но вместе они представляют русскую игрушку, как многообразное и яркое явление народного творчества.
Традиции мастеров-игрушечников развивались, отвечая требованиям времени. Народные мастера промыслов, где действовал дух коллективного соревнования, были творцами, создавая новые, согласно традициям. Игрушка шла на рынок, и покупали ее не только крестьяне, но и население города. Пестрые рыночные вкусы необходимо было учитывать кустарям-игрушечникам. В результате промысловая игрушка заметно отличалась от той деревенской игрушки, которая бытовала в своей местности. Назначение и содержание приобрели иной характер, она утратила прежний символический смысл, превратилась в предмет массового изготовления, больше отвечала эстетической функции, т.к. она должна была привлечь внимание. Мастера старались поярче раскрасить, оживить игрушку эффектом движения и звука, разнообразить ее деталями, вводили новые темы и сюжеты, делали разные сложные комплекты, тематические наборы, «обучающие» игрушки, каких и вовсе не знала наша деревня.
В 19-20 вв. активно развивались промыслы деревянной игрушки. Они тоже возникали там, где давно работали мастера по дереву: плотники, резчики, токари и т.д. и здесь были свои приемы технической и художественной обработки дерева, поэтому деревянные игрушки разных промыслов разнообразны.
Архангельские, новгородские, вологодские мастера сохранили в своих игрушках характер цельнорубленых изделий. Особой выразительностью отличались кадниковские и кирилловские кони-каталки. В этих игрушках древнего типа чувствуется большой профессиональный опыт. Неслучайно, именно в Вологодской губернии в 1899 году была открыта Тотемская Петровская ремесленная школа, первая в России школа игрушечного производства.
Разные факторы влияли на промысел. Там, где ощущалась нехватка древесины, техника производства становилась более экономной, а с появлением гвоздей, клея, инструментов стали мастерить сборные по конструкции игрушки.
Замечательные игрушки мастерили крестьяне Владимирской губернии. Игрушки простой, топорной работы так сочно расписаны, что краски как будто застыли в узорах лепестковых розеток на красных, желтых, оранжевых юбках барынь. Куклы с высокими кокошниками, всадники-каталки, конские упряжки с извозчиками, каретами, разные птицы соединяют в себе живые приметы русской жизни и ее традиции.
Самобытны деревянные игрушки Нижнего Новгорода. Особенно славились игрушкой мастера под Городцом, где с 17 века жили мастера по дереву. Многие в 19 веке стали заниматься изготовлением и росписью игрушки - «городецкой топорщины». Игрушки получались простыми и выразительными, кони, запряжки раскрашивали в яркие красные, малиновые, лиловые или черные цвета.
Многообразна и федосеевская игрушка: кони, каталки на палочке, кукольная мебель, а также технические игрушки: колесные пароходы, сани, новинки городского транспорта.
Семеновские мастера широко известны своими матрешками. Разъемную игрушку стали делать в 1920 года в деревне Мериново, житель которой стал изготавливать матрешек по примеру загорской игрушки, которую приобрели на ярмарке в Н.Новгороде.
Разные промыслы действовали в Московской губернии. В деревнях Звенигородского уезда и в больших селах подольского уезда - Бабенки, Вороново с середины 19 века начало активно развиваться производство токарной игрушки: разборной пирамидки и погремушки, вкладные яйца, чашки, бочата, шары, бирюльки.
В 19 веке сергиево-посадкий промысел стал крупнейшим в России кустарно-массовым производством игрушки. Как предполагают историки, уже в 16 веке Сергиевские кустари изготовляли резную игрушку. По приданию мастер по прозвищу Татыга вырезал куклу из липы и продал ее для украшения в лавку купца, что торговал у стен монастыря. Скоро на куклу нашелся покупатель, и торговец сделал мастеру заказ на резные деревянные куклы. Тот набрал учеников из посадских детей и начался здесь «потешный» промысел. В прошлом столетии самыми известными были «дамы» и «гусары», «всадники», «монахи», «солдатики». В настоящее время изобилие тематики, цвета, формы загорских игрушек поражает воображение людей.
