Синдром дефицита внимания и гиперактивности
консультация по коррекционной педагогике на тему

Лыткина Валентина Алексеевна

Трудных детей не бывает. Это мы делаем их трудными.      (Т.П. Хризман)

            Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)? СДВГ - это одна из форм проявления минимальной мозговой дисфункции (ММД), то есть очень легкая недостаточность мозга, которая проявляется в дефиците определенных структур и в нарушении созревания более высших структур мозговой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sindrom_defitsita_vnimaniya_i_giperaktivnosti.docx16.03 КБ

Предварительный просмотр:

Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Уважаемые родители!

         Из консультации вы узнаете о синдроме дефицита внимания и гиперактивности. Чем характеризуется и как его определить.                                                                      Трудных детей не бывает. Это мы делаем их трудными.                                                                                                  (Т.П. Хризман)

         Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)? СДВГ - это одна из форм проявления минимальной мозговой дисфункции (ММД), то есть очень легкая недостаточность мозга, которая проявляется в дефиците определенных структур и в нарушении созревания более высших структур мозговой деятельности. На психофизическом уровне развития гиперактивность можно сравнить со строящимся зданием. Причем связано оно с индивидуальным созреванием ребенка. Каждый новый построенный этаж выполняет функции всего мозга.

 Первый уровень (нижний этаж) обеспечивает, прежде всего, энергетику и чисто телесные функции – статику, напряжение мышц, дыхание, пищеварение, иммунитет, сердцебиение, эндокринную систему. Здесь формируются базовые инстинкты выживания. При недоразвитии этих структур ребенок не понимает, чего хочет, почему плохо и т.д. Созревание идет от зачатия до 2-3 лет.

Далее формируется второй этаж (от 3 до 7-8 лет) который обеспечивает связь нашего организма с внешним миром через органы чувств. Он отвечает за прием, переработку и хранение инфармации (зрительной, слуховой, вестибулярной и киностетической, вкус и запах, а также всех когнитивных процессов: память, внимание, речь и т.д.). Если этот уровень нарушен, то ребенок не понимает, почему не может что-либо, «не видит», «не слышит».

Третий этаж формируется (от 8 до 12-15 лет) и он является руководителем нашего произвольного поведения, словестного мышления. Это центр контроля реализации программ, социального поведения.

         В основе СДВГ лежит нарушение коры и подкорковых структур и характеризуется триадой признаков: гиперактивность, дефицит внимания, импульсивность. Ребенок с СДВГ неугомонный, невнимательный, непослушный, импульсивный, доставляет множество хлопот.

         Гиперактивность, или черезмерная двигательная расторможенность, является проявлением утомления. Утомление у ребенка идет не так, как у взрослого, который контролирует это состояние и вовремя отдыхает. У ребенка она проявляется в виде перевозбуждения и слабом контроле своих действий.

         Дефицит активного внимания – неспособность удерживать внимание на чем-либо в течении определенного отрезка времени. Это произвольное внимание. Для него нужна мотивация, понимание необходимости сосредоточиться.

         Импульсивность – неспособность затормозить свои непосредственные побуждения. Такие дети часто действуют, не подумав, не умеют подчиниться правилам, ждать. У них часто меняется настроение.

         К подростковому возрасту повышенная двигательная активность в большинстве случаев исчезает, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются. По статистике у 70% подростков и у 50% взрослых.

Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. При этом мозг ребенка продуктивно работает 5-15 минут в зависимости от возраста ребенка, а затем 3-7 минут накапливает энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок «выпадает» из общего ритма работы и не слышит педагога, не может совершить какое-либо действие и не помнит об этом. Чтобы оставаться в сознании, таким детям нужно постоянно держать свой вестибулярный аппарат в активности – вертеть головой, двигаться, крутиться. Если голова и тело ребенка будут неподвижны, то у такого ребенка снижается уровень активности мозга. Если в семье равные, спокойные отношения, то гиперактивность может не проявляться. Но попадая в школу, где много внешних раздражителей, ребенок начинает демонстрировать весь набор признаков СДВГ.

         У детей с гиперактивностью наблюдается слабая моторная координация, характеризующаяся неловкими беспорядочными движениями. Для них характерна постоянная внешняя болтовня, которая бывает при несформированности внутренней речи, контролирующей социальное поведение.

Среди таких детей могу быть и одаренные, обладающие неординарными способностями. Гиперактивные дети могут иметь хороший общий интеллект, но развивать его в полной мере мешают нарушения развития.

Дефицит внимания может быть установлен при наличии 6 из описанных ниже симптомов.,  Ребенок имеет дефицит внимания, если он:

 - не обращает внимания на детали и допускает ошибки в работе;

- с трудом поддерживает внимание в работе и игре;

- не слушает, что ему говорят; - не в состоянии следовать инструкциям;      - не может организовать игру или деятельность; - имеет сложности в выполнении заданий, требующих длительной концентрации внимания; - часто теряет вещи; - часто и легко отвлекается; - бывает забывчив.

         Гиперактивность определяется при наличии 5 из перечисленных симптомов. Ребенок гиперактивен, если он:

- совершает суетливые движения руками и ногами;

- часто вскакивает со своего места;

- гиперподвижен в ситуациях, когда гиперподвижность неприемлема; - не может играть в «тихие» игры;

 - всегда находится в движении; - очень много говорит.

         Ребенок импульсивен (т.е. не способен остановиться и подумать, прежде чем заговорить ил совершить действия), если он:

- отвечает на вопрос, не слушая его;

- не может дождаться своей очереди;

- вмешивается в разговор и игры других.

 

Литература:

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. А.Л. Сиротюк. - М., 2003.                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СДВГ - синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

Здесь вы найдете ответ на вопрос что такое сдвг....

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (СДВГ). - основные проявления.

синдром  дефицита  внимания и гиперактивность у детей....

СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) советы по выявлению и дальнейшей коррекции данного нарушения у школьников.

В статье представлены указания и рекомендации по выявлению данного синдрома и его дальнейшей успешной коррекции...

Консультация для родителей"Синдром дефицита внимания и гиперактивность у детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей".

Синдром дефицита внимания и гиперактивность у детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей....

Гиперактивные дети (Синдром дефицита внимания с гиперактивностью)

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) также называют гиперактивностью.Нет простого решения, как обращаться с гиперактивным ребенком  дома. В конечном счете, эффективность любого воз...

Советы родителям гиперактивного ребенка. Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный? Давайте разграничим эти понятия.

Активный ребенок:- Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но если его заинтересовать - может и книжку с мамой почитать, и тот же ...

Советы родителям гиперактивного ребенка Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный?

Активный ребенок:- Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но, если его заинтересовать - может и книжку с мамой почитать, и тот же...