Многим хорошо знакома Богородская игрушка из белой неокрашенной липы. Красота и ценность этих изделий становится еще понятнее, когда видишь мастеров за работой, слышишь их рассказы. С детства они учились владеть ножом, каждый кустарь резал свою игрушку: кто-зверье, кто-тройки, кто-коней. И весь этот товар возили в Сергиев Посад, продавали прямо у стен монастыря, откуда богородские «потехи» увозились в разные концы страны, или отдавали за бесценок частным предпринимателям. Сегодня среди их изделий не только современные образцы, но и традиционные, типичные богородские игрушки.
Особенно интересны игрушки с движением: на планках, с балансом, с кнопкой, на спиральных проволочках. Эти незамысловатые, но всегда остроумные по конструкции приспособления делают игрушку живой и выразительной. Игрушка «кузнецы» стала символическим знаком богородского промысла: в четком ритме двигается мужик с медведем, «куры на кругу», где заложена идея ритма. С большим мастерством и добрым юмором сделана богородская игрушка. Это чудесное превращение куска дерева в художественное произведение несет в себе опыт многих поколений богородских резчиков.
В 20 веке успешно развивалось художественное производство в селе Полховский Майдан Горьковской области: матрешки, погремушки, птички-свистульки, каталки на палочке, грибы-копилки, пирамидки, шкатулки, яйца. Мотивов росписи не так много, для каждого изделия свой узор: ветка с цветами, птичками, травы, река, берег, дом, березы, зорька, небо. Это настоящее, живое народное творчество наших дней, ремесло, доведенное до подлинно народного искусства.
2. Как преподнести народную игрушку детям с речевой патологией?
Вариантов знакомства детей с народной игрушкой может быть много. Можно познакомить детей с игрушками, используя сюрпризный момент, например, в гости к детям приходит Буратино (или другой персонаж) с набором деревянных игрушек.
Можно переодеться воспитателю в мастера-игрушечника, предложить детям послушать его рассказ об истории народной игрушки, как ее делали раньше и как сейчас, кто этим занимается. Рассказ сопровождается показом разнообразных по теме игрушек, форме, цвету, способов изготовления и росписи.
Интересным для детей будет использование коротких стихов, которые дети выучат заранее о предметах-игрушках. Дети по очереди рассказывают их, воспитатель предлагает ребенку взять соответствующую его стихотворению игрушку.
Аналогично используются загадки. Воспитатель (или другой персонаж) загадывает загадки о разных предметах, дети отгадывают и выбирают соответствующую игрушку.
Организовать можно и выставку деревянных игрушек, рассмотреть их, послушать рассказ об их изготовлении, росписи готовых (с использованием иллюстраций). Предложить выбрать каждому игрушку, организовать игры с ними.
Можно организовать вернисаж (магазин) деревянных игрушек, рассмотреть их, послушать рассказ продавца об их истории и т.д. Предложить детям купить игрушку, рассказав о ней, не называя ее названия.
3.Какие психофизиологические компоненты корректируются у детей с речевой патологией в процессе игр с народной игрушкой?
Игра для детей с речевой патологией направлена на всесторонне развитие личности, интеллекта и коррекции речевых нарушений. Использование народной игрушки с такими детьми положительно влияет на развитие психофизиологических компонентов у детей. Прежде всего, развивается мелкая и общая моторика, происходит активизация точек руки, плеча при работе с массажером и использование массажных шариков, прокатывание их в ладони вправо и влево.
Развивается сенсорная функция, познавательная деятельность, народные игрушки способствует формированию новых способов познавательной деятельности, мышления, процессов в памяти, внимания, развитию словесно-логического мышления. Смягчают психофизические нарушения, развивают тактильную память, фонематическое восприятие улучшают распределение внимания. Помогают овладению анализа и синтеза, способствует улучшению зрительно-двигательных координации, релаксации, работе в системе «глаз -рука», тренирует мышцы, упражняют в умении контролировать нажим пальцев.
4.Какие дидактические игры можно проводить с народными
игрушками?
Дидактические игры:
- «Поставь грибок к елочке», «Расставь по порядку» (различение предметов по высоте).
- « На каком по счёту месте стоит матрешка (волчок и т.д.) - на закрепление порядкового счета.
- «Что изменилось», «Чего не стало» (развития внимания памяти). «Чем похожи, чем отличаются» (учить сравнивать по форме, размеру, цвету, способам действия).
- «Найди такой же», «Угадай на ощупь» (упражнять различение предметов на ощупь).
- «Подбери крышку» (различение цвета, размеры, формы).
- «Угадай, что звучит», «Кто как кричит», «Угадай по звуку» (развивать слуховое внимание, различать неречевые звуки).
- «Кто где живет» (классификация домашних и диких животных, птиц).
- «Назови семью» (название взрослых животных и их детенышей).
- «Назови времена года по порядку» (аналогично дни недели, месяцы. Игры с вкладными игрушками на ориентировку во времени).
- «Кто больше назовет признаков своей игрушки» (упражнять в подборе прилагател ь ны х).
- «Пришей пуговицу», «Зашнуруй башмак» (развитие моторики, глазомера).
- «Возьми игрушку, в названии которой есть названный звук» (выделение определенного звука в слове).
- «Назови игрушку, в названии, которого один, два, три слога», (определение количества слогов в слове).
- «Придумай предложение из двух, трех, четырех слов, с заданной игрушкой или игрушками» (составление предложений).
- «Назови ласково» (упражнение в словообразовании).
- «Составь схему слова с помощью разноцветных тарелочек, пуговиц» (составление звуко-слоговой схемы слов).
Игры соревновательного характера:
«У кого дольше крутиться волчок», «Кто быстрее пришьет пуговицу» (соберет пирамидку, елочку), «Кто быстрее разберет и соберет матрешку», «Попади в цель», «Кто больше наберет бирюлек».
5. Специфика проведения игр с народной игрушкой для детей с ограниченными возможностями.
Игровая деятельность у детей с ограниченными возможностями имеет свои особенности. Они вытекают из детского речевого дефекта. У таких детей ограничен словарь, наблюдается частичное или полное отсутствие грамматических форм, нарушение темпа речи, ее плавности. Все это влияет на содержание игры и игровое поведение детей.
В первые дни посещения ребенком группы, его следует включать в игровую деятельность. Роль воспитателя заключается в непосредственном участии и руководстве игрой. Хорошо использовать работу в паре (взрослый ребенок), затем по мере накопления игровых умений и адаптации в детском коллективе -ребенок-ребенок, мальчик-девочка, ребенок-родители. В таком случае формируется эмоциональный настрой, исчезают неврозы, легче усваивается материал, т.к. ребенку интересно.
На первом этапе воспитатель привлекает ребенка к предмету-игрушке, затем обращает внимание на его признаки и уже после этого - на положение предметов в пространстве. В начале используются игрушки, потом и игрушки, и их аналоги картинки.
Воспитатель объясняет правила в процессе игры, формирует умение слышать речь, правильно выполнять инструкцию взрослых, т.к. без обучения игры не возникнет.
Начинать играть следует с простых игровых приемов: «Найди такой же», «Найди такого же цвета», «Собери башенку (пирамидку)», «Заведи волчка» и т.д. Постепенно усложняется и сюжет, и правила игры: «Чудесный мешочек», «Где живет животное», «Пришей пуговицу» и т.д. При выборе игр следует ориентироваться на речевые возможности ребенка. Используется различные игровые приемы на установление контакта, другим словом должна быть мотивация (яркие шнурки, силуэты разных персонажей). Дети должны научиться понимать речь, назначение предмета, совершать определенные действия с ним, ориентироваться в размерах:«поставь грибок под елочку», «поставь матрешек по росту», «сложи тарелки»,«подбери крышку». Можно использовать в играх вкладные шары, грибочки, применяя разные принципы захвата (щепотью, пальцами за бока), кувшинчики по типу матрешек, ложки («покорми куклу», «угадай по описанию», «угадай, что в бочонке»). В таких играх дети учатся вслушиваться в речь взрослого, выполнять указания, различать предметы по цвету, форме, размеру, упражняются в росписи, учатся использовать предлоги, различать неречевые звуки, развивается слуховое внимание детей. Хорошо развивает коммуникативные функции детей, игра соревновательного характера: «кто быстрее зашнурует башмак», «кто быстрее соберет матрешку», «разбери и собери пирамидку», «пересыпь горох» и т.д.
В игре с народной игрушкой важно дать представление детям о действиях с предметами, о том, как они выполняются («покажи то, о чем я скажу», «чьи детки», «кому, что нужно для работы»).
Для детей с заиканием важно подбирать игры на развитие речевого выдоха, плавности речи, спокойного поведения.
При проведении подвижных игр воспитателю следует учитывать то, что эти игры должны сопровождаться речью, выбирать тексты для игр на определенные звуки, а каждая игра должна начинаться с беседы. Для детей с нарушением речи подбираются игры простые по содержанию с несложными движениями. Главная задача - научить ребенка четко связывать слово и движение. При этом важно чтобы взрослый показывал действие и называл его: «У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Краски». У заикающихся детей следует обращать внимание на плавность, ритмичность движений.
В творческих играх воспитатель также является руководителем игры, в противном случае игра малоактивна в речевом плане. Сюжетные игры, игры-драматизации с использованием фигурок персонажей организуются тогда, когда есть речь детей. Творчество детей заключается в самостоятельном изображении персонажей, правильном обыгрывании сюжетов и роли, подготовке декораций, дети должны говорить языком героев, а иногда речь должна быть заучена.
Для неговорящих детей важно накопить определенный запас слов, овладеть определенными игровыми действиями в максимально реальной обстановке, пользоваться предметами заместителями. Для этого воспитателю следует уделять внимание предварительной работе (беседы, рассматривание иллюстраций, изготовление атрибутов).
Все игры должны быть направлены на исправление речевых дефектов, коррекцию психических процессов, формирование личностных качеств и поведения, закладывание положительных взаимоотношений между детьми, и взрослыми. Следует развивать в игре умение играть вместе, согласовывая свои интересы с общими, помогать друг другу, радоваться общим успехам, вырабатывать положительные черты характера.
Список использованной литературы:
- Клиентов А.Е. Народные промыслы. - Белый город,2015-48 стр., илл.
2. Ковычева Е.И. Народная игрушка.- ООО «Гуманитарный издательский центр Владос», 2010-17 стр., илл.
3. Лусс Т,В, Самодельные игрушки и куклы –пособия для коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения.- ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления». Кафедра дефектологии,
2013-88 стр.,илл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возможности народной игрушки в коррекционно - развивающем процессе
детям о народной игрушке...
Проблемы и пути совершенствования воспитательно- образовательного и коррекционно- развивающего процессов в ДОУ(на примере организации физкультурно- оздоровительной работы с детьми)
Целостная система управления качеством коррекционной и общеразвивающей работы в дошкольном учреждении компенсирующего вида строится с учетом актуальных и потенциальных возможностей ребенка...
Консультация на тему: «Игровые здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающем процессе ДОУ»
Использование в работе приёмов здоровьесберегающих технологий, способствует: комплексному развитию всех компонентов устной речи: звуковой культуры речи, словаря, грамматического строя; связной речи; с...
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ПРОЦЕССЕ. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ В КОРРЕКЦИОННЫХ ГРУППАХ
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ПРОЦЕССЕ. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ В КОРРЕКЦИОННЫХ ГРУППАХ ...
Консультация "Развитие межполушарного взаимодействия в коррекционно-развивающем процессе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, посредством использования балансировочной доски Бильгоу"
Материал, представленный в консультации, адресован, в первую очередь специалистам коррекционного профиля. Внимание! Есть противопоказания в использованни доски Бильгоу....
Консультация «Роль дидактической игры в коррекционно-развивающем процессе»
Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна ...
Проект «Су-джок терапия в коррекционно-развивающем процессе старших дошкольников».«Су-джок терапия в коррекционно-развивающем процессе старших дошкольников».
Проект:Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда:«Су-джок терапия в коррекционно-развивающем процессе старших дошкольников»